Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 23 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.

ПАТЕРИКИ

Кіево-Печерскій патерикъ.

Собор Киево-Печерских преподобных отцовКіево-Печерскій патерикъ  (греч. πατερικόν — отечникъ, т. е. книга объ отцахъ) — собраніе краткихъ, исполненныхъ чудесъ, повѣстей о подвижникахъ Печерскаго монастыря и о самомъ монастырѣ. Въ основу патерика положены повѣсти епископа Владимірскаго Симона и монаха Печерскаго монастыря Поликарпа. Четырнадцать сказаній Симона написаны въ формѣ посланія къ Поликарпу. Девять изъ нихъ повѣствуютъ о чудотворцахъ Печерскихъ и пять о чудесахъ, сопровождавшихъ построеніе главной Печерской церкви. Собраніе сказаній Симона по его же разсказамъ дополнилъ Поликарпъ, написавшій одиннадцать повѣстей также въ формѣ посланія къ архимандриту Печерскому Акиндину. Къ этимъ основнымъ частямъ патерика присоединены впослѣдствіи вмѣстѣ съ нѣкоторыми позднѣйшими статьями и произведенія болѣе ранняго времени: поставленное во главѣ патерика житіе преп. Ѳеодосія, написанное Несторомъ, и сказанія, «что ради прозвася Печерскій монастырь» и о первыхъ черноризцахъ Печерскихъ, взятыя изъ Начальной лѣтописи и приписанныя въ патерикѣ тому же Нестору... Многочисленность дошедшихъ до насъ списковъ Печерскаго патерика свидѣтельствуетъ, что онъ былъ любимою книгою нашихъ предковъ.

Кіево-Печерскій патерикъ.

КІЕВО-ПЕЧЕРСКІЙ ПАТЕРИКЪ.
Полное собраніе житій святыхъ въ Кіево-Печерской Лаврѣ подвизавшихся.
(Переводъ Е. Поселянина.)

Житіе преп. отца нашего Ареѳы.
(24 октября).

Ему имущество, украденное ворами, ангелы вмѣнили въ милостыню, за то, что онъ перенесъ это съ благодареніемъ.


Въ Печерскомъ монастырѣ былъ одинъ черноризецъ, именемъ Ареѳа, родомъ изъ Полоцка; онъ держалъ тайно въ своей келліи большое богатство и настолько былъ одержимъ скупостью, что никогда не подалъ и одной мелкой монеты на милостыню убогому, и самъ не тратилъ ни на что нужное.

Однажды ночью пришли воры и украли все его достояніе. Тогда онъ въ великой скорби и тугѣ едва не лишилъ себя жизни. И началъ онъ подозрѣвать неповинныхъ, и многихъ мучилъ онъ безъ правды, братія же вся молила его прекратить такіе розыски и утѣшила его: «Братъ, возложи на Господа заботы твои, и Онъ поддержить тебя» (Псал. 54, 23). Онъ же ничего не слушалъ и досаждалъ всѣмъ жестокими словами. Чрезъ нѣсколько дней впалъ онъ въ недугъ лютый, и уже былъ близокъ къ смерти, но не переставалъ роптать и хулить.

Но человѣколюбивый Господь, Который хочетъ, чтобъ всѣ люди спаслись (1 Тим. 2, 4), явилъ на немъ милость Свою. Однажды больной, лежа въ болѣзни, какъ мертвый, послѣ долгаго молчанія, внезапно громко передъ всѣми сталъ звать съ великимъ воплемъ: «Господи, помилуй; Господи, прости; Господи, согрѣшилъ я, оно Твое, не жалѣю его!» И потомъ, вдругъ вставъ отъ болѣзни, разсказалъ, что причина его крика было такое явленіе. «Видѣлъ я, — сказалъ онъ, — что пришли ко мнѣ ангелы и бѣсовскій полкъ и начали спорить объ украденномъ у меня богатствѣ. Бѣсы говорили, что я не прославилъ за то Бога, но хулилъ Его, — потому я — ихъ и долженъ быть имъ преданъ. Ангелы же сказали мнѣ: «О, окаянный человѣкъ, если-бъ ты благодарилъ Бога за похищеніе имѣнія твоего, оно вмѣнилось бы тебѣ въ милостыню, какъ Іову. Если кто творитъ милостыню — это великое дѣло передъ Богомъ, потому что творитъ по своей волѣ. Но если кто похищеніе насиліемъ терпитъ съ благодарностью, тотъ человѣкъ превращаетъ діавольское искушеніе въ благое произволеніе. Діаволъ, желая вовлечь человѣка въ хулу, дѣлаетъ такъ, благодарный же человѣкъ предаетъ все Богу, потому это и равно милостынѣ». Когда такъ сказали мнѣ ангелы, я возопилъ то, что вы слышали: «Господи, помилуй, Господи, прости, Господи, согрѣшилъ я, Твое есть, не жалѣю его!» И тогда тотчасъ бѣсы исчезли, ангелы же возрадовались и, вмѣнивъ мнѣ погибшее серебро въ милостыню, отошли». Слыша это, братія прославила Бога, наставляющаго согрѣшающихъ на путь покаянія и показавшаго имъ, сколь велика сила благодаренія.

Блаж. же Ареѳа, наставляемый Богомъ, съ тѣхъ поръ измѣнился къ лучшему умомъ и нравомъ, такъ что всѣ дивились и говорили о немъ съ Апостоломъ: «Идѣже умножися грѣхъ, преизбыточествова благодать». Тотъ, кого прежде никто не могъ удержать отъ хулы, тотъ никогда потомъ не прекращалъ хвалу, постоянно славя и благодаря Бога гласомъ Іова — «Господь далъ, Господь и взялъ, какъ Господу угодно, такъ и сдѣлалось. Да будетъ имя Господне благословенно» (Іов. 1, 21).

Также и въ прочихъ своихъ прегрѣшеніяхъ онъ каялся усердно, прилежа нелицемѣрной нищетѣ, послушанію не на глазахъ только, чистотѣ внѣшней и внутренней, подвизался въ моленіи, непрестанномъ постѣ, безмѣрномъ, и былъ богатъ многими иными тѣлесными и душевными добродѣтелями (ко всѣмъ которымъ привела его добродѣтель благодаренія) — болѣе чѣмъ серебромъ или золотомъ, — добродѣтелями же достигъ и Самаго Бога. Къ Нему, послѣ многихъ трудовъ, преставился онъ на вѣчный покой и положенъ съ честью въ пещерѣ, гдѣ чудотворнымъ нетлѣніемъ мощей своихъ свидѣтельствуетъ и о помилованіи своемъ, и о блаженствѣ cвоемъ, равномъ блаженству милостивыхъ. Его святыми молитвами да будемъ и мы, поживъ съ благодареніемъ, помилованы — и да съ нимъ вмѣстѣ въ Царствіи небесномъ будемъ благодарить Бога въ Троицѣ въ безконечные вѣки. Аминь.

Источникъ: Кіево-Печерскій патерикъ. Полное собраніе житій святыхъ въ Кіево-Печерской Лаврѣ подвизавшихся. (Составленъ тремя печерскими святыми: Несторомъ, лѣтописцемъ Печерскимъ, Симономъ, епископомъ Владимірскимъ и Суздальскимъ, и Поликарпомъ, архимандритомъ Печерскимъ.) — Изданіе второе, въ новомъ полномъ переводѣ Е. Поселянина. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1900. — С. 339-341.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0