Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 25 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.

ПАТЕРИКИ

Кіево-Печерскій патерикъ.

Собор Киево-Печерских преподобных отцовКіево-Печерскій патерикъ  (греч. πατερικόν — отечникъ, т. е. книга объ отцахъ) — собраніе краткихъ, исполненныхъ чудесъ, повѣстей о подвижникахъ Печерскаго монастыря и о самомъ монастырѣ. Въ основу патерика положены повѣсти епископа Владимірскаго Симона и монаха Печерскаго монастыря Поликарпа. Четырнадцать сказаній Симона написаны въ формѣ посланія къ Поликарпу. Девять изъ нихъ повѣствуютъ о чудотворцахъ Печерскихъ и пять о чудесахъ, сопровождавшихъ построеніе главной Печерской церкви. Собраніе сказаній Симона по его же разсказамъ дополнилъ Поликарпъ, написавшій одиннадцать повѣстей также въ формѣ посланія къ архимандриту Печерскому Акиндину. Къ этимъ основнымъ частямъ патерика присоединены впослѣдствіи вмѣстѣ съ нѣкоторыми позднѣйшими статьями и произведенія болѣе ранняго времени: поставленное во главѣ патерика житіе преп. Ѳеодосія, написанное Несторомъ, и сказанія, «что ради прозвася Печерскій монастырь» и о первыхъ черноризцахъ Печерскихъ, взятыя изъ Начальной лѣтописи и приписанныя въ патерикѣ тому же Нестору... Многочисленность дошедшихъ до насъ списковъ Печерскаго патерика свидѣтельствуетъ, что онъ былъ любимою книгою нашихъ предковъ.

Кіево-Печерскій патерикъ.

КІЕВО-ПЕЧЕРСКІЙ ПАТЕРИКЪ.
Полное собраніе житій святыхъ въ Кіево-Печерской Лаврѣ подвизавшихся.
(Переводъ Е. Поселянина.)

Житіе преп. отца нашего Лаврентія затворника.
(29 января).

Онъ принудилъ бѣса исповѣдать, сколько въ Печерскомъ монастырѣ святыхъ, могущихъ словомъ изгонять бѣсовъ, и какъ бѣсы боятся пещеры.


Тогда Лаврентій, испросивъ прощеніе, ушелъ въ монастырь св. великомученика Димитрія, который созданъ былъ княземъ Изяславомъ, и тамъ иночествовалъ въ затворѣ. Началъ онъ жить подвижнически, и прилагать великое тщаніе о спасеніи своемъ, со всякимъ днемъ предпринимая все большіе труды, умерщвляя всѣ страсти похотей — голодомъ воздержанія, и посѣкая ихъ мечемъ духовнымъ, то есть голосомъ молитвы, а разженныя стрѣлы лукаваго угашая водою слезъ. Итакъ, благодатію Божіею — не только самъ былъ предохраненъ отъ уязвленія бѣсовскаго, но получилъ отъ вседаровитаго Бога даръ исцѣлять чудотворно различныя язвы и недуги въ людяхъ и изгонять бѣсовъ. Къ этому блаженному, между прочимъ, приведенъ былъ однажды для исцѣленія, — изъ Кіева человѣкъ, одержимый бѣсомъ, лютымъ и сильнымъ, такъ что дерево, которое съ трудомъ несли десять человѣкъ, онъ поднималъ и забрасывалъ одинъ. Блаженный же затворникъ, желая, чтобъ была прославлена благодать духовнаго его отечества, т. е. Печерскаго святого монастыря, повелѣлъ вести туда этого человѣка. Тогда бѣсноватый сталъ вопить: «Къ кому посылаешь меня, я не смѣю и приблизиться къ пещерѣ, ради святыхъ, положенныхъ въ ней. Въ монастырѣ есть 30 живущихъ черноризцевъ, которыхъ я боюсь, съ прочими я веду борьбу». Когда онъ исповѣдалъ это о благодати Печерскаго святого монастыря, снова приказалъ блаженный силою влачить его туда, чтобъ то, что онъ сказалъ, было доказано. Провожатые, зная, что бѣсноватый никогда не бывалъ въ Печерскомъ монастырѣ, — и никого не знаетъ въ немъ, спросили его, — кто тѣ, кого ты боишься, — всѣхъ братій было тогда въ монастырѣ 118. Бѣсноватый перечелъ по имени тридцать и сказалъ: «Эти всѣ могутъ меня изгнать единымъ словомъ». И сказали опять ведшіе: «Мы хотимъ затворить тебя въ пещерѣ». Онъ же отвѣчалъ: «Какая мнѣ польза бороться съ мертвыми? Ибо тѣ имѣютъ теперь большее дерзновеніе молиться Богу о своихъ черноризцахъ и приходящихъ къ нимъ. Но, если хотите видѣть борьбу мою, ведите меня въ монастырь, ибо, — кромѣ тридцати (какъ я сказалъ) могу бороться со всѣми прочими». И началъ показывать онъ силу свою, говоря по-еврейски, потомъ по-римски, и по-гречески, и коротко говоря — всѣми языками, которыхъ тотъ человѣкъ никогда и не слышалъ, такъ что ведшіе его сильно устрашились, дивясь измѣненіямъ языка его и разногласію.

Прежде чѣмъ войти имъ въ монастырь, нечистый тотъ духъ покинулъ человѣка, и исцѣлѣвшій сталъ понимать все. Сопровождавшіе его въ радости вошли во святую чудотворную Печерскую церковь, чтобъ воздать хвалу Богу. Узнавъ объ этомъ, игуменъ со всею братіею пришелъ туда же въ церковь, и исцѣлѣвшій не зналъ ни игумена, ни одного изъ тѣхъ тридцати, кого онъ назвалъ бѣснуясь. Тогда спросили его: «Кто исцѣлилъ тебя?» Онъ же, смотря на чудотворную икону Пресвятой Богородицы, сказалъ: «Съ нею встрѣтили насъ святые отцы, тридцать числомъ, и такъ я исцѣлился». Имена всѣхъ изъ нихъ онъ помнилъ, въ лицо же не зналъ ни одного. Тогда всѣ вмѣстѣ воздали славу Богу и Его Пречистой Матери и блаженнымъ Его угодникамъ.

И такъ прославилось то святое мѣсто, — по Божію устроенію, бывшему чрезъ этого блаженнаго затворника Лаврентія, который, какъ Варнава отъ Павла (Дѣян. 15, 36), разлучившись на время съ братіей Печерской, — принесъ бóльшій плодъ, и оставивъ много свидѣтельствъ различныхъ добродѣтелей своихъ, — равноангельскихъ, въ Изяславовомъ монастырѣ, возвратился опять въ святой Печерскій монастырь. И тамъ, по богоугодной кончинѣ своей, какъ нехудшій прежнихъ затворниковъ, узкими вратами вошедшихъ въ жизнь вѣчную, положенъ съ честью въ пещерѣ, въ которой доселѣ нетлѣнно пребываютъ его чудотворныя мощи, въ честь видящаго въ тайнѣ и воздающаго затворникамъ явно, хвалимаго въ Троицѣ Бога, Которому слава во вѣки. Аминь.

Источникъ: Кіево-Печерскій патерикъ. Полное собраніе житій святыхъ въ Кіево-Печерской Лаврѣ подвизавшихся. (Составленъ тремя печерскими святыми: Несторомъ, лѣтописцемъ Печерскимъ, Симономъ, епископомъ Владимірскимъ и Суздальскимъ, и Поликарпомъ, архимандритомъ Печерскимъ.) — Изданіе второе, въ новомъ полномъ переводѣ Е. Поселянина. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1900. — С. 224-226.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0