Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 21 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.

ПАТЕРИКИ

Кіево-Печерскій патерикъ.

Собор Киево-Печерских преподобных отцовКіево-Печерскій патерикъ  (греч. πατερικόν — отечникъ, т. е. книга объ отцахъ) — собраніе краткихъ, исполненныхъ чудесъ, повѣстей о подвижникахъ Печерскаго монастыря и о самомъ монастырѣ. Въ основу патерика положены повѣсти епископа Владимірскаго Симона и монаха Печерскаго монастыря Поликарпа. Четырнадцать сказаній Симона написаны въ формѣ посланія къ Поликарпу. Девять изъ нихъ повѣствуютъ о чудотворцахъ Печерскихъ и пять о чудесахъ, сопровождавшихъ построеніе главной Печерской церкви. Собраніе сказаній Симона по его же разсказамъ дополнилъ Поликарпъ, написавшій одиннадцать повѣстей также въ формѣ посланія къ архимандриту Печерскому Акиндину. Къ этимъ основнымъ частямъ патерика присоединены впослѣдствіи вмѣстѣ съ нѣкоторыми позднѣйшими статьями и произведенія болѣе ранняго времени: поставленное во главѣ патерика житіе преп. Ѳеодосія, написанное Несторомъ, и сказанія, «что ради прозвася Печерскій монастырь» и о первыхъ черноризцахъ Печерскихъ, взятыя изъ Начальной лѣтописи и приписанныя въ патерикѣ тому же Нестору... Многочисленность дошедшихъ до насъ списковъ Печерскаго патерика свидѣтельствуетъ, что онъ былъ любимою книгою нашихъ предковъ.

Кіево-Печерскій патерикъ.

КІЕВО-ПЕЧЕРСКІЙ ПАТЕРИКЪ.
Полное собраніе житій святыхъ въ Кіево-Печерской Лаврѣ подвизавшихся.
(Переводъ Е. Поселянина.)

Посланіе преп. отца нашего Поликарпа ко блаж. Акиндину, архимандриту Печерскому.

О святыхъ блаженныхъ черноризцахъ Печерскихъ (житія которыхъ помѣщены въ этой второй части).


Блаженъ, кто сподобится быть положеннымъ съ ними, блаженъ и спасенъ, кто сподобится быть записаннымъ съ ними; съ ними же и меня да сподобитъ Господь милости въ день суда молитвами твоими!

Великіе поистинѣ подвиги были совершены тѣми святыми черноризцами, которыхъ добродѣтельное житіе я помянулъ. Дивлюсь, какъ доселѣ молчали о нихъ. Или — какъ сказалъ Господь: «Никакой пророкъ не принимается въ своемъ отечествѣ» (Лук. 4, 24). — Но если по нашей небрежности угаснетъ такое свѣтило — то какъ могутъ засіять отъ него лучи, т. е. подражаніе нашихъ братьевъ? Написалъ я тебѣ, честный архимандритъ Акиндинъ, о прежде упомянутыхъ святыхъ и преподобныхъ отцахъ: о чудотвореніяхъ однихъ, подвигахъ другихъ, крѣпкомъ воздержаніи третьихъ, послушаніи однихъ, прозорливости другихъ, — обо всемъ этомъ свидѣтельствуетъ твоей лавры черноризецъ, а мой господинъ епископъ Симонъ. Но другимъ покажутся невѣроятными мои повѣствованія, ради величія описанныхъ дѣлъ. Причина же ихъ невѣрія будетъ та, что знаютъ, какъ грѣшенъ я, Поликарпъ. Но я, какъ приказало мнѣ твое преподобіе, написалъ тебѣ то, что постигъ мой умъ, и сохранила память — чтобы, если оно и не будетъ полезно тебѣ, то чтобы осталось для пользы тѣхъ, кто будетъ послѣ насъ, — какъ сдѣлалъ и блаж. Несторъ. Скажу ясно, что если бъ я умолчалъ о дѣлахъ тѣхъ, кого помянулъ, то они, вслѣдствіе невѣдѣнія о нихъ другихъ, были бы совсѣмъ забыты, — какъ и было до этого дня. И вотъ, въ пятнадцатый годъ игуменства твоего записано мною то, о чемъ не поминали за 160 лѣтъ. Нынѣ же, благодаря твоей любви, услышаннымъ стало то, что было утаено, — чтобъ всегда была чтима и хвалима память любящихъ Бога, которые, угодивъ Ему, были увѣнчаны отъ Него. И великая мнѣ радость украшаться ими, и думаю я, они покроютъ студныя дѣла мои ради того, что только напомяну я о дѣлахъ ихъ, хотя самъ и не совершу ихъ. Я думаю, что описалъ чудотворенія тѣхъ, которые достойны быть на небѣ наслѣдниками ангельской славы. Вѣдь они жили на землѣ ангельской жизнію, не радѣя здѣсь о плоти, но, какъ безплотные, съ пренебреженіемъ относились къ земному и все житейское считали за соръ, чтобъ обрѣсти Единаго Христа, Котораго Единаго возлюбили и привязались любовью къ Нему, и предали Ему свою волю, чтобъ отъ Него принять обоженіе. Онъ же взамѣнъ трудовъ ихъ даровалъ имъ на землѣ возмездіе — дары чудотворенія, на небѣ же прославилъ неизреченнов славою.

Я, грѣшный, подражаю писанію древнихъ святыхъ. Ибо они повѣствовали и съ великимъ трудомъ разыскивали святыхъ, подвизающихся въ пустыняхъ и горахъ и пропастяхъ земныхъ. И писали о нихъ, иныхъ святыхъ видѣвъ сами, другихъ же слышавъ житіе и богоугодныя дѣла, — и мы, читая ихъ, наслаждаемся тѣми духовными повѣствованіями. Я же недостойный не достигъ истиннаго разума и не видѣлъ ничего изъ описаннаго; но, руководясь тѣмъ, что слышалъ, написалъ для тебя, отецъ мой, то, что разсказалъ мнѣ преп. епископъ Симонъ. Я не обходилъ никогда святыхъ мѣстъ, не видѣлъ ни Іерусалима, ни Синайской горы, такъ что не могу прибавить ничего къ повѣсти, чѣмъ, по обычаю, украшаютъ рѣчь свою умѣлые разсказчики. Но я не буду ничѣмъ хвалиться, какъ только святымъ этимъ монастыремъ Печерскимъ и бывшими въ немъ святыми черноризцами, ихъ жизнію и чудесами, которыя поминаю я съ радостью, ибо и я грѣшный желаю молитвъ тѣхъ святыхъ отцовъ.

Много же старанія нужно для того, чтобъ вспомнить, похвалить и ублажить всѣхъ, скончавшихся въ Господѣ здѣсь, въ этомъ блаженномъ Печерскомъ монастырѣ; потому что они посвятили себя Богу молитвою и богоугодными дѣлами не съ одиннадцатаго часа, но отъ юности своей и, поживъ много лѣтъ, въ доброй старости отошли ко Господу. Ни на одинъ день и часъ не измѣняли они своего молитвеннаго правила. Они были насаждены въ домѣ Божіей Матери, и потому процвѣли, какъ пальмы, и возвысились, какъ кедры на Ливанѣ (Псал. 91, 13), въ поощреніе намъ и къ теплѣйшему усердію къ соревнованію имъ и подражанію добродѣтельной жизни ихъ, во славу же и честь Всесильному и Всеблагому Подателю обильныхъ щедротъ и въ немощахъ нашихъ крѣпкому и скорому Помощнику, Христу Богу нашему, Которымъ мы живемъ и движемся и существуемъ (Дѣян. 17, 28). Ему отъ всей твари подобаетъ боголѣпное поклоненіе нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Источникъ: Кіево-Печерскій патерикъ. Полное собраніе житій святыхъ въ Кіево-Печерской Лаврѣ подвизавшихся. (Составленъ тремя печерскими святыми: Несторомъ, лѣтописцемъ Печерскимъ, Симономъ, епископомъ Владимірскимъ и Суздальскимъ, и Поликарпомъ, архимандритомъ Печерскимъ.) — Изданіе второе, въ новомъ полномъ переводѣ Е. Поселянина. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1900. — С. 307-310.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0