Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - пятница, 26 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.

ПАТЕРИКИ

Кіево-Печерскій патерикъ.

Собор Киево-Печерских преподобных отцовКіево-Печерскій патерикъ  (греч. πατερικόν — отечникъ, т. е. книга объ отцахъ) — собраніе краткихъ, исполненныхъ чудесъ, повѣстей о подвижникахъ Печерскаго монастыря и о самомъ монастырѣ. Въ основу патерика положены повѣсти епископа Владимірскаго Симона и монаха Печерскаго монастыря Поликарпа. Четырнадцать сказаній Симона написаны въ формѣ посланія къ Поликарпу. Девять изъ нихъ повѣствуютъ о чудотворцахъ Печерскихъ и пять о чудесахъ, сопровождавшихъ построеніе главной Печерской церкви. Собраніе сказаній Симона по его же разсказамъ дополнилъ Поликарпъ, написавшій одиннадцать повѣстей также въ формѣ посланія къ архимандриту Печерскому Акиндину. Къ этимъ основнымъ частямъ патерика присоединены впослѣдствіи вмѣстѣ съ нѣкоторыми позднѣйшими статьями и произведенія болѣе ранняго времени: поставленное во главѣ патерика житіе преп. Ѳеодосія, написанное Несторомъ, и сказанія, «что ради прозвася Печерскій монастырь» и о первыхъ черноризцахъ Печерскихъ, взятыя изъ Начальной лѣтописи и приписанныя въ патерикѣ тому же Нестору... Многочисленность дошедшихъ до насъ списковъ Печерскаго патерика свидѣтельствуетъ, что онъ былъ любимою книгою нашихъ предковъ.

Кіево-Печерскій патерикъ.

КІЕВО-ПЕЧЕРСКІЙ ПАТЕРИКЪ.
Полное собраніе житій святыхъ въ Кіево-Печерской Лаврѣ подвизавшихся.
(Переводъ Е. Поселянина.)

Житіе преподобнаго отца нашего Симона, епископа Владимірcкаго и Суздальcкаго.
(10 мая).

Онъ описалъ чудеса преп. Антонія, окованіе раки преп. Ѳеодосія и сказанія о святой Печерской Церкви, помѣщенныя въ первой части этого Патерика, также разсказалъ всѣ житія, записанныя св. Поликарпомъ, находящіяся во второй части; наконецъ, самъ написалъ житія нѣкоторыхъ преподобныхъ, съ наставленіемъ къ Поликарпу, которыя заключены въ третьей части.


Блаженный Симонъ, видя, что принялъ святый иноческій образъ въ святомъ Печерскомъ монастырѣ, украшенномъ святыми отцами, какъ мысленными звѣздами, луною и солнцемъ, сталъ читать житія прежде бывшихъ и угодившихъ Богу Печерскихъ святыхъ, умножившихся, какъ звѣзды, и старался самъ во всемъ исполнить ихъ добродѣтели. Онъ съ любовью вспоминалъ дѣла перваго строителя, преп. Ѳеодосія, за которымъ, какъ за луною, слѣдовало множество звѣздъ и самъ подражалъ нравамъ его. Онъ тщательно размышлялъ о подвигахъ св. первоначальника Антонія, свѣтозарнаго солнца, просвѣтившаго всѣхъ солнцемъ добрыхъ дѣлъ своихъ, и на его равноангельный путь устремлялся самъ. Отъ другихъ преподобныхъ, умноженныхъ какъ звѣзды, служащія лунѣ и солнцу — научился смиренному послушанію; отъ Ѳеодосія — луны, свѣтящей со звѣздами и свѣтящей ярче всѣхъ звѣздъ, онъ пріобрѣлъ великое подвижничество въ соборной молитвѣ большее всѣхъ другихъ; отъ св. Антонія, какъ отъ солнца, вращающагося одинокимъ, безъ другихъ свѣтилъ, — наслѣдовалъ онъ равноангельское угожденіе Господу, наединѣ, въ безмолвіи. Итакъ, какъ настоящее зеркало, отражая въ себѣ тѣ представившіяся его взору добродѣтельныя свѣтила, — звѣзды, луну и солнце — онъ тоже показалъ собою звѣздный, лунный и солнечный свѣтъ. Поэтому какъ тотъ древній Симонъ, іерей великій, и онъ былъ по правдѣ и звѣздою утреннею, и луною въ полнолуніи, и солнцемъ, сіяющимъ надъ церковью Вышняго, и онъ трудился достойно въ святомъ Печерскомъ небоподобномъ монастырѣ, восходя, какъ звѣзда утренняя, прекрасный какъ луна, избранный какъ солнце Пресвятою Богородицею, подражая, насколько можно, и Ей самой смиреннымъ послушаніемъ, усерднымъ соборнымъ моленіемъ и уединеннымъ безмолвіемъ богомыслія.

Когда же онъ просіялъ повсюду и въ дальнія стороны свѣтомъ добрыхъ дѣлъ своихъ: въ то время престольная церковь Владимірской и Суздальской епархіи оказалась безъ архіерейскаго вѣнца. Церкви же подабаетъ украшаться вѣнцомъ звѣздотечнымъ, какъ написалъ въ откровеніи св. Іоаннъ. Не было на томъ престолѣ пастыря, какъ свѣтлаго солнца, и совершенной луны, такъ что не могла тогда та церковь похвалиться словами псалма: «Престолъ его, какъ солнце предо мною» (Псал. 88, 37) и какъ луна въ сіяніи. Въ это время изволеніемъ пастыреначальника Іисуса, вручившаго нѣкогда паству овецъ своихъ любящему его Симону Петру, этотъ блаженный Симонъ, возлюбившій Пречистую Его Богоматеръ, былъ вознесенъ на пастырскій престолъ богохранимому городу Владиміру и Суздалю. И украсился вѣнецъ той церкви свѣтомъ звѣзднымъ, престолъ же ея просвѣтился, какъ солнце и какъ совершенная луна. Тогда на этой высокой степени этотъ добрый пастырь просіялъ добрыми дѣлами еще свѣтлѣе — и какъ утренняя звѣзда, и какъ полная луна, и какъ солнце — просіялъ, просвѣщая ученіемъ, согрѣвая любовью, возрождая къ жизни благодатію Божіею. Онъ помышлялъ, что звѣзда утренняя служитъ концомъ ночи и началомъ дня и, изображая ее, всячески охранялъ своихъ овецъ отъ темныхъ дѣлъ, помраченныхъ грѣхомъ, и наставлялъ на дѣла свѣтлыя, просвѣтленныя благодатью. Онъ размышлялъ также, что солнце и луна суть два неусыпныя небесныя ока и, сохраняя престолъ свой свѣтящимся, какъ солнце и какъ совершенная луна, и изображая изъ самого себя тѣ неусыпныя небесныя очи, — бодро пасъ стадо свое.

Итакъ, со всякимъ вниманіемъ и ревностью подвизался онъ за паству, врученную ему Богомъ, и былъ искусенъ въ дѣлахъ своего званія. Но никакъ не оставлялъ онъ и трудовъ своихъ иноческихъ, всегда вспоминая и содержа въ умѣ труды и подвиги преп. отцовъ Печерскихъ и радуясь душою, что сподобился самъ принять святый ангельскій образъ и быть ихъ сожителемъ; и онъ призывалъ молитвы ихъ въ помощь себѣ и предстательствомъ ихъ, благодатію же Божіею — мудро содержалъ свой престолъ. Такъ что сбылись на немъ и прочія сравненія и именованія великаго іерея Симона, угодившаго Богу въ Ветхомъ Завѣтѣ. Кромѣ вышесказанныхъ наименованій, Сирахъ пишетъ о своемъ Симонѣ, что онъ былъ, какъ дуга небесная, какъ цвѣтъ шиповника, какъ кринъ, стебель ливанскій, какъ огонь и ладанъ ливанскій въ кадильницѣ, какъ золотой сосудъ, какъ маслина и какъ кипарисъ. Но всѣ добродѣтели пастырскія, проявленныя этими таинственными образами, исполнилъ и этотъ добрый нашъ пастырь св. Симонъ, ибо онъ заботился о храненіи среди паствы своей мира, прообразъ котораго небесная радуга; училъ на дѣлѣ терпѣнію, какъ цвѣтъ шиповника, растущій въ терніи, возращая его въ мысленномъ саду своей паствы; наставлялъ ученіемъ и примѣромъ на непорочную чистоту, какъ бы насаждая бѣлые цвѣты, и для подражанія всѣмъ соблюдалъ молитву къ Богу, умножая ее, какъ ладанъ ливанскій или кадильный, благодарилъ Бога въ скорбяхъ и тому же поучалъ свою паству, изображалъ изъ себя ливанскій ѳиміамъ, благоухающій въ огнѣ, предлагалъ золотой сосудъ любви и премудрости духовной, насаждалъ маслину милосердія къ ближнимъ и высокій кипарисъ всегдашняго помышленія о Богѣ.

И такъ какъ всѣ эти добродѣтели въ Печерскомъ монастырѣ начерталъ на скрижаляхъ своего сердца и пріучился къ нимъ отъ житій св. отцовъ — онъ возъимѣлъ великую ревность преподать и прочимъ православнымъ на пользу чрезъ описаніе жизни тѣхъ святыхъ отцовъ — въ особенности тѣ житія, которыя не были еще записаны или, съ другими книгами, были уничтожены во время нестроеній и войнъ, часто случавшихся тогда въ Россіи.

Поэтому онъ тщательно разыскивалъ, кто былъ свидѣтелемъ или до кого дошли вѣрные слухи о какомъ нибудь Печерскомъ чудѣ, и все это, какъ премудрая пчела, собиралъ вмѣстѣ и такъ (возвращаясь снова къ прежнимъ сравненіямъ) — просвѣтилъ насъ опять свѣтомъ солнечнымъ, луннымъ и звѣзднымъ. Ибо онъ написалъ намъ о чудесахъ преп. Антонія — свѣтозарнаго солнца, о чудотворномъ окованіи раки преп. Ѳеодосія, луны совершенной, и, кромѣ того, сказаніе о святой небоподобной церкви Печерской, которой престолъ воистину, какъ солнце, и какъ совершенная луна — все это, при списаніи преп. Несторомъ, помѣщено въ первой части этого Патерика. Также онъ разсказалъ для записи — преп. Поликарпу много житій древнѣйшихъ святыхъ черноризцевъ Печерскихъ, свѣтящихся какъ звѣзды, которыя всѣ помѣщены во второй части этого Патерика. Потомъ же самъ описалъ тому же Поликарпу съ Божественнымъ наставленіемъ звѣздоносныя добродѣтели и чудеса прочихъ преподобныхъ. Извѣстно же изъ писанія его, что онъ имѣлъ великую любовь и вѣру къ Пресвятой Богородицѣ и къ преп. отцамъ Антонію и Ѳеодосію Печерскимъ, такъ что ему казалось, что онъ неотлучно живетъ въ пещерѣ; потому что только тѣломъ онъ жилъ въ епархіи, душою же и умомъ всегда обиталъ съ преподобными. И поистинѣ, какъ Симонъ Петръ болѣе ревностно, чѣмъ другіе, любилъ самого Господа, — такъ и этотъ, носившій его имя святый пастырь, явился ревностно, больше другихъ, любящимъ Пресвятую Богородицу и обитель Ея Печерскую. И можно было при жизни его видѣть великое знаменіе на небѣ Печерскомъ, что Жена, Невѣста неневѣстная, Пресвятая Богородица, имѣла подъ ногами Своими не только свѣтъ лунный, но и звѣздный, и солнечный. Ибо этотъ добрый пастырь, который свѣтился добрыми дѣлами (какъ мы говорили) — и какъ звѣзда, и какъ солнце, не только какъ луна, являлъ такое смиреніе, что онъ, будучи епископомъ, писалъ въ посланіи своемъ: «О, если-бъ можно мнѣ было быть пометаемымъ въ Печерскомъ святомъ монастырѣ и попираемымъ ногами!...» — какъ подробнѣе это видно изъ его посланія.

Много потрудился этотъ добрый пастырь, насыщая овецъ своихъ не смертною какою пищею, но ведущею къ жизни — предлагая имъ житія святыхъ Печерскихъ, и жизнію своею и въ книгахъ своихъ. И, пробывъ двѣнадцать лѣтъ на пастырскомъ престолѣ, — отошелъ къ пастырямъ, сѣдящимъ на двѣнадцати престолахъ, и къ самому Начальнику пастырей Іисусу принять неувядаемый вѣнецъ заслуженной имъ славы, какъ звѣзда, луна и солнце. Честное же его тѣло, по желанію, высказанному въ посланіи ко блаженному Поликарпу и по вѣрѣ его и любви къ преподобнымъ, положено въ пещерѣ, гдѣ и донынѣ пребываетъ въ неувядаемомъ нетлѣніи, въ честь, славу и хвалу Богу, единому въ Троицѣ, Отцу и Сыну и святому Духу, нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Источникъ: Кіево-Печерскій патерикъ. Полное собраніе житій святыхъ въ Кіево-Печерской Лаврѣ подвизавшихся. (Составленъ тремя печерскими святыми: Несторомъ, лѣтописцемъ Печерскимъ, Симономъ, епископомъ Владимірскимъ и Суздальскимъ, и Поликарпомъ, архимандритомъ Печерскимъ.) — Изданіе второе, въ новомъ полномъ переводѣ Е. Поселянина. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1900. — С. 373-378.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0