Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - пятница, 26 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.

ПАТЕРИКИ

Кіево-Печерскій патерикъ.

Собор Киево-Печерских преподобных отцовКіево-Печерскій патерикъ  (греч. πατερικόν — отечникъ, т. е. книга объ отцахъ) — собраніе краткихъ, исполненныхъ чудесъ, повѣстей о подвижникахъ Печерскаго монастыря и о самомъ монастырѣ. Въ основу патерика положены повѣсти епископа Владимірскаго Симона и монаха Печерскаго монастыря Поликарпа. Четырнадцать сказаній Симона написаны въ формѣ посланія къ Поликарпу. Девять изъ нихъ повѣствуютъ о чудотворцахъ Печерскихъ и пять о чудесахъ, сопровождавшихъ построеніе главной Печерской церкви. Собраніе сказаній Симона по его же разсказамъ дополнилъ Поликарпъ, написавшій одиннадцать повѣстей также въ формѣ посланія къ архимандриту Печерскому Акиндину. Къ этимъ основнымъ частямъ патерика присоединены впослѣдствіи вмѣстѣ съ нѣкоторыми позднѣйшими статьями и произведенія болѣе ранняго времени: поставленное во главѣ патерика житіе преп. Ѳеодосія, написанное Несторомъ, и сказанія, «что ради прозвася Печерскій монастырь» и о первыхъ черноризцахъ Печерскихъ, взятыя изъ Начальной лѣтописи и приписанныя въ патерикѣ тому же Нестору... Многочисленность дошедшихъ до насъ списковъ Печерскаго патерика свидѣтельствуетъ, что онъ былъ любимою книгою нашихъ предковъ.

Кіево-Печерскій патерикъ.

КІЕВО-ПЕЧЕРСКІЙ ПАТЕРИКЪ.
Полное собраніе житій святыхъ въ Кіево-Печерской Лаврѣ подвизавшихся.
(Переводъ Е. Поселянина.)

Житіе преп. отца нашего Нифонта.
(8 апрѣля).

Онъ былъ епископомъ Новгородскимъ и не позволилъ, чтобъ митрополитъ Кіевскій былъ посвященъ помимо благословенія патріарха Константинопольскаго; предъ смертью видѣлъ преп. Ѳеодосія, обѣщающаго ему мѣсто съ собою.


Блаж. Нифонтъ, въ дни игумена Тимоѳея, былъ черноризцемъ святого Печерскаго монастыря и много подражалъ житію великихъ преп. отцовъ, трудясь богоугодно въ молитвѣ, бдѣніи, постѣ и всякихъ добродѣтельныхъ подвигахъ.

Когда же блаж. Іоаннъ, епископъ Новгородскій, по волѣ своей оставилъ престолъ, на которомъ потрудился двадцать лѣтъ, и, чувствуя изнеможеніе, отошелъ на безмолвіе въ монастырь — тогда блаженный Нифонтъ, сіяя лучами многими добродѣтелей своихъ и далекимъ странамъ, — изволеніемъ Божіимъ всѣми согласно избранъ былъ на епископскій престолъ Новгороду и посвященъ въ Кіевѣ преосвященнымъ митрополитомъ Михаиломъ — вторымъ этого имени.

Итакъ, вступивъ на престолъ свой и поставленный какъ свѣтильникъ на свѣщницѣ — онъ просіялъ еще свѣтлѣе великою ревностью о благочинномъ устроеніи православія, много заботился о умноженіи славы Божіей и о жизни временной и вѣчной словесныхъ своихъ овецъ. Прежде всего, умножая славу Божію, своимъ стараніемъ заложилъ онъ посреди Новгорода каменную церковь Пресвятой Богородицы и, Божіею помощью, вскорѣ соорудилъ ее. Престольную же церковь св. Софіи въ томъ же городкѣ украсилъ всю, даже съ притворомъ, иконнымъ писаніемъ, и весь верхъ ея покрылъ оловомъ. Сохраняя жизнь словесныхъ овецъ — и сперва временную, — пастырь этотъ имѣлъ такую привычную добродѣтель: когда православные собирались на междоусобный бой, онъ всячески старался примирить ихъ.

Такъ услыхалъ онъ однажды, что Кіевляне и Черниговцы возстали другъ противъ друга со множествомъ воиновъ и хотятъ вступить въ бой. И, взявъ съ собою вельможъ Новгородскихъ, — онъ пришелъ къ ополчившимся и, при помощи Божіей, примирилъ ихъ. Такъ же и въ прочихъ междоусобіяхъ благословлялъ онъ людей миромъ, сохраняя временную ихъ жизнь.

Но особенно заботился онъ о вѣчной жизни словесныхъ овецъ своихъ. Онъ вспоминалъ Господни слова, сказанныя о Богѣ Отцѣ: «Знаю, что заповѣдь Его — жизнь вѣчная» (Іоан. 12, 8). И потому изо всѣхъ силъ убѣждалъ онъ православныхъ не удаляться отъ исполненія заповѣдей Господнихъ и отъ преданій, и правилъ Его Церкви, чтобъ не удалить себя отъ вѣчной жизни, а къ удаляющимся и преступающимъ законъ относился съ негодованіемъ, ясно проповѣдуя имъ, что они погибнутъ за беззаконіе свое, настаивалъ во время и не во время, обличалъ, запрещалъ и молилъ со всякимъ долготерпѣніемъ, какъ повелѣлъ апостолъ (2 Тим. 4, 2).

Эту ревность добраго пастыря доказало прежде всего такое событіе. Когда, при блаженномъ, Новгородцы изгнали князя своего Всеволода Мстиславича, — пришелъ къ нимъ на княженіе призванный ими Святославъ Ольговичъ и женился на такой женщинѣ, на которой, по правиламъ церковнымъ, ему не должно было жениться. Тогда блаженный этотъ архіерей не толъко не захотѣлъ вѣнчать его, но запретилъ всему своему клиру присутствовать при его вѣнчаніи, какъ при беззаконномъ, когда князя вѣнчали пришедшіе съ нимъ священники. И смѣло обличалъ онъ князя въ законопреступленіи его, ревнуя тому, кто сказалъ въ псалмѣ: «Буду говорить объ откровеніяхъ Твоихъ предъ царями, и не постыжусь» (Псал. 118, 46).

Но хотя такая ревность и была велика, — но настало время, и онъ явилъ несравненно бóльшую ревность, спасая отъ нарушенія правилъ саму Россійскую Церковь, чѣмъ больше всего просіялъ славою этотъ наставникъ православія. Это было такъ.

Наступила блаженная кончина преосвященнаго митрополита Кіевскаго Михаила, отъ котораго св. епископъ Нифонтъ принялъ рукоположеніе.

Великій же князь Кіевскій Изяславъ Мстиславичъ избралъ на его мѣсто, на архіерейскій престолъ Кіевской митрополіи Клима философа, черноризца, уже постриженнаго въ схиму, и захотѣлъ, чтобъ его рукоположили, не посылая на благословеніе ко вселенскому патріарху Константинопольскому. И онъ для этого собралъ соборъ епископовъ Россійской Церкви, изъ которыхъ сошлись слѣдующіе: Онуфрій Черниговскій, Ѳеодоръ Бѣлогородскій, Евѳимій Переяславскій, Даміанъ Юрьевскій, Ѳеодоръ Владимірскій, св. Нифонтъ Новгородскій, Мануилъ Смоленскій, Іоакимъ Туровскій, Козьма Полоцкій.

На этомъ соборѣ св. Нифонтъ, епископъ Новгородскій, никакъ не допускалъ, чтобъ сами епископы русскіе рѣшились рукоположить себѣ митрополита безъ благословенія вселенскаго своего патріарха Константинопольскаго. И онъ съ достовѣрностью и твердостью утверждалъ, что это противно православному преданію святой Восточной Церкви, которая чрезъ Константинопольскій свой престолъ просвѣтила сыновъ Россіи и сдѣлала насъ сынами Востока, посѣтившаго насъ свыше, т.-е. сынами Божіими; оттуда же дала Кіеву и перваго митрополита Михаила чрезъ благословеніе природнаго своего вселенскаго патріарха Константинопольскаго. Высказавъ это, доблестный исповѣдникъ мужественно запрещалъ сынамъ Россійскимъ чрезъ свое противленіе отпасть отъ усыновленія Восточнаго и, вмѣстѣ, Божія. Ибо — говорилъ онъ — «грядетъ гнѣвъ Божій на сыновъ противленія» (Кол. 3, 6). И истины исповѣданія этого неподвижно держались пять русскихъ епископовъ — Козьма Полоцкій, Іоакимъ Туровскій, Мануилъ Смоленскій, Евѳимій Переяславскій и Ѳеодоръ Бѣлогородскій. Но князь, не желая быть посрамленнымъ въ своемъ неправильномъ желаніи, не послушалъ блаженнаго, но сдѣлалъ то, что хотѣлъ, — съ прочими, прельщенными имъ, епископами. Итакъ, по приказанію князя, Климъ былъ благословенъ епископами-человѣкоугодниками — главою св. Климента, папы Римскаго, вмѣсто благословеяія живого природнаго патріарха Константинопольскаго, — по совѣту Онуфрія, епископа Черниговскаго, и сѣлъ не по правиламъ на архіерейскомъ престолѣ Кіевской митрополіи. Онъ сталъ принуждать блаженнаго епископа Нифонта служить съ собою, но ревнитель православія, св. Нифонтъ, сказалъ ему: «Такъ какъ ты не принялъ благословенія отъ вселенскаго патріарха Константина-града, но чрезъ недостойное и несправедливое похищеніе сана считаешь себя равнымъ истинному пастырю, между тѣмъ какъ ты — истинный волкъ: то, какъ я не соглашался на твое посвященіе, такъ и нынѣ, за это дѣло, я не долженъ служить съ тобою и не буду поминать тебя при моемъ служеніи, потому что ты не поминаешь патріарха, отъ престола котораго приняли мы начало благословенія». Тогда Климъ, не стерпя правды, сильно сталъ гнѣваться на блаженнаго и наущать противъ него князя Изяслава и своихъ сторонниковъ послать его на заточеніе или сдѣлать ему какое-нибудь другое зло. Но злоба не одолѣла добродѣтели.

Князь Изяславъ за это дѣло не пустилъ блаженнаго въ Новгородъ, на престолъ его епископіи, но удержалъ въ Печерскомъ монастырѣ, какъ въ заточеніи. А блаженный пребывалъ тамъ въ великой радости и благодарилъ Бога: и за то, что лишился престола ради православія и что вернулся къ безмолвной своей жизни со святыми.

Когда же христолюбивый князь Георгій Мономаховичъ побѣдилъ Изяслава Мстиславича и принялъ Кіевское княженіе, тогда съ великою честью отпустилъ онъ блаженнаго въ Новгородъ на престолъ. Новгородцы же, которые были изнурены и разсѣяны, какъ овцы, не имѣющія пастыря (Матѳ. 9, 36), съ невыразимою радостью приняли его.

Тогда вселенскій патріархъ Константина-града, услышавъ обо всемъ этомъ про блаженнаго, который такъ много мужества показалъ ради законовъ церковныхъ, — прислалъ къ нему посланіе, ублажая его за великій его разумъ и крѣпость и причисляя его къ древнимъ святымъ отцамъ, которые твердо стояли за православіе. Онъ же, прочтя въ граматѣ патріаршее благословеніе, утверждалъ себя въ еще большей ревности. Потому и не лишился онъ достойнаго трудовъ его воздаянія отъ начальника пастырей Іисуса, — какъ доказала его блаженная кончина, къ повѣствованію о которой мы перейдемъ.

Спустя нѣкоторое время по возвращеніи своемъ въ Новгородъ, на престолъ, — услышалъ блаженный епископъ Нифонтъ, что отъ вселенскаго патріарха изъ Константина-града идетъ въ Россію митрополитъ Константинъ; чтобы низложить Клима, митрополита Кіевскаго, неправильно посвященнаго и возмутившаго православныхъ, а самому взойти на престолъ. Тогда исполнившись духовной радости, онъ замыслилъ заразъ сдѣлать два дѣла и принять благословеніе отъ святителя, и въ святой Печерской обители поклониться Пресвятой Богородицѣ и преп. отцамъ. Съ этою цѣлью онъ опять прибылъ въ Кіевъ и ожидалъ прибытія митрополита, выѣхавшаго уже изъ царствующаго града, какъ онъ о томъ навѣрное зналъ. И онъ жилъ во святомъ Печерскомъ монастырѣ, съ великимъ усердіемъ къ Пресвятой Богородицѣ и къ преп. отцамъ. И вскорѣ постигла его тамъ сильная болѣзнь, предварившая честную предъ Господомъ смерть этого преподобнаго. Тогда онъ повѣдалъ братіи дивное видѣніе, которое онъ видѣлъ за три дня до того, какъ заболѣлъ.

«Когда, — разсказывалъ онъ, — послѣ утренняго пѣнія я пришелъ въ келью, мнѣ нужно было немного отдохнуть, и тотчасъ сошелъ на меня легкій сонъ. И я очутился въ этой святой Печерской Церкви, на мѣстѣ Николы Святоши, и много молился я со слезами къ Пресвятой Богородицѣ, чтобъ увидать мнѣ добраго строителя, и по смерти заботящагося объ умноженіи добродѣтелей въ своей обители, преп. Ѳеодосія. Въ церковь сходилось много братіи, и одинъ изъ нихъ, подойдя ко мнѣ, сказалъ: «Хочешь ли видѣть преп. отца нашего Ѳеодосія?» — Я отвѣчалъ: «Да, желаю; если возможно, покажи мѣсто». Онъ взялъ меня и повелъ въ алтарь и тамъ показалъ мнѣ св. Ѳеодосія. Я же, увидя его, поспѣшилъ къ нему съ радостью, упалъ къ ногамъ его и поклонился ему до земли. Онъ же, поднявъ меня, благословилъ меня и сказалъ мнѣ: «Хорошо, что ты пришелъ, братъ мой и сынъ Нифонтъ; отнынѣ ты будешь съ нами неразлучно». Онъ держалъ въ рукѣ своей свитокъ и далъ его мнѣ, когда я попросилъ у него. Я разогнулъ его и прочелъ, и въ началѣ было написано такъ: «Вотъ я и дѣти, которыхъ далъ мнѣ Господь» (Ис. 8, 18). Послѣ этого видѣнія (сказалъ блаж. Нифонтъ) — я пришелъ въ себя и теперь знаю, что эта болѣзнь есть посѣщеніе отъ Бога». Итакъ, поболѣвъ тринадцать дней, уснулъ онъ съ миромъ въ Господѣ мѣсяца апрѣля въ 8 день, въ субботу свѣтлой недѣли. И положено было его тѣло съ честью въ пещерѣ преп. Ѳеодосія. Духомъ же съ тѣмъ же дароименитымъ преподобнымъ онъ предстоитъ Престолу Владыки Христа, гдѣ, неразлучно наслаждаясь неизреченными небесными красотами, — да помолятся они и о насъ, чадахъ своихъ, и похвалятся, говоря вмѣстѣ: «Вотъ мы и дѣти, которыхъ далъ намъ Богъ». Ему, хвалимому въ нераздѣльной Троицѣ, — Отцу и Сыну, и Святому Духу подобаетъ всякая слава, честь и поклоненіе нынѣ и присно, и въ безконечные вѣки. Аминь.

Источникъ: Кіево-Печерскій патерикъ. Полное собраніе житій святыхъ въ Кіево-Печерской Лаврѣ подвизавшихся. (Составленъ тремя печерскими святыми: Несторомъ, лѣтописцемъ Печерскимъ, Симономъ, епископомъ Владимірскимъ и Суздальскимъ, и Поликарпомъ, архимандритомъ Печерскимъ.) — Изданіе второе, въ новомъ полномъ переводѣ Е. Поселянина. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1900. — С. 346-352.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0