Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 23 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.

ПАТЕРИКИ

Кіево-Печерскій патерикъ.

Собор Киево-Печерских преподобных отцовКіево-Печерскій патерикъ  (греч. πατερικόν — отечникъ, т. е. книга объ отцахъ) — собраніе краткихъ, исполненныхъ чудесъ, повѣстей о подвижникахъ Печерскаго монастыря и о самомъ монастырѣ. Въ основу патерика положены повѣсти епископа Владимірскаго Симона и монаха Печерскаго монастыря Поликарпа. Четырнадцать сказаній Симона написаны въ формѣ посланія къ Поликарпу. Девять изъ нихъ повѣствуютъ о чудотворцахъ Печерскихъ и пять о чудесахъ, сопровождавшихъ построеніе главной Печерской церкви. Собраніе сказаній Симона по его же разсказамъ дополнилъ Поликарпъ, написавшій одиннадцать повѣстей также въ формѣ посланія къ архимандриту Печерскому Акиндину. Къ этимъ основнымъ частямъ патерика присоединены впослѣдствіи вмѣстѣ съ нѣкоторыми позднѣйшими статьями и произведенія болѣе ранняго времени: поставленное во главѣ патерика житіе преп. Ѳеодосія, написанное Несторомъ, и сказанія, «что ради прозвася Печерскій монастырь» и о первыхъ черноризцахъ Печерскихъ, взятыя изъ Начальной лѣтописи и приписанныя въ патерикѣ тому же Нестору... Многочисленность дошедшихъ до насъ списковъ Печерскаго патерика свидѣтельствуетъ, что онъ былъ любимою книгою нашихъ предковъ.

Кіево-Печерскій патерикъ.

КІЕВО-ПЕЧЕРСКІЙ ПАТЕРИКЪ.
Полное собраніе житій святыхъ въ Кіево-Печерской Лаврѣ подвизавшихся.
(Переводъ Е. Поселянина.)

Житіе преподобнаго отца нашего Евстратія, постника и мученика.
(28 марта).

Онъ проданъ былъ евреямъ, распятъ ими на крестѣ и прободенъ копіемъ во время Пасхи за Христа.


Этотъ доблестный воинъ Христовъ, Евстратій, былъ родомъ изъ города Кіева. Онъ возжелалъ облечься въ то Божье оружіе; которое принадлежитъ иноческому образу. Вѣдая же, что никакой воинъ не связываетъ себя житейскими дѣлами, чтобъ угодить начальнику (2 Тим. 2, 4) — раздалъ имѣніе свое нищимъ, часть же оставилъ роднымъ, чтобъ раздали послѣ него. Итакъ, обнищавъ отъ своего богатства, сталъ инокомъ Печерскаго монастыря. И началъ онъ богоугодно воинствовать подъ знаменемъ принявшаго ради насъ уничиженіе Воеводы Христа, побѣждая мечомъ духовнымъ, то-есть гласомъ молитвы и гладомъ великаго воздержанія, не только плоть свою, но и враговъ безплотныхъ, смиряя ихъ и порабощая смиреніемъ своимъ и послушаніемъ. Думалъ онъ о томъ, какъ Подвигоположникъ его, самъ Іисусъ Христосъ, горячею молитвою и сорокадневнымъ постомъ смирилъ себя, бывъ послушенъ, — потому и Евстратій вооружилъ себя тѣми же добродѣтелями. Зная же прежде всего, что человѣкъ былъ побѣжденъ первымъ грѣхомъ чрезъ невоздержаніе — преуспѣвалъ святый въ воздержаніи и великомъ пощеніи, и потому названъ былъ постникомъ.

Когда попущеніемъ Божіимъ пришелъ на Русскую землю злочестивый Бонякъ, со множествомъ половцевъ, и плѣнилъ Россійскую землю, — тогда и святый Евстратій, при вторженіи поганыхъ въ Печерскій монастырь, гдѣ многіе были ими посѣчены мечами — былъ захваченъ вмѣстѣ съ другими въ плѣнъ и проданъ въ Греческую землю, въ городъ Корсунь, одному еврею, въ числѣ другихъ 50-ти христіанъ.

Богопротивный жидовинъ началъ понуждать плѣнниковъ своихъ отречься отъ Христа и угрожалъ противящимся — уморить ихъ въ оковахъ голодомъ. Но мужественный инокъ Евстратій, молясь, укрѣплялъ и поучалъ всѣхъ и такъ наставлялъ:

«Братіе, кто изъ васъ крестился и вѣровалъ во Христа, — не будьте измѣнники обѣту, данному при крещеніи. Христосъ возродилъ насъ водою и Духомъ, Христосъ искупилъ насъ отъ клятвы закона Своею кровью (Гал. 3, 13) и сдѣлалъ насъ наслѣдниками Своего Царства. Если живемъ — будемъ жить для Господа; если умремъ — умремъ въ Господѣ (Рим. 14, 8) и временною смертью обрящемъ вѣчную жизнь. Будемъ подражателями Тому, Кто сказалъ: «Для меня жизнь — Христосъ, а смерть — пріобрѣтеніе» (Флп. 1, 21).

Укрѣпляемые словами преподобнаго, плѣнники предпочли умереть отъ недостатка временной пищи и питья, чѣмъ отлучиться отъ Христа, Который есть Источникъ вѣчной жизни. Итакъ въ короткое время, истаевая отъ неядѣнія и жажды, всѣ пятьдесятъ человѣкъ умерли — одни чрезъ три дня, другіе — чрезъ четыре, нѣкоторые — чрезъ семь, самые крѣпкіе — чрезъ десять. Только одинъ Евстратій, томимый голодомъ уже 14 дней, — оставался живъ и невредимъ — ибо отъ юности привыкъ къ посту.

Окаянный жидовинъ, видя, что черноризецъ былъ причиною пропажи его денегъ, заплаченныхъ за плѣнныхъ, которыхъ онъ надѣялся привести въ свое зловѣріе — задумалъ месть ему.

Приближался день Воскресенія Христова. Жидовинъ началъ праздновать свою пасху и ругался надъ святымъ Евстратіемъ такъ же, какъ отцы его надъ Самимъ Господомъ нашимъ Іисусомъ Христомъ, какъ написано въ Евангеліи.

И какъ въ древности распяли Христа — такъ и этотъ праведникъ былъ пригвожденъ ко кресту окаяннымъ жидовиномъ и друзьями его и благодарилъ за то Бога. Безъ питья и пищи Евстратій продолжалъ жить уже 15-ый день.

Жидовинъ и прочіе друзья его поносили распятаго и говорили ему: «Вкуси нынѣ, безумный, законной пасхи, чтобъ остаться живымъ и избѣгнуть проклятія. Ибо Моисей передалъ намъ законъ, который принялъ отъ Бога и сказалъ въ книгахъ своихъ: «Проклятъ всякій, повѣшенный на деревѣ» (Втор. 21, 23). Преподобный отвѣчалъ: «Великой благодати сподобилъ меня днесь Господь. Онъ даровалъ мнѣ милость пострадать за имя Его на крестѣ по образу Его креста. Надѣюсь, что и мнѣ скажетъ Онъ, какъ нѣкогда разбойнику: «Нынѣ же будешь со Мною въ раю» (Лук. 23, 43). Не нужна мнѣ пасха ваша, не боюсь клятвы, ибо «Пасха наша, Христосъ, закланъ за насъ» (1 Кор. 5, 7), Который разорилъ наложенное за преступленіе закона и за древо проклятіе и ввелъ въ благословеніе жизни древомъ крестнымъ, на которомъ былъ пригвожденъ, будучи жизнію всѣхъ, какъ пророчествовалъ о томъ и Моисей: «Жизнь Твоя будетъ висѣть предъ Тобою» (Втор. 28, 66). О праздникѣ же Пасхи говоритъ Давидъ: «Сей день, который сотворилъ Господь, возрадуемся и возвеселимся». Но ты, распявшій меня, и всѣ твои евреи, плачьте и рыдайте, ибо постигнетъ васъ отомщеніе за кровь мою и кровь другихъ, купленныхъ вами христіанъ. Ненавидитъ Господь субботы ваши и преложитъ праздники ваши въ сѣтованіе — и приблизилось время убіенія начальника вашего беззаконія». Услышавъ это, жидовинъ распалился гнѣвомъ, схватилъ копье и пронзилъ пригвожденнаго. И была видна тогда огненная колесница и огненные кони, и они несли на небо душу ликующаго побѣдоноснаго мученика, и былъ слышенъ голосъ, говорившій греческими словами: «Вотъ доблестный гражданинъ небеснаго града!»

Тѣло мученика жидовинъ, снявъ со креста, ввергнулъ въ море, и тамъ творится много чудесъ. Вѣрные искали тамъ прилежно святыхъ мощей — и не нашли. По смотрѣнію же Божію были обрѣтены онѣ въ пещерѣ, гдѣ и донынѣ почиваютъ нетлѣнно. Предсказаніе же святого страдальца о томъ, что кровь его будетъ отомщена, исполнилось немедленно послѣ страданія его. Ибо въ тотъ же день пришло повелѣніе отъ царя Греческаго изгнать изъ области его всѣхъ жидовъ, отнявъ у нихъ имущество, а старѣйшинъ ихъ избить за мученіе христіанъ. Однимъ изъ первыхъ былъ убитъ, какъ говорилъ блаж. Евстратій, епархъ, причина всей той жидовской злобы, о которомъ извѣстно слѣдующее: крестился одинъ богатый и славный еврей, и потому царь отличилъ его и чрезъ нѣсколько дней сдѣлалъ епархомъ; онъ же, получивъ санъ, втайнѣ сдѣлался отступникомъ отъ Христа и Его вѣры и далъ разрѣшеніе жидамъ по всему пространству Греческаго царства покупать христіанъ и обращать ихъ въ рабовъ. И тогда этотъ нечестивый епархъ былъ обличенъ въ злой своей хитрости, и царь повелѣлъ убить его злою казнью и искоренить жидовъ по всему своему царству. И въ то время, когда избивали жидовъ; живущихъ въ греческомъ городѣ Корсуни, того окаяннаго жидовина, которымъ былъ убитъ преп. Евстратій, повѣсили на деревѣ, и такъ злоба его обратилась на его голову (Ис. 7, 17), и онъ воспріялъ участь Іудина удавленія.

Прочіе же жиды, видя страшныя чудеса по кончинѣ преподобнаго, увѣровали поистинѣ и крестились. А поработившій ихъ Христу и — по смерти своей добрый Его воинъ, и побѣдоносецъ, св. Евстратій, — сподобился съ безсмертнымъ воинствомъ небеснымъ воспѣвать побѣдную пѣснь, и царствовать съ Самимъ Побѣдителемъ смерти Христомъ, съ Которымъ онъ воинствовалъ, прославляя Его и благодаря съ Безначальнымъ Его Отцомъ и Животворящимъ Духомъ въ безконечные вѣки. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Евстратій означаетъ по-гречески «добрый воинъ».

Источникъ: Кіево-Печерскій патерикъ. Полное собраніе житій святыхъ въ Кіево-Печерской Лаврѣ подвизавшихся. (Составленъ тремя печерскими святыми: Несторомъ, лѣтописцемъ Печерскимъ, Симономъ, епископомъ Владимірскимъ и Суздальскимъ, и Поликарпомъ, архимандритомъ Печерскимъ.) — Изданіе второе, въ новомъ полномъ переводѣ Е. Поселянина. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1900. — С. 313-317.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0