Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 25 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.

ПАТЕРИКИ

Кіево-Печерскій патерикъ.

Собор Киево-Печерских преподобных отцовКіево-Печерскій патерикъ  (греч. πατερικόν — отечникъ, т. е. книга объ отцахъ) — собраніе краткихъ, исполненныхъ чудесъ, повѣстей о подвижникахъ Печерскаго монастыря и о самомъ монастырѣ. Въ основу патерика положены повѣсти епископа Владимірскаго Симона и монаха Печерскаго монастыря Поликарпа. Четырнадцать сказаній Симона написаны въ формѣ посланія къ Поликарпу. Девять изъ нихъ повѣствуютъ о чудотворцахъ Печерскихъ и пять о чудесахъ, сопровождавшихъ построеніе главной Печерской церкви. Собраніе сказаній Симона по его же разсказамъ дополнилъ Поликарпъ, написавшій одиннадцать повѣстей также въ формѣ посланія къ архимандриту Печерскому Акиндину. Къ этимъ основнымъ частямъ патерика присоединены впослѣдствіи вмѣстѣ съ нѣкоторыми позднѣйшими статьями и произведенія болѣе ранняго времени: поставленное во главѣ патерика житіе преп. Ѳеодосія, написанное Несторомъ, и сказанія, «что ради прозвася Печерскій монастырь» и о первыхъ черноризцахъ Печерскихъ, взятыя изъ Начальной лѣтописи и приписанныя въ патерикѣ тому же Нестору... Многочисленность дошедшихъ до насъ списковъ Печерскаго патерика свидѣтельствуетъ, что онъ былъ любимою книгою нашихъ предковъ.

Кіево-Печерскій патерикъ.

КІЕВО-ПЕЧЕРСКІЙ ПАТЕРИКЪ.
Полное собраніе житій святыхъ въ Кіево-Печерской Лаврѣ подвизавшихся.
(Переводъ Е. Поселянина.)

Житіе преп. отца нашего Прохора чудотворца.
(10 февраля).

Онъ изъ травы, называемой лебеда, молитвою своею дѣлалъ сладкій хлѣбъ, а изъ пепла соль.


Въ дни княженія въ Кіевѣ Святополка Изяславича много насилія было нанесено княземъ народу. Безъ вины разрушилъ онъ дома сильныхъ и у многихъ отнялъ имѣнія. За то Богъ и попустилъ, чтобъ поганые осиливали его и во время державы его было много нападеній половцевъ и, кромѣ того, междоусобная брань, такъ что бывалъ тогда не разъ голодъ и великая скудность на Русской землѣ.

Въ эти дни пришелъ изъ Смоленска въ Печерскій монастырь блаженный Прохоръ къ игумену Іоанну и принялъ отъ него святой ангельскій образъ. Сталъ онъ подвизаться крѣпко въ добродѣтеляхъ и пріучилъ себя къ великому воздержанію, такъ что лишилъ себя и обычнаго хлѣба, но сбиралъ онъ траву лебеду, и, протирая ее своими руками, дѣлалъ себѣ хлѣбъ и тѣмъ питался. Въ лѣтнее время онъ заготовлялъ его на весь годъ и, когда снова наступало лѣто, дѣлалъ то же для будущаго года, такъ что во всю жизнь онъ не нуждался въ обычномъ хлѣбѣ, и потому прозванъ онъ былъ «лебедникъ», потому что, кромѣ просфоры въ церкви, въ келліи не ѣлъ даже никогда овощей, но только лебеду, и не пилъ ничего, кромѣ воды.

Богъ, видя терпѣніе святого въ такомъ воздержаніи, претворилъ для него ту горечь хлѣба, сдѣланнаго изъ лебеды, въ сладость. И была ему вмѣсто печали радость. Никогда не скорбѣлъ этотъ блаженный, но въ радости работалъ Богу. Не страшился онъ никогда набѣговъ непріятелей, потому что жилъ какъ птица, не имѣя ничего, кромѣ лебеды, такъ что не могъ онъ похвалиться съ евангельскимъ богачемъ: «Душа, много добра лежитъ у тебя на многіе годы: покойся, ѣшь, пей, веселись!» (Лук. 12, 19). Но и за траву ту, заготовленную на годъ, укорялъ себя, говоря: «Прохоръ, въ эту ночь возьмутъ у тебя душу твою, а что приготовилъ ты — кому будетъ?» На дѣлѣ исполнилъ этотъ блаженный слово Господне, сказавшее: «Взгляните на птицъ небесныхъ, онѣ не сѣютъ, не жнутъ, не собираютъ въ житницу, и Отецъ вашъ небесный питаетъ ихъ» (Матѳ. 6, 26). Подражая птицамъ, преп. легко проходилъ туда, гдѣ росла лебеда, и оттуда приносилъ ее въ монастырь на плечахъ, какъ на крыльяхъ. И такъ питался онъ несѣянною пищею съ непаханной земли, какъ птица.

Во время этихъ подвиговъ святого начался въ Русской землѣ отъ постоянныхъ войнъ великій голодъ, такъ что смерть угрожала людямъ. Богъ же, желая прославить угодника Своего и помиловать людей Своихъ, умножилъ тогда произрастаніе лебеды болѣе чѣмъ въ другіе годы; и потому блаженный Прохоръ еще больше трудился, безпрестанно собирая эту траву, растирая ее руками и дѣлая изъ нея хлѣбы, которые раздавалъ неимущимъ и погибающимъ отъ голода. Нѣкоторые, видя, какъ онъ сбиралъ лебеду, — начали также сбирать себѣ, чтобъ пропитаться во время голода, но не могли ѣсть отъ горечи. Тогда всѣ нуждающіеся обратились къ святому, и онъ не отказывалъ никому въ своемъ хлѣбѣ изъ лебеды. И всѣмъ вкусъ этого хлѣба казался сладкимъ, какъ будто онъ былъ смѣшанъ съ медомъ, такъ что охотнѣе хлѣба печенаго изъ пшеницы брали этотъ хлѣбъ, испеченный изъ травы руками блаженнаго Прохора. Но замѣчательно и то, что хлѣбъ этотъ, только если давался блаженнымъ съ благословеніемъ, казался свѣтлымъ, чистымъ и былъ сладокъ на вкусъ; а если кто бралъ его тайно, онъ становился черенъ, какъ земля, и горекъ, какъ полынь. Одинъ изъ братіи взялъ у блаженнаго хлѣбъ тайно, безъ благословенія, — и началъ ѣсть. И онъ оказался въ рукѣ его какъ земля, а во рту горькимъ сверхъ мѣры, такъ что онъ не могъ его ѣсть. Такъ случалось нѣсколько разъ. Онъ стыдился открыть блаженному этотъ грѣхъ и просить у него хлѣбъ съ благословеніемъ. Но, будучи очень голоденъ, и не въ состояніи выносить позывовъ голода, видя смерть предъ глазами своими, пришелъ къ игумену Іоанну и разсказалъ ему происшедшее, прося прощенія. Игуменъ, не повѣривъ разсказу, приказалъ другому брату взять тайно хлѣбъ у святого, чтобы видѣть истину, такъ ли это. Когда хлѣбъ былъ принесенъ, оказалось то же, что говорилъ первый братъ: никто не могъ ѣсть его отъ горечи. Этотъ хлѣбъ былъ еще въ рукахъ ихъ, когда игуменъ снова послалъ къ святому попросить хлѣба отъ его благословенія. «Уходя отъ него (сказалъ онъ), возьмите тайно и другой хлѣбъ». Когда эти хлѣбы были принесены, хлѣбъ, взятый тайно, измѣнился передъ ними и сталъ чернымъ какъ земля и горекъ какъ полынь, какъ и первый хлѣбъ; а хлѣбъ, взятый изъ рукъ его, казался чистымъ и былъ сладокъ какъ медъ. Послѣ этого чуда прославился Прохоръ повсюду и, напитавъ многихъ алчныхъ, оказалъ пользу многимъ.

Послѣ этого Святополкъ Изяславичъ, князь Кіевскій, началъ междоусобную брань съ Давидомъ Игоревичемъ, княземъ Владимірскимъ, за ослѣпленіе на Требовлѣ князя Висилька Ростиславича, котораго приказалъ ослѣпить Святополкъ, прельщенный Давидомъ Игоревичемъ; также и съ Володаремъ Ростиславичемъ, братомъ Василька, княземъ Перемышльскимъ, и съ самимъ Василькомъ за область отца своего Изяслава, которую захватили Ростиславичи. И уже самъ Святополкъ возвратился изъ похода въ Кіевъ, прогнавъ Давида къ Ляхамъ и посадивъ въ его городѣ Владимірѣ сына своего Мстислава, — но не одолѣлъ Володаря и Василька и послалъ на нихъ съ Уграми другого сына своего Ярослава. Въ это время, при великомъ нестроеніи и беззаконныхъ грабежахъ, не пропускали къ Кіеву купцовъ отъ Галича и Перемышля, и не было соли на всей Русской землѣ — и тогда народъ былъ въ великой печали.

Блаженный же Прохоръ, видя эту скудность, собралъ въ келлію свою множество пепла со всѣхъ келлій и, помолясь Господу, началъ раздавать всѣмъ нуждающимся въ соли тотъ пепелъ, изъ котораго для всѣхъ молитвами блаженнаго образовывалась чистая соль. И чѣмъ больше онъ ея раздавалъ, тѣмъ больше она умножалась, такъ что не только ея было достаточно для монастыря, но и мірскіе люди, приходя къ нему, разбирали во множествѣ для нуждъ домашнихъ своихъ. Ничего не бралъ за то святый, но раздавалъ даромъ всѣмъ, кто требовалъ. И можно было видѣть, какъ базаръ пустѣетъ, а монастырь полонъ людьми, приходящими для полученія соли.

Тогда воздвигъ врагъ великую зависть въ купцахъ, продававшихъ соль на торгу, что они не получили ожидаемыхъ барышей. Ибо они разсчитывали въ тѣ дни пріобрѣсть за соль богатство всего міра, и сильно они въ этомъ ошиблись потому что прежде продавали они задорого, потомъ ужъ никто не покупалъ и задешево. Собравшись вмѣстѣ, всѣ торговцы солью пришли къ князю Святополку съ жалобою на блаженнаго: «Прохоръ, черноризецъ Печерскаго монастыря, отнялъ у насъ большія деньги: всѣхъ неотступно привлекъ онъ къ себѣ за солью, а мы, платящіе тебѣ подати, не можемъ сбыть своей соли и чрезъ него разорились». Князь же, выслушавъ ихъ, замыслилъ двѣ вещи — и прекратить ихъ жалобы, и себѣ нажить денегъ. И рѣшилъ онъ съ совѣтниками своими поднять цѣну соли, и, отнявъ ее у Прохора, самому быть ея продавцомъ чрезъ своихъ людей. И обѣщался онъ тѣмъ крамольникамъ: «Ради васъ пограблю монаха». Мысль же о наживѣ своей онъ скрывалъ, желая угодить имъ, главнымъ же образомъ готовясь изъ зависти ввести ихъ въ еще большіе убытки — потому что зависть не можетъ мириться съ тѣмъ, что полезно для другихъ. Святополкъ послалъ забрать всю соль у Прохора. Когда она была перевезена, онъ пришелъ самъ посмотрѣть на нее съ тѣми крамольниками, которые жаловались на блаженнаго, и всѣ увидѣли, что предъ ихъ глазами пепелъ. Князь приказалъ нѣкоторымъ попробовать, и также во рту ихъ оказался пепелъ. Много дивились они этому измѣненію и недоумѣвали. Желая узнать вѣрнѣе, чѣмъ все это кончится, князь приказалъ сохранить пепелъ до трехъ дней. А къ блаженному, по обычаю, приходило множество народа, чтобъ получить соль, но, узнавъ о ея разграбленіи, возвращались съ пустыми руками, проклиная того, кто это сдѣлалъ. Блаженный же сказалъ имъ: «Когда соль будетъ высыпана отъ князя, тогда подите собирать ее себѣ». Князь продержавъ ее до трехъ дней и не получивъ ничего, кромѣ пепла, приказалъ ночью высыпать ее вонъ.

А тотъ пепелъ, когда его высыпали, снова превратился въ соль, и, узнавъ объ этомъ, граждане стали стекаться и съ радостью собирали ее. Когда совершилось это дивное чудо, въ ужасъ пришелъ князь, позволившій себѣ насиліе. И такъ какъ онъ не могъ скрыть этого дѣла, такъ какъ оно совершилось предъ всѣмъ городомъ, началъ онъ изслѣдоватъ, что это такое. Тогда разсказали ему все, что дѣлалъ блаж. Прохоръ: не только о той соли, бывшей изъ пепла, но и о хлѣбахъ изъ лебеды, которыми онъ пропиталъ множество народа, и какъ оказывались они сладкими, когда кто получалъ ихъ изъ его рукъ съ благословеніемъ, и горькими, когда кто бралъ тайно.

Узнавъ объ этомъ, князь Святополкъ устыдился своего дѣла, пошелъ въ Печерскій монастырь и примирился съ игуменомъ Іоанномъ. А прежде онъ имѣлъ съ игуменомъ вражду за обличеніе его въ ненасытимой алчности и въ обидахъ народу, такъ что онъ даже заточилъ его въ Туровѣ; но, убоявшись навлечь на себя вражду благочестиваго князя Владиміра Мономаха, вскорѣ возвратилъ его съ честью въ Печерскій монастырь.

Изъ-за этихъ чудесъ Святославъ сталъ съ тѣхъ поръ имѣть великую любовь къ Пресвятой Богородицѣ и преп. отцамъ Антонію и Ѳеодосію Печерскимъ. А блаж. Прохора очень почиталъ и угождалъ ему, зная, что онъ истинный рабъ Божій. Предъ нимъ онъ далъ обѣщаніе Богу никому больше не творить насилія и укрѣпилъ это слово, говоря блаженному: «Если я, по изволенію Божію, прежде тебя отойду отъ этого міра, ты своими руками положи меня въ гробъ, чтобъ показать надо мною твое незлобіе. Если же ты преставишься прежде меня, я, взявъ тебя на плечи, внесу тебя въ пещеру, чтобъ за то Господь подалъ мнѣ прощеніе тяжкаго моего грѣха предъ тобою».

Послѣ этого разговора блаженный Прохоръ прожилъ немало лѣтъ Богоугодно въ непорочномъ и жестокомъ житіи и потомъ разболѣлся. Князь же Святополкъ былъ въ походѣ противъ Половцевъ. Тогда блаженный послалъ къ нему съ вѣстью: «Приблизился уже часъ исхода моего изъ тѣла; если хочешь исполнить свое обѣщаніе и получить отъ Бога прощеніе грѣховъ, приди, чтобъ получить разрѣшеніе и своими руками положить меня въ гробъ. Ожидаю прихода твоего. Если же ты замедлишь, и я отойду безъ тебя, то не моя будетъ вина, и походъ окончится не такъ, какъ если бъ ты пришелъ ко мнѣ». Получивъ эту вѣсть, Святополкъ оставилъ войско и пришелъ вскорѣ къ больному Прохору. Преподобный много поучалъ князя о милостынѣ, о будущемъ судѣ, о вѣчной жизни и о безконечныхъ мукахъ, далъ ему прощеніе и благословеніе и простился со всѣми окружавшими князя. Потомъ, воздѣвъ руки къ небу, предалъ духъ свой въ руки Божіи.

Князь же съ черноризцами, взявъ тѣло преподобнаго, отнесъ его въ пещеру и своими руками положилъ его во гробъ. Потомъ онъ отправился въ походъ и одержалъ великую побѣду надъ безбожными агарянами, плѣнилъ всѣ области Половецкія и привелъ плѣнныхъ въ свою землю. Эта побѣда, дарованная Богомъ Русской землѣ, была одержана по предсказанію милостиваго блаж. Прохора. И съ тѣхъ поръ князь Святополкъ, идя въ походъ или на охоту, всегда приходилъ въ Печерскій монастырь для благословенія и съ великимъ усердіемъ и благодарностью преклонялся въ Богомъ созданной церкви предъ чудотворною иконою Пресвятой Богородицы и предъ гробомъ преп. Ѳеодосія; также и въ пещерѣ предъ гробомъ преп. Антонія и Прохора и всѣхъ прочихъ преподобныхъ и тогда отправлялся въ путь. И такъ счастливо шло княженіе его, получившее послѣ многихъ каръ Божіе благословеніе чрезъ преп. Прохора, и самъ Христолюбивый князь Святополкъ Изяславичъ, бывъ самъ свидѣтелемъ, исповѣдывалъ всѣмъ явно чудеса и знаменія этого угодника Божія.

Его святыми молитвами и нынѣ среди постоянной борьбы да не лишатся русскіе люди брашна, особенно же вѣчно пребывающаго: и земного — творенія воли Божіей, и небеснаго — насыщенія души; когда явится Его слава. И этимъ святолѣпнымъ брашномъ да насладимся мы съ преп. Прохоромъ; уже не вкушеніемъ листьевъ лебеды и пепла, но зрѣніемъ — цвѣтущаго прежде вѣковъ естества Божія и взятаго съ земли естества человѣческаго, которыя соединены во Христѣ — Богѣ и человѣкѣ. Ему съ безначальнымъ Его Отцемъ и съ Пресвятымъ, Благимъ и Животворящимъ Его Духомъ — подобаетъ всякая слава нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Источникъ: Кіево-Печерскій патерикъ. Полное собраніе житій святыхъ въ Кіево-Печерской Лаврѣ подвизавшихся. (Составленъ тремя печерскими святыми: Несторомъ, лѣтописцемъ Печерскимъ, Симономъ, епископомъ Владимірскимъ и Суздальскимъ, и Поликарпомъ, архимандритомъ Печерскимъ.) — Изданіе второе, въ новомъ полномъ переводѣ Е. Поселянина. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1900. — С. 265-272.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0