Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 25 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.

ПАТЕРИКИ

Кіево-Печерскій патерикъ.

Собор Киево-Печерских преподобных отцовКіево-Печерскій патерикъ  (греч. πατερικόν — отечникъ, т. е. книга объ отцахъ) — собраніе краткихъ, исполненныхъ чудесъ, повѣстей о подвижникахъ Печерскаго монастыря и о самомъ монастырѣ. Въ основу патерика положены повѣсти епископа Владимірскаго Симона и монаха Печерскаго монастыря Поликарпа. Четырнадцать сказаній Симона написаны въ формѣ посланія къ Поликарпу. Девять изъ нихъ повѣствуютъ о чудотворцахъ Печерскихъ и пять о чудесахъ, сопровождавшихъ построеніе главной Печерской церкви. Собраніе сказаній Симона по его же разсказамъ дополнилъ Поликарпъ, написавшій одиннадцать повѣстей также въ формѣ посланія къ архимандриту Печерскому Акиндину. Къ этимъ основнымъ частямъ патерика присоединены впослѣдствіи вмѣстѣ съ нѣкоторыми позднѣйшими статьями и произведенія болѣе ранняго времени: поставленное во главѣ патерика житіе преп. Ѳеодосія, написанное Несторомъ, и сказанія, «что ради прозвася Печерскій монастырь» и о первыхъ черноризцахъ Печерскихъ, взятыя изъ Начальной лѣтописи и приписанныя въ патерикѣ тому же Нестору... Многочисленность дошедшихъ до насъ списковъ Печерскаго патерика свидѣтельствуетъ, что онъ былъ любимою книгою нашихъ предковъ.

Кіево-Печерскій патерикъ.

КІЕВО-ПЕЧЕРСКІЙ ПАТЕРИКЪ.
Полное собраніе житій святыхъ въ Кіево-Печерской Лаврѣ подвизавшихся.
(Переводъ Е. Поселянина.)

Житіе преп. отца нашего Іоанна Многострадальнаго.
(18 іюля).

Онъ ради дѣвства много пострадалъ и живымъ закопался въ землю до груди.


Часто къ этому преподобному, затворившему себя въ одномъ темномъ мѣстѣ въ пещерѣ преп. Антонія и тутъ проведшему всю свою жизнь, приходилъ одинъ изъ братіи, боримый діавольскимъ внушеніемъ къ плотскому вожделѣнію. И молилъ онъ святого помолиться Господу объ ослабленіи страстей его. Преп. же Іоаннъ сказалъ ему: «Мужайся, братъ, и да крѣпится сердце твое, потерпи Господа и соблюди пути Его, и не оставитъ тебя въ рукахъ враговъ нашихъ, и не предастъ въ добычу зубамъ ихъ». Отвѣчалъ ему братъ, искушаемый страстью: «Вѣрь мнѣ, отче, — если ты не подашь мнѣ облегченія, то никогда не успокоюсь я и буду переходить съ мѣста на мѣсто». Преп. Іоаннъ сказалъ ему: «Зачѣмъ хочешь ты предать себя на съѣденіе врагу, уподобиться человѣку, который стоитъ близъ пропасти, къ которому пришелъ врагъ и внезапно столкнулъ его внизъ, и бываетъ паденіе такого человѣка тяжело, такъ что онъ не можетъ болѣе встать. Если же останешься здѣсь, въ святомъ монастырѣ, будешь подобенъ мужу, стоящему далеко отъ пропасти, котораго врагъ хотя и влечетъ съ усиліемъ, но не можетъ столкнуть, и такъ Господь терпѣніемъ твоимъ выведетъ тебя изъ рва страстей и отъ бренія нечистоты. Но послушай меня, братъ. Я разскажу тебѣ все случившееся и со мною отъ юности моей». И тогда началъ онъ разсказывать всю жизнь свою подробно, говоря такъ:

«Когда, — говорилъ онъ, — пришелъ я въ этотъ святой Печерскій монастырь, началъ трудиться по чину святого ангельскаго иноческаго образа, много вытерпѣлъ я, томимый позывами на блудъ, и не знаю, чего не выстрадалъ я ради моего спасенія. Два дня, иногда же и три проводилъ безъ ѣды, часто и всю недѣлю ничего не вкушалъ, морилъ себя лютою жаждою, бодрствовалъ всѣ ночи и въ такомъ злостраданіи провелъ три года, но и тамъ не нашелъ покоя. Пошелъ я въ пещеру, гдѣ положенъ преп. отецъ нашъ Антоній, и пребывалъ у гроба его въ молитвѣ день и ночь. И слышалъ я гласъ преподобнаго ко мнѣ: «Іоаннъ, нужно тебѣ затвориться здѣсь въ пещерѣ, чтобъ невидѣніемъ и молчаніемъ прекратилась брань, и Господь поможетъ тебѣ молитвами преподобныхъ Своихъ». Итакъ, съ того часа затворился я въ этомъ тѣсномъ и скорбномъ мѣстѣ, гдѣ нахожусь теперь уже тридцатый годъ. И только очень недавно нашелъ я покой, а всѣ тѣ годы боролся со страстями и помыслами тѣлесными. И жилъ я жестокою жизнію, сперва нѣсколько лѣтъ только постомъ и бдѣніемъ удручая тѣло свое. Наконецъ, не зная, что дѣлать и не въ состояніи терпѣть плотской брани, задумалъ я жить нагимъ и возложить тяжелую броню на свое тѣло, и съ тѣхъ поръ донынѣ бываю я изнеможенъ холодомъ и грызущимъ желѣзомъ. Но когда и всего этого не было достаточно, сдѣлалъ я другую вещь: выкопалъ глубокую яму до груди моей. И, когда подошли дни святого великаго поста, я вошелъ въ яму и всего себя засыпалъ землею, такъ что свободными у меня были только руки и голова, и такъ, угнетаемый землею, провелъ я весь постъ, не могъ двигать и единымъ суставомъ, но и такъ не прекратились плотскія стремленія и разженіе тѣла. Кромѣ того, врагъ діаволъ стращалъ меня, желая прогнать меня оттуда, и я испыталъ всю силу коварства его: ноги мои въ ямѣ стали перегорать, такъ что жилы въ нихъ скорчились, и кости трескались, пламя доходило уже до утробы моей; и члены мои горѣли. Я же не обращалъ вниманія на лютую боль, но радовался душою, что она сохраняетъ меня чистымъ отъ скверны. Я предпочиталъ ради Господа сгорѣть въ томъ огнѣ, чѣмъ выйти изъ ямы посрамленный бѣсами. И въ то же время видѣлъ я страшнаго и лютаго змѣя, дышащаго пламенемъ и опаляющаго меня искрами, и хотящаго проглотить меня, и онъ дѣлалъ это много дней, чтобъ прогнать меня. Когда же наступила свѣтоносная ночь Воскресенія Христова, внезапно напалъ на меня лютый змѣй и поглотилъ пастью своею голову мою и руки, и были опалены волосы на головѣ моей и бородѣ, какъ ты видишь меня. И я, находясь въ гортани того змѣя, возопилъ изъ глубины моего сердца:

«Господи Боже, Спасе мой, всякую ты оставилъ меня? ущедри меня, Владыко, такъ какъ Ты одинъ человѣколюбецъ. Спаси меня грѣшнаго, единый Безгрѣшный, избавь меня отъ скверны беззаконія моего, чтобъ не увязнуть на вѣкъ въ сѣти лукаваго. Избавь меня отъ поглощенія этимъ врагомъ. Ибо какъ левъ рыкаетъ онъ, хотя поглотить меня. Воздвигни силу Твою и приди спасти меня, блесни молніею Твоею и изгони его, чтобъ исчезъ отъ лица Твоего!» Когда же окончилъ я молитву, вдругъ блеснулъ свѣтъ Божественный какъ молнія, и исчезъ тотъ лютый звѣрь, и благодатію Божіею не видѣлъ его больше донынѣ. Услышалъ я тогда и гласъ Господень ко мнѣ: «Іоаннъ, Іоаннъ, — это была тебѣ помощь, далѣе будь внимателенъ къ себѣ, чтобъ не пострадать горше въ будущемъ вѣкѣ». Я же поклонился и сказалъ: «Господи, зачѣмъ Ты оставилъ меня въ злыхъ мученіяхъ?» И отвѣчалъ онъ мнѣ: «На тебя наведены были искушенія по силѣ терпѣнія твоего, чтобъ искушенный огнемъ, явился ты чистъ, какъ золото. Ибо свыше силы не попускаетъ Богъ искушенія человѣку, чтобы, изнемогши, не былъ онъ поруганъ лукавымъ зміемъ, но Онъ, какъ мудрый господинъ, крѣпкимъ и сильнымъ рабамъ вручаетъ великія и тяжелыя дѣла, а немощнымъ и слабымъ — незначительныя и легкія; то же самое и въ брани тѣлесной похоти, ради которой ты молишься самъ за себя. Но помолись мертвецу, лежащему противъ тебя, чтобъ облегчилъ онъ тебя отъ блудной страсти; ибо онъ сдѣлалъ большее, чѣмъ Іосифъ, и можетъ помогать тяжело страждущимъ такою страстію». Я же, не зная имени такого мертвеца, сталъ звать: «Господи, помилуй меня молитвами этого преподобнаго». Потомъ я узналъ, что то былъ Моисей, родомъ Угринъ. И нисшелъ на меня неизреченный свѣтъ, въ которомъ пребываю я и теперь, не нуждаясь въ свѣтѣ ни днемь, ни ночью. И всѣ приходящіе ко мнѣ достойно насыщаются этого свѣта и видятъ явно утѣшеніе, освѣтившее меня въ ту ночь воскресенія, какъ надежда будущаго свѣта».

Закончивъ такъ исповѣдь многострадальнаго своего житія; преп. отецъ нашъ Іоаннъ, обратясь къ боримому страстью, сказалъ: «Мы, братъ, пригвоздили умъ къ плотолюбію, поэтому Богъ попускаетъ на насъ праведнымъ судомъ Своимъ страсти, потому что никогда не приносили мы плодовъ, достойныхъ покаянія. Но, братъ, говорю я тебѣ: «Помолись этому преп. Моисею, и онъ поможетъ тебѣ». Тогда онъ помолился вмѣстѣ съ боримымъ страстію, и, взявъ одну кость отъ мощей преп. Моисея, далъ ему со словами: «Приложи ее къ своему тѣлу». Сдѣлавъ это, онъ почувствовалъ, какъ вдругъ угасло разженіе, прекратились влеченія и омертвѣли въ его тѣлѣ всѣ блудныя страсти, и съ тѣхъ поръ не было ему искушеній. Тогда вмѣстѣ святый и боримый страстью воздали хвалу Богу за то,что тѣхъ, которые въ жизни своей прославили Его чистотою, — Онъ по смерти ихъ прославляетъ чудесами, дарующими чистоту.

Многострадальный затворникъ преп. отецъ нашъ Іоаннъ вскорѣ по исповѣданіи многихъ страданій своихъ, мѣсяца іюля въ 18 день предалъ духъ свой въ руки Господа, съ Которымъ онъ страдалъ, чтобъ съ Нимъ же и воцариться.

Мощи же его святыя, точащія неоскудно исцѣленія, какъ столпъ крѣпости предъ лицомъ враговъ, стоятъ непоколебимо и донынѣ — тамъ, гдѣ онъ самъ закопалъ себя въ груди — сначала, когда подвизался, потомъ же, — когда узналъ время преставленія своего.

Молитвами многострадальнаго этого затворника, преп. отца нашего Іоанна (честное тѣло котораго, какъ побѣдившаго многимъ страданіемъ тѣлесную страсть, сдѣлалось столпомъ Дома Божія) — да будемъ мы предводимы какъ свѣтомъ и осѣненіемъ столпа, руководившаго въ пустынѣ Моисеемъ, къ той обѣтованной небесной землѣ, текущей млекомъ и медомъ, которыхъ достойны не одни грудные дѣти и младенцы, но, подобно Наперстнику Христову, и этотъ дѣвственный Іоаннъ, то есть къ землѣ, текущею благодатію и славою въ Троицѣ славимаго Бога, Которому слава нынѣ и присно, и во вѣки. Аминь.

Источникъ: Кіево-Печерскій патерикъ. Полное собраніе житій святыхъ въ Кіево-Печерской Лаврѣ подвизавшихся. (Составленъ тремя печерскими святыми: Несторомъ, лѣтописцемъ Печерскимъ, Симономъ, епископомъ Владимірскимъ и Суздальскимъ, и Поликарпомъ, архимандритомъ Печерскимъ.) — Изданіе второе, въ новомъ полномъ переводѣ Е. Поселянина. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1900. — С. 260-264.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0