Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 21 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.

ПАТЕРИКИ

Кіево-Печерскій патерикъ.

Собор Киево-Печерских преподобных отцовКіево-Печерскій патерикъ  (греч. πατερικόν — отечникъ, т. е. книга объ отцахъ) — собраніе краткихъ, исполненныхъ чудесъ, повѣстей о подвижникахъ Печерскаго монастыря и о самомъ монастырѣ. Въ основу патерика положены повѣсти епископа Владимірскаго Симона и монаха Печерскаго монастыря Поликарпа. Четырнадцать сказаній Симона написаны въ формѣ посланія къ Поликарпу. Девять изъ нихъ повѣствуютъ о чудотворцахъ Печерскихъ и пять о чудесахъ, сопровождавшихъ построеніе главной Печерской церкви. Собраніе сказаній Симона по его же разсказамъ дополнилъ Поликарпъ, написавшій одиннадцать повѣстей также въ формѣ посланія къ архимандриту Печерскому Акиндину. Къ этимъ основнымъ частямъ патерика присоединены впослѣдствіи вмѣстѣ съ нѣкоторыми позднѣйшими статьями и произведенія болѣе ранняго времени: поставленное во главѣ патерика житіе преп. Ѳеодосія, написанное Несторомъ, и сказанія, «что ради прозвася Печерскій монастырь» и о первыхъ черноризцахъ Печерскихъ, взятыя изъ Начальной лѣтописи и приписанныя въ патерикѣ тому же Нестору... Многочисленность дошедшихъ до насъ списковъ Печерскаго патерика свидѣтельствуетъ, что онъ былъ любимою книгою нашихъ предковъ.

Кіево-Печерскій патерикъ.

КІЕВО-ПЕЧЕРСКІЙ ПАТЕРИКЪ.
Полное собраніе житій святыхъ въ Кіево-Печерской Лаврѣ подвизавшихся.
(Переводъ Е. Поселянина.)

Житіе преп. отца нашего Моисея Угрина.
(26 іюня).

Онъ за дѣвство принялъ страданіе въ Ляшской землѣ отъ одной вдовы.


Извѣстно объ этомъ блаженномъ Моисеѣ, что родомъ онъ былъ венгерецъ, былъ приближенъ къ благовѣрному и святому князю и Россійскому страстотерпцу Борису и служилъ ему съ братомъ своимъ Георгіемъ, котораго убили со св. Борисомъ. Тогда у рѣки Альты Георгій хотѣлъ заслонить собою отъ убійцъ своего господина, а воины безбожнаго Святополка отрубили Георгію голову, чтобъ взять золотую гривну, которую надѣлъ на него св. Борисъ. Блаженный Моисей, одинъ уцѣлѣвъ отъ смерти, — пришелъ въ Кіевъ къ Предиславѣ, сестрѣ Ярославовой, и тамъ скрывался отъ Святополка, и прилежно молился Богу, пока не пришелъ благочестивый князь Ярославъ, привлеченный жалостью объ убіеніи брата, и побѣдилъ безбожнаго Святополка. Когда же Святополкъ, бѣжавшій въ Ляшскую землю, пришелъ снова съ Болеславомъ и изгналъ Ярослава, а самъ сѣлъ въ Кіевѣ — тогда Болеславъ, возвращаясь въ свою землю, увелъ съ собою въ плѣнъ двухъ сестеръ Ярослава и многихъ бояръ его; въ числѣ ихъ вели и блаженнаго Моисея, окованнаго по рукамъ и по ногамъ тяжелымъ желѣзомъ; его строго стерегли, потому что онъ былъ крѣпокъ тѣломъ и красивъ лицомъ.

Этого блаженнаго увидала въ Ляшской землѣ одна знатная женщина, красивая и молодая, обладавшая большимъ богатствомъ и значеніемъ; ея мужъ, отправившись въ походъ съ Болеславомъ, не вернулся, но былъ убитъ въ битвѣ. Она, пораженная красотою Моисея, почувствовала вожделѣніе плотской похоти къ преподобному. И начала она убѣждать его словами лести: «Зачѣмъ ты терпишь такую муку, когда имѣешь разумъ, которымъ можешь освободиться отъ этихъ оковъ и страданія». Моисей отвѣчалъ ей: «На то была воля Божія!» Она же сказала: «Если ты мнѣ покоришься, я освобожу тебя и сдѣлаю большимъ человѣкомъ во всей Ляшской землѣ; и ты будешь обладать мною и всею областью моей». Понявъ ея скверное вожделѣніе, блаженный сказалъ ей: «Какой мужъ, послушавшись жены, сдѣлалъ хорошее дѣло? Первозданный Адамъ, послушавшись жены, былъ изгнанъ изъ рая (Быт. 3, 23); Самсонъ (Суд. 16, 21), превзойдя всѣхъ силою и одолѣвъ воиновъ, былъ женою преданъ иноплеменникамъ. Соломонъ (3 Цар. 11, 33), постигшій глубину премудрости, — подчинившись женѣ, поклонился идоламъ. Иродъ (Матѳ. 14, 10), одержавшій много побѣдъ, порабощенный женою, — казнилъ Іоанна Крестителя. Какъ же я буду свободенъ, когда сдѣлаюсь рабомъ жены: женщинъ я не позналъ отъ рожденія моего?» Она же сказала: «Я выкуплю тебя и сдѣлаю знаменитымъ, поставлю господиномъ всему моему дому, и хочу имѣть тебя своимъ мужемъ; только ты исполни мою волю, ибо мнѣ жалко видѣть, какъ безумно гибнетъ твоя красота». Блаженный же Моисей сказалъ ей: «Знай, что я не исполню твоей воли; не хочу ни власти твоей, ни богатства, для меня дороже всего этого душевная и тѣлесная чистота. Не хочу я погубить труда пяти лѣтъ, въ которыя Господь даровалъ мнѣ терпѣть въ этихъ узахъ, будучи неповиннымъ — такія муки, за которыя я надѣюсь быть избавленъ отъ вѣчныхъ мукъ». Тогда женщина, видя что она лишается такой красоты, — предприняла другое дьявольское рѣшеніе, разочтя такъ: «Если я выкуплю его, онъ покорится мнѣ хоть неволею». И она послала къ тому, кто привелъ его въ плѣнъ, чтобы взялъ съ нея сколько хочетъ, только бы далъ ей Моисея. Онъ же, воспользовавшись случаемъ пріобрѣсти богатство, — взялъ съ нея до тысячи золотыхъ и передалъ ей Моисея. Женщина, получивъ надъ нимъ власть, безстыдно увлекала его на мерзкое дѣло. Освободивъ его отъ узъ, она одѣла его въ дорогія одежды и кормила его сладкими кушаньями и, обнимая его нечистыми объятіями, принуждала его къ тѣлесной похоти. Блаженный же Моисей, видя неистовство ея, — еще больше прилежалъ молитвѣ и посту, предпочиталъ для Бога, — въ чистотѣ ѣсть сухой хлѣбъ и воду, чѣмъ въ сквернѣ дорогія блюда и вино. И снялъ съ себя красивыя одежды, какъ нѣкогда Іосифъ, и избѣжалъ грѣха, презрѣвъ блага этой жизни. Женщина же посрамленная исполнилась такой ярости, что умыслила уморить блаженнаго голодомъ, бросивъ его въ темницу. Богъ же, подающій пищу всякому созданію, пропитавшій нѣкогда въ пустынѣ Илію, также Павла Ѳивейскаго и много другихъ Своихъ рабовъ, уповавшихъ на Него, не оставилъ и этого блаженнаго. Онъ преклонилъ къ милосердію одного изъ рабовъ той женщины, и тотъ втайнѣ подавалъ ему пищу. Другіе же увѣщавали его: «Братъ Моисей, что мѣшаетъ тебѣ жениться? Ты еще молодъ, а эта вдова жила съ мужемъ только одинъ годъ и прекраснѣе другихъ женщинъ; у нея безчисленное богатство и великая власть въ этой Ляшской землѣ; если бы хотѣла, и князь не пренебрегъ бы ею; ты же плѣнникъ и рабъ и не хочешь быть ея господиномъ. Если же скажешь: «Не могу преступить заповѣдей Христовыхъ», не говоритъ ли Христосъ въ Евангеліи: «Посему оставитъ человѣкъ отца и мать, и прилѣпится къ женѣ своей, и будутъ два одною плотью» (Матѳ. 19, 5). Также и апостолъ: «Лучше вступить въ бракъ, нежели разжигаться» (1 Кор. 7, 9). Онъ же говоритъ и о вдовахъ: «Я хочу, чтобъ молодыя вдовы вступали въ бракъ» (1 Тим. 5, 14). Ты же, не связанный чиномъ монашескимъ, но свободный отъ него, — зачѣмъ подвергаешь себя злымъ и горькимъ мукамъ и такъ страдаешь? Если тебѣ случится умереть въ этой бѣдѣ, какая тебѣ будетъ похвала? Кто возгнушался женщинъ изъ первыхъ праведниковъ, какъ Авраамъ, Исаакъ и Іаковъ? Никто, только нынѣшніе черноризцы. Іосифъ сперва бѣжалъ отъ женщины, но потомъ и онъ взялъ жену, и ты, если выйдешь живымъ отъ этой женщины, потомъ — такъ думаемъ мы — будешь самъ искать жены, и кто не посмѣется твоему безумію? Лучше тебѣ покориться этой женщинѣ и быть свободнымъ и господиномъ всего ея дома».

Блаженный же Моисей отвѣчалъ имъ: «О, братіе и добрые друзья мои, хорошо вы мнѣ совѣтуете; понимаю, что вы говорите мнѣ слова, худшія, чѣмъ змѣиное шептаніе говорило Евѣ въ раю. Вы принуждаете меня покориться этой женщинѣ, но я не прошу вашего совѣта, если даже мнѣ придется умереть въ этихъ узахъ и въ горькихъ мукахъ; я вѣрую, что непремѣнно получу милость Божію. И если многіе праведники спаслись съ женами, я одинъ грѣшенъ и не могу спастись съ женою. Но, если бъ Іосифъ послушался бы раньше жены Пентефрія, то не царствовалъ бы потомъ, когда взялъ себѣ жену въ Египтѣ (Быт. гл. 39 и 41). Богъ, видя его прежнее терпѣніе, даровалъ ему Египетское царство, потому онъ и прославляется въ родѣ родовъ за цѣломудріе, хотя и имѣлъ дѣтей. Я же желаю не Египетскаго царства и не господствовать надъ властями, и быть великимъ въ этой Ляшской землѣ, и сдѣлаться извѣстнымъ далеко по Русской землѣ, но всѣмъ этимъ презрѣлъ я ради вышняго Царствія. Поэтому, если я выйду живымъ изъ рукъ этой женщины, никогда не буду искать другой жены, но, съ Божьей помощью, стану черноризцемъ. Иби что сказалъ Христосъ въ Евангеліи: «всякій, кто оставитъ домъ или братьевъ, или сестеръ, или отца, или мать, или жену, или дѣтей, или земли ради имени Моего, получитъ въ сто кратъ и наслѣдуетъ жизнь вѣчную» (Матѳ. 19, 29). Больше ли слушать васъ или Христа? Апостолъ же говоритъ: «не женатый заботится о Господнемъ, какъ угодить Господу, а женатый заботится о мірскомъ, какъ угодить женѣ» (1 Кор. 7, 32-33). Спрошу я у васъ, для кого подобаетъ работать — для Господа или для жены? Знаю и то, что пишетъ онъ: «раби, послушайте господей своихъ» — но въ добромъ, а не въ зломъ; такъ поймите вы, держащіе меня, что никогда не прельститъ меня женская красота и не отторгнетъ отъ Христовой любви».

Услыхавъ объ этомъ, женщина приняла въ сердце другой лукавый помыслъ, приказала посадить блаженнаго на коня и со множествомъ слугъ водить его по своимъ городамъ и селамъ, говоря: «Все это твое, если угодно тебѣ. Распоряжайся, какъ хочешь, всѣмъ». И дала наказъ она: «Это вашъ господинъ, а мой мужъ. Встрѣчаясь съ нимъ, кланяйтесь ему». Блаженный, посмѣявшись надъ безуміемъ женщины, сказалъ ей: «Напрасно трудишься, не можешь прельстить меня тлѣнными вещами этого міра, ни украсть мое нетлѣнное богатство; пойми и не трудись напрасно». Женщина съ яростью сказала ему: «Или не знаешь, что ты мнѣ проданъ? И кто вырветъ тебя изъ рукъ моихъ; живымъ я не выпущу тебя, но послѣ многихъ мукъ предамъ тебя смерти». Блаженный же смѣло отвѣтилъ ей: «Не боюсь я никакой бѣды, потому что со мною Господь, Которому отнынѣ, по изволенію Его, желаю я работать иноческою жизнію».

Въ это время, по внушенію Божію, пришелъ къ блаженному Моисею отъ Святой горы одинъ черноризецъ, саномъ іерей, и облекъ его во святой ангельскій иноческій образъ; много поучилъ его о чистотѣ, чтобъ не уступить врагу и не убояться той скверной женщины, и потомъ ушелъ. Всюду искали этого черноризца и не нашли. Тогда жена, отчаявшись въ своей надеждѣ, нанесла тяжкія раны преп. иноку Моисею, растянувъ его, велѣла бить его жезломъ, такъ что земля пропиталась его кровію. Палачи говорили ему: «Покорись госпожѣ своей, исполни волю ея; если же ты ослушаешься, то мы раздробимъ твое тѣло по частямъ. Не думай избѣжать этихъ мукъ, — послѣ долгихъ мукъ съ горестью предашь ты свою душу. Помилуй самого себя, брось это монашеское рубище и одѣнься въ многоцѣнныя боярскія одежды, и ты освободишься отъ ожидающихъ тебя мукъ». Отвѣчалъ имъ мужественный Моисей: «Братія, не медля, творите то, чтó вамъ приказано. А я никакъ не могу отречься отъ монашества и отъ любви Божіей, и никакое томленіе — ни огонь, ни мечъ, ни раны, не могутъ разлучить меня отъ Бога и отъ этого великаго ангельскаго образа. Этой же безстыдной и помраченной женщинѣ, показавшей явно свое безстыдство, оскорбившей не только страхъ Божій, но и стыдъ человѣческій, безстыдно принуждающей меня къ оскверненію и прелюбодѣянію, я никакъ не покорюсь и не исполню ея окаянной воли».

Женщина же, озабоченная тѣмъ, какъ бы отомстить за свое посрамленіе, написала, наконецъ, къ князю Болеславу такое письмо: «Ты самъ знаешь, что мужъ мой былъ убитъ, воюя съ тобой, и ты далъ мнѣ волю взять себѣ мужемъ, кого я захочу. Я полюбила одного юношу изъ твоихъ плѣнниковъ, который прекрасенъ, и, выкупивъ, взяла его въ мой домъ. Я заплатила за него много золота и даровала ему все находящееся у меня въ домѣ серебро и золото, и всю власть, только бы захотѣлъ онъ стать моимъ мужемъ. И все это онъ счелъ за ничто; часто томила я его голодомъ и ранами, но ничего не сдѣлала. Мало ему казалось пробыть пять лѣтъ скованнымъ у того, кто взялъ его въ плѣнъ, вотъ шестой годъ провелъ онъ у меня, и много я его мучила за ослушаніе, что самъ онъ навлекъ на себя жестокосердіемъ своимъ. А теперь онъ и постриженъ однимъ черноризцемъ. Что прикажешь ты сдѣлать мнѣ съ нимъ?»

Князь Болеславъ приказалъ той женщинѣ пріѣхать къ нему и привезти Моисея. Когда же приказаніе его было исполнено, и онъ увидалъ преподобнаго, много увѣщавалъ онъ преподобнаго взять ту жену, но не убѣдилъ. Наконецъ сказалъ ему: «Кто такъ безчувственъ, какъ ты, лишающійся многихъ благъ и чести и предающій себя на горькія муки — знай отнынѣ, что тебѣ выбирать жизнь или смерть: или, исполнивъ волю госпожи твоей, быть въ чести у насъ и имѣть великую власть или, ослушавшись, послѣ лютыхъ мукъ принять лютую смерть». Сказалъ онъ и женщинѣ: «Пусть купленный тобою плѣнникъ не будетъ свободнымъ, но, какъ госпожа, сдѣлай со своимѣ рабомъ, что хочешь, чтобъ и прочіе не осмѣливались ослушаться своихъ господъ». Преп. же отецъ нашъ Моисей отвѣчалъ ему: «Кая польза человѣку (говоритъ Господь), аще міръ весь пріобрящетъ, душу же свою отщетитъ: или что дастъ человѣкъ измѣну за душу свою? Что обѣщаешь ты мнѣ честь и славу, которой и самъ скоро лишишься, и приметъ тебя, не имѣющаго ничего, гробъ; такъ же и эта скверная жена будетъ убита злымъ образомъ (такъ и случилось, по предсказанію преподобнаго).

Но прежде того женщина, получивъ надъ нимъ еще большую власть, съ безстыдствомъ еще сильнѣе склоняла его на грѣхъ, такъ что приказала насильно положить его на одрѣ своемъ, обнимала и цѣловала его, но и этимъ прельщеніемъ не могла привлечь его къ своему желанію. Преподобный сказалъ: «Напрасны, женщина, твои усилія; не думай, что я не творю этого грѣха, потому что безуменъ или не могу, но изъ-за страха Божія и гнушаюсь тобою, нечистая». Получивъ такой отвѣтъ, женщина приказла ежедневно давать ему сто ударовъ, потомъ же велѣла отрѣзать ему тайные члены. Преп. же Моисей лежалъ какъ мертвый отъ кровотеченія, едва дыша.

Вмѣшавшись въ это дѣло и желая еще болѣе угодить женщинѣ, ради величія ея рода и своего расположенія къ ней, Болеславъ воздвигъ великое гоненіе на черноризцевъ и изгналъ всѣхъ ихъ изъ своей области. Богъ же вскорѣ отомстилъ за рабовъ Своихъ. Въ одну ночь Болеславъ внезапно умеръ, и во всей Ляшской землѣ произошелъ сильный мятежъ. Народъ возсталъ, избилъ епископовъ и бояръ, среди нихъ была убита и та безстыдная женщина.

Объ этомъ гнѣвѣ Божіемъ, бывшемъ послѣ изгнанія черноризцевъ за постриженіе преп. Моисея, чрезъ много лѣтъ напоминала великому князю Кіевскому Изяславу его княгиня, родомъ ляховица, — дочь Болеслава, прося настоятельно не изгонять изъ области своей преп. Антонія съ его братіею за постриженіе блаженнаго Варлаама и Ефрема евнуха. Но обратимся къ настоящему.

Преп. отецъ нашъ Моисей, собравшись немного съ силами, пришелъ въ пещеру къ преп. Антонію, нося на себѣ мученическія раны, какъ храбрый воинъ Христовъ, и жилъ богоугодно, подвизаясь въ постѣ, молитвѣ, бдѣніи и всѣхъ иноческихъ добродѣтеляхъ, которыми онъ побѣдилъ до конца всѣ козни нечистаго врага.

За многія побѣды надъ блудными страстями, искушавшими этого преподобнаго, даровалъ ему Господь силу побѣждать искушающія и другихъ тѣ же страсти. Одинъ братъ; боримый страстью блуда, пришелъ къ преподобному и молилъ помочь ему. «Я обѣщаюсь соблюдать до смерти, — говорилъ онъ, — если ты мнѣ что повелишь!» Преподобный же сказалъ ему: «Никогда не говори во всю свою жизнь ни одного слова съ женщиною». Тотъ обѣщалъ съ усердіемъ. Тогда святый, подражая первому Моисею, творившему жезломъ чудеса, прикоснулся къ лону брата жезломъ своимъ, безъ котораго одинъ не могъ ходить отъ боли полученныхъ прежде ранъ, и вдругъ омертвѣли всѣ нечистыя страсти въ тѣлѣ того брата, и съ тѣхъ поръ больше не было для него искушеній.

Этотъ добрый воинъ Христовъ среди страданій достигъ шеснадцатаго года своего богоугоднаго подвига; пять лѣтъ неповинно мучимый взявшимъ его въ плѣнъ онъ явилъ терпѣніе Іовово, на шестой годъ, мужественно пострадалъ за чистоту больше Іосифа, потомъ десятилѣтнимъ равноангельнымъ безмолвіемъ въ пещерѣ, переданнымъ отъ святой Аѳонской горы, просіялъ прежде другихъ, какъ первый Моисей — десяточисленнымъ закономъ, переданнымъ черезъ ангеловъ отъ святой Синайской горы. И нашъ преп. Моисей воистину сподобился быть Боговидцемъ — онъ оказался достойнымъ блаженства чистыхъ серцемъ. И, чтобы видѣть Бога лицомъ къ лицу, переселился мѣсяца Іюля 26 дня, еще при жизни преп. Антонія, въ пещерѣ котораго лежатъ донынѣ нетлѣнно-чудотворныя мощи этого святого, не растлившаго чистоты мужа.

Св. Моисей и по смерти побѣждаетъ мощами своими нечистыя страсти, какъ испыталъ это св. Іоаннъ Многострадальный. Затворясь въ пещерѣ и вкопавъ себя до плечъ противъ мощей преп. Моисея, послѣ многихъ страданій для побѣды блудной страсти онъ слышалъ гласъ Господень помолиться мертвецу, находившемуся противъ него, преп. Моисею Угрину. Когда Многострадальный исполнилъ это, онъ былъ избавленъ отъ нечистой брани. Также и другого страстнаго брата тотъ же св. Іоаннъ избавилъ отъ той же пакости, когда далъ страдавшему страстью одну кость отъ мощей преп. Моисея, чтобъ приложить къ своему тѣлу, — какъ это описано въ житіи преп. Іоанна Многострадальнаго.

Будемъ и мы, избавившись отъ всякой нечистоты, имѣть вождемъ, наставляющимъ на вѣрный путь молитвами своими на путь спасенія, преп. Моисея, чтобъ съ нимъ поклониться Лицу въ Троицѣ покланяемаго Бога, Которому слава нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Источникъ: Кіево-Печерскій патерикъ. Полное собраніе житій святыхъ въ Кіево-Печерской Лаврѣ подвизавшихся. (Составленъ тремя печерскими святыми: Несторомъ, лѣтописцемъ Печерскимъ, Симономъ, епископомъ Владимірскимъ и Суздальскимъ, и Поликарпомъ, архимандритомъ Печерскимъ.) — Изданіе второе, въ новомъ полномъ переводѣ Е. Поселянина. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1900. — С. 250-259.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0