Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 21 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.

ПАТЕРИКИ

Кіево-Печерскій патерикъ.

Собор Киево-Печерских преподобных отцовКіево-Печерскій патерикъ  (греч. πατερικόν — отечникъ, т. е. книга объ отцахъ) — собраніе краткихъ, исполненныхъ чудесъ, повѣстей о подвижникахъ Печерскаго монастыря и о самомъ монастырѣ. Въ основу патерика положены повѣсти епископа Владимірскаго Симона и монаха Печерскаго монастыря Поликарпа. Четырнадцать сказаній Симона написаны въ формѣ посланія къ Поликарпу. Девять изъ нихъ повѣствуютъ о чудотворцахъ Печерскихъ и пять о чудесахъ, сопровождавшихъ построеніе главной Печерской церкви. Собраніе сказаній Симона по его же разсказамъ дополнилъ Поликарпъ, написавшій одиннадцать повѣстей также въ формѣ посланія къ архимандриту Печерскому Акиндину. Къ этимъ основнымъ частямъ патерика присоединены впослѣдствіи вмѣстѣ съ нѣкоторыми позднѣйшими статьями и произведенія болѣе ранняго времени: поставленное во главѣ патерика житіе преп. Ѳеодосія, написанное Несторомъ, и сказанія, «что ради прозвася Печерскій монастырь» и о первыхъ черноризцахъ Печерскихъ, взятыя изъ Начальной лѣтописи и приписанныя въ патерикѣ тому же Нестору... Многочисленность дошедшихъ до насъ списковъ Печерскаго патерика свидѣтельствуетъ, что онъ былъ любимою книгою нашихъ предковъ.

Кіево-Печерскій патерикъ.

КІЕВО-ПЕЧЕРСКІЙ ПАТЕРИКЪ.
Полное собраніе житій святыхъ въ Кіево-Печерской Лаврѣ подвизавшихся.
(Переводъ Е. Поселянина.)

Житіе преп. отецъ нашихъ Спиридона и Никодима, просфорниковъ Печерскихъ.
(31 октября).

Они ежедневно прочитывали наизустъ всю псалтирь; когда же отъ печи загорѣлосъ зданіе, Спиридонъ закрылъ печь мантіею и, принеся воды во власяницѣ, угасилъ пламя.


Этотъ блаженный, происходившій не изъ города, но изъ одного селенія, былъ совсѣмъ простъ относительно хитрости книжной и невѣжда на словахъ, но не разумомъ духовнымъ и не дѣлами богоугодными. Ибо страхъ Божій, который есть начало премудрости, имѣя въ сердцѣ своемъ, пришелъ онъ въ Печерскій монастырь и приступилъ къ жестокой монашеской жизни.

Не зная Писанія, онъ началъ учиться читать книги, хотя былъ немолодъ лѣтами. И выучилъ онъ наизусть всю псалтирь, и крѣпко трудился о спасеніи души своей, — безпрестанно воспѣвая псалтирь, и всякій день до конца.

Бывшій тогда игуменомъ Пименъ — постникъ — видя, что онъ мужъ смиренный и трудолюбивый и постоянно прилежитъ молитвѣ и посту и во всемъ непороченъ, поручилъ ему богопріятное послушаніе — печь хлѣбы, приносимые къ Божественной литургіи, на Таинство хлѣба Христова; т. е. просфоры. Блаж. же Спиридонъ, усердно работая въ пекарнѣ, не отмѣнилъ своего подвига и труда духовнаго, но порученную ему работу исполнялъ со всякимъ благоговѣніемъ и страхомъ Божіимъ. Трудъ рукъ его — было чистое и непорочное приготовленіе жертвы, приносимой іереемъ; плодъ же устъ его, который онъ приносилъ — была жертва постоянной хвалы Богу (Евр. 13, 15). Когда онъ рубилъ дрова или мѣсилъ тѣсто, — имѣлъ въ устахъ своихъ псалмы Давида, чтобъ, по обычаю своему, ежедневно кончать псалтирь, что онъ и исполнялъ.

Однажды этотъ блаженный, дѣлая обычную свою работу, развелъ печь, чтобъ печь просфоры, и отъ вырвавшагося пламени загорѣлась крыша келліи. Тогда блаженный, взявъ мантію свою, закрылъ ею устье печи и, завязавъ рукава власяницы своей, побѣжалъ съ нею къ колодцу, наполнилъ ее водою и, поспѣшно возвращаясь съ водою, звалъ братію, чтобъ помогли ему тушить. Братія, сбѣжавшись, увидала дивную вещь — какъ не сгорѣла мантія, которою блаженный закрылъ устье печи и какъ не вытекла изъ власяницы вода, которою погасили пожаръ келліи — и прославили громко Бога.

Былъ у блаж. Спиридона помощникъ, одинъ братъ, именемъ Никодимъ, который во всемъ былъ съ нимъ единомысленъ и единонравенъ, въ молитвѣ и въ ручномъ трудѣ.

Оба они ревностно и богоугодно послужили въ дѣлѣ печенія просфоръ тридцать лѣтъ, чисто и непорочно совершая свое дѣло — и, преставившись, въ добромъ исповѣданіи насыщаются славы Божіей, которую видятъ уже больше не подъ видомъ предлагаемаго хлѣба, но лицомъ къ лицу.

Ихъ святыми молитвами да насытимся достойно и мы хлѣба жизни, благодати и славы Христа Іисуса. Ему съ Богомъ Отцомъ и Св. Духомъ подобаетъ честь, слава и поклоненіе — нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Источникъ: Кіево-Печерскій патерикъ. Полное собраніе житій святыхъ въ Кіево-Печерской Лаврѣ подвизавшихся. (Составленъ тремя печерскими святыми: Несторомъ, лѣтописцемъ Печерскимъ, Симономъ, епископомъ Владимірскимъ и Суздальскимъ, и Поликарпомъ, архимандритомъ Печерскимъ.) — Изданіе второе, въ новомъ полномъ переводѣ Е. Поселянина. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1900. — С. 304-306.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0