Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 25 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.

ПАТЕРИКИ

Кіево-Печерскій патерикъ.

Собор Киево-Печерских преподобных отцовКіево-Печерскій патерикъ  (греч. πατερικόν — отечникъ, т. е. книга объ отцахъ) — собраніе краткихъ, исполненныхъ чудесъ, повѣстей о подвижникахъ Печерскаго монастыря и о самомъ монастырѣ. Въ основу патерика положены повѣсти епископа Владимірскаго Симона и монаха Печерскаго монастыря Поликарпа. Четырнадцать сказаній Симона написаны въ формѣ посланія къ Поликарпу. Девять изъ нихъ повѣствуютъ о чудотворцахъ Печерскихъ и пять о чудесахъ, сопровождавшихъ построеніе главной Печерской церкви. Собраніе сказаній Симона по его же разсказамъ дополнилъ Поликарпъ, написавшій одиннадцать повѣстей также въ формѣ посланія къ архимандриту Печерскому Акиндину. Къ этимъ основнымъ частямъ патерика присоединены впослѣдствіи вмѣстѣ съ нѣкоторыми позднѣйшими статьями и произведенія болѣе ранняго времени: поставленное во главѣ патерика житіе преп. Ѳеодосія, написанное Несторомъ, и сказанія, «что ради прозвася Печерскій монастырь» и о первыхъ черноризцахъ Печерскихъ, взятыя изъ Начальной лѣтописи и приписанныя въ патерикѣ тому же Нестору... Многочисленность дошедшихъ до насъ списковъ Печерскаго патерика свидѣтельствуетъ, что онъ былъ любимою книгою нашихъ предковъ.

Кіево-Печерскій патерикъ.

КІЕВО-ПЕЧЕРСКІЙ ПАТЕРИКЪ.
Полное собраніе житій святыхъ въ Кіево-Печерской Лаврѣ подвизавшихся.
(Переводъ Е. Поселянина.)

Житіе преп. отца нашего Еразма.
(24 февраля).

Онъ истратилъ имѣніе свое на украшеніе Церкви и потомъ пожалѣлъ своихъ денегъ но не умеръ безъ покаянія молитвами преп. отецъ Антонія и Ѳеодосія.


Къ такимъ людямъ принадлежалъ преп. отецъ нашъ Еразмъ, черноризецъ Печерскій. Ради того получилъ онъ вѣнецъ изъ рукъ Вѣнчающаго милостью и щедротами, что, имѣя большое богатство отцовскаго своего наслѣдія и размысливъ, что не хорошо иноку сохранять его, — по любви своей къ благолѣпію Дома Господня, — истратилъ все, что имѣлъ, на украшеніе церкви, и оковалъ въ церкви Печерской многія иконы серебромъ и золотомъ. Взирая на нихъ, онъ украшалъ и свою душу, какъ церковь и образъ Живого Бога, не серебромъ и золотомъ вещественнымъ, но чистотою и любовью и всякими добродѣтелями иноческаго званія, говоря о благолѣпіи своемъ съ пророкомъ: «Законъ устъ Твоихъ для меня лучше тысячъ золота и серебра» (Псал. 118, 72).

Съ этимъ преподобнымъ случилось такое искушеніе. Когда онъ сильно обнищалъ и былъ въ пренебреженіи у всѣхъ, злохитрый прельститель діаволъ сталъ влагать ему въ сердце мысль, что онъ не имѣетъ никакой мзды за богатство свое, истраченное на украшеніе церкви, но лучше было бы истратить ему на милостыню нищимъ. Онъ же, не понявъ искушенія, впалъ въ отчаяніе и сталъ жить нерадиво и совершенно небрежно, безчинно проводя свои дни. Но Богъ щедрый и праведный, поминая прежнія добродѣтели блаженнаго, — спасъ его отъ погибели такимъ образомъ.

Онъ послалъ на него тяжкую болѣзнь, и больной, уже близкій къ смерти, лежалъ нѣмымъ и слѣпымъ семь дней, лишь еле дыша. Въ восьмой день пришла къ нему вся братія и, видя страшную смерть брата, съ удивленіемъ говорила: «Горе, горе душѣ этого брата, что прожилъ онъ въ лѣности и въ грѣхахъ, а теперь видитъ что-то и метается, и не можетъ выйти изъ тѣла». И вотъ блаж. Еразмъ, какъ будто никогда не болѣлъ, всталъ, сѣлъ и сказалъ имъ: «Отцы и братія, воистину такъ, какъ вы говорите, — я грѣшенъ и не покаялся. Но нынѣ мнѣ явились преп. отцы наши Антоній и Ѳеодосій, говоря: «мы молились о тебѣ Господу, и даровалъ тебѣ Господь время на покаяніе». Послѣ этого видѣлъ я и Пречистую Госпожу Богородицу, какъ на иконѣ, съ Сыномъ Ея, Христомъ Богомъ нашимъ на рукахъ, и множество съ Нею святыхъ. И она сказала мнѣ: «Еразмъ, за то, что ты украсилъ церковь Мою и возвеличилъ иконами, и Я украшу тебя и возвеличу славою въ Царствіи Сына Моего — нищихъ вы имѣете на всякомъ мѣстѣ, церковь же Мою не вездѣ. Воставъ, покайся и прими великій ангельскій образъ, въ третій же день чистымъ Я возьму тебя къ Себѣ, возлюбившаго благолѣпіе Дома Моего». Сказавъ все это братіи, блаж. Еразмъ началъ предъ всѣми, не стыдясь, исповѣдывать грѣхи свои.

Вставъ, онъ пошелъ въ церковь и былъ постриженъ въ схиму. На третій же день отошелъ ко Господу и Матери Его, по Ея предреченію.

Итакъ, всѣмъ богопротивнымъ ясно было явлено, что украшеніе церкви иконами угодно Богу и вчиняетъ въ лики святыхъ. Той же благодати, молитвами преп. Еразма, да сподобимся мы всѣ, правовѣрные, во Христѣ Іисусѣ Господѣ нашемъ, Которому слава съ Богомъ Отцомъ и Святымъ Духомъ нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Источникъ: Кіево-Печерскій патерикъ. Полное собраніе житій святыхъ въ Кіево-Печерской Лаврѣ подвизавшихся. (Составленъ тремя печерскими святыми: Несторомъ, лѣтописцемъ Печерскимъ, Симономъ, епископомъ Владимірскимъ и Суздальскимъ, и Поликарпомъ, архимандритомъ Печерскимъ.) — Изданіе второе, въ новомъ полномъ переводѣ Е. Поселянина. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1900. — С. 336-338.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0