Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 21 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.

ПАТЕРИКИ

Кіево-Печерскій патерикъ.

Собор Киево-Печерских преподобных отцовКіево-Печерскій патерикъ  (греч. πατερικόν — отечникъ, т. е. книга объ отцахъ) — собраніе краткихъ, исполненныхъ чудесъ, повѣстей о подвижникахъ Печерскаго монастыря и о самомъ монастырѣ. Въ основу патерика положены повѣсти епископа Владимірскаго Симона и монаха Печерскаго монастыря Поликарпа. Четырнадцать сказаній Симона написаны въ формѣ посланія къ Поликарпу. Девять изъ нихъ повѣствуютъ о чудотворцахъ Печерскихъ и пять о чудесахъ, сопровождавшихъ построеніе главной Печерской церкви. Собраніе сказаній Симона по его же разсказамъ дополнилъ Поликарпъ, написавшій одиннадцать повѣстей также въ формѣ посланія къ архимандриту Печерскому Акиндину. Къ этимъ основнымъ частямъ патерика присоединены впослѣдствіи вмѣстѣ съ нѣкоторыми позднѣйшими статьями и произведенія болѣе ранняго времени: поставленное во главѣ патерика житіе преп. Ѳеодосія, написанное Несторомъ, и сказанія, «что ради прозвася Печерскій монастырь» и о первыхъ черноризцахъ Печерскихъ, взятыя изъ Начальной лѣтописи и приписанныя въ патерикѣ тому же Нестору... Многочисленность дошедшихъ до насъ списковъ Печерскаго патерика свидѣтельствуетъ, что онъ былъ любимою книгою нашихъ предковъ.

Кіево-Печерскій патерикъ.

КІЕВО-ПЕЧЕРСКІЙ ПАТЕРИКЪ.
Полное собраніе житій святыхъ въ Кіево-Печерской Лаврѣ подвизавшихся.
(Переводъ Е. Поселянина.)

Житіе преп. отца нашего Пимена Многоболѣзненнаго.
(7 августа).

Онъ всю свою жизнь съ чувствомъ благодарности лежалъ въ болѣзни и постриженъ ангелами въ иноческій образъ.


Блаж. Пименъ родился на свѣтъ больнымъ, больнымъ и выросъ; но эта тѣлесная болѣзнь не дала въ немъ развиться душевной болѣзни. Онъ былъ чистъ отъ всякаго порока и отъ утробы матери не позналъ сквернаго грѣха. Часто просилъ онъ родителей отдать его въ монастырь, постричься въ иноческій образъ, но они, какъ чадолюбивые родители, желая по смерти своей имѣть его наслѣдникомъ, препятствовали ему.

Однажды (такъ Богъ мудрѣе промыслилъ) — блаженный изнемогъ чрезвычайно, и не думали, что онъ будетъ живъ. Тогда принужденные необходимостью родители принесли его въ Печерскій монастырь, прося живущихъ въ немъ преподобныхъ отцовъ молиться о сынѣ ихъ, чтобъ исцѣлился онъ отъ недуга. Преподобные тѣ отцы, потрудившись много въ молитвахъ, ничѣмъ не облегчили больного, потому что самъ онъ не просилъ себѣ у Господа здоровья, но, скорѣе, усиленія болѣзни, чтобы, если выздоровѣетъ, не быть взяту родителями изъ монастыря и не лишиться, чего желаетъ.

Такъ какъ отецъ и мать его, не отходя отъ него, не позволяли ему постричься, блаженный былъ очень печаленъ. И онъ началъ прилежно молить Бога исполнить желаніе его, какими Самъ Онъ знаетъ путями. И вотъ, однажды ночью, когда родители его и слуги спали, вошли къ нему свѣтлые ангелы, одни въ образѣ прекрасныхъ юношей, другіе же въ образѣ игумена и братіи, неся въ рукахъ свѣчи, также евангеліе, власяницу, мантію, куколь и все, что нужно для постриженія, и сказали ему: «Хочешь ли, чтобъ мы постригли тебя?» Блаженный же съ радостью отвѣчалъ: «Да, хочу, Господь послалъ васъ; прошу васъ исполнить желаніе моего сердца». Они же стали предлагать вопросы, и все по порядку, какъ написано въ уставѣ иноческаго постриженія. И такъ постригли его въ великій ангельскій образъ, облачивъ его въ мантію и куколь, и нарекли его Пименомъ. Давъ ему, по обычаю, горящую свѣчу, они сказали: «Сорокъ дней и ночей да не погаснетъ эта свѣча». Они предсказали ему постоянныя страданія отъ болѣзни и что полученіе здоровья будетъ знаменіемъ смерти. Совершивъ все, они дали ему цѣлованіе и ушли въ церковь, взявъ въ полотенцѣ его волосы, которые положили на гробъ преп. Ѳеодосія.

Братія же, находившаяся вблизи въ своихъ келліяхъ, слыша пѣніе, разбудила другихъ вокругъ себя, думая, что игуменъ съ нѣкоторыми иноками постригаетъ больного, или что онъ уже преставился. И всѣ вмѣстѣ придя въ ту келлію, гдѣ лежалъ блаженный, они нашли тамъ всѣхъ спящими, отца его и мать и рабовъ, которыхъ они разбудили, и всѣ исполнились благоуханія. Больного же увидѣли полнымъ радости и веселія и одѣтымъ въ иноческую одежду. Братія спросила его: «Кѣмъ ты постриженъ, и какое пѣніе слышали мы здѣсь, котораго не слыхали родители твои, бывшіе здѣсь?» Больной отвѣчалъ: «Думаю, что игуменъ съ братіею пришелъ и постригъ меня, и назвалъ меня Пименомъ. Они пѣли и тѣмъ пѣніемъ и голосами, которые вы слышали, и дали мнѣ эту свѣчу, которую вы видите, говоря, что она будетъ горѣть сорокъ дней и ночей. А съ волосами моими, взявъ ихъ въ полотенцѣ, они пошли въ церковь». Услыхавъ это, братія пошла сейчасъ къ церкви и нашла ее запертою. Они разбудили пономарей и спросили ихъ: «Входилъ ли кто въ церковь послѣ повечерней молитвы?» Имъ отвѣтили: «Никто не входилъ, такъ какъ и ключи спрятаны у екклесіарха». Разбуженъ былъ и екклесіархъ и, взявъ ключи — потому что онъ ихъ никому не давалъ и не входилъ въ храмъ съ тѣмъ сонмомъ, — вступили въ церковь и нашли на гробѣ преп. Ѳеодосія волосы, лежащіе въ полотенцѣ, и тогда извѣстили обо всемъ игумена. Игуменъ же, сильно удивившись, началъ всячески разыскивать, кто постригъ блаж. Пимена — и не нашелъ. Только всѣмъ стало понятно, что то было дѣло Вышняго Промысла отъ Бога, чрезъ Его святыхъ ангеловъ. Игуменъ и братія подробно разсуждали о происшедшемъ чудѣ, вмѣнится ли оно блаженному какъ постриженіе по уставу; и такъ какъ у нихъ было достаточное доказательство, — а именно, что, какъ онъ говорилъ, въ церкви запертой нашлись его волосы на гробѣ преп. Ѳеодосія и свѣча, которая могла горѣть только день, — горѣла, не погасая, — сорокъ дней и ночей — поэтому больше не отправляли надъ нимъ постриженія, но сказали: «Довольно тебѣ, братъ Пименъ, чина, дарованнаго Богомъ и нареченнаго имени. Но скажи намъ (спросилъ его игуменъ, пришедшій съ книгами постриженія), каковы были постригавшіе тебя и не опустили ли чего, написаннаго въ этихъ книгахъ?» Блаженный же Пименъ сказалъ игумену: «Что искушаешь меня, отче? Ты самъ, придя сюда со всею братіею, совершилъ надо мною все то, что написано въ этихъ книгахъ. Кромѣ того, сказалъ ты еще мнѣ, что мнѣ предстоитъ страдать въ болѣзни всю жизнь, и, когда придетъ кончина моя, тогда будетъ подано мнѣ здравіе, такъ что своими руками можно мнѣ будетъ нести мой смертный одръ. Но моли о мнѣ, отче святый, чтобъ подалъ мнѣ Господь терпѣніе». Услышавъ это, они оставили его. Блаженный же Пименъ, по предсказанію постригшихъ его, лежалъ много лѣтъ въ болѣзни очень тяжкой и отталкивающей, такъ что и служащіе гнушались имъ и часто оставляли его въ голодѣ и жаждѣ на два или на три дня; онъ же съ радостью терпѣлъ все и благодарилъ Бога за все.

Случилось однажды, что другой такой же больной принесенъ былъ въ Печерскій монастырь и постриженъ. Братія же, назначенная для услуженія больнымъ, взявъ его, принесла и его ко блаж. Пимену, чтобъ имъ обоимъ служить вмѣстѣ и равно. Но, небрежно относясь къ этой службѣ, они забыли объ обоихъ, такъ что больные изнемогли отъ неимѣнія воды. Тогда блаж. Пименъ сказалъ другому больному: «Братъ, такъ какъ служащіе гнушаются нами, ради смрада, бывающаго отъ насъ, то ты, еслибъ Господь воздвигъ тебя, захотѣлъ ли бы потрудиться въ службѣ этой?» Больной же обѣщался блаженному: «До смерти моей съ усердіемъ я служилъ бы больнымъ». Блаж. Пименъ сказалъ ему: «Се Господь снимаетъ съ тебя болѣзнь твою, и теперь, будучи здоровъ, исполни обѣтъ свой, служа мнѣ и подобнымъ мнѣ; на тѣхъ же, кто нерадитъ о службѣ этой, Господь наведетъ лютую болѣзнь, чтобъ они, чрезъ это наказаніе спаслись». И тутъ же больной вдругъ всталъ и началъ служить ему, а на тѣхъ нерадивыхъ, не хотѣвшихъ служить больнымъ, на всѣхъ, по слову блаженнаго, палъ недугъ.

Исцѣлившійся же отъ недуга братъ немного ему послужилъ, но и онъ, наскучась смрадомъ, уклонился отъ Пимена и оставилъ его голоднымъ и жаждущимъ, самъ же пошелъ и легъ въ другой келліи. И внезапно разгорѣлась въ немъ горячка и, не будучи въ состояніи встать впродолженіе трехъ дней, онъ не могъ стерпѣть жажды и сталъ вопить: «Смилуйтесь надо мною ради Господа, я умираю безъ воды». Услыхавъ эти крики, братія, находившаяся въ другой келліи, пришла къ нему и, видя, что онъ страдаетъ тяжкимъ недугомъ, извѣстила объ этомъ преп. Пимена — словами: «Братъ, служащій тебѣ — умираетъ». Блаж. же Пименъ сказалъ: «Что посѣялъ человѣкъ, то и пожнетъ (Гал. 6, 7): онъ оставилъ меня въ голодѣ и жаждѣ и то же испыталъ самъ, солгавъ Богу и презрѣвши мою худость. Но такъ какъ насъ учатъ не воздавать зла за зло, подите сказать ему: Пименъ зоветъ тебя — вставъ, приди къ нему». Когда же посланные сказали это ему, тогда больной вдругъ сталъ здоровымъ и, вставъ, пришелъ самъ къ блаженному, и никто его не велъ. Блаженный много наставлялъ его, говоря: «Маловѣрный, ты здоровъ теперь, — больше не грѣши. Не знаешь ли, что равную мзду будутъ имѣть — больной и служащій ему; не пропадетъ безслѣдно терпѣніе убогихъ, но кому скорбь и туга здѣсь, гдѣ недугъ въ малой степени — тѣмъ будетъ радость и веселіе тамъ, гдѣ нѣтъ болѣзни, ни печали, ни воздыханія, но жизнь безконечная — и потому, братъ, я и терплю болѣзнь. Богъ же, Который чрезъ меня исцѣлилъ тебя отъ недуга твоего, Тотъ можетъ и меня воздвигнуть съ этого одра и исцѣлить мою немощь, но я не хочу этого. Ибо претерпѣвшій (сказадъ Господь) до конца — спасется (Матѳ. 10, 22). Лучше мнѣ въ этой жизни всему сгнить, чтобъ въ той моя плоть была безъ тлѣнія, и здѣсь терпѣть смрадъ, чтобъ тамъ исполниться неизреченыаго благоуханія. Хорошо, братъ, стояніе въ церкви, въ свѣтломъ, чистомъ, пресвятомъ мѣстѣ, гдѣ благоугодно и благопріятно воспѣвать пѣснь Богу съ видимо присутствующими ангельскими силами, ибо церковь называется земнымъ небомъ, и стоящіе въ ней думаютъ, что стоятъ на небесахъ. Что же представляетъ изъ себя эта темная и смрадная горница? Не прежде ли суда судъ — и прежде безконечной муки мука? И кто терпитъ здѣсь съ благодареніемъ, праведно говоритъ: «Твердо уповалъ я на Господа, и Онъ услышалъ меня» (Псал. 39, 2). Утѣшая такихъ людей, и апостолъ сказалъ: «Если вы терпите наказанія, то Богъ поступаетъ съ вами, какъ съ сынами. Если же остаетесь безъ наказанія, то вы незаконныя дѣти, а не сыны» (Евр. 12, 7-8). Вѣдь самъ Господь увѣщаваетъ насъ, братъ, говоря: «Терпѣніемъ вашимъ спасайте души ваши» (Лук. 21, 19). Братъ, наставленный такими мудрыми увѣщаніями блаженнаго, съ тѣхъ поръ неотступно служилъ ему.

Доблестный же страдалецъ и праведнаго Іова истинный подражатель св. Пименъ, безпрестанно благодаря Бога, лежалъ въ страданіяхъ своихъ двадцать лѣтъ.

Пришло время преставленія его. И было знаменіе въ Печерскомъ монастырѣ: явилось три огненныхъ столпа ночью надъ трапезою и оттуда перешли на верхъ Церкви. Господь вѣдаетъ, что предсказывало то знаменіе, но истинно было то, что Тотъ, «Кто творитъ ангелами Своими духовъ и служителями своими огонь пылающій» (Псал. 103, 4), уже прислалъ ангеловъ Своихъ за душою многоболѣзненнаго Пимена, какъ за Лазаревою (Лук. 15, 22), ибо въ тотъ день многоболѣзненный внезапно сталъ здоровъ и повѣдалъ, что, какъ предсказали постригавшіе его — его исходъ приблизился. Вставъ, онъ обходилъ всѣ келліи, кланяясь всѣмъ и прося прощенія. Больнымъ же братіямъ сказалъ: «Братья и друзья мои, встаньте и проводите меня — и вдругъ, по его слову, болѣзнь отступила отъ нихъ, и они выздоровѣвъ, пошли за нимъ. А онъ, войдя въ церковь, причастился Божественныхъ Тайнъ и потомъ, взявъ погребальный одръ, понесъ его (при чемъ никто не указывалъ ему дороги) — къ пещерѣ, въ которой онъ никогда не былъ и которой никогда съ рожденія своего не видалъ. Войдя же въ пещеру, онъ поклонился гробу преп. Антонія и показалъ мѣсто, на которомъ желалъ быть положеннымъ.

Потомъ онъ открылъ пречудную тайну, указавъ на гробы братьевъ, лежащихъ вблизи. «Здѣсь, сказалъ онъ, вы положили въ этотъ годъ двухъ братьевъ — одного безъ схимы, а другого въ схимѣ. Котораго вы положили безъ схимы, того найдете въ схимѣ; ибо онъ много разъ хотѣлъ постричься въ нее, но не позаботился о томъ, однако явилъ дѣла, достойныя этого образа, и потому по смерти Господь даровалъ ему схиму. Другого же брата, котораго вы положили въ схимѣ, вы найдете безъ схимы. При жизни онъ не хотѣлъ ея и не показалъ дѣлъ достойныхъ, но говорилъ такъ: «Если увидите меня отходящимъ изъ этой жизни и уже умирающимъ, тогда постригите меня въ схиму». Не помнилъ онъ сказаннаго: «Не мертвые восхвалятъ Тя, Господи, ни вси нисходящіе въ могилу, но мы, живые, будемъ благословлять Господа» (Псал. 113, 25-26). И потому отнята отъ него схимническая благодать и дана показавшему достойныя дѣла, «ибо всякому имущему (добрыя дѣла) дастся и пріумножится, а у неимѣющаго отнимется и то, что имѣетъ» (Матѳ. 25, 29). Третій братъ положенъ здѣсь много лѣтъ назадъ, и онъ весь истлѣлъ, но схима его остается нетлѣнною. Она сохраняется на обличеніе и осужденіе ему, что онъ дѣлалъ дѣла, недостойныя схимническаго образа. Потому что въ лѣности и грѣшныхъ дѣлахъ провелъ всю свою жизнь, не поминая Того, Кто сказалъ: «Ему же дано будетъ много, много взыщется отъ него». И если его не избавитъ молитва преп. Антонія и Ѳеодосія, — не избѣжитъ онъ суда страшнаго Судіи. Ибо постриженіе схимническое не приноситъ никакой пользы такимъ людямъ, которые не имѣютъ дѣлъ, избавляющихъ отъ мукъ.

Открывъ эту тайну, преп. отецъ нашъ Пименъ сказалъ братіи: «Вотъ пришли постригшіе меня, желая взять меня». И послѣ этихъ словъ онъ возлегъ и уснулъ въ Господѣ. Братія же съ великою честію положила его въ пещерѣ на мѣстѣ, имъ показанномъ.

Откопавъ гробы, которыхъ повѣдалъ онъ тайну, они нашли, какъ говорилъ святой, три гроба. Два — недавно умершихъ, и изъ нихъ, который былъ положенъ въ схимѣ, — съ того схима оказалась снятою и возложена на другого, который положенъ былъ безъ схимы. Третьяго же, давно умершаго, нашли всего истлѣвшимъ, схима же его одна была цѣла. И много дивились неизреченному суду Божію, что онъ воздалъ каждому по дѣламъ его. Ему слава, честь и держава подобаетъ нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Источникъ: Кіево-Печерскій патерикъ. Полное собраніе житій святыхъ въ Кіево-Печерской Лаврѣ подвизавшихся. (Составленъ тремя печерскими святыми: Несторомъ, лѣтописцемъ Печерскимъ, Симономъ, епископомъ Владимірскимъ и Суздальскимъ, и Поликарпомъ, архимандритомъ Печерскимъ.) — Изданіе второе, въ новомъ полномъ переводѣ Е. Поселянина. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1900. — С. 296-303.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0