Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 21 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.

ПАТЕРИКИ

Кіево-Печерскій патерикъ.

Собор Киево-Печерских преподобных отцовКіево-Печерскій патерикъ  (греч. πατερικόν — отечникъ, т. е. книга объ отцахъ) — собраніе краткихъ, исполненныхъ чудесъ, повѣстей о подвижникахъ Печерскаго монастыря и о самомъ монастырѣ. Въ основу патерика положены повѣсти епископа Владимірскаго Симона и монаха Печерскаго монастыря Поликарпа. Четырнадцать сказаній Симона написаны въ формѣ посланія къ Поликарпу. Девять изъ нихъ повѣствуютъ о чудотворцахъ Печерскихъ и пять о чудесахъ, сопровождавшихъ построеніе главной Печерской церкви. Собраніе сказаній Симона по его же разсказамъ дополнилъ Поликарпъ, написавшій одиннадцать повѣстей также въ формѣ посланія къ архимандриту Печерскому Акиндину. Къ этимъ основнымъ частямъ патерика присоединены впослѣдствіи вмѣстѣ съ нѣкоторыми позднѣйшими статьями и произведенія болѣе ранняго времени: поставленное во главѣ патерика житіе преп. Ѳеодосія, написанное Несторомъ, и сказанія, «что ради прозвася Печерскій монастырь» и о первыхъ черноризцахъ Печерскихъ, взятыя изъ Начальной лѣтописи и приписанныя въ патерикѣ тому же Нестору... Многочисленность дошедшихъ до насъ списковъ Печерскаго патерика свидѣтельствуетъ, что онъ былъ любимою книгою нашихъ предковъ.

Кіево-Печерскій патерикъ.

КІЕВО-ПЕЧЕРСКІЙ ПАТЕРИКЪ.
Полное собраніе житій святыхъ въ Кіево-Печерской Лаврѣ подвизавшихся.
(Переводъ Е. Поселянина.)

Житіе преподобнаго отца нашего Поликарпа, архимандрита Печерскаго.
(24 Іюля).

Онъ написалъ житія святыхъ и преп. отцовъ нашихъ Печерскихъ, переданныя блаж. епископомъ Симономъ и помѣщенныя во второй части этого Патерика.


Если впослѣдствіи блаженный Поликарпъ и удалился тѣломъ отъ отца и наставника своего Симона, когда отъ его каѳедры возвратился снова въ свой Печерскій монастырь — но добродѣтелями онъ былъ недалеко отъ того святого мужа, ибо, вкоренивъ глубоко въ сердце и прежнія поученія его, старался хранить и возращать ихъ въ себѣ. И святый Симонъ опять не переставалъ и здѣсь поучать его, посѣщая его посланіями своими, исполненными боговдохновенныхъ наставленій и многихъ примѣровъ добродѣтелей Печерскихъ святыхъ.

Имѣя эти посланія всегда предъ глазами своими, блаженный Поликарпъ вписывалъ на скрижаляхъ сердца своего всѣ слова отеческія, прочитывалъ ихъ умомъ, исполнялъ же дѣломъ; итакъ, подвизаясь жестоко, возвысился въ добродѣтеляхъ.

Когда же блаженный Акиндинъ, архимандритъ Печерскій, богоугодно и мудро пасшій стадо Христово, достигъ глубокой старости и, по долговременныхъ трудахъ, преселился къ Господу на вѣчный покой, тогда въ богоизбранномъ ликѣ святыхъ братій не было другого старѣйшаго и искуснѣйшаго въ иноческихъ подвигахъ, какъ Поликарпъ. Потому этого святого, какъ достойнаго и способнаго держать кормило начальствованія святой великой Лавры Богородицы и преп. отцовъ нашихъ Антонія и Ѳеодосія Печерскихъ — единогласно и единодушно весь полкъ добрыхъ воиновъ Христовыхъ избралъ себѣ предводителемъ и наставникомъ, при великомъ князѣ Кіевскомъ Ростиславѣ Мстиславичѣ, при митрополитѣ Іоаннѣ, третьемъ этого имени, который былъ третій послѣ митр. Клима, — освященнаго главою св. Климента.

Принявъ начальство во святой великой Печерской Лаврѣ — блаж. Поликарпъ усердно старался сохранить всѣ уставы монастырскіе, переданные преп. Ѳеодосіемъ, не прибавляя ничего чуждаго. И явился онъ искуснымъ наставникомъ ко спасенію, такимъ именно истовымъ, какого требовала та чудотворная Лавра, которая имъ красовалась. Вездѣ проходила слава о благочиніи ея, при управленіи блаж. Поликарпа. И многіе изъ благородныхъ и державныхъ князей, пользуясь его совѣтами, были возбуждаемы имъ ко многимъ добродѣтелямъ, такъ что оставляли знаменитые престолы, чтобы сожительствовать съ нимъ. Такой извѣстный случай былъ съ упомянутымъ выше приснопамятнымъ княземъ Кіевскимъ Ростиславомъ Мстиславичемъ. Этотъ христолюбецъ, много получая духовной пользы отъ добродѣтелей этого святого, пріучилъ себя къ такой добродѣтели: въ святой великій постъ всякую субботу и воскресеніе онъ сажалъ у себя за обѣдомъ двѣнадцать Печерскихъ черноризцевъ, тринадцатымъ же — архимандрита св. Поликарпа и, напитавъ ихъ, отпускалъ одаренными. Самъ онъ еженедѣльно пріобщался Божественныхъ Таинъ, обливая лицо свое слезами, со многими стонами и сердечнами воздыханіями, такъ что всѣ, видящіе его въ такомъ умиленіи, не могли удержаться отъ слезъ. Когда же кончался уже святый великій постъ — тогда тотъ же христолюбивый князь въ Лазареву субботу созывалъ всѣхъ святыхъ Печерскихъ и святолѣпныхъ старцевъ, просіявшихъ постомъ, и, достойно угостивъ всѣхъ и подавъ милостыню, отпускалъ съ честію. Также и ото всѣхъ монастырей сзывалъ онъ и угощалъ братію, но особенно заботился онъ о братіи Печерской. Онъ очень любилъ добродѣтельную жизнь какъ ихъ самихъ — такъ, въ особенности, блаженнаго наставника ихъ Поликарпа, во всемъ подражавшаго самимъ первоначальнымъ наставникамъ, Антонію и Ѳеодосію Печерскимъ. Поэтому часто просилъ онъ этого святого принять его инокомъ въ свой монастырь; но св. Поликарпъ говорилъ ему: «Князь благочестивый, Богъ повелѣлъ вамъ жить такъ: творить правду, судить праведнымъ судомъ и неизмѣнно стоять въ крестномъ цѣлованіи». Князь же Ростиславъ отвѣчалъ ему: «Отче святый, княженіе въ этомъ мірѣ не можетъ быть безъ грѣха и уже измучило и изнурило меня своими вседневными печалями; хотѣлъ бы я хоть немного въ старости моей послужить Богу и поревновать такимъ князьямъ и царямъ, которые, пройдя узкій и прискорбный путь, получили Царство небесное. Слышалъ я о желаніи великаго въ царяхъ Константина, уже съ небесъ явившагося одному изъ старцевъ и сказавшаго: «Если-бъ я зналъ, какую великую честь получаетъ чинъ иноческій, что огненными крылами они невозбранно возлетаютъ къ престолу Владыки, — я снялъ бы съ себя вѣнецъ и багряницу царскую и облекся бы въ иноческія одежды». Услышавъ это, блаж. Поликарпъ сказалъ: «Христолюбивый князь, если желаешь этого отъ сердца — то да будетъ воля Божія». Однако князь не успѣлъ выполнить своего желанія; но, что во истину имѣлъ онъ сердечное къ тому желаніе, побуждаемый добродѣтелями этого святого, доказалъ онъ такъ.

Когда разболѣлся онъ въ Смоленскѣ и приказалъ везти себя въ Кіевъ, сестра его Рогнѣда, видя сильное изнеможеніе брата, — умоляла его: «Останься здѣсь въ Смоленскѣ, и мы положимъ тебя здѣсь въ созданной нами церкви». Онъ же отвѣчалъ ей: «Не дѣлайте этого; но если у меня и нѣтъ силъ, чтобъ везли меня въ Кіевъ, и если Богъ возьметъ меня на пути, пусть положатъ тѣло мое въ церкви, воздвигнутой отцомъ моимъ, — въ монастырѣ святого Ѳеодора. Если же Богъ избавитъ меня отъ этой болѣзни и подастъ мнѣ здравіе, то я обѣщаюсь быть инокомъ въ Печерскомъ святомъ монастырѣ при блаж. Поликарпѣ». Когда болѣзнь развилась въ немъ еще сильнѣе, и уже онъ былъ при смерти, онъ сказалъ іерею Симеону, своему духовному отцу: «Ты воздашь отвѣтъ Богу за то, что воспрепятствовалъ мнѣ постричься отъ святого того мужа въ Печерскомъ монастырѣ, ибо я истинно желалъ того, — и да не вмѣнитъ мнѣ Господь во грѣхъ,что не исполнилъ я обѣта» — и такъ принялъ онъ блаженную кончину.

Начало и причина столь великихъ добродѣтелей этого приснопамятнаго князя — былъ примѣръ подвижническаго житія и боговдохновенной бесѣды преп. отца нашего Поликарпа, достойно начальствовавшаго при княженіи его въ святой чудотворной лаврѣ Печерской. Не только братію, но и мірскихъ христоименитыхъ людей преподобный привлекалъ добрыми дѣлами къ подражанію себѣ, наставлялъ на путь покаянія и спасенія и такъ благостно велъ Богомъ врученную ему паству.

Онъ пожилъ довольно лѣтъ и въ глубокой старости преставился Господу, въ годъ отъ созданія міра 6690, отъ Рождества Христова 1182, мѣсяца Іюля въ 24 день, въ праздникъ святыхъ страстотерпцевъ князей Россійскихъ Бориса и Глѣба. И, опрятавши тѣло его, погребли съ честью со святыми отцами.

По смерти его было смятеніе въ монастырѣ; послѣ этого старца не могли избрать себѣ игумена. Ибо хотя изъ блаженныхъ бывшихъ тогда старцевъ многіе были достойны такого сана, но ни одинъ не хотѣлъ принять его изъ-за смиренія и безмолвія, считая лучшимъ для себя быть въ повиновеніи и прилежать безмолвію, чтобъ то сокровище добродѣтелей, которое пріобрѣли многимъ трудомъ, — не расточить тѣми заботами и смущеніями, которыя обыкновенно встрѣчаютъ начальствующіе. И была великая скорбь на братіи, туга и печаль, потому что не подобало столь великому стаду ни одного часа быть безъ пастыря. Во вторникъ ударили въ било, и вся братія собралась въ церковь и стали молиться о нуждѣ своей — къ Богу, Пресвятой Богородицѣ и преп. отцамъ Антонію и Ѳеодосію, призывая въ помощь доблестнаго подвижника, наставника своего, новопреставленнаго блаж. Поликарпа, и прося его, чтобъ явилъ, угоденъ ли Богу — чрезъ то, что вымолитъ у Него для нихъ указаніе на строителя взамѣнъ себя. И случилось дивное дѣло — что многими устами всѣ сказали вмѣстѣ: «Пойдемъ къ Василію, благословенному іерею на Щековицу, пусть онъ будетъ намъ игуменъ и правитъ иноческимъ чиномъ Печерскаго монаетыря». И придя, всѣ поклонились Василію пресвитеру и сказали: «Мы, вся братія, иночествующая въ Печерскомъ монастырѣ, кланяемся тебѣ и хотимъ имѣть тебя отцомъ и игуменомъ себѣ». Іерей же Василій въ великомъ изумленіи палъ и поклонился имъ до земли, и сказалъ: «Отцы святые, я держалъ въ сердцѣ лишь иночество; зачѣмъ же вы имѣли въ виду мою худость для игуменства». И долго отговаривался онъ, пока, уступивъ прилежнымъ ихъ просьбамъ, не далъ имъ обѣщанія. Они же, взявъ его, пошли съ нимъ въ монастырь.

Въ пятницу пришелъ для постриженія этого Богомъ избраннаго Василія — преосвященный митрополитъ Кіевскій Никифоръ и боголюбивые епископы — Лаврентій Туровскій и Николай Полоцкій, и всѣ честные игумены, и постригъ его преосвященный митрополитъ Никифоръ своею рукою, и сталъ онъ наставникъ и пастырь добрый инокамъ Печерского монастыря послѣ блаженнаго Поликарпа. Съ помощью молитвъ его и подражая житію его, — онъ былъ для всѣхъ образцомъ всѣхъ добродѣтелей, въ славу и честь небесному Наставнику и Начальнику пастырей Господу Богу и Спасу нашему Іисусу Христу. Ему со безначальнымъ Его Отцемъ и съ пресвятымъ, благимъ и животворящимъ Духомъ — подобаетъ отъ всей твари непрестанное славословіе и поклоненіе нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Источникъ: Кіево-Печерскій патерикъ. Полное собраніе житій святыхъ въ Кіево-Печерской Лаврѣ подвизавшихся. (Составленъ тремя печерскими святыми: Несторомъ, лѣтописцемъ Печерскимъ, Симономъ, епископомъ Владимірскимъ и Суздальскимъ, и Поликарпомъ, архимандритомъ Печерскимъ.) — Изданіе второе, въ новомъ полномъ переводѣ Е. Поселянина. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1900. — С. 378-385.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0