Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 21 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.

ПАТЕРИКИ

Кіево-Печерскій патерикъ.

Собор Киево-Печерских преподобных отцовКіево-Печерскій патерикъ  (греч. πατερικόν — отечникъ, т. е. книга объ отцахъ) — собраніе краткихъ, исполненныхъ чудесъ, повѣстей о подвижникахъ Печерскаго монастыря и о самомъ монастырѣ. Въ основу патерика положены повѣсти епископа Владимірскаго Симона и монаха Печерскаго монастыря Поликарпа. Четырнадцать сказаній Симона написаны въ формѣ посланія къ Поликарпу. Девять изъ нихъ повѣствуютъ о чудотворцахъ Печерскихъ и пять о чудесахъ, сопровождавшихъ построеніе главной Печерской церкви. Собраніе сказаній Симона по его же разсказамъ дополнилъ Поликарпъ, написавшій одиннадцать повѣстей также въ формѣ посланія къ архимандриту Печерскому Акиндину. Къ этимъ основнымъ частямъ патерика присоединены впослѣдствіи вмѣстѣ съ нѣкоторыми позднѣйшими статьями и произведенія болѣе ранняго времени: поставленное во главѣ патерика житіе преп. Ѳеодосія, написанное Несторомъ, и сказанія, «что ради прозвася Печерскій монастырь» и о первыхъ черноризцахъ Печерскихъ, взятыя изъ Начальной лѣтописи и приписанныя въ патерикѣ тому же Нестору... Многочисленность дошедшихъ до насъ списковъ Печерскаго патерика свидѣтельствуетъ, что онъ былъ любимою книгою нашихъ предковъ.

Кіево-Печерскій патерикъ.

КІЕВО-ПЕЧЕРСКІЙ ПАТЕРИКЪ.
Полное собраніе житій святыхъ въ Кіево-Печерской Лаврѣ подвизавшихся.
(Переводъ Е. Поселянина.)

Житіе преп. отца нашего Аѳанасія затворника.
(2 декабря).

Онъ по смерти воскресъ, провелъ въ затворѣ двѣнадцать лѣтъ и сказалъ братьямъ три полезныя слова.


Преп. Аѳанасій былъ черноризцемъ въ святомъ Печерскомъ монастырѣ и жизнь велъ святую и богоугодную. Послѣ долгой болѣзни онъ умеръ; братія отерли тѣло его и увили, какъ подобаетъ умершему иноку. И лежалъ мертвый два дня, непогребенный по какой-то небрежности. И было въ ночи явленіе игумену, и слова: «Человѣкъ Божій Аѳанасій лежитъ два дня непогребеннымъ, а ты не заботишься объ этомъ». На третій день, какъ только настало утро, игуменъ пришелъ съ братіею къ умершему, чтобы похоронить его, и нашли его сѣдящимъ и плачущимъ. Ужаснулись всѣ, видя его ожившимъ, и спрашивали его: какъ онъ ожилъ, и что видѣлъ или слышалъ. Онъ же не отвѣчалъ ничего, только: «Спасайтесь!» Но они еще сильнѣе просили его, желая услышать отъ него что-нибудь, чтобы — говорили они — воспользоваться тѣмъ. Тогда сказалъ онъ имъ: «Если я скажу вамъ, вы не повѣрите мнѣ, и не послушаете меня». Братія же съ клятвою отвѣчала ему: «Сохранимъ все, что скажешь намъ». И сказалъ имъ воскресшій: «Во всемъ имѣйте послушаніе къ игумену, кайтеся всякій часъ и молитесь Господу Іисусу Христу и Его Пречистой Матери, и преп. отцамъ Антонію и Ѳеодосію о томъ, чтобъ окончить жизнь свою здѣсь и сподобиться, со святыми отцами, погребенія въ пещерѣ. Ибо эти три вещи больше всѣхъ добродѣтелей; и если кто достигнетъ того, что исполнитъ ихъ въ порядкѣ, будетъ блаженъ, только бы лишь не превозносился. Дальше же не спрашивайте меня, но, молю, простите меня». Сказавъ это, онъ пошелъ въ пещеру и, самъ заградивъ двери, пробылъ тамъ двѣнадцать лѣтъ, никуда не выходя, не видя никогда солнца, безпрестанно плакалъ день и ночь, едва вкушалъ черезъ день немного воды и хлѣба, и всѣ тѣ годы не говорилъ никому ничего.

Когда же онъ ждалъ смерти, призвалъ къ себѣ братію и сказалъ ей то же, что въ первый разъ, — о послушаніи и покаяніи, и что блаженъ тотъ, кто сподобляется быть положеннымъ въ пещерѣ. Сказавъ это, онъ почилъ въ Господѣ съ миромъ и былъ положенъ съ честью тамъ же, въ пещерѣ, гдѣ подвизался.

По успеніи своемъ, онъ чудотвореніемъ возвѣстилъ о своемъ блаженствѣ. Одинъ изъ братіи, именемъ Вавила, много лѣтъ больной ногами, принесенъ былъ къ мощамъ этого блаженнаго и, обнявъ тѣло его, тотчасъ исцѣлился и съ того часа до смерти своей никогда не болѣлъ ни ногами, ничѣмъ другимъ.

Вавила повѣдалъ братіи (въ числѣ которой былъ и св. Симонъ, составитель этого житія) о такомъ явленіи своего исцѣлителя. «Когда, — сказалъ онъ, — я лежалъ и кричалъ отъ болѣзни, внезапно вошелъ ко мнѣ блаж. Аѳанасій и сказалъ мнѣ: «Приди ко мнѣ, и я исцѣлю тебя». Я хотѣлъ спросить его, какъ и когда пришелъ онъ сюда; онъ вдругь сталъ невидимъ. И я, повѣривъ явившемуся мнѣ, постарался, чтобъ меня принесли къ нему, — и такъ исцѣлился. И отсюда поняли всѣ, что блаженъ и угодилъ Господу этотъ преподобный затворникъ Аѳанасій. Его святыми молитвами да сподобимся и мы, воскреснувъ отъ смерти грѣховной, — пожить богоугодно въ покаяніи и затѣмъ получить вѣчную жизнь — во Христѣ Іисусѣ, Живодавцѣ нашемъ, Которому слава съ Источникомъ Жизни, Богомъ Отцомъ и Животворящимъ Духомъ, нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Источникъ: Кіево-Печерскій патерикъ. Полное собраніе житій святыхъ въ Кіево-Печерской Лаврѣ подвизавшихся. (Составленъ тремя печерскими святыми: Несторомъ, лѣтописцемъ Печерскимъ, Симономъ, епископомъ Владимірскимъ и Суздальскимъ, и Поликарпомъ, архимандритомъ Печерскимъ.) — Изданіе второе, въ новомъ полномъ переводѣ Е. Поселянина. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1900. — С. 324-326.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0