Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 20 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.

ПАТЕРИКИ

Кіево-Печерскій патерикъ.

Собор Киево-Печерских преподобных отцовКіево-Печерскій патерикъ  (греч. πατερικόν — отечникъ, т. е. книга объ отцахъ) — собраніе краткихъ, исполненныхъ чудесъ, повѣстей о подвижникахъ Печерскаго монастыря и о самомъ монастырѣ. Въ основу патерика положены повѣсти епископа Владимірскаго Симона и монаха Печерскаго монастыря Поликарпа. Четырнадцать сказаній Симона написаны въ формѣ посланія къ Поликарпу. Девять изъ нихъ повѣствуютъ о чудотворцахъ Печерскихъ и пять о чудесахъ, сопровождавшихъ построеніе главной Печерской церкви. Собраніе сказаній Симона по его же разсказамъ дополнилъ Поликарпъ, написавшій одиннадцать повѣстей также въ формѣ посланія къ архимандриту Печерскому Акиндину. Къ этимъ основнымъ частямъ патерика присоединены впослѣдствіи вмѣстѣ съ нѣкоторыми позднѣйшими статьями и произведенія болѣе ранняго времени: поставленное во главѣ патерика житіе преп. Ѳеодосія, написанное Несторомъ, и сказанія, «что ради прозвася Печерскій монастырь» и о первыхъ черноризцахъ Печерскихъ, взятыя изъ Начальной лѣтописи и приписанныя въ патерикѣ тому же Нестору... Многочисленность дошедшихъ до насъ списковъ Печерскаго патерика свидѣтельствуетъ, что онъ былъ любимою книгою нашихъ предковъ.

Кіево-Печерскій патерикъ.

КІЕВО-ПЕЧЕРСКІЙ ПАТЕРИКЪ.
Полное собраніе житій святыхъ въ Кіево-Печерской Лаврѣ подвизавшихся.
(Переводъ Е. Поселянина.)

Житіе преп. отца нашего Агапита, врача безмезднаго.
(1 іюня).

Онъ исцѣлялъ молитвою недугующихъ, подавая имъ зеліе отъ своей пищи, и спасъ врача армянина.


И послѣдовалъ онъ всею душою равноангельной жизни преп. Антонія, подвиговъ котораго онъ былъ свидѣтелемъ; какъ тотъ великій мужъ, онъ самъ служилъ больнымъ и исцѣлялъ ихъ своею молитвою, — но, скрывая даръ, данный его молитвѣ, онъ подавалъ имъ зеліе отъ своего кушанья, какъ будто оно было лѣкарственное. Блаженный Агапитъ видѣлъ это, и трудился много лѣтъ, соревнуя въ подвигахъ святому старцу. Когда кто изъ братіи заболѣвалъ, преп. оставлялъ свою келлію (въ ней не было ничего такого, что можно было бы украсть), приходилъ къ больному брату и служилъ ему, подымая его, укладывая, вынося на своихъ рукахъ и непрестанно моля Бога о спасеніи больного, если болѣзнь и длилась — по волѣ Божіей, чтобъ умножить вѣру и молитву раба Божія Агапита. Итакъ, подражая подвигамъ преп. Антонія, блаженный Агапитъ сподобился быть причастникомъ той же благодати: онъ исцѣлялъ молитвою своею всѣхъ больныхъ и подавалъ имъ также зеліе, которое варилъ себѣ для пищи. И за то онъ былъ названъ врачемъ. Слухъ о немъ распространился въ городѣ, и многіе больные приходили къ нему и уходили здоровыми.

Въ то время жилъ въ Кіевѣ одинъ врачъ, родомъ и вѣрою армянинъ, искусный во врачеваніи, такъ что прежде него не было никогда такого. Осмотрѣвъ лишь больного; близкаго къ смерти, онъ узнавалъ и говорилъ ему день и часъ смерти и никогда не ошибался онъ, такъ что такого человѣка онъ не хотѣлъ и лѣчить. Изъ такихъ больныхъ былъ принесенъ одинъ въ Печерскій монастырь; онъ былъ первымъ бояриномъ князя Всеволода, и армянинъ привелъ его въ отчаяніе, предсказавъ ему черезъ восемь дней смерть. Блаженный же Агапитъ, сотворивъ молитву о немъ, далъ ему принять зелія, которое онъ самъ ѣлъ, и сдѣлалъ его здоровымъ, и слава о преподобномъ промчалась по всей землѣ русской. Армянинъ, уязвленный стрѣлою зависти, сталъ укорять блаженнаго, послалъ въ Печерскій монастырь одного осужденнаго на смерть, которому велѣлъ дать смертнаго зелія, чтобъ онъ выпилъ его предъ Агапитомъ и умеръ. Блаженный же, видя его умирающимъ, далъ ему такого зелія; которое онъ самъ ѣлъ, творя о немъ молитву, и такъ избавилъ отъ смерти осужденнаго на смерть. И съ тѣхъ поръ еще больше того иновѣрный армянинъ былъ возбужденъ противъ преподобнаго. И научилъ единовѣрцевъ своихъ подать ему самому выпить смертнаго зелія. Блаженный же выпилъ и остался невредимъ. Ибо Господь, сказавшій: «Если и что смертоносное выпьютъ, не повредитъ имъ», знаетъ какъ избавлять благочестивыхъ отъ искушенія (2 Петр. 2, 9).

Послѣ этого заболѣлъ въ Черниговѣ князь Владиміръ Всеволодовичъ Мономахъ, котораго усердно лѣчилъ армянинъ, но безъ успѣха, и недугъ усиливался. Поэтому князь, уже находясь при кончинѣ, — послалъ къ Печерскому игумену (тогда игуменомъ былъ Іона), прося прислать къ нему въ Черниговъ блаженнаго Агапита, чтобъ лѣчить его. Призвавъ его, игуменъ передалъ ему просьбу князя. Но блаженный Агапитъ, котораго никогда не видали выходящимъ изъ воротъ, и врачующимъ, кромѣ какъ въ монастырѣ, отвѣчалъ со смиреніемъ: «Если я съ такимъ дѣломъ пойду ко князю — долженъ идти и ко всѣмъ. Прошу тебя, отче, позволить мнѣ не выходить изъ монастырскихъ воротъ, для славы людской, отъ которой бѣгать до послѣдняго моего издыханія я обѣщался передъ Богомъ; если хочешь — я лучше уйду въ другую страну и возвращусь сюда, когда минуетъ эта нужда». Посланный же княземъ, понявъ, что не удастся ему призвать къ своему господину самого блаженнаго Агапита, сталъ просить его, дать хоть зелія для исцѣленія. По уговору игумена, блаженный далъ посланному зелія отъ своей пищи; и когда оно было принесено къ князю, и онъ принялъ его — онъ сталъ здоровъ молитвами блаженнаго.

Тогда князь Владиміръ Мономахъ пришелъ самъ въ Печерскій монастырь, чтобъ видѣть, кто тотъ, чрезъ кого Господь даровалъ ему здоровье: онъ никогда не видалъ блаженнаго и хотѣлъ почтить его подаркомъ. Но Агапитъ, не желая быть прославляемымъ на землѣ, скрылся и принесенное для него золото князь отдалъ игумену. Въ скоромъ времени тотъ же Владиміръ снова послалъ одного изъ бояръ своихъ со многими дарами къ блаженному Агапиту. Посланный, найдя его въ келліи, положилъ предъ нимъ принесенное. Блаженный же сказалъ ему: «Чадо, я никогда ни отъ кого не бралъ ничего; потому что никогда не исцѣлялъ силою моею, но Христовою; и теперь не нуждаюсь въ этомъ». Бояринъ отвѣчалъ: «Отче, пославшій меня знаетъ, что ты не берешь ничего, но, прошу тебя, чтобъ утѣшить сына своего, которому Богъ даровалъ чрезъ тебя здравіе, — прими это и отдай, если хочешь, нищимъ». Отвѣчалъ ему старецъ: «Если такъ ты говоришь, — возьму съ радостью. Передай же пославшему тебя, что и все прочее, что онъ имѣетъ — чужое, и ничего не можетъ онъ взять съ собою, отходя изъ жизни, такъ пусть раздастъ то нищимъ. Ибо Господь, Который Самъ находится среди нихъ, — избавилъ его отъ смерти. Я же не сдѣлалъ ничего. Прошу его не ослушаться меня въ томъ, чтобъ не потерпѣть бóльшія страданія». Сказавъ это, Агапитъ взялъ принесенное золото, какъ бы для того, чтобъ спрятать, вынесъ его изъ келліи, бросилъ, а самъ побѣжалъ и скрылся. Бояринъ же, вышедшій вскорѣ, увидѣлъ всѣ дары брошенными предъ вратами. Онъ подобралъ ихъ и отдалъ игумену Іоанну. Вернувшись къ князю, онъ разсказалъ ему о блаженномъ все, что видѣлъ и слышалъ, и всѣ поняли, что онъ истинный рабъ Божій, ожидающій награды только отъ Него одного, а не отъ людей. И князь, не осмѣливаясь ослушаться святаго, сталъ щедро раздавать имѣніе свое нищимъ.

Послѣ многихъ трудовъ и богоугодныхъ подвиговъ, разболѣлся самъ безмездный врачъ этотъ, блаженный старецъ Агапитъ. Узнавъ это, вышеупомянутый врачъ армянинъ пришелъ посѣтить его и завелъ съ нимъ разговоръ о врачебномъ искусствѣ, спрашивая его, какимъ зеліемъ лѣчится такой недугъ. Отвѣчалъ блаженный: «Тѣмъ, которымъ самъ Господь, какъ врачъ души и тѣла, — подастъ здравіе». Армянинъ понялъ, что онъ не свѣдущъ во врачеваніи и сказалъ своимъ: «Ничего не умѣетъ этотъ человѣкъ въ нашемъ искусствѣ». Потомъ, взявъ его за руку, сказалъ: «Истину говорю я — на третій день онъ умретъ. Если же перемѣнится мое слово, тогда я перемѣню свою жизнь и стану самъ такимъ же монахомъ». Блаженный же со гнѣвомъ сказалъ: «Таковъ ли способъ твоего лѣченія, что больше говоришь ты о смерти, чѣмъ о помощи. Если ты искусенъ — дай мнѣ жизнь. Если же это не въ твоей власти, чтó досаждаешь мнѣ, приговаривая меня къ смерти чрезъ три дня. Богъ оповѣстилъ меня, что я отойду къ нему по истеченіи трехъ мѣсяцевъ». Армянинъ снова сказалъ: «Ты уже весь измѣнился; такіе, какъ ты, не живутъ никогда дольше третьяго дня». Старецъ такъ изнемогъ, что уже самъ собою не могъ двигаться. Между тѣмъ, къ преп. Агапиту, самому столь тяжко больному, принесли изъ Кіева другого больного, для исцѣленія. Блаженный, пречудною Божіею помощью, всталъ, какъ будто бы не болѣлъ, и, взявъ свое обычное зеліе, которое употреблялъ въ пищу, показалъ армянину со словами: «Вотъ зеліе, которое служитъ мнѣ лѣкарствомъ. Смотри и разумѣй». Тотъ же, посмотрѣвъ, сказалъ святому: «Оно не изъ нашихъ, но, думаю, изъ Александріи». Блаженный посмѣялся надъ невѣжествомъ его, далъ больному выпить того зелія, и, помолившись, сдѣлалъ его здоровымъ. Потомъ онъ сказалъ армянину: «Чадо, прошу тебя, поѣшь этого зелія со мною, если хочешь; потому что мнѣ нечѣмъ угостить тебя». Отвѣчалъ ему армянинъ: «Мы, отче, постимся четыре дня этого мѣсяца, и теперь постъ». Услыхавъ это, блаженный спросилъ: «Кто ты и какой вѣры?» Онъ отвѣчалъ: «Развѣ ты не слыхалъ о мнѣ, что я армянинъ?» Блаженный сказалъ ему: «Какъ же ты осмѣлился войти сюда, осквернить мою келлію и держать мою грѣшную руку. Выйди отъ меня, иновѣрецъ и нечестивецъ!»

Послѣ этого блаженный Агапитъ, какъ предсказывалъ, прожилъ три мѣсяца и, немного поболѣвъ, отошелъ къ Господу мѣсяца іюня въ первый день. И за то; что онъ былъ на землѣ безмезднымъ врачемъ, — получилъ великую мзду уже на небѣ, гдѣ нѣтъ болѣзни. Братія, опрятавъ его честныя мощи, по обычаю, положили съ пѣніемъ въ пещерѣ преп. Антонія. По смерти святаго, армянинъ пришелъ въ Печерскій монастырь и сказалъ игумену: «Съ этихъ поръ я оставляю армянскую ересь и истинно вѣрую въ Господа Іисуса Христа, Которому желаю работать въ иноческомъ святомъ чинѣ. Ибо мнѣ явился блаженный Агапитъ, говоря: «Ты обѣщался принять иноческій образъ, если же солжешь — то съ жизнью погубишь и душу». И я вѣрую, что явившійся ко мнѣ — святъ; потому что, еслибъ хотѣлъ онъ долго жить здѣсь, Богъ даровалъ бы это ему; я думалъ, что онъ не проживетъ и трехъ дней, Богъ же прибавилъ ему три мѣсяца, и, еслибъ я сказалъ, что ему не прожить трехъ мѣсяцевъ, онъ жилъ бы три года. И я думаю теперь, что онъ самъ хотѣлъ уйти отъ насъ — какъ святой, желая Царствія святыхъ. И, если Богъ взялъ его изъ временной жизни въ этой обители — Онъ далъ ему жизнь вѣчную въ небесныхъ обителяхъ. Поэтому я желаю исполнитъ скорѣе приказаніе этого святаго мужа». Выслушавъ эти слова отъ армянина, игуменъ постригъ его въ иноческій святой чинъ, давъ наставленіе врачу чужихъ тѣлъ, быть искуснымъ во врачеваніи своей души, подражая блаженному Агапиту. Онъ провелъ жизнь свою въ богоугодныхъ подвигахъ, и въ томъ же Печерскомъ монастырѣ принялъ блаженную кончину — въ честь Врача душъ и тѣлесъ, Господа нашего Іисуса Христа, со безначальнымъ его Отцомъ, и со Пресвятымъ, Благимъ и Животворящимъ Духомъ, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Источникъ: Кіево-Печерскій патерикъ. Полное собраніе житій святыхъ въ Кіево-Печерской Лаврѣ подвизавшихся. (Составленъ тремя печерскими святыми: Несторомъ, лѣтописцемъ Печерскимъ, Симономъ, епископомъ Владимірскимъ и Суздальскимъ, и Поликарпомъ, архимандритомъ Печерскимъ.) — Изданіе второе, въ новомъ полномъ переводѣ Е. Поселянина. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1900. — С. 237-242.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0