Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 25 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.

ПАТЕРИКИ

Кіево-Печерскій патерикъ.

Собор Киево-Печерских преподобных отцовКіево-Печерскій патерикъ  (греч. πατερικόν — отечникъ, т. е. книга объ отцахъ) — собраніе краткихъ, исполненныхъ чудесъ, повѣстей о подвижникахъ Печерскаго монастыря и о самомъ монастырѣ. Въ основу патерика положены повѣсти епископа Владимірскаго Симона и монаха Печерскаго монастыря Поликарпа. Четырнадцать сказаній Симона написаны въ формѣ посланія къ Поликарпу. Девять изъ нихъ повѣствуютъ о чудотворцахъ Печерскихъ и пять о чудесахъ, сопровождавшихъ построеніе главной Печерской церкви. Собраніе сказаній Симона по его же разсказамъ дополнилъ Поликарпъ, написавшій одиннадцать повѣстей также въ формѣ посланія къ архимандриту Печерскому Акиндину. Къ этимъ основнымъ частямъ патерика присоединены впослѣдствіи вмѣстѣ съ нѣкоторыми позднѣйшими статьями и произведенія болѣе ранняго времени: поставленное во главѣ патерика житіе преп. Ѳеодосія, написанное Несторомъ, и сказанія, «что ради прозвася Печерскій монастырь» и о первыхъ черноризцахъ Печерскихъ, взятыя изъ Начальной лѣтописи и приписанныя въ патерикѣ тому же Нестору... Многочисленность дошедшихъ до насъ списковъ Печерскаго патерика свидѣтельствуетъ, что онъ былъ любимою книгою нашихъ предковъ.

Кіево-Печерскій патерикъ.

КІЕВО-ПЕЧЕРСКІЙ ПАТЕРИКЪ.
Полное собраніе житій святыхъ въ Кіево-Печерской Лаврѣ подвизавшихся.
(Переводъ Е. Поселянина.)

Житіе преп. отца нашего Никона Cухого.
(11 декабря).

Онъ изъ плѣна половецкаго былъ невидимо перенесенъ въ оковахъ во святую Печерскую церковъ силою Божіею.


Этотъ блаженный узникъ Никонъ происходилъ изъ знатнаго рода, изъ города Кіева. Пришедши въ Печерскій монастырь, онъ сперва покорилъ свой разумъ и всего себя въ послушаніе Христу и былъ искуснымъ инокомъ. Потомъ же, когда пришли злочестивые половцы, они взяли его въ плѣнъ одновременно со св. Евстратіемъ Печерскимъ и вывели изъ монастыря въ свою страну, и здѣсь его держали въ оковахъ.

Одинъ христолюбивецъ Кіевлянинъ пришелъ туда выкупить плѣнниковъ. Блаж. же Никонъ не желалъ того, какъ думалъ христолюбецъ, по той причинѣ, что у него въ Кіевѣ богатые родственники, и онъ хочетъ быть выкупленъ ими. Христолюбецъ, выкупивъ многихъ, возвратился домой и разсказалъ о блаженномъ. Услышавъ объ этомъ, его родные съ большими деньгами пришли выкупить его, но блаж. Никонъ сказалъ имъ: «Не тратьте напрасно вашего имущества. Если бы Господь хотѣлъ, чтобъ я былъ свободенъ, Онъ не предалъ бы меня въ руки этихъ нечестивыхъ. Онъ Самъ предаетъ въ плѣнъ тѣхъ, кого хочетъ. Но мы, если принимаемъ доброе изъ рукъ Господнихъ, не примемъ ли злое?» (Іов. 2, 10). Родные укорили его и отошли со всѣмъ богатымъ выкупомъ своимъ назадъ.

Тогда тотъ, кто взялъ блаженнаго въ плѣнъ, и прочіе половцы, увидавъ, что не сбывается ихъ желаніе, начали жестоко мучить раба Божія. И три года ежедневно истязали они блаженнаго: связавъ его, съ окованными руками и ногами, клали на огонь, разрѣзали ноги, морили голодомъ и жаждою по дню, по два и по три. Лѣтомъ выставляли его на припекъ солнца, зимою бросали его въ морозъ на снѣгъ. Такъ поступали съ нимъ безбожные половцы, чтобъ онъ выкупилъ себя. Но блаж. Никонъ благодарилъ Бога за все и молился Ему безпрестанно, и говорилъ мучителямъ своимъ: «Христосъ безъ мзды избавитъ меня отъ рукъ вашихъ, и я уже извѣщенъ объ этомъ. Мнѣ явился братъ мой Евстратій, котораго вы продали жидамъ на распятіе; они будутъ осуждены за него съ отцами своими, сказавшими: «Кровь Его на насъ и на дѣтяхъ нашихъ» (Матѳ. 27, 25). Вы же, окаянные, будете мучимы съ Іудою, продавшимъ Господа на крестъ. Явившійся мнѣ сказалъ такъ: «Черезъ три дня будешь ты въ монастырѣ, ради св. Антонія и Ѳеодосія и прочихъ съ ними преподобныхъ Печерскихъ».

Слыша это, половчанинъ, взявшій его въ плѣнъ, думалъ, что онъ хочетъ бѣжать, и подрѣзалъ ему колѣни, чтобъ онъ не могъ бѣжать. И крѣпко его сторожили, и вотъ, въ третій день, въ шестый часъ, когда всѣ сидѣли, съ оружіемъ, вокругъ него, — блаженный узникъ внезапно сталъ невидимъ, только сторожившіе его слышали голосъ: «Хвалите Господа съ небесъ» (Псал. 148, 1).

Итакъ, невидимо принесенъ былъ святый въ Печерскую церковь Пресвятой Богородицы, въ то время, какъ начали на святой литургіи пѣть канонникъ. И вся братія, собравшись, спрашивала его: «Какъ пришелъ ты сюда?» Онъ же сперва хотѣлъ утаить то великое чудо; но всѣ, видя его связаннымъ, тяжелыя на немъ цѣпи, неисцѣльныя раны, все тѣло сгнившее отъ ранъ и кровь, каплющую отъ прорѣзанныхъ мѣстъ, — принуждали его сказать истину, и потому, наконецъ, онъ противъ воли, открылъ имъ, что случилось.

И не хотѣлъ онъ снять желѣзо съ рукъ и съ ногъ своихъ. Игуменъ же сказалъ ему: «Братъ, если-бъ Господь захотѣлъ, чтобъ ты терпѣлъ еще, онъ бы не вывелъ тебя отъ плѣна. Теперь покорись волѣ нашей». Итакъ, снявъ съ него желѣзо, перековали его на нужды алтаря.

Черезъ много дней, когда заключили миръ съ половцами, пришелъ въ Кіевъ половчанинъ, державшій въ плѣну блаж. Никона и вошелъ въ Печерскій монастырь. Увидѣвъ своего плѣнника блаж. Никона, онъ узналъ его и разсказалъ о немъ все подробно игумену и братіи. И не вернулся больше домой, но, потрясенный этимъ, крестился и сталъ черноризцемъ, съ прочими половцами своего рода, пришедшими въ Кіевъ, и съ ними окончилъ въ покаяніи свою жизнь въ Печерскомъ монастырѣ, служа плѣннику своему, блаж. Никону.

Много было и другихъ пречудныхъ чудесъ этого блаженнаго и святого мужа Никона, изъ которыхъ вспомнимъ слѣдующее.

Когда еще блаженный былъ въ плѣну, случилось однажды плѣнникамъ разболѣться отъ голода и нужды, и были они при смерти. Тогда блаженный, раздѣляя съ ними узы, заповѣдавъ имъ не брать ничего изъ кушаній поганыхъ, своею молитвою всѣхъ исцѣлилъ и помогъ невидимо избавиться отъ узъ.

Когда святый находился въ томъ же плѣну, однажды разболѣлся самъ взявшій его въ плѣнъ половчанинъ и, уже близкій къ смерти, заповѣдалъ женамъ своимъ и дѣтямъ распять надъ гробомъ его плѣннаго его черноризца Никона. Блаженный же плѣнникъ, прозирая духомъ, что впослѣдствіи онъ покается, помолился о немъ и исцѣлилъ его. И такъ и себя избавилъ отъ горькой смерти тѣлесной и его — не только отъ тѣлесной, но и отъ душевной.

Этотъ блаж. Никонъ называется Сухимъ, ибо онъ, истекши кровью, сгнилъ отъ ранъ и изсохъ, такъ что онъ, вмѣстѣ съ Давидомъ, могъ сказать о крѣпости своей, преданной въ плѣнъ: «Сила моя изсохла какъ черенокъ» (Псал. 21, 16), и еще: «кости мои обожжены какъ головня» (Псал. 101, 4). — А мы, дивясь пречудной силѣ его уже не плотской, но свойственной безплотнымъ небеснымъ силамъ, что скажемъ? Скажемъ съ апостоломъ: «Сокровище сіе мы носимъ въ глиняныхъ сосудахъ» (2 Кор. 4, 7).

И въ сухости своей этотъ узникъ горѣлъ огнемъ любви Божіей, свѣтясь богоугодно добрыми дѣлами.

Наконецъ, освобожденъ онъ былъ и отъ узъ тѣлесныхъ. И за принятое имъ увяданіе въ жизни этой по смерти принялъ неувядающее нетлѣніе тѣла своего, въ которомъ понынѣ почиваетъ въ пещерѣ. Духомъ же вошелъ въ наслѣдіе нетлѣнное и нескверное, и неувядаемое, приготовленное ему на небесахъ, при источникѣ жизни вѣчной, и принялъ неувядаемый вѣнецъ славы, — которымъ, молитвами этого преподобнаго угодника Божія, да сподобимся и мы быть увѣнчанными Царемъ славы Христомъ Богомъ, Которому слава со безначальнымъ Его Отцемъ и Пресвятымъ и благимъ и животворящимъ Духомъ нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Источникъ: Кіево-Печерскій патерикъ. Полное собраніе житій святыхъ въ Кіево-Печерской Лаврѣ подвизавшихся. (Составленъ тремя печерскими святыми: Несторомъ, лѣтописцемъ Печерскимъ, Симономъ, епископомъ Владимірскимъ и Суздальскимъ, и Поликарпомъ, архимандритомъ Печерскимъ.) — Изданіе второе, въ новомъ полномъ переводѣ Е. Поселянина. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1900. — С. 318-321.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0