Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 21 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.

ПАТЕРИКИ

Кіево-Печерскій патерикъ.

Собор Киево-Печерских преподобных отцовКіево-Печерскій патерикъ  (греч. πατερικόν — отечникъ, т. е. книга объ отцахъ) — собраніе краткихъ, исполненныхъ чудесъ, повѣстей о подвижникахъ Печерскаго монастыря и о самомъ монастырѣ. Въ основу патерика положены повѣсти епископа Владимірскаго Симона и монаха Печерскаго монастыря Поликарпа. Четырнадцать сказаній Симона написаны въ формѣ посланія къ Поликарпу. Девять изъ нихъ повѣствуютъ о чудотворцахъ Печерскихъ и пять о чудесахъ, сопровождавшихъ построеніе главной Печерской церкви. Собраніе сказаній Симона по его же разсказамъ дополнилъ Поликарпъ, написавшій одиннадцать повѣстей также въ формѣ посланія къ архимандриту Печерскому Акиндину. Къ этимъ основнымъ частямъ патерика присоединены впослѣдствіи вмѣстѣ съ нѣкоторыми позднѣйшими статьями и произведенія болѣе ранняго времени: поставленное во главѣ патерика житіе преп. Ѳеодосія, написанное Несторомъ, и сказанія, «что ради прозвася Печерскій монастырь» и о первыхъ черноризцахъ Печерскихъ, взятыя изъ Начальной лѣтописи и приписанныя въ патерикѣ тому же Нестору... Многочисленность дошедшихъ до насъ списковъ Печерскаго патерика свидѣтельствуетъ, что онъ былъ любимою книгою нашихъ предковъ.

Кіево-Печерскій патерикъ.

КІЕВО-ПЕЧЕРСКІЙ ПАТЕРИКЪ.
Полное собраніе житій святыхъ въ Кіево-Печерской Лаврѣ подвизавшихся.
(Переводъ Е. Поселянина.)

Житіе преп. отца нашего Николы Святоши, князя Черниговскаго.
(14 октября).

Онъ былъ поваромъ Печерскимъ три года, вратаремъ три года; исцѣляя и пророчествуя, спасъ Петра врача, съ нимъ и самъ вмѣсто того, чтобъ умереть, остался жить и потомъ тридцать лѣтъ подвизался, не выходя изъ монастыря.


И онъ настолько просіялъ свѣтлостью жизни своей, что всѣ видѣли его добрыя дѣла и прославляли за него Бога. Больше всѣхъ преуспѣвалъ онъ въ послушаніяхъ. Сперва работалъ на братію въ поварнѣ, рубилъ своими руками дрова и на своихъ плечахъ часто носилъ ихъ съ берега, усердно дѣлалъ и все прочее, нужное для кухни. Послѣ многихъ его трудовъ узнали о томъ его братья Изяславъ и Владиміръ и едва не заставили его бросить это дѣло. Но этотъ истинный послушникъ выпросилъ со слезами еще одинъ годъ поработать на поварнѣ для братіи. И всего потрудился онъ тамъ три года, со всевозможнымъ прилежаніемъ и благоговѣніемъ. Потомъ, какъ искусный и совершенный во всемъ, приставленъ онъ былъ сторожемъ къ монастырскимъ воротамъ и пробылъ тамъ тоже три года, не отходя никуда, кромѣ церкви. Оттуда взяли его служить на трапезѣ, и это исполнялъ онъ, какъ слѣдуетъ, съ готовностью.

Когда онъ прошелъ по порядку степени послушанія, игуменъ и вся братія рѣшили, что ему надо безмолвствовать въ келліи и работать въ тишинѣ своему спасенію. Онъ же, повинуясь и въ этомъ, насадилъ руками при своей келліи плодовый садъ. И во всѣ годы иночества никогда не видали его празднымъ, но всегда онъ имѣлъ въ рукахъ своихъ рукодѣліе; въ устахъ же постоянную молитву Іисусову: «Господи Іисусе Христе Сыне Божій, помилуй мя».

Не вкушалъ онъ ничего иного, кромѣ малаго количества общей монастырской пищи на трапезѣ.

Если же когда, противъ воли ему случалось имѣть что-нибудь, какъ князю, отъ своихъ бывшихъ людей, то все раздавалъ онъ на странниковъ и нищихъ, и построеніе церквей, и жертвовалъ много книгъ въ церкви.

У этого блаженнаго князя, когда еще онъ владѣлъ княжествомъ своимъ, былъ очень искусный врачъ, именемъ Петръ, родомъ изъ Сиріи; онъ пришелъ съ княземъ въ монастырь. И, видя вольную нищету господина своего, врачъ покинулъ его, жилъ въ Кіевѣ и многихъ лѣчилъ. Но онъ часто приходилъ къ блаженному и, видя его во многихъ лишеніяхъ, въ безмѣрномъ постѣ, служащимъ на поварнѣ и сидящимъ у воротъ, увѣщавалъ его, говоря: «Князь, нужно тебѣ подумать о своемъ здоровьѣ, чтобъ не истощить себя многимъ трудомъ и воздержаніемъ: когда ты отъ этого изнеможешь, тебѣ неудобно будетъ нести иго, которое ты взялъ на себя ради Христа. Богъ не хочетъ труда или поста выше силы, но только сердца чистаго и смиреннаго. Ты работаешь на черноризцевъ, какъ купленный рабъ, ты не привыкъ къ такой работѣ, и не слѣдуетъ тебѣ дѣлать этого, какъ князю. Благородные братья твои, Изяславъ и Владиміръ, укоряютъ себя и находятся въ великой скорби о твоей нищетѣ, что ты изъ такой славы и чести дошелъ до послѣдняго убожества, моришь свое тѣло и болѣешь изъ-за неподходящей для тебя пищи. Я удивляюсь, какъ измѣнился твой желудокъ, который прежде болѣлъ отъ тонкихъ блюдъ, а теперь переноситъ грубую зелень и сухой хлѣбъ. Но смотри, какъ бы внезапно ни открылась болѣзнь во всѣхъ частяхъ тѣла, и ты, не имѣя въ себѣ силъ, лишишься жизни, и я не буду въ состояніи помочь тебѣ, и оставишь ты неутѣшный плачъ въ своихъ братьяхъ. Бояре, служившіе тебѣ, которые были значительны и славны тобою, — теперь, потерявъ въ тебѣ надежду свою, жалѣютъ о тебѣ и повержены въ уныніе, но все-таки они живутъ въ богатыхъ домахъ, которые выстроили себѣ, тебѣ же негдѣ преклонить главу, и негдѣ сѣсть, только на сорныя кучи иногда у поварни, иногда у воротъ. Кто изъ русскихъ князей дѣлалъ такъ, — твой ли блаженный отецъ Давидъ или приснопамятный дѣдъ Святославъ? — Никто даже изъ бояръ не пожелалъ безславнаго пути такой жизни, только одинъ Варлаамъ, бывшій здѣсь игуменомъ. Поэтому, если ты не послушаешь моего совѣта, прежде, чѣмъ суждено тебѣ, примешь смерть». Много еще другого, по порученію братьевъ его, говорилъ врачъ блаженному, иногда сидя съ нимъ въ поварнѣ, иногда у воротъ.

Блаженный же отвѣчалъ ему: «Братъ Петръ, много думалъ я о спасеніи души моей и разсудилъ, что не надо щадить плоть, чтобъ она не тяготила похотями духъ, и не возставала на меня борьбою. Томимая воздержаніемъ и трудомъ, она смирится, а не изнеможетъ; а если-бъ и изномогла — то, какъ сказалъ Господь апостолу, «сила Моя въ немощи совершается» (2 Кор. 13, 9). Апостолъ же сказалъ: «Нынѣшнія временныя страданія ничего не стоятъ въ сравненіи съ тою славою, которая откроется въ насъ» (Рим. 8, 18). Богъ хочетъ сердца чистаго и смиреннаго, но безъ поста и труда не можетъ быть оно такимъ, потому что постъ мать цѣломудрія или чистоты — и сказано: «онъ смиритъ сердце ихъ работами» (Псал. 106, 12). Благодарю я Бога, что Онъ освободилъ меня отъ рабства міру и сдѣлалъ меня рабомъ рабовъ Своихъ, блаженныхъ этихъ черноризцевъ, ибо я, будучи княземъ, работаю Царю царей въ лицѣ ихъ. Братья же мои пусть подумаютъ о себѣ, «каждый понесетъ свое бремя» (Псал. 106, 12). Съ нихъ достаточно заботъ о моей власти, которую я оставилъ въ земномъ княженіи, чтобъ наслѣдовать въ Царствіи небесномъ: ибо «я обнищалъ ради Христа, что-бъ пріобрѣсти Христа» (Флп. 3, 8). Ты же зачѣмъ, въ нищетѣ моей, укоряешь меня за воздержаніе и грубую пищу, угрожая мнѣ смертію? И ты, когда врачуешь тѣлесный недугъ, не приказываешь ли больному воздержаться и избѣгать нѣкоторыхъ блюдъ? А мнѣ нужно этимъ способомъ лѣчить духовные недуги. Но если и умру тѣлесно, мнѣ «умереть ради Христа — пріобрѣтеніе» (Флп. 1, 21). А что я сижу у сорныхъ кучъ — зачѣмъ считаешь ты меня худшимъ моихъ бояръ: вѣдь я буду царствовать съ Іовомъ, который въ жизни назывался царемъ. Если же ни одинъ изъ князей Русскихъ не сдѣлалъ этого прежде меня, — то пусть я, подражая Царю Небесному, буду имъ примѣромъ, чтобъ съ этихъ поръ кто-нибудь поревновалъ и послѣдовалъ мнѣ. А тамъ — подумай о себѣ и о тѣхъ, кто подучилъ тебя.

Часто случалось, что когда этотъ блаженный князь заболѣвалъ, трудясь на послушаніи, тогда Петръ врачъ, узнавъ о томъ, приготовлялъ ему лѣкарство, чтобъ излѣчить какой-нибудь его недугъ — горячку или водяную порчу крови, но всегда, прежде чѣмъ онъ приходилъ съ лѣкарствомъ, Божіею помощью князь выздоравливалъ и ни за что не позволялъ себя лѣчить. Однажды случилось, что разболѣлся самъ врачъ, и послалъ къ нему блаженный, говоря: «Если не будешь принимать лѣкарства, скоро выздоровѣешь, если же не послушаешься меня, много пострадаешь». Онъ же, считая себя опытнымъ врачемъ, не послушался, но выпилъ приготовленное лѣкарство и, желая избавиться отъ болѣзни, едва не избавился отъ жизни. Потомъ онъ выздоровѣлъ молитвою святого. Снова разболѣлся въ другой разъ этотъ врачъ, блаженный послалъ къ нему съ такимъ обѣщаніемъ: «На третій день выздоровѣешь, если не будешь лѣчить себя». Врачъ, наказанный за первое ослушаніе, послушался блаженнаго и, по слову его, въ третій день выздоровѣлъ.

Призвалъ исцѣлѣвшаго блаженный (онъ тогда у воротъ кончалъ свое послушаніе) и сказалъ ему: «Петръ, тебѣ слѣдуетъ постричься въ ангельскій образъ и работать Господу и Его Пречистой Матери въ этомъ монастырѣ вмѣсто меня, потому что я чрезъ три мѣсяца отойду отъ этого міра».

Услышавъ это, врачъ Петръ упалъ къ ногамъ его и со слезами воскликнулъ: «Увы мнѣ, господинъ мой, благодѣтель мой, драгоцѣнная жизнь моя! Кто будетъ заботиться о земномъ странствіи моемъ, кто пропитаетъ сирыхъ и убогихъ, кто заступится за обижаемыхъ, кто смилуется надъ множествомъ людей, просящихъ помощи? Не говорилъ ли я тебѣ: князь, пощади жизнь свою, потому что многимъ можешь ты быть полезенъ и въ твоей жизни — жизнь многихъ. Не ты ли исцѣлилъ меня силою Божіею и твоею молитвою — и теперь куда самъ отходишь, пастырь добрый, чѣмъ болѣешь, исцѣлитель мой? Скажи мнѣ, рабу твоему, о твоей смертной язвѣ, — и если я не вылѣчу тебя, пусть глава моя будетъ за главу твою и душа моя за душу твою. Не отходи отъ меня молча, но открой мнѣ, господинъ мой, откуда у тебя такая вѣсть? Если отъ людей — я отдамъ за тебя мою жизнъ, если же Самъ Господь повѣстилъ тебя объ этомъ, — моли Его, чтобъ я умеръ за тебя. Если ты оставишь меня — то гдѣ сяду я и буду оплакивать свое сиротство? Не на этой ли сорной кучѣ при воротахъ, гдѣ сидишь ты, — но здѣсь будетъ заперто. Что наслѣдую я изъ имѣнія твоего, когда ты самъ нагъ: эти ли заплатныя рубища, которыя на тебѣ? Но, отойдя отъ міра, ты будешь положенъ въ нихъ. Даруй мнѣ хоть твою молитву, какъ въ древности Илія Елисею милоть — и я раздѣлю глубину сердечную и воды жизни моей, «и пройду въ мѣсто дивныхъ селеній до Дому Божія» (Псал. 41, 5) — туда, куда ты хочешь итти. И звѣрь, по заходѣ солнца, умѣетъ собираться и ложиться въ своемъ логовищѣ (Псал. 103, 22), но я, послѣ твоего отшествія — не знаю, куда пойду; и птица нашла себѣ житье, и ласточка гнѣздо себѣ, гдѣ положить птенцовъ своихъ (Псал. 83, 4), а ты шесть лѣтъ живешь въ монастырѣ и не нашелъ себѣ пріюта. Гдѣ же оставишь меня?»

Блаженный князь, поднявъ плачущаго врача, сказалъ ему: «Не тужи, Петръ, лучше уповать на Господа, чѣмъ надѣяться на князей (Псал. 117, 9). Господь знаетъ, какъ сохранить всю тварь, которую Онъ создалъ Самъ; Онъ попечется пропитать алчущихъ, заступиться за бѣдныхъ и спасти находящихся въ напасти. Будетъ онъ прибѣжищемъ и тебѣ. А братья мои по плоти — пусть не о мнѣ плачутъ, а о себѣ и о дѣлахъ своихъ, въ плачевной юдоли этого міра, чтобъ утѣшиться въ будущемъ блаженствѣ. Я же не нуждаюсь въ лѣченіи для временной жизни, ибо давно умеръ я всѣмъ временнымъ, «мертвые же (говоря по естеству) не оживутъ, и врачи не воскресятъ, какъ восклицаетъ Исаія (Ис. 26, 14).

Сказавъ это, блаженный пошелъ со врачемъ къ пещерѣ и приготовилъ себѣ мѣсто для погребенія. Врачу же сказалъ: «Кто изъ насъ больше любитъ это мѣсто?» Врачъ же отвѣчалъ съ плачемъ: «Знаю, что если ты захочешь, умолишь Господа, чтобъ тебѣ жить еще. Меня же положи здѣсь!» Блаженный же сказалъ ему: «Да будетъ тебѣ, какъ хочешь, если есть на то воля Божія. Въ одномъ образѣ иноческомъ да послужимъ Ему!» Тогда врачъ, по совѣту блаженнаго, постригся въ иноческій образъ и провелъ три мѣсяца, безпрестанно днемъ и ночью проливая на молитвѣ слезы. Блаженный, утѣшая его, сказалъ: «Братъ, Петръ, хочешь ли, чтобъ я взялъ тебя съ собою»? Онъ же съ плачемъ (какъ и прежде) отвѣчалъ: «Хочу, чтобъ ты позволилъ мнѣ умереть за тебя, а ты останься здѣсь и молись за меня». Сказалъ ему блаженный: «Дерзай, братъ, и будь готовъ; чрезъ три дня, по желанію твоему, отойдешь отъ этой жизни».

Итакъ Петръ, причастившись Божественныхъ и Животворящихъ Христовыхъ Таинъ, когда наступило предреченное время, возлегъ на одрѣ и предалъ духъ свой въ руки Господа.

По смерти же врача блаженный князь Святоша подвизался тридцать лѣтъ, не выходя изъ монастыря и, стяжавъ, сообразно съ именемъ своимъ, совершенную, святую жизнь — преставился на вѣчную жизнь, ко Святѣйшему всѣхъ святыхъ, Князю смиренія, Іисусу.

Въ день преставленія этого святого князя едва не весь городъ Кіевъ собрался, воздавая ему послѣднее цѣлованіе и со многими слезами прося его молитвъ.

Особенно же братья блаженнаго, Изяславъ и Владиміръ, узнавъ о смерти его, плакали о немъ невыразимыми слезами. Изяславъ прислалъ къ игумену съ мольбою, дать ему на благословеніе и утѣшеніе крестъ умершаго, возглавіе и помостъ, на которомъ блаженный клалъ поклоны. Игуменъ далъ ему со словами: «По вѣрѣ твоей да будетъ тебѣ то, отъ чего ждешь ты помощи». Получивъ эти вещи, онъ бережно хранилъ ихъ и прислалъ на монастырь много золота, чтобъ отблагодарить за память о братѣ.

Изяславъ этотъ однажды тяжко разболѣлся и отчаялся уже въ жизни. Видя его при смерти, вокругъ него собрались жена, дѣти и всѣ бояре. Онъ же, немного уснувъ, привсталъ и просилъ напиться воды изъ Печерскаго колодца. Сказавъ это, онъ онѣмѣлъ и уже больше ничего не могъ проговорить. Пославъ въ Печерскій монастырь, взяли тамъ воды, омывъ ею гробъ преп. Ѳеодосія. Далъ игуменъ и власяницу преп. Святоши, чтобъ облечь въ нее его брата. Тогда, прежде чѣмъ пришелъ посланный съ водою и власяницею, князь Изяславъ сказалъ: «Идите скорѣе изъ города навстрѣчу преп. отцамъ Ѳеодосію и Николѣ». Когда вошелъ посланный съ водою и власяницею, снова воскликнулъ князь: «Никола Святоша!»

Дали ему выпить той воды, надѣли на него власяницу — и онъ вдругъ сталъ здоровъ — и всѣ прославили Бога и угодниковъ Его.

Съ тѣхъ поръ Изяславъ всегда бралъ и надѣвалъ на себя эту власяницу, когда заболѣвалъ — и тотчасъ выздоравливалъ. И во всякой битвѣ имѣлъ онъ съ собою эту власяницу, и оставался невредимымъ. Однаждыже послѣ грѣха не дерзнулъ надѣть ее на себя и тогда былъ убитъ на брани, но сперва заповѣдалъ положить себя въ ней, надѣясь, что исцѣлѣетъ хоть отъ вѣчныхъ болѣзней и язвъ.

И мы, надѣясь на этого преподобнаго князя, котораго знаемъ спасительную силу, да сподобимся исцѣлѣть подъ кровомъ молитвъ его отъ всякихъ болѣзней и язвъ, временныхъ и вѣчныхъ, благодатію Князя смиренія и, вмѣстѣ съ тѣмъ, Царя славы, Господа Бога и Спаса нашего Іисуса Христа, Которому слава съ Богомъ Отцомъ и Святымъ Духомъ нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Источникъ: Кіево-Печерскій патерикъ. Полное собраніе житій святыхъ въ Кіево-Печерской Лаврѣ подвизавшихся. (Составленъ тремя печерскими святыми: Несторомъ, лѣтописцемъ Печерскимъ, Симономъ, епископомъ Владимірскимъ и Суздальскимъ, и Поликарпомъ, архимандритомъ Печерскимъ.) — Изданіе второе, въ новомъ полномъ переводѣ Е. Поселянина. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1900. — С. 327-335.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0