Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 24 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.

ПАТЕРИКИ

ТРОИЦКІЙ ПАТЕРИКЪ.
Сказанія о святыхъ угодникахъ Божіихъ, подъ благодатнымъ водительствомъ преподобнаго Сергія въ его Троицкой и другихъ обителяхъ подвигомъ просіявшихъ.

Мѣсяцъ Іюль.
День двадцать пятый.

Преподобный Макарій, игуменъ Желтоводскій и Унженскій.

Родители искали сына своего повсюду, тосковали и плакали неутѣшно. Спустя три года отецъ, случайно узнавъ отъ одного изъ печерскихъ иноковъ о мѣстопребываніи сына, пришелъ въ обитель и со слезами умолялъ архимандрита показать ему любимаго сына-инока. Діонисій вошелъ въ келью и сказалъ Макарію: «отецъ твой хочетъ видѣть тебя». Но Макарій отвѣчалъ: «отецъ мнѣ Господь Богъ мой, а послѣ Господа отецъ мнѣ ты, учитель мой!» Родитель Макарія, стоя у окна келліи и слыша голосъ сына, съ радостію и со слезами сказалъ: «сынъ мой, покажи лице твое мнѣ, отцу твоему!» Макарій отвѣчалъ родителю: «невозможно намъ видѣться здѣсь, ибо Господь говоритъ въ Евангеліи: кто любитъ отца или матерь больше Меня, тотъ недостоинъ Меня. Иди съ миромъ домой. Ради любви твоей я не хочу лишиться любви Господа моего». Родитель сталъ плакать и говорить: «развѣ я не радуюсь о спасеніи твоемъ? Желаю видѣть лице твое и немного побесѣдовать съ тобой!» Но юный инокъ не тронулся слезными просьбами родителя. Тогда родитель сказалъ: «о сынъ мой! Хотя протяни изъ оконца руку свою!» Макарій подалъ руку свою, утоляя слезы родителя. Схвативъ руку сына, родитель облобызалъ ее и сказалъ: «сладкій сынъ мой, спасай душу свою и о насъ молись Господу, да и мы будемъ спасены твоими молитвами!» Родитель ушелъ домой и разсказалъ супругѣ своей о сынѣ. Они радовались и славили Господа.

Живя въ обители, преподобный Макарій подвизался со всѣмъ усердіемъ. Постъ его былъ строже другихъ; онъ принималъ пищу, лишь бы не умереть отъ голода; хотя всегда ходилъ въ трапезу вмѣстѣ оъ другими, и вкушалъ пищу со страхомъ Божіимъ. При такой жизни братія стали отличать его вниманіемъ. Это было тяжело для смиренной его души; пламенно желая безмолвія, онъ рѣшился удалиться въ пустыню.

Тайно оставивъ обитель Печерскую, Макарій пришелъ на рѣку Лухъ; полюбивъ мѣсто при впадающей въ нее рѣчкѣ Добрицѣ, поставилъ себѣ хижину и сталъ жить одинъ съ Господомъ. Мало-по-малу стали собираться къ нему ревнители благочестія и оставались при немъ жить. По времени образовался монастырь, съ храмомъ въ честь Богоявленія Господня. Устроивъ обитель, преподобный опять сталъ искать безмолвія и назначивъ для братіи игумена, тайно удалился. Переходя изъ пустыни въ пустыню, пришелъ онъ сначала на большое озеро, которое прозвалось отъ него Макаріевымъ, а потомъ на другое озеро — Желтое, что на лѣвомъ берегу Волги. Здѣсь выкопалъ онъ себѣ пещеру и въ ней сталъ подвизаться, по прежнему, въ постѣ и молитвѣ. Узнали и здѣсь великаго подвижника и не только вѣрующіе, но и чтители лжепророка Магомета и язычники, съ благоговѣйнымъ удивленіемъ, смотрѣли на строгую жизнь отшельника, недоумѣвая, откуда столько силы для такой трудной жизни, какую велъ Макарій. Они приносили ему то хлѣбъ, то медъ, то другія потребности жизни. Онъ принималъ съ благодарностію, но не для себя, а для тѣхъ, кто приходилъ къ нему, съ желаніемъ слушать наставленія его. Когда собралось къ нему довольное число братіи пустыннолюбивой, онъ построилъ (въ 1435 году) храмъ во имя Пресвятыя Троицы и принялъ посвященіе въ игумена новой обители. Для всѣхъ служилъ онъ примѣромъ труда и смиренія, и самъ готовилъ пищу для братіи. — Любовь и смиреніе его привлекали къ нему не только вѣрующихъ, но и чувашъ, черемисъ и мордву; обходясь съ ними ласково, передавалъ онъ сердцамъ ихъ истины святой вѣры Христовой, и многіе изъ нихъ крестились по убѣжденію преподобнаго. Предъ самыми вратами обители находилось озеро, называвшееся потомъ святымъ; здѣсь преподобный крестилъ язычниковъ и магометанъ.

Въ 1439 году ханъ Улу-Махметъ, утвердясь въ Казани, оталъ подвигать свою власть къ предѣламъ Россіи. Сынъ его Мамотякъ напалъ на Нижній и его окрестности. Толпы хищныхъ татаръ, какъ волны, разлились по селеніямъ русскимъ и опустошали ихъ. Онѣ неожиданно нахлынули и на обитель Макаріеву, раззорили ее, избили иноковъ, а самого Макарія увели въ плѣнъ. Когда Улу-Махметъ увидѣлъ Макарія, то, узнавъ высокую жизнь его и благотворительную любовь, изъявилъ негодованіе на своихъ грабителей: «если дѣйствительно таковъ человѣкъ этотъ, то зачѣмъ же вы наложили на него руки? Или не знаете, что за оскорбленіе такихъ кроткихъ людей прогнѣвается Богъ, Который единъ — и у нихъ, и у насъ?!» И съ честію отпустилъ онъ на свободу не только самого Макарія, но по просьбѣ его и множество русскихъ плѣнниковъ съ женами и дѣтьми. Но съ Макарія взято при томъ слово — не жить больше на Желтой водѣ. «Эта земля, — говорилъ хищный татаринъ, — принадлежитъ намъ». Макарій выпросилъ себѣ еще дозволеніе погребсти избіенныхъ братій въ раззоренной обители. «Вотъ Божій человѣкъ, — сказалъ ханъ, — онъ заботится не только о живыхъ, но и о мертвыхъ». Оплакавъ пострадавшихъ братій, преподобный убѣдилъ вышедшихъ съ нимъ изъ плѣна не селиться на прежнихъ мѣстахъ, — иначе татары предадутъ ихъ злой смерти. Всѣ согласились итти въ Галичскую сторону, за 240 верстъ и, помолясь Богу, отправились лѣсами и мѣстами топкими. Путь былъ тяжелый и край тотъ пустынный. На дорогѣ не стало у нихъ хлѣба, голодъ началъ терзать непривычныхъ къ посту. Преподобный Макарій сталъ молиться и вотъ нашли они завязшаго въ узкомъ мѣстѣ лося. Это было во время поста апостольскаго, за три дня до праздника. Путники просили у Макарія дозволенія утолить голодъ лосемъ. Онъ не благословилъ имъ нарушить постъ и убѣждалъ потерпѣть до праздника святыхъ Апостоловъ Петра и Павла. «Повѣрьте, братіе, — прибавилъ старецъ, — лось будетъ въ вашихъ рукахъ, когда придетъ время разрѣшить постъ; потерпите еще три дня, — Господь сохранитъ жизнь вашу». — Путники послушались преподобнаго и, надрѣзавъ ухо лосю, отпустили его, а преподобный молилъ Господа, чтобы Онъ укрѣпилъ слабыхъ товарищей его. По милости Всемогущаго даже малые дѣти остались живы, пробывъ безъ пищи до праздника Апостоловъ. Въ праздникъ Макарій, отойдя въ сторону отъ прочихъ, приклонилъ колѣна и воздавъ благодареніе Творцу, молилъ Его пропитать голодныхъ спутниковъ его. И вотъ неожиданно явился тотъ самый лось, котораго пустили на свободу за три дня предъ тѣмъ. Его поймали и святой старецъ съ радостію благословилъ его для трапезы. «Надѣйтесь же, друзья мои, на Господа, — прибавилъ онъ, — Онъ не оставитъ насъ и впредь». И точно, послѣ того — то попадался имъ лось, то безъ труда ловили оленя и такъ благополучно дошли до Унжи.

Унжа — старинный русскій городъ, въ предѣлахъ Галичскихъ, но вблизи его еще мало было селъ и вовсе не было иноческихъ обителей, когда явился здѣсь Макарій. Спутники Макарія разсказали жителямъ Унжи, кто таковъ Макарій, какъ онъ избавилъ ихъ отъ плѣна и какъ чудесно прокормилъ въ дорогѣ. И унжане приняли Макарія какъ ангела Божія. — Но преподобный спѣшилъ отыскать себѣ безмолвное мѣсто; ему указали въ 15 верстахъ отъ города, на берегу озера, мѣсто, окруженное лѣсомъ, ровное и красивое; онъ поставилъ здѣсь крестъ, построилъ келью и поселился. Это было въ 1439 году. Продолжая подвижническую жизнь свою, преподобный прославился даромъ исцѣленій: дѣвушку слѣпую и бѣсноватую осѣнилъ онъ съ молитвою крестнымъ знаменіемъ, и та стала видѣть и исцѣлилась отъ бѣснованія. Въ полугорѣ, не вдали отъ своей кельи, молитвою извелъ онъ воду и эта вода исцѣляла больныхъ.

На пятомъ году поселенія своего на Унжѣ, на 95 году своей жизни и на 80-мъ году монашества преподобный Макарій приблизился къ кончинѣ. Онъ заболѣлъ въ городѣ Унжѣ и заповѣдалъ похоронить свое тѣло въ его пустынѣ. По преставленіи угодника Божія благоуханіе разлилось въ воздухѣ. Жители, съ благоговѣніемъ исполняя волю преподобнаго, понесли святое тѣло его въ пустыню и на дорогѣ многіе больные получили здравіе отъ мощей его. Блаженная кончина его послѣдовала 25 іюля 1444 года.

Вскорѣ послѣ кончины преподобнаго поселились въ его пустыни любители пустынной жизни, — воздвигли надъ гробомъ его храмъ и завели монашеское общежитіе. Въ 1522 году густые толпы татаръ окружили Унжу и трое сутокъ осаждали слабый городъ, но не могли взять его, устрашаемые видѣніемъ грознаго черноризца. Въ четвертый день они бросили огонь въ городъ и городъ загорѣлся. Народъ въ ужасѣ повторялъ одно: «святый Макарій! помоги намъ!» И неожиданно полился дождь, пожаръ былъ залитъ; а татары въ ужасѣ бросились бѣжать изъ города. Достойные видѣли въ это время преподобнаго на облакахъ, заливающаго пожаръ. Плѣнные татары говорили, что имъ видѣлся старецъ на конѣ, въ иноческой одеждѣ, вторгнувшійся въ ихъ полки и метавшій въ нихъ стрѣлы. Въ то же время отдѣльный отрядъ татаръ изъ 300 человѣкъ хозяйничалъ въ Макаріевой пустыни: враги хотѣли оборвать раку, обитую серебромъ, но внезапно ослѣпли. Это навело ужасъ на всѣхъ; бросились бѣжать, причемъ многіе потонули въ озерѣ Унжѣ.

Въ то же время была захвачена татарами одна женщина, собою красивая, но строго цѣломудренная. Три дня отъ невыразимой скорби она ничего не ѣла и не спала, умоляя преподобнаго Макарія объ избавленіи ея отъ грѣха и плѣна. На четвертую ночь заснула она и видитъ — у головы ея стоитъ благолѣпный старецъ и говоритъ: «не скорби; я — Макарій Желтоводскій; встань и иди за мною». Она вскочила, нашла себя развязанною и уже на яву видитъ предъ собою старца того вида, въ какомъ писали преподобнаго на иконѣ. Она пошла за нимъ вслѣдъ и когда стало свѣтать, старецъ сталъ невидимъ, а она очутилась невдали отъ Унжи.

Воевода Иванъ Выродковъ сильно страдалъ отъ ранъ, полученныхъ въ стычкѣ съ татарами; между тѣмъ, по распоряженію Великаго Князя надлежало ему снова итти противъ татаръ вмѣстѣ съ воеводою Заболоцкимъ; какъ ни уговаривали его другіе — не утруждать себя походомъ, онъ приказалъ везти себя въ повозкѣ; на дорогѣ завезли его въ обитель Макарія. Здѣсь онъ мысленно молилъ преподобнаго о помощи и, увидавъ сосудъ съ водою, попросилъ напиться; къ изумленію иноковъ, онъ пилъ очень много. «Откуда берутъ эту воду?» спросилъ онъ. «Изъ колодезя, вырытаго преподобнымъ Макаріемъ», отвѣчали иноки. «Въ жизнь мою не пилъ я ничего слаще этой воды», сказалъ больной, и вслѣдъ за тѣмъ почувствовалъ себя совершенно исцѣленнымъ.

Въ 1532 году молитвами преподобнаго Макарія спасся отъ татаръ городъ Солигаличъ и благодарные жители устроили въ соборномъ храмѣ придѣлъ въ честь его. Во время польскаго погрома жители Юрьевца, Нижняго и Суздаля испытали въ разныхъ видахъ дивную защиту угодника Божія отъ нечестивыхъ ляховъ. Самъ Царь Михаилъ далъ тогда обѣтъ итти на поклоненіе преподобному, если отецъ его Филаретъ освободится изъ плѣна польскаго, что и исполнилъ.

Житель города Унжи, преданный пьянству, часто во время не трезвости жестоко билъ жену свою Елену, которая, не въ силахъ будучи болѣе переносить его жестокости, рѣшилась было утопиться въ колодезѣ; но какъ она была благочестива и имѣла особенную вѣру къ угоднику Божію, поставляя всегда въ день его памяти трапезу для нищихъ, то и не далъ ей погубить душу свою преподобный. Уже она подошла къ колодцу, но внезапно увидѣла при немъ старца инока и въ ужасѣ отступила. Онъ сказалъ ей: «отойди отъ кладезя и не дерзай исполнить злаго умысла своего, чтобы не постигли тебя горькія муки въ вѣчной жизни; я Макарій Желтоводскій, пришедшій избавить тебя отъ потопленія и вѣчной смерти». Смятенная бросилась она къ ногамъ старца; но когда поднялась отъ земли, уже не видала его предъ собою и съ миромъ возвратилась въ домъ свой. Опамятовался мужъ ея и оставилъ нетрезвую жизнь.

Мѣстное почитаніе памяти преподобнаго Макарія началось вскорѣ послѣ преставленія великаго чудотворца. При патріархѣ Филаретѣ, въ 1619 году отправленные на мѣсто слѣдователи нашли, что по свидѣтельству стороннихъ людей разныхъ больныхъ исцѣлено преподобнымъ болѣе 50 человѣкъ, изъ нихъ иные были больны по 20 лѣтъ, другіе по 12 или 10 лѣтъ. Тогда же имя сего угодника Божія внесено въ святцы и назначено повсемѣстное празднованіе памяти его 25 іюля.

Первая обитель его, на рѣкѣ Лухъ, давно уже не существуетъ. На мѣстѣ ея стоитъ Троицкая церковь при слободѣ Рѣшмѣ. — Вторая обитель, Желтоводская, возобновлена въ 1620 году муромскимъ уроженцемъ монахомъ Аврааміемъ, который при озерѣ Желтоводскомъ поставилъ себѣ хижину, и благочестіемъ своимъ привлекъ къ себѣ тружениковъ; по благословенію патріарха Филарета, основалъ монастырь, извѣстный подъ именемъ Желтоводскаго Макаріева (въ Нижегородской губерніи), прославившійся ярмаркою, которая послѣ переведена въ Нижній-Новгородъ. — Прибой рѣки Волги, омывавшій постепенно монастырскій берегъ, грозилъ опасностью разрушить монастырскія зданія, а потому въ 1868 году обитель упразднена. Въ 1882 году, въ оставшихся зданіяхъ, учреждена женская община, которая въ 1883 году переименована въ общежительный монастырь. — Третій мона-стырь — Макаріевъ-Унженскій-Троицкій, Костромской губерніи, близъ города Макарьева. Въ соборѣ во имя святыя Троицы, построенномъ въ 1669 году святымъ игуменомъ Митрофаномъ (потомъ епископомъ Воронежскимъ) покоятся въ богатой ракѣ мощи преподобнаго Макарія; тутъ же находится келейная его икона Смоленской Божіей Матери. Позади монастыря на полугорѣ, сохранился въ часовнѣ колодезь, ископанный самимъ угодникомъ Божіимъ.

Источникъ: Троицкій патерикъ или сказанія о святыхъ угодникахъ Божіихъ, подъ благодатнымъ водительствомъ преподобнаго Сергія въ его Троицкой и другихъ обителяхъ подвигомъ просіявшихъ. — Изданіе Свято-Троицкой Сергіевой Лавры. — Свято-Троицкая Сергіева Лавра: Собственная Типографія, 1896. — С. 346-354.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0