Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 21 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.

ПАТЕРИКИ

Кіево-Печерскій патерикъ.

Собор Киево-Печерских преподобных отцовКіево-Печерскій патерикъ  (греч. πατερικόν — отечникъ, т. е. книга объ отцахъ) — собраніе краткихъ, исполненныхъ чудесъ, повѣстей о подвижникахъ Печерскаго монастыря и о самомъ монастырѣ. Въ основу патерика положены повѣсти епископа Владимірскаго Симона и монаха Печерскаго монастыря Поликарпа. Четырнадцать сказаній Симона написаны въ формѣ посланія къ Поликарпу. Девять изъ нихъ повѣствуютъ о чудотворцахъ Печерскихъ и пять о чудесахъ, сопровождавшихъ построеніе главной Печерской церкви. Собраніе сказаній Симона по его же разсказамъ дополнилъ Поликарпъ, написавшій одиннадцать повѣстей также въ формѣ посланія къ архимандриту Печерскому Акиндину. Къ этимъ основнымъ частямъ патерика присоединены впослѣдствіи вмѣстѣ съ нѣкоторыми позднѣйшими статьями и произведенія болѣе ранняго времени: поставленное во главѣ патерика житіе преп. Ѳеодосія, написанное Несторомъ, и сказанія, «что ради прозвася Печерскій монастырь» и о первыхъ черноризцахъ Печерскихъ, взятыя изъ Начальной лѣтописи и приписанныя въ патерикѣ тому же Нестору... Многочисленность дошедшихъ до насъ списковъ Печерскаго патерика свидѣтельствуетъ, что онъ былъ любимою книгою нашихъ предковъ.

Кіево-Печерскій патерикъ.

КІЕВО-ПЕЧЕРСКІЙ ПАТЕРИКЪ.
Полное собраніе житій святыхъ въ Кіево-Печерской Лаврѣ подвизавшихся.
(Переводъ Е. Поселянина.)

Житіе преп. отца нашего Тита пресвитера.
(27 февраля).

Онъ былъ въ ссорѣ съ діакономъ Евагріемъ и видѣлъ, какъ тотъ, не простивъ его, былъ пораженъ отъ ангела копіемъ огненнымъ; самъ же онъ, такъ какъ просилъ прощенія, былъ рукою ангельскою возставленъ отъ болѣзни.


Иночествуя въ Печерскомъ монастырѣ, онъ почтенъ былъ саномъ пресвитерства и наставленъ былъ на подвиги, достойные блаженства святыхъ. Съ нимъ случилась такая вещь.

Былъ у этого блаженнаго пресвитера Тита братъ по духу, черноризецъ того же монастыря, именемъ Евагрій, саномъ діаконъ; блаженный пресвитеръ Титъ имѣлъ съ нимъ большую и нелицемѣрную дружбу, такъ что всѣ дивились ихъ единодушію и искреннему взаимному расположенію.

Врагъ же, ненавистникъ добра, сѣющій обыкновенно плевелы посреди пшеницы (Матѳ. 13, 25), посѣялъ между ними вражду и настолько помрачалъ ихъ злобою и ненавистью, что они не могли и видѣть другъ друга и всячески избѣгали одинъ другого. Когда одинъ изъ нихъ ходилъ съ кадильницею по церкви, тогда другой бѣжалъ отъ ѳиміама; если же онъ не удалялся того, тотъ проходилъ мимо, не покадивъ. И долгое время провели они въ великомъ мракѣ духовномъ, и дерзали приносить Божественные Дары и пріобщаться, не примирясь между собою и не получивъ прощенія, — такъ возбудилъ ихъ врагъ. Братія много просила ихъ помириться, но они не желали о томъ и слышать.

Однажды, по усмотрѣнію Божію, — случилось этому блаж. пресвитеру Титу тяжело заболѣть, и уже онъ отчаявался въ жизни. Тогда горько сталъ онъ оплакивать свое согрѣшеніе и въ великомъ умиленіи послалъ къ діакону Евагрію, говоря: «Прости мнѣ, братъ, Бога ради, что оскорбилъ я тебя гнѣвомъ моимъ!» Тотъ же не только не простилъ, но и проклиналъ его жестокими словами. Братія же, видя, что Титъ уже умираетъ, — привела Евагрія силою, чтобъ онъ простился съ братомъ. Больной, увидѣвъ его, приподнялся, палъ ницъ къ ногамъ его, говоря со слезами: «Прости меня, отче, и благослови». Но Евагрій, будучи немилостивымъ и безчеловѣчнымъ, отвернулся отъ брата и передъ всѣми сказалъ лютыя слова: «Никогда не хочу простить его — ни въ этомъ вѣкѣ, ни въ будущемъ». И, сказавъ это, вырвался онъ изъ рукъ братіи и упалъ. Братія же хотѣла поднять его, но нашли его бездыханнымъ, и не могли ему ни согнуть рукъ, ни закрыть рта, ни свести глазъ, какъ будто у давно умершаго. Больной же пресвитеръ Титъ тогда же всталъ здоровымъ, какъ будто никогда не болѣлъ.

Ужасъ напалъ на всѣхъ отъ этой внезапной смерти Евагрія и отъ скораго исцѣленія Тита. И стали спрашивать у исцѣлѣвшаго блаженнаго пресвитера, какъ это было. И блаженный Титъ отвѣтилъ имъ, разсказавъ подробно то, что было открыто ему. «Когда, говорилъ онъ — я тяжко болѣлъ, находясь во гнѣвѣ, я видѣлъ ангеловъ, отступившихъ отъ меня и плакавшихъ о погибели души моей, и бѣсовъ, радовавшихся моей злобѣ, и потому сталъ я молить васъ итти къ брату и испросить мнѣ прощеніе. Когда же вы привели его ко мнѣ, и я поклонился ему, а онъ отвернулся отъ меня, я видѣлъ одного грознаго ангела, держащаго огненное копье, которымъ онъ ударилъ непростившаго, и тотъ вдругъ упалъ мертвымъ. А мнѣ тотъ же ангелъ подалъ руку и возставилъ меня, и вотъ я здоровъ.

Устрашенная всѣмъ этимъ, братія много оплакивала умершаго злою смертію Евагрія, и похоронили его съ открытыми глазами и устами, и разставленными руками. А сами стали внимательно оберегаться отъ вражды, прощая другъ другу, если кто на кого имѣлъ жалобу (Кол. 3, 13), и вспоминая, послѣ наказанія Евагрія, слова Господа, что всякій, гнѣвающійся на брата своего напрасно, подлежитъ суду (Матѳ. 5, 22), и слова, сюда относящіяся, святаго Ефрема: «если кому случится умереть во враждѣ, онъ встрѣтитъ неумолимый судъ», — и можно было сказать тогда о тѣхъ вразумленныхъ братьяхъ: «великъ миръ у любящихъ законъ Твой» (Псал. 118, 165).

Но особенно самъ блаженный этотъ пресвитеръ Титъ, видя, что за то, что онъ искалъ мира съ братомъ, онъ нашелъ миръ съ Самимъ Богомъ, — и Имъ сохраненъ былъ отъ смерти душевной и тѣлесной, съ тѣхъ поръ никогда не предавался враждѣ, но всячески ее искоренялъ въ себѣ, и пріобрѣлъ никогда не ослабѣвающую любовь въ Богѣ ко всей братіи — любовь, которая есть совокупность совершенства (Кол. 3, 14), какъ корень мира, — любовь чистаго сердца и доброй совѣсти, и нелицемѣрной вѣры, любовь долготерпящую, милосердствующую, не завидующую и содержащую всѣ прочія добродѣтели, въ особенности же — цѣломудріе, постъ и постоянную молитву (1 Кор. 13, 4). Ибо воспринялъ этотъ блаженный слова Писанія: «Будьте благоразумны и бодрствуйте въ молитвахъ, больше же всего имѣйте усердную любовь другъ къ другу, потому что любовь покрываетъ множество грѣховъ» (1 Петр. 4, 7-8). Итакъ, при своихъ пресвитерскихъ жертвахъ, совершалъ онъ память соотвѣтственнаго евангельскаго слова, что любить Бога и ближняго — больше всѣхъ всесожженій и жертвъ (Матѳ. 12, 33). Пріобрѣлъ онъ и миръ совершенный, и такъ онъ, покрытый совершенствомъ любви, не могъ поскорбѣть и сказать: «Нѣтъ мира въ костяхъ моихъ отъ грѣховъ моихъ» (Псал. 37, 4). Но совершенный миръ этого преподобнаго подвижника былъ таковъ, что надъ нимъ исполнились неложныя слова апостола: «Царство Божіе не пища и питіе, но праведность и миръ» (Рим. 14, 17). Потому ради мира и на небѣ преп. Титъ удостоился того упокоенія, въ жаждѣ котораго онъ уснулъ въ Господѣ послѣ великихъ богоугодныхъ трудовъ. И почиваетъ онъ нетлѣннымъ тѣломъ въ пещерѣ, гдѣ тамъ много святыхъ, какъ въ дальнемъ небѣ, а равноангельнымъ духомъ вознесенъ въ горнее небо на вѣчный покой руками явившихся къ нему прежде ангеловъ.

И что слышитъ онъ отъ нихъ, радующихся тамъ (Лук. 15, 7. 19), какъ о бывшемъ грѣшникѣ, нынѣ свято покаявшемся? Слышитъ то, что сказалъ святый Павелъ о Титѣ апостолѣ: «Утѣшилъ насъ Богъ прибытіемъ Тита» (2 Кор. 7, 6). А намъ, сорадующимся, такъ слѣдуетъ отвѣчать небеснымъ жителямъ, словами того же Писанія: «Мы утѣшились утѣшеніемъ вашимъ, а еще болѣе обрадованы мы радостью Тита, что вы всѣ успокоили духъ его» (2 Кор. 7, 13). Его святыми молитвами да сподобимся и мы, избѣжавъ вражды, получить прощеніе грѣховъ и успокоеніе временное и вѣчное во Христѣ Іисусѣ Господѣ нашемъ, Который есть Богъ любви и мира. Ему слава со Отцомъ и со святымъ Духомъ нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Источникъ: Кіево-Печерскій патерикъ. Полное собраніе житій святыхъ въ Кіево-Печерской Лаврѣ подвизавшихся. (Составленъ тремя печерскими святыми: Несторомъ, лѣтописцемъ Печерскимъ, Симономъ, епископомъ Владимірскимъ и Суздальскимъ, и Поликарпомъ, архимандритомъ Печерскимъ.) — Изданіе второе, въ новомъ полномъ переводѣ Е. Поселянина. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1900. — С. 342-345.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0