Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - пятница, 26 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.

ПАТЕРИКИ

Кіево-Печерскій патерикъ.

Собор Киево-Печерских преподобных отцовКіево-Печерскій патерикъ  (греч. πατερικόν — отечникъ, т. е. книга объ отцахъ) — собраніе краткихъ, исполненныхъ чудесъ, повѣстей о подвижникахъ Печерскаго монастыря и о самомъ монастырѣ. Въ основу патерика положены повѣсти епископа Владимірскаго Симона и монаха Печерскаго монастыря Поликарпа. Четырнадцать сказаній Симона написаны въ формѣ посланія къ Поликарпу. Девять изъ нихъ повѣствуютъ о чудотворцахъ Печерскихъ и пять о чудесахъ, сопровождавшихъ построеніе главной Печерской церкви. Собраніе сказаній Симона по его же разсказамъ дополнилъ Поликарпъ, написавшій одиннадцать повѣстей также въ формѣ посланія къ архимандриту Печерскому Акиндину. Къ этимъ основнымъ частямъ патерика присоединены впослѣдствіи вмѣстѣ съ нѣкоторыми позднѣйшими статьями и произведенія болѣе ранняго времени: поставленное во главѣ патерика житіе преп. Ѳеодосія, написанное Несторомъ, и сказанія, «что ради прозвася Печерскій монастырь» и о первыхъ черноризцахъ Печерскихъ, взятыя изъ Начальной лѣтописи и приписанныя въ патерикѣ тому же Нестору... Многочисленность дошедшихъ до насъ списковъ Печерскаго патерика свидѣтельствуетъ, что онъ былъ любимою книгою нашихъ предковъ.

Кіево-Печерскій патерикъ.

КІЕВО-ПЕЧЕРСКІЙ ПАТЕРИКЪ.
Полное собраніе житій святыхъ въ Кіево-Печерской Лаврѣ подвизавшихся.
(Переводъ Е. Поселянина.)

Посланіе преп. отца нашего Симона, епископа Владимірскаго и Суздальскаго ко блаженному Поликарпу, черноризцу Печерскому, который тогда не былъ еще архимандритомъ.

Написанное на пользу всѣмъ иночествующимъ. Въ этомъ посланіи даетъ онъ наставленія, вспоминая нѣкоторыхъ, въ особенности же бывшихъ незадолго до него, блаженныхъ черноризцевъ Печерскихъ, коихъ житія помѣщены въ этой третьей части.


Вспомни, что и верховный изъ апостоловъ Петръ былъ самъ церковью Бога живаго (2 Кор. 6, 16); но когда взятъ былъ Иродомъ и посаженъ въ темницу (Дѣян. 12, 5), не соборныя ли молитвы Церкви избавили его изъ рукъ Иродовыхъ? Объ этомъ молится и Давидъ, говоря: «Одного просилъ я у Господа, того только ищу, чтобъ пребывать мнѣ въ домѣ Господнемъ во всѣ дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посѣщать святой храмъ Его» (Псал. 26, 4). Объ этомъ и самъ Господь сказалъ: «Гдѣ двое или трое собраны во имя Мое, тамъ Я посреди ихъ» (Матѳ. 18, 20). — Если въ собраніи двухъ или трехъ, то тѣмъ болѣе Онъ тамъ, гдѣ собраніе столь велико, что въ немъ сходится болѣе ста братій. Тамъ присутствуетъ Богъ нашъ, внимающій призывающимъ Его, какъ въ святомъ Печерскомъ монастырѣ. Тамъ, на церковномъ огнѣ, готовится и благословенный обѣдъ братіи, и — Богъ свидѣтель мнѣ въ томъ, что я, грѣшный епископъ Симонъ, — не прикоснулся бы ни къ какому другому блюду, только бы къ укруху хлѣба и сочива, приготовленнаго для той святой братіи. И ты, братъ, остерегайся: сегодня хвалить предложенное на трапезѣ, а на завтра роптать на варившаго и пекшаго пищу брата, потому что этимъ ты оказываешь непріятность начальнику монастыря и будешь причтенъ къ тѣмъ, о которыхъ написано въ Отечникѣ, что они одному прозорливому старцу, когда роптали на предложенную пищу, казались ядущими мотыла. Такъ какъ хулящій губитъ себя — ты, когда ѣшь или пьешь, всегда за все благодари Бога, повинуясь апостольскому изреченію: «Ѣдите ли, пьете ли или иное что дѣлаете, все дѣлайте во славу Божію» (1 Кор. 10, 31). Терпи, братъ, и досажденіе, — ибо «претерпѣвшій до конца (сказалъ Господь) спасется» (Матѳ. 10, 22), и такой спасется безъ труда. Поэтому если случится тебѣ быть оклеветану кѣмъ, и кто-нибудь, придя къ тебѣ, разскажетъ, что тотъ братъ нехорошо говорилъ о тебѣ — ты скажи ему: «Если онъ и укорилъ меня — онъ мнѣ братъ, а я достоинъ того; и онъ дѣлаетъ это не самъ собою, но врагъ діаволъ подстрекнулъ его къ тому, чтобъ произвести вражду между нами. Господь же да отженетъ лукаваго и да помилуетъ брата!»

Возразишь, что другой укоряетъ тебя предъ всѣми въ лицо — не скорби и объ этомъ и не допускай себя быстро до гнѣва, но, упавъ, поклонись брату до земли со словами: «Прости мнѣ, братъ, я оскорбилъ тебя» — и потомъ загладь свой проступокъ, бывшій причиною досады, и такъ побѣдишь всю силу вражію. Ибо если ты будешь сопротивляться тому, кто досадилъ тебѣ — то вдвойнѣ досадишь самъ себѣ, во-первыхъ, когда поймешь, что не стерпѣлъ досажденія, во-вторыхъ, что самъ безъ стыда досадилъ брату. Больше ли ты царя Давида, котораго оскорблялъ въ лицо предъ всѣми Семей, проклиная его и бросая въ него камнями, такъ что и слуги царскіе не вынесли той брани, и одинъ изъ нихъ сказалъ: «За что этотъ мертвый песъ злословитъ моего господина и царя? Пойду я и сниму съ него голову!» Но какъ отвѣчалъ Давидъ по внушенію Божію? «Оставьте его, пусть злословитъ. Можетъ быть, Господь призритъ на уничиженіе мое и воздастъ мнѣ Господь благостью за теперешяее его злословіе» (2 Цар. 16, 11-12). Подумай и о томъ, что еще больше, какъ самъ Царь царей и Господь господствующихъ (Откр. 19, 16) Іисусъ Христосъ, «Который не сдѣлалъ грѣха и въ устахъ Котораго не было лжи» (Ис. 53, 9), смирилъ Себя и былъ послушенъ Своему Отцу до смерти.

Онъ дѣлалъ это, оставляя намъ примѣръ, чтобъ мы послѣдовали стопамъ Его, какъ и училъ Онъ насъ: «Любите враговъ вашихъ, благотворите ненавидящимъ васъ, благословляйте проклинающихъ васъ и молитесь за обижающихъ васъ» (Лук. 6, 27-28). И не тяжела эта заповѣдь Его для тѣхъ, кто истинно слѣдуетъ за Нимъ, и принадлежащій къ числу ихъ св. Павелъ исповѣдалъ: «злословятъ насъ, мы благословляемъ; гонятъ насъ, мы терпимъ; хулятъ насъ, мы молимъ» (1 Кор. 4, 12).

Достаточно да будетъ тебѣ, братъ, оставаться въ послушаніи на одномъ мѣстѣ, какъ заповѣдалъ Господь, говоря: «Не переходите изъ дома въ домъ». Ты знаешь, что дерево, много разъ пересаживаемое, часто засыхаетъ, и овца, блудящая отъ стада къ стаду, бываетъ похищаема волкомъ, такъ же случится и съ тобою, если ты оставишь свой монастырь. Говорю здѣсь особенно о святомъ Печерскомъ монастырѣ, въ которомъ всякому, кто хочетъ, удобно спастись. Печерскій монастырь подобенъ небу, и если кто, не желая жить въ послушаніи, отпадетъ отъ него — уподобится гордому сатанѣ. Печерскій монастырь есть то же море, все выброшенное изъ котораго кажется безжизненнымъ и гнилымъ. И пусть никакая непріятность не удалитъ тебя изъ этого святого монастыря. Спрашиваю тебя: чѣмъ ты хочешь спастись? Если ты и постникъ, и имѣешь трезвеніе во всемъ, и нищъ, и пребываешь безъ сна, но не терпишь досажденій — не видать тебѣ спасенія.

Кромѣ того, уразумѣй, братъ, что тебѣ, ищущему спасенія, нельзя искать старѣйшинства, но скорѣе постоянно благодарить Бога за то, что смиряетъ тебя, говоря: «Благо мнѣ, что я пострадалъ, чтобъ поучиться уставамъ Твоимъ» (Псал. 118, 71). И возможно будетъ тебѣ сказать и такъ: «Смирился я, и спасъ меня» (Псал. 114, 5). Вѣруешь ли слову писанія: «Никто самъ собою не пріемлетъ чести, но призываемый отъ Бога» (Евр. 5, 4). И потому не ищи чести у людей, а ищи ее у Бога; смирись предъ тѣми, кого Онъ вознесъ, воздавая имъ всякую достойную честь, и не имѣй въ себѣ гордыхъ мыслей, потому что такіе свержены были въ древности съ неба.

Не говори въ себѣ: «Развѣ я недостоинъ съ увѣренностью носить такой-то санъ или хуже я этого эконома или иного начальствующаго брата?» Если же и случится тебѣ быть искушену такимъ помысломъ, — то, при неисполненіи желанія, не приходя въ сильное раздраженіе, не ходи изъ келліи въ келлію, возбуждая братію противъ начальника дурными словами, говоря такъ: «Этотъ игуменъ или экономъ думаетъ, что только здѣсь возможно угодить Богу, а въ другомъ мѣстѣ невозможно спастись; а не думаетъ о томъ, что мы окружаемъ ихъ почестями». Все это дьявольское начинаніе, будь далекъ отъ всего этого.

Если же ты и получилъ какую-нибудь почесть, такъ что станешь на высшую ступень, не забывай смиренной мудрости, чтобъ, если случится тебѣ быть низведеннымъ съ этой степени, найти тебѣ свой смиренный путь и не впасть, вслѣдствіе неожиданнаго паденія съ высоты, въ различныя скорби. Но для инока лучше всѣхъ степеней содержать всегда степень никогда не отпадающей чести, степень, о которой я упомянулъ — пребывать въ монастырѣ неисходно, съ чистою совѣстью, въ послушаніи игумену и всей братіи, трезвясь во всемъ. Такое поведеніе не только облечетъ инока въ святительскую одежду, но явитъ его достойнымъ и Царствія небеснаго. Потому что совершенство иноческое заключается не въ томъ; чтобъ быть прославляему людьми, но исполнить по чину уставъ монастырскаго житія.

Изъ моихъ словъ ты видишь, что больше всего говорю я о чести пребыванія иноческаго во святомъ Печерскомъ монастырѣ. Многіе неотлучные жители этой честной лавры чѣмъ больше скрывались отъ славы, тѣмъ болѣе были прославляемы Богомъ, и не своими происками, но Божіимъ принужденіемъ были возносимы отъ глубины пещерной на высоту святительскихъ престоловъ, откуда блистали на всю Россійскую землю какъ свѣтлыя свѣтила, — свѣтомъ добродѣтельной своей жизни, и просвѣтили многихъ святымъ крещеніемъ, какъ апостолы Пречистой Богоматери. Изъ нихъ первый, великій во святителяхъ Леонтій, епископъ Ростовскій, который, много пострадавъ отъ невѣрныхъ, сподобился принять мученическую кончину и прославленъ отъ Бога нетлѣніемъ. Второй — Иларіонъ, митрополитъ Кіевскій, постриженный въ иноческій образъ преп. Антоніемъ и сподобленный святительства, какъ разсказано о томъ въ житіи преп. Антонія. Далѣе — Николай и Ефремъ, епископы Переяславскіе, Исаія Ростовскій, Германъ Новгородскій, Стефанъ Владимірскій, Нифонтъ Новгородскій, Маринъ Юрьевскій, Мина Полоцкій, Николай Тмутараканскій, Ѳеоктистъ Черниговскій, Лаврентій Туровскій, Лука Бѣлгородскій, Ефремъ Суздальскій. Но если хочешь узнать еще и о другихъ, прочти стараго Ростовскаго лѣтописца, и всѣхъ найдешь тамъ, свыше тридцати, а послѣ тѣхъ — и до меня, грѣшнаго епископа Симона, — думаю, около пятидесяти. Пойми же, братъ, сколь велика слава и честь святого Печерскаго монастыря и не разлучайся съ тою тихою и безмятежною въ немъ жизнію, къ которой призвалъ тебя Господь.

У меня, грѣшнаго Симона, — по чину епископа святой соборной Владимірской и Суздальской Церкви — какъ много городовъ и селъ, и со всей той земли я получаю десятину; но (совѣсть порукою) по истинѣ говорю тебѣ, что всю эту славу и честь вмѣнилъ бы я въ прахъ и работалъ бы въ повиновеніи игумену святой Печерской Лавры, если бы только Начальникъ пастырей, мой Іисусъ, Котораго я всегда молю о томъ, послалъ бы удобное время устранить всѣ лежащія на мнѣ духовныя дѣла. И если-бъ только можно было быть сметаему какъ соръ въ Печерскомъ святомъ монастырѣ и попираему ногами, или быть одному изъ убогихъ, лежащихъ предъ воротами этой честной Лавры, то этотъ день единый, проведенный въ Дому Божіей Матери, былъ бы для меня лучше, чѣмъ жить тысячу лѣтъ во славѣ и чести въ селеніяхъ грѣшныхъ.

По истинѣ прошу тебя, братъ, что слышалъ ты болѣе чуднаго, чѣмъ чудеса, бывшія во святомъ Печерскомъ монастырѣ? Что либо выше, чѣмъ сказаніе о блаженныхъ отцахъ, подвизавшихся въ немъ, которые на всю Россійскую землю, подобно лучамъ солнечнымъ, просіяли свѣтомъ жизни своей, чѣмъ многія равноангельскія житія, которыхъ я, грѣшный епископъ Симонъ, слышалъ отъ очевидцевъ, а нѣкоторымъ сподобился самъ быть очевидцемъ, и достовѣрно разсказалъ тебѣ и устно, и въ письмѣ. Тамъ я не скрылъ отъ тебя, братъ, почему я имѣю столь великое усердіе къ той честной Лаврѣ преп. отцовъ Антонія и Ѳеодосія, — потому что эти святые помогаютъ и по смерти грѣшнику, положенному на ихъ святомъ мѣстѣ. Такъ, слышалъ я дивную вещь о св. Антоніи — какъ мертвеца, смердящаго отъ грѣха лицемѣрія, онъ спасъ во время игуменства блаженнаго Пимена, при прозорливомъ священникѣ Онисифорѣ.

И потому я, грѣшный епископъ Симонъ, тужу и скорблю, и плачу, желая умереть тамъ и быть положеннымъ въ той блаженной землѣ, — чтобъ получить хоть малое облегченіе отъ многихъ грѣховъ моихъ ради молитвъ преп. отцовъ Антонія и Ѳеодосія и единонравныхъ имъ учениковъ, умножившихся подобно звѣздамъ небеснымъ, учениковъ, которыхъ вполнѣ исчислилъ и знаетъ имена только Тотъ Одинъ, Кто счелъ все множество звѣздъ и всѣмъ имъ далъ имена. А я, братъ, какъ могу повѣдать подробно о святыхъ мужахъ, бывшихъ въ томъ честномъ и блаженномъ Печерскомъ монастырѣ? Изъ нихъ нѣкоторые такъ просіяли добродѣтельною жизнію, что и сами невѣрные и поганые отъ бѣсовской прелести обращались къ истинной вѣрѣ и подражали ихъ равноангельной иноческой жизни, какъ это можно видѣть изъ жизни блаженнаго мученика Христова Евстратія, благодаря которому крестились евреи, и изъ жизни блаженнаго узника Никона, чрезъ котораго половцы увѣровали, стали черноризцами и провели богоугодную жизнь.

Много и другого слышалъ ты отъ меня, грѣшнаго епископа Симона, который не достоинъ быть подножіемъ св. Печерскихъ черноризцевъ, съ которыми, думаю я, честью не сравнится весь міръ, и весь міръ, если станетъ описывать — не можетъ описать ихъ чудесъ. По истинѣ, къ нимъ говорилъ Господь: «Такъ да свѣтитъ свѣтъ вашъ предъ людьми, чтобъ они видѣли ваши добрыя дѣла и прославляли Отца вашего небеснаго» (Матѳ. 5, 16). — А намъ какъ не стыдиться нарушенія обѣщанія нашего и перемѣны нашего житія, глубоко ниспадшаго съ высоты.

Вѣдь у насъ такіе начальники и наставники! Они первые молитвенники и ходатаи за насъ ко Творцу, подобны ангеламъ и вѣнчались мученическими вѣнцамй, причтены къ пророческимъ ликамъ. Изъ нихъ я вспомню блаженнаго священномученика Кукшу и блаж. Пимена постника прозорливаго, какъ памятныхъ всѣмъ во время жизни моей въ монастырѣ.

Не буду много писать тебѣ объ иныхъ святыхъ; для пользы и подражанія достаточно тебѣ будетъ того, что ты слышалъ изъ устъ моихъ о первыхъ преподобныхъ этого монастыря. Если же бесѣда моя еще недостаточна, то пусть увѣритъ тебя то, что я написалъ о тѣхъ, которые въ позднѣйшее время угодили тамъ Богу. Если же не повѣришь и этому писанію моему, то если и изъ мертвыхъ кто воскреснетъ, ты не повѣришь. А такое событіе было во святомъ Печерскомъ монастырѣ, на блаж. затворникѣ Аѳанасіи, который воскресъ изъ мертвыхъ и назвалъ три вещи, наиболѣе полезныя братіи: послушаніе, покаяніе и кончину во святомъ Печерскомъ монастырѣ.

Если кто не вѣритъ этому, я не виновенъ. Нужно исполниться притчѣ Господней (Лук. 8, 5): «Вышелъ сѣятель сѣять сѣмя свое, и иное упало при дорогѣ, другое на камень, иное же между терніемъ, а не каждое на добрую землю». Здѣсь Самъ Господь повелѣлъ поминать о слышащихъ слово, сказанное на пользу, что не всѣ принимаютъ его съ пользою, что и подкрѣпилъ онъ пророчествомъ Исаіи: «Огрубѣло сердце народа сего, и ушами съ трудомъ слышатъ» (Ис. 6, 10). И еще тотъ же пророкъ сказалъ: «Господи, кто повѣрилъ слышанному отъ насъ?» (Ис. 53, 1). Ты же, братъ, не подражай злымъ. Я пишу это не для того, чтобъ былъ поруганъ Богъ, дивный во святыхъ Своихъ, но чтобъ пріобрѣсти тебя. Даю тебѣ совѣтъ — утвердись благочестіемъ во святомъ Печерскомъ монастырѣ. Не желай никакой власти — ни игуменства, ни епископства: для твоего спасенія довольно во благѣ кончить свою жизнь съ пожившими тамъ отцами, чтобъ сподобиться съ ними безконечной жизни. Знаешь ли ты, братъ, что по благодати Божіей я могу сказать полезное тебѣ изо всѣхъ книгъ, но лучше для меня напомнить тебѣ малое изъ того многаго, что было сдѣлано въ блаженномъ и святомъ монастырѣ Печерскомъ. Подумайте о блаженномъ и святомъ князѣ Николѣ Святошѣ, какъ онъ добровольно оставилъ славу и богатство великаго дома своего и, придя въ Печерскій монастырь, слѣдовалъ путемъ жестокимъ за понесшимъ безчестіе и униженнымъ за насъ Царемъ славы и богатымъ въ милости Богомъ Христомъ, какъ не дѣлалъ ни одинъ изъ князей Россійскихъ. — Ты же что такого сдѣлалъ? Оставилъ ли княженіе? Но его у тебя не было. Оставилъ такое же, какъ онъ, имѣніе? Но ты не владѣлъ имъ. Какъ же твое иночество сравнится съ уничиженіемъ того преподобнаго? Смотри, не пришелъ ли ты изъ славы въ убожество, — не украшаешь ли ты себя болѣе дорогими ризами, чѣмъ прежде, между тѣмъ какъ теперь призванъ къ наготѣ. Смотри, чтобъ не оказалось такъ. Потому что изъ-за этого ты не увидишь вѣчной славы и будешь лишенъ нетлѣнной одежды, и осужденъ съ тѣмъ, кто не имѣлъ брачной одежды.

Но что пишетъ объ этомъ божественный Іоаннъ Лѣствичникъ: «Радуется, говоритъ онъ, жидовинъ субботѣ и празднику; а монахъ-чревоугодникъ субботѣ и воскресенью; больше чѣмъ за годъ высчитываетъ Пасху и за много дней готовитъ кушанья». Не уподобляйся имъ, братъ, и не пекись о томъ, что можешь съ разрѣшенія съѣсть и выпить, гордясь тѣмъ. Послушай, какъ тамъ же сказалъ тотъ же святой: «Рабъ чревоугодія разсчитываетъ, какими отпразднуетъ онъ кушаньями; Божій же рабъ, какими обогатится онъ дарованіями, какъ повелѣлъ въ псалмахъ Самъ Господь: «Остановитесь и познайте, что Я Богъ» (Псал. 45, 11). Выслушай и слово Евагрія: «Если монахъ согрѣшитъ, нѣтъ ему на землѣ праздника». Итакъ, не питай никогда своего тѣла сверхъ мѣры, чтобы оно не возстало на тебя и не одолѣло тебя; какъ я говорилъ тебѣ, — и умомъ не касаться высокихъ выше мѣры предметовъ, чтобъ когда-нибудь изнемогши не получить вмѣсто славы безчестіе и укоризну. Будь подражателемъ святыхъ отцовъ, о которыхъ я разсказалъ тебѣ, и насытишься вполнѣ въ день нескончаемаго праздника на небѣ тѣломъ и духомъ, когда тебѣ, какъ и имъ, откроется та же Божественная слава. Если же не удастся тебѣ итти вмѣстѣ съ совершенными, къ вѣнцу ихъ славы, — то старайся получить награду хоть съ угодившими по мѣрѣ силъ своихъ. А путь ихъ таковъ: помышлять всегда о небесномъ, а не о земномъ, о духовномъ, а не о плотскомъ, о воздержаніи, а не о похотяхъ, о нищетѣ, а не о богатствѣ. Не высокомудрствуй, не приказывай съ гордостью и не перечь, не отвѣчай, но напоминай сердцу своему о смиреніи, говоря себѣ постоянно: «Вчера я пришелъ для послушанія въ иночество, неужели же мнѣ сегодня искать старѣйшинства? Самъ еще не привыкъ къ исполненію правилъ, и неужели буду представлять изъ себя законодавца? Прежде чѣмъ покорюсь самъ, могу ли смирять другихъ? И что сдѣлаю я такъ? Только лишу себя свѣта и предамъ себя тьмѣ, отвергну жизнь и приготовлю себѣ вѣчную муку; я получилъ оружіе на врага и самъ уязвлю свою душу!» Такъ, слѣдя за собою и устрашая себя, воспряни, братъ, и, твердо обдумавъ свою жизнь, — прими въ умѣ неизмѣнную рѣшимость не отлучаться отъ этого святого мѣста и имѣть прилежную заботу не о славѣ и богатствѣ, но о смиреніи и нищетѣ.

Я напомню тебѣ здѣсь, братъ, чтобъ возбудить твое рвеніе, то, что слышалъ ты о блаженномъ Еразмѣ, черноризцѣ Печерскомъ — какъ онъ, истративъ все имѣніе свое на нужды церкви, остался нищимъ и презираемымъ людьми, но не утратилъ награды своей отъ Бога. Зная это, и ты, если-бъ у тебя было что, нарушающее иноческое нестяжаніе, покайся и отдай все на нужды церковныя и святой Печерской обители. И не думай, что истратишь понапрасну, но ожидай отъ Господа милости, помня, что о такихъ постоянно возглашаютъ въ церкви: «Господи, освяти любящія благолѣпіе дому Твоего, Ты тыя прослави Божественною силою Твоею».

Вспомни и того Патрикія, который приказалъ изъ своего золота сковать крестъ, чтобы поставить его въ церкви, а юноша мастеръ поревновалъ ему и, имѣя немного своего золота, прибавилъ его туда же, и за то Патрикій сдѣлалъ его наслѣдникомъ своего имѣнія. Потому и ты, братъ, когда, во славу Божію, истратишь то, что имѣешь, говори съ пророкомъ: «Буду умножать всякую хвалу Тебѣ (Псал. 70, 14), и Богъ сдѣлаетъ тебя наслѣдникомъ Своего небеснаго имѣнія и исполнитъ на тебѣ Свое обѣщаніе: «Прославляющаго Меня, — прославлю!» (1 Цар. 2, 30). Лучше для тебя, братъ, достояніемъ своимъ украсить домъ Божій, чѣмъ хранить его для того, чтобъ когда-нибудь имъ былъ украшенъ притонъ воровъ и разбойниковъ; лучше отдать добровольно Богу любви и мира, чѣмъ когда-нибудь противъ своей воли лишиться этого чрезъ пламя пожара или ратные раздоры. Ты далъ обѣтъ иноческаго нестяжанія; послушай же словъ писанія: «Дѣлайте и воздайте обѣты Господу Богу вашему, лучше не обѣщать, нежели обѣщать и не исполнять!» (Псал. 75, 12; Эккл. 5, 4). Если же случится и то, о чемъ я говорилъ — что прежде чѣмъ ты добровольно отдашь Богу насиліемъ твое имущество, какъ неполезное тебѣ (ибо Богъ лучше видитъ), будетъ отнято у тебя или различными людьми, или ворами — то ты не смѣй ни отчаяваться, ни смущаться, ни хулить. Но похвали за то Бога съ преп. Іовомъ, говоря: «Господь далъ, Господь и взялъ» (Іов. 1, 21) — и не лишишься ты такъ награды своей. Но твое благодареніе о похищенномъ вмѣнится тебѣ въ милостыню, какъ вмѣнено было блаж. Ареѳѣ, черноризцу Печерскому, имѣніе котораго было украдено ворами. Ибо, если бы для души было не важно перенести съ благодареніемъ похищеніе имущества, то тотъ блаженный старецъ, который вспоминается въ Отечникѣ, не побѣжалъ бы самъ къ разбойникамъ съ оставшимся платьемъ, которое они, взявъ у него все, забыли захватить. Также и впослѣдствіи, упоминаемый въ монастырѣ старецъ, прочтя объ этомъ, самъ молился Богу, чтобъ пришли къ нему разбойники и взяли все его имущество; и онъ былъ услышанъ — и передалъ въ руки ихъ все. Такихъ можетъ похвалить апостолъ: «Расхищеніе имѣнія вашего приняли съ радостью, зная, что есть у васъ на небесахъ имущество лучшее и непреходящее (Евр. 10, 34).

Вотъ уже, братъ, поучилъ я тебя наставленіями во всемъ; итакъ, проси Бога принять кончину жизни твоей въ честной Лаврѣ Печерской, проживъ въ покаяніи и послушаніи, потому что эти три вещи важнѣе всѣхъ добродѣтелей, какъ свидѣтельствовалъ блаженный Аѳанасій затворникъ, возставъ изъ мертвыхъ.

Но не безъ связи между всѣми этими добродѣтелями старайся исполнить эти три условія, но, поверхъ всѣхъ ихъ, пріобрѣти любовь, которая есть совокупность совершенства (Кол. 3, 14). Желая же пріобрѣсти ее, послушай того, кто сказалъ: «Старайтесь имѣть миръ со всѣми и святость, безъ которой никто не увидитъ Господа (Евр. 12, 14); — потому что миромъ ты пріобрѣтешь любовь къ ближнему, святынею же любовь къ Богу. Ищи же, братъ, мира и любви къ ближнему, подражая блаженному Титу иноку и пресвитеру Печерскому, покаявшемуся, и охраняй себя всячески отъ вражды, не давай власти бѣсу гнѣва, но скорѣй поклонись враждующему съ тобою брату; ибо сказано: «Солнце да не зайдетъ во гнѣвѣ вашемъ». Итакъ ты не будешь преданъ на пораженіе немилостивому ангелу, какъ гнѣвающійся Евагрій, діаконъ Печерскій, но сохранитъ тебя Господь, какъ блаженнаго Тита пресвитера.

Въ святости же и любви къ Богу подражай блаженному епископу Нифонту и будь твердъ въ православіи, — храня всѣ заповѣди Господни и преданія святой Его Восточной Церкви, ибо въ томъ состоитъ любовь къ Богу, чтобъ соблюдать Его заповѣди (1Іоан. 5, 3), и отъ такой любви Божіей да не разлучитъ тебя, братъ, ни скорбь, ни тѣснота, ни гоненіе, ни голодъ, ни нагота, ни бѣда, ни мечъ, — что все — любящимъ Бога идетъ во благо. Итакъ ты, неразлучно со всѣми прежде угодившими преп. отцами Печерскими — сподобишься быть возлюбленнымъ Богомъ, нераздѣльнымъ въ Троицѣ, Которому слава и нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Источникъ: Кіево-Печерскій патерикъ. Полное собраніе житій святыхъ въ Кіево-Печерской Лаврѣ подвизавшихся. (Составленъ тремя печерскими святыми: Несторомъ, лѣтописцемъ Печерскимъ, Симономъ, епископомъ Владимірскимъ и Суздальскимъ, и Поликарпомъ, архимандритомъ Печерскимъ.) — Изданіе второе, въ новомъ полномъ переводѣ Е. Поселянина. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1900. — С. 353-366.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0