Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 25 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.

ПАТЕРИКИ

Кіево-Печерскій патерикъ.

Собор Киево-Печерских преподобных отцовКіево-Печерскій патерикъ  (греч. πατερικόν — отечникъ, т. е. книга объ отцахъ) — собраніе краткихъ, исполненныхъ чудесъ, повѣстей о подвижникахъ Печерскаго монастыря и о самомъ монастырѣ. Въ основу патерика положены повѣсти епископа Владимірскаго Симона и монаха Печерскаго монастыря Поликарпа. Четырнадцать сказаній Симона написаны въ формѣ посланія къ Поликарпу. Девять изъ нихъ повѣствуютъ о чудотворцахъ Печерскихъ и пять о чудесахъ, сопровождавшихъ построеніе главной Печерской церкви. Собраніе сказаній Симона по его же разсказамъ дополнилъ Поликарпъ, написавшій одиннадцать повѣстей также въ формѣ посланія къ архимандриту Печерскому Акиндину. Къ этимъ основнымъ частямъ патерика присоединены впослѣдствіи вмѣстѣ съ нѣкоторыми позднѣйшими статьями и произведенія болѣе ранняго времени: поставленное во главѣ патерика житіе преп. Ѳеодосія, написанное Несторомъ, и сказанія, «что ради прозвася Печерскій монастырь» и о первыхъ черноризцахъ Печерскихъ, взятыя изъ Начальной лѣтописи и приписанныя въ патерикѣ тому же Нестору... Многочисленность дошедшихъ до насъ списковъ Печерскаго патерика свидѣтельствуетъ, что онъ былъ любимою книгою нашихъ предковъ.

Кіево-Печерскій патерикъ.

КІЕВО-ПЕЧЕРСКІЙ ПАТЕРИКЪ.
Полное собраніе житій святыхъ въ Кіево-Печерской Лаврѣ подвизавшихся.
(Переводъ Е. Поселянина.)

Житіе преп. отца нашего Нестора лѣтописца Россійскаго.
(27 октября).

Онъ написалъ житія святыхъ и преп. отецъ нашихъ Печерскихъ, помѣщенныхъ въ первой части этого патерика.


Такъ и въ наше послѣднее время Господь явилъ въ Россійской нашей землѣ въ святомъ Печерскомъ монастырѣ приснопамятнаго описателя, преп. отца нашего Нестора, который просвѣтилъ наши очи, принося намъ пользу и возбуждая въ насъ благодарность къ Богу тѣмъ, что написалъ намъ о началѣ и первомъ устроеніи нашего Русскаго міра, не только внѣшняго, но, больше всего, внутренняго и духовнаго. Я разумѣю подъ этимъ сказаніе объ основаніи и устройствѣ въ Россіи обители по уставу иноческаго житія, насажденнаго какъ въ раю, въ Печерскомъ святомъ монастырѣ, и о духовномъ нашемъ родоначальникѣ, преп. Антоніи и о прочихъ его послѣдователяхъ, и порожденныхъ отъ него духомъ Печерскихъ святыхъ, къ которымъ принадлежалъ и самъ достохвальный этотъ описатель. Онъ ихъ святолѣпныя житія написалъ не только тростью на хартіи, но и на непорочной душѣ своей, дѣлами равнаго имъ подвижничества. И потому вписалъ самого себя въ книги вѣчной жизни, такъ что онъ слышитъ: «Радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесахъ» (Лук. 10, 20).

Когда преп. Антоній безмолвствовалъ въ пещерѣ, а блаженный Ѳеодосій строилъ монастырь, — блаженный отецъ нашъ Несторъ пришелъ къ нимъ, желая святаго ангельскаго иноческаго образа. Ему было только семнадцать лѣтъ отъ роду.

И тогда, еще не будучи инокомъ, онъ привыкъ ко всѣмъ иноческимъ добродѣтелямъ: къ чистотѣ тѣлесной и душевной, вольной нищетѣ, глубокому смиренію, безпрекословному послушанію, строгому посту, непрестанной молитвѣ, неусыпному бдѣнію и прочимъ равно-ангельскимъ трудамъ, которыми онъ во всемъ подражалъ житію самихъ первоначальниковъ святыхъ Печерскихъ, Антонію и Ѳеодосію. И отъ этой святой двоицы онъ въ цвѣтущей своей юности принималъ съ любовью всякую заповѣдь, какъ дитя молоко отъ сосцовъ, и какъ жаждущій олень воду изъ двухъ источниковъ, текущихъ посреди горъ въ пещерахъ.

Въ писаніяхъ своихъ онъ показываетъ, что имѣлъ великую любовь къ тѣмъ преподобнымъ основателямъ — не словомъ или языкомъ, но дѣломъ и истиною» (Іоан. 3, 18) и что онъ горячо прославлялъ Бога устами и душой своей, видя свѣтлыя добрыя дѣла тѣхъ двухъ великихъ свѣтилъ русскаго неба.

Послѣ же честной предъ Господомъ смерти тѣхъ преподобныхъ отцовъ блаженный отецъ нашъ Несторъ не только умеръ для міра дѣлами мірскими, — что сдѣлалъ онъ еще прежде, проходя искусъ, — но и мірскимъ образомъ, и принялъ святый ангельскій иноческій образъ отъ преп. Стефана, игумена Печерскаго, потомъ имъ же былъ возведенъ на степень діакона.

И тогда, видя на себѣ двойной санъ, иноческій и діаконскій, — день ото дня усугублялъ добродѣтели свои, умерщвляя всѣ плотскія страсти и творя всякую истину, чтобъ не быть плотскимъ, но духовнымъ человѣкомъ, истиннымъ рабомъ и поклонникомъ Божіимъ, зная хорошо слова Самого Господа: «Богъ есть духъ; и поклоняющіеся Ему должны покланяться въ духѣ и истинѣ» (Іоан. 4, 24).

Духа непріязни, въ которомъ нѣтъ истины, непоклоняющагося Господу, онъ побѣждалъ — какъ то можно судить по писанію его — больше всего неизреченнымъ смиреніемъ, ибо всюду, смиряя себя, называетъ себя недостойнымъ, грубымъ, невѣждою, исполненнымъ множества грѣховъ.

Когда же, по внушенію Божію, братія положила совѣтъ — ископать честныя мощи преп. Ѳеодосія и принести ихъ изъ пещеры во святую Богомъ зданную Печерскую церковь, тогда въ этомъ послушаніи первымъ былъ блаженный Несторъ. И съ великою вѣрою и мольбою потрудившись надъ копаніемъ всю ночь, ископалъ святому Печерскому монастырю многоцѣнный этотъ бисеръ, честныя мощи преп. Ѳеодосія, и изнесъ ихъ предъ пещеру, и былъ свидѣтелемъ, какъ говоритъ самъ, великихъ, бывшихъ тогда чудесъ.

Онъ пожилъ довольно лѣтъ, трудясь въ дѣлѣ лѣтописанія и помня вѣчныя лѣта. И такъ угодилъ онъ Творцу лѣтъ, къ Которому, послѣ временныхъ лѣтъ, преставился въ вѣчность, и былъ положенъ въ пещерѣ, гдѣ и донынѣ его честное тѣло почиваетъ въ чудотворномъ нетлѣніи, свидѣтельствуя, что преп. Этотъ описатель житій святыхъ и годовъ — написалъ себѣ нетлѣнное жилище на небѣ и благословенъ нетлѣннымъ вѣнцомъ лѣта благости Божіей, лѣта Господня пріятнаго.

Молитвами преподобнаго этого «списателя» да будемъ и мы вписаны въ книги жизни Агнца Божія, Котораго лѣта не оскудѣютъ. Ему съ Богомъ Отцомъ и животворящимъ Духомъ подобаетъ отъ насъ всякая слава, честь и поклоненіе нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Источникъ: Кіево-Печерскій патерикъ. Полное собраніе житій святыхъ въ Кіево-Печерской Лаврѣ подвизавшихся. (Составленъ тремя печерскими святыми: Несторомъ, лѣтописцемъ Печерскимъ, Симономъ, епископомъ Владимірскимъ и Суздальскимъ, и Поликарпомъ, архимандритомъ Печерскимъ.) — Изданіе второе, въ новомъ полномъ переводѣ Е. Поселянина. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1900. — С. 369-372.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0