Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 21 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.

ПАТЕРИКИ

Кіево-Печерскій патерикъ.

Собор Киево-Печерских преподобных отцовКіево-Печерскій патерикъ  (греч. πατερικόν — отечникъ, т. е. книга объ отцахъ) — собраніе краткихъ, исполненныхъ чудесъ, повѣстей о подвижникахъ Печерскаго монастыря и о самомъ монастырѣ. Въ основу патерика положены повѣсти епископа Владимірскаго Симона и монаха Печерскаго монастыря Поликарпа. Четырнадцать сказаній Симона написаны въ формѣ посланія къ Поликарпу. Девять изъ нихъ повѣствуютъ о чудотворцахъ Печерскихъ и пять о чудесахъ, сопровождавшихъ построеніе главной Печерской церкви. Собраніе сказаній Симона по его же разсказамъ дополнилъ Поликарпъ, написавшій одиннадцать повѣстей также въ формѣ посланія къ архимандриту Печерскому Акиндину. Къ этимъ основнымъ частямъ патерика присоединены впослѣдствіи вмѣстѣ съ нѣкоторыми позднѣйшими статьями и произведенія болѣе ранняго времени: поставленное во главѣ патерика житіе преп. Ѳеодосія, написанное Несторомъ, и сказанія, «что ради прозвася Печерскій монастырь» и о первыхъ черноризцахъ Печерскихъ, взятыя изъ Начальной лѣтописи и приписанныя въ патерикѣ тому же Нестору... Многочисленность дошедшихъ до насъ списковъ Печерскаго патерика свидѣтельствуетъ, что онъ былъ любимою книгою нашихъ предковъ.

Кіево-Печерскій патерикъ.

КІЕВО-ПЕЧЕРСКІЙ ПАТЕРИКЪ.
Полное собраніе житій святыхъ въ Кіево-Печерской Лаврѣ подвизавшихся.
(Переводъ Е. Поселянина.)

Житіе преп. отца нашего Григорія чудотворца.
(8 января).

Онъ издали былъ страшенъ бѣсамъ, и вразумилъ воровъ великими чудесами; потомъ предсказалъ князю потопленіе, самъ былъ за то потопленъ, а тѣло его чудотворно нашли въ его келліи.


Когда преп. Антоній безмолвствовалъ въ пещерѣ, этотъ блаженный пришелъ къ преп. Ѳеодосію, строющему монастырь, и, принявъ отъ него иноческій образъ, — былъ наученъ нестяжанію, чистотѣ, смиренію съ послушаніемъ и прочимъ добродѣтелямъ, въ особенности же прилежалъ молитвѣ. Итакъ — по многихъ подвигахъ, но не по многомъ времени — онъ сподобился имѣть дарованіе чудотворенія. Прежде всего получилъ онъ отъ Бога побѣду надъ бѣсами, такъ что; видя святаго издалека, они вопили: «Григорій, ты изгонишь насъ молитвою твоею!» Григорій имѣлъ обычай, послѣ всякаго пѣнія, читать запретительныя молитвы.

Побѣжденный врагъ, не вынося того изгнанія, которому подвергаетъ его святой, помышлялъ, какимъ злымъ дѣломъ нанести ему вредъ въ его добродѣтельной жизни, и, не въ состояніи самъ сдѣлать этого ничѣмъ, внушилъ злымъ людямъ обокрасть его, не имѣвшаго ничего, только книги для молитвы и чтенія. Въ одну ночь пришли воры къ келліи Григорія и, спрятавшись, выжидали, пока старецъ выйдетъ на утреню въ церковь, чтобъ тогда войти и взять все его имущество. Блаженный же ощутилъ ихъ приходъ. Ибо всѣ ночи онъ проводилъ безъ сна и, стоя посреди келліи, безпрестанно молился Богу. Тогда онъ помолился и о нихъ, говоря: «Господи, подай сонъ рабамъ Твоимъ, которые потрудились напрасно, угождая врагу». И услышанъ былъ онъ отъ Бога, и воры спали пять дней и пять ночей, пока не разбудилъ ихъ блаженный при многихъ братіяхъ, говоря: «Доколѣ будете стеречь вы напрасно, чтобъ обокрасть меня? Идите въ дома свои». Они, вставши, не могли идти, такъ какъ не ѣли столько времени. Блаженный же поставилъ имъ пищи и, накормивъ, отпустилъ ихъ. Узнавъ объ этомъ, властитель города приказалъ мучить ихъ, и Григорій, печалясь, что изъ-за него они преданы мученіямъ, пошелъ къ властителю, подарилъ ему нѣкоторыя свои книги и освободилъ воровъ, другія же книги продалъ и вырученныя деньги роздалъ убогимъ, говоря себѣ такъ: «Пусть никто другой не впадетъ больше въ бѣду, желая обокрасть меня. Ибо и Господь сказалъ: "Продавайте имѣнія ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себѣ влагалища неветшающія, сокровище неоскудѣвающее на небесахъ, куда воръ не приближается, и гдѣ моль не съѣдаетъ" (Лук. 12, 38)». А воры, послѣ этого чуда, бывшаго надъ ними, уже не возвращались больше къ прежнимъ дѣламъ своимъ, но, придя съ покаяніемъ въ Печерскій монастырь, посвятили себя работѣ для братіи.

Но врагъ не оставилъ злого умысла своего. У этого блаженнаго Григорія былъ маленькій садикъ, въ которомъ онъ сѣялъ растенія и садилъ плодовыя деревья. Однажды, по наущенію того же врага, пришли другіе воры и, влѣзши въ тотъ садъ, наполнили свои мѣшки овощами; когда же подняли ношу на себя и хотѣли идти, не могли сдвинуться и стояли неподвижно, подъ тяжестью ноши, два дня и двѣ ночи. Наконецъ, они стали вопить: «Отче святый, Григорій, пусти насъ, мы покаемся въ нашемъ грѣхѣ и болѣе не будемъ дѣлать такой вещи». Услышавъ это, черноризцы пришли и захватили ихъ, но не могли свести съ того мѣста. Тогда спросили ихъ: «Когда вы сюда пришли?» Воры же отвѣчали: «Два дня и двѣ ночи стоимъ мы здѣсь». Черноризцы сказали имъ: «Постоянно проходя здѣсь, мы не видѣли васъ». Они же отвѣчали: «И мы, еслибъ видѣли васъ проходящими, просили бы у васъ со слезами ходатайства къ старцу, и, уже въ изнеможеніи, начали мы вопить: просимъ васъ; умолите святаго чудотворца, чтобъ отпустилъ насъ». Григорій пришелъ и сказалъ имъ: «Такъ какъ вы пробыли праздными всю вашу жизнь и крали чужіе труды, сами же не хотѣли трудиться, отнынѣ стойте здѣсь праздными прочіе годы, до кончины жизни вашей». Они со слезами молили старца отпустить ихъ, обѣщаясь не дѣлать больше такого грѣха. Старецъ умилился надъ ними и сказалъ: «Если хотите трудиться своими руками, и трудомъ вашимъ питать другихъ, тогда пущу васъ». Воры съ клятвою сказали: «Никогда не преступимъ твоего слова». И сказалъ имъ Григорій: «Благословенъ Богъ, укрѣпляющій васъ. Отнынѣ вы будете работать на святую братію и отъ своего труда приносить имъ нужное», и съ тѣмъ отпустилъ ихъ. И воры, за злое дѣло въ томъ маломъ саду, много трудились, работая на земляхъ Печерскаго монастыря до конца жизни.

И въ третій разъ покушался соблазнитель и искуситель чрезъ воровъ приступить ко блаженному съ такимъ искушеніемъ. Пришли однажды къ Григорію трое людей не тайно, какъ воры, но открыто, какъ просящіе помощи и хотѣли искусить его. Двое изъ нихъ стали просить святаго, ложно говоря на третьяго: «Отче, этотъ другъ нашъ осужденъ на смерть. Молимъ тебя, постарайся избавить его, дай ему что-нибудь, чтобъ онъ выкупомъ освободился отъ смерти. Блаженный, провидя духомъ, что то, что они солгали, сбудется на самомъ дѣлѣ, жалостливо прослезился и сказалъ: «Горе этому человѣку, потому что пришелъ день погибели его». Они же сказали: «Если ты, отче, дашь что-нибудь, онъ не умретъ». Такъ говорили они, желая взять у него что-нибудь и раздѣлить между собою. Чудотворецъ же, какъ прозорливый, сказалъ имъ: «Если я и дамъ, онъ умретъ. Но спрошу у васъ, на какую смерть онъ осужденъ?» Они отвѣчали: «Онъ будетъ повѣшенъ на деревѣ». И сказалъ имъ прозорливецъ: «Правильно судите — завтра это сбудется». Съ этими словами, онъ сошелъ въ пещеру, гдѣ, храня себя отъ того, чтобы видѣть и слышать суету земную, онъ имѣлъ обычай творить молитву и, вынеся оттуда оставшіяся, послѣднія свои книги, далъ имъ, говоря: «Возьмите ихъ — и, если онѣ не будутъ вамъ нужны, верните мнѣ». Они взяли книги и вышли, и стали смѣяться, говоря: «Продадимъ ихъ и раздѣлимъ то, что выручимъ». Видя еще у святаго плодовыя деревья, они сказали: «Придемъ въ эту ночь и сберемъ эти плоды». Ночь настала, и эти три вора пришли. Григорій молился тогда въ пещерѣ. Они загородили извнѣ дверь пещеры, въ которой старецъ молился. И одинъ изъ нихъ, который называлъ себя повѣшеннымъ, взлѣзши на дерево, сталъ рвать яблоки и вѣтвь, за которую онъ держался, отломилась, онъ упалъ, а стерегшіе въ страхѣ убѣжали. Упавшій, въ то время какъ летѣлъ къ низу, былъ защемленъ другою вѣтвію и, не имѣя помощи, задохнулся. Григорій же, будучи запертъ, не могъ быть съ братіею на утренѣ въ церкви. Братія, вышедши изъ церкви, пошла посмотрѣть, отчего его нѣтъ, — что было для него необычно. Они увидѣли на деревѣ висящаго мертвымъ человѣка и устрашились; потомъ, поискавъ, нашли Григорія, запертымъ въ пещерѣ. Онъ вышелъ и велѣлъ снять висящаго; увидѣвъ его товарищей, пришедшихъ вмѣстѣ съ другими и смотрящихъ на мертвеца, сказалъ имъ: «Смотрите, какъ окаянная ваша ложь сдѣлалась правдою. Богъ не бываетъ поругаемъ (Гал. 6, 7). Еслибъ вы не затворили меня, то я бы пришелъ помочь вамъ, чтобъ онъ не умеръ. Но, такъ какъ врагъ пріучилъ васъ къ обманамъ и ко лжи, поэтому вы лишены теперь милосердія». И ругатели, видя, что сбылись слова блаженнаго, пали къ ногамъ его, прося прощенія. Григорій же осудилъ ихъ работать Печерскому монастырю, чтобъ съ тѣхъ поръ, въ поту лица трудясь, они ѣли хлѣбъ, и даже питали прочихъ трудами своими, и такъ и они окончили съ дѣтьми своими жизнь, работая въ Печерскомъ монастырѣ рабамъ Пресвятой Богородицы и ученикамъ преп. отцовъ нашихъ Антонія и Ѳеодосія.

Но надо разсказать о смертномъ страданіи, которое потерпѣлъ святой.

Однажды, случилось, монастырскій сосудъ былъ оскверненъ тѣмъ, что въ него попало нечистое животное. Чтобъ очистить его, блаженный спустился къ Днѣпру почерпнуть воды. И вотъ князь Ростиславъ Всеволодовичъ очутился тамъ въ то же время. Онъ направляся въ Печерскій монастырь, для молитвы и благословенія, такъ какъ шелъ съ братомъ своимъ Владиміромъ Мономахомъ въ походъ противъ половцевъ. Ростиславовы оруженосцы, увидавъ старца, начали глумиться надъ нимъ и досаждать ему срамными словами, по наущенію исконнаго врага. Старецъ же, понявъ пророческимъ духомъ, что они близки къ смерти, сказалъ: «О, чада! когда вамъ нужно имѣть въ себѣ миръ душевный и просить у всѣхъ молитвъ, тогда-то и дѣлаете вы зло, неугодное Богу. Плачьте о своей погибели, кайтесь въ своихъ согрѣшеніяхъ, чтобы получить облегченіе въ страшный день. Уже постигъ васъ судъ, и всѣ вы съ княземъ вашимъ будете затоплены водою». Услышавъ это, князь Ростиславъ не принялъ къ сердцу своему сильнаго слова преподобыаго и, считая, что онъ говоритъ не пророчество, а укоры, сильно разгнѣвался и сказалъ: «Мнѣ ли предсказываешь смерть отъ воды, когда я умѣю плавать въ ней. Самъ попробуешь этой смерти!» И, не имѣя страха Божія, онъ приказалъ связать старцу руки и ноги, повѣсить ему камень на шею и бросить его въ воду; и такъ онъ былъ потопленъ. Братія же искала его два дня и не находила. На третій день пришли въ его келлію, чтобъ взять, если осталось что годнаго послѣ святого; и преподобный оказался въ келліи мертвымъ, связаннымъ по рукамъ и ногамъ, съ камнемъ, привѣшеннымъ къ шеѣ; одежда его была еще мокра, лицо свѣтло и тѣло, какъ живое. Удивлялись иноки, какъ и кѣмъ онъ внесенъ, такъ какъ келлія была затворена. И воздали они хвалу Богу, сотворившему дивное чудо надъ святымъ Своимъ, съ честью изнесли чудотворныя мощи и положили въ пещерѣ, гдѣ и донынѣ пребываютъ они нетлѣнно.

Ростиславъ же, не чувствуя вины въ своемъ грѣхѣ и дыша яростью, даже не вошелъ въ монастырь, какъ обѣщался, не захотѣлъ принять благословенія, которое и удалилось отъ него. Только Владиміръ Мономахъ, братъ его, былъ въ монастырѣ, прося молитвъ и благословенія. Когда они были у Триполя и перешли рѣку Стугну — они вступили съ полками своими въ битву съ половцами и не одолѣли ихъ, но Россійскіе князья побѣжали отъ враговъ. Тогда Владиміръ во время бѣгства, ради молитвъ и благословенія Печерскихъ святыхъ, — переправился черезъ рѣку Стугну. Ростиславъ же со всѣмъ своимъ воинствомъ утонулъ въ ней. И такъ сбылось предсказаніе святого — и ему отмѣрено было тою же мѣрою, какою мѣрилъ злой убійца. Незлобивый же чудотворецъ Григорій обрѣлъ источникъ жизни и, наслаждаясь потокомъ сладости вѣчной, — при водахъ, которыя превыше небесъ, хвалитъ имя Господне, Которому подобаетъ слава и хвала, нынѣ и присно и въ безконечные вѣки. Аминь.

Источникъ: Кіево-Печерскій патерикъ. Полное собраніе житій святыхъ въ Кіево-Печерской Лаврѣ подвизавшихся. (Составленъ тремя печерскими святыми: Несторомъ, лѣтописцемъ Печерскимъ, Симономъ, епископомъ Владимірскимъ и Суздальскимъ, и Поликарпомъ, архимандритомъ Печерскимъ.) — Изданіе второе, въ новомъ полномъ переводѣ Е. Поселянина. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1900. — С. 243-249.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0