Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 25 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.

ПАТЕРИКИ

Кіево-Печерскій патерикъ.

Собор Киево-Печерских преподобных отцовКіево-Печерскій патерикъ  (греч. πατερικόν — отечникъ, т. е. книга объ отцахъ) — собраніе краткихъ, исполненныхъ чудесъ, повѣстей о подвижникахъ Печерскаго монастыря и о самомъ монастырѣ. Въ основу патерика положены повѣсти епископа Владимірскаго Симона и монаха Печерскаго монастыря Поликарпа. Четырнадцать сказаній Симона написаны въ формѣ посланія къ Поликарпу. Девять изъ нихъ повѣствуютъ о чудотворцахъ Печерскихъ и пять о чудесахъ, сопровождавшихъ построеніе главной Печерской церкви. Собраніе сказаній Симона по его же разсказамъ дополнилъ Поликарпъ, написавшій одиннадцать повѣстей также въ формѣ посланія къ архимандриту Печерскому Акиндину. Къ этимъ основнымъ частямъ патерика присоединены впослѣдствіи вмѣстѣ съ нѣкоторыми позднѣйшими статьями и произведенія болѣе ранняго времени: поставленное во главѣ патерика житіе преп. Ѳеодосія, написанное Несторомъ, и сказанія, «что ради прозвася Печерскій монастырь» и о первыхъ черноризцахъ Печерскихъ, взятыя изъ Начальной лѣтописи и приписанныя въ патерикѣ тому же Нестору... Многочисленность дошедшихъ до насъ списковъ Печерскаго патерика свидѣтельствуетъ, что онъ былъ любимою книгою нашихъ предковъ.

Кіево-Печерскій патерикъ.

КІЕВО-ПЕЧЕРСКІЙ ПАТЕРИКЪ.
Полное собраніе житій святыхъ въ Кіево-Печерской Лаврѣ подвизавшихся.
(Переводъ Е. Поселянина.)

Житіе преп. отца нашего Никиты затворника.
(31 января).

Онъ прельщенъ былъ діаволомъ, явившимся ему въ образѣ ангельскомъ, и сталъ тогда премудрымъ и пророкомъ; когда же покаялся, забылъ все; потомъ же былъ епископомъ и чудотворцемъ Новгородскимъ.


Во время игуменства преп. Никона былъ въ Печерскомъ святомъ монастырѣ братъ, именемъ Никита. Онъ началъ просить игумена, благословить ему подвизаться наединѣ, войдя въ затворъ. Игуменъ препятствовалъ ему, говоря: «Чадо, нѣтъ тебѣ пользы, будучи юнымъ, сидѣть въ праздности. Лучше тебѣ будетъ остаться съ братіею и работать на нее, и ты не лишишься награды своей. Ты самъ видѣлъ нашего брата Исаакія Печерскаго, какъ въ затворѣ онъ былъ прельщенъ бѣсами, еслибы не спасла его великая благодать Божія, ради молитвъ преп. отецъ нашихъ Антонія и Ѳеодосія!» Никита же отвѣчалъ: «Никакъ, отче, не прельщусь я такою вещью; но желаю стать крѣпко противъ козней бѣсовскихъ, и буду молить человѣколюбца Бога, чтобъ и мнѣ подалъ даръ чудотворенія, какъ Исаакію затворнику, который и донынѣ творитъ много чудесъ». Игуменъ снова сказалъ ему: «Свыше силъ желаніе твое. Берегись, чадо, чтобъ, превозносясь, не ниспасть; я повелѣваю тебѣ служить лучше братіи, и за послушаніе твое ты будешь увѣнчанъ отъ Бога».

Никита же никакъ не могъ послушаться словъ игумена, не могъ подавить въ себѣ великаго рвенія къ затворническому житію, и сдѣлалъ то, что замыслилъ. Затворился, крѣпко заградилъ дверь, и пребывалъ наединѣ, въ молитвѣ, не выходя.

Но чрезъ нѣсколько уже дней не избѣжалъ онъ діавольскихъ сѣтей. Во время пѣнія своего, услышалъ онъ голосъ, молящійся вмѣстѣ съ нимъ и обонялъ несказанное благоуханіе. И, прельстившись этимъ, сказалъ въ себѣ: «Еслибъ не былъ это ангелъ, то онъ не молился бы со мною, и не было бы здѣсь обонянія Святаго Духа». И началъ онъ прилежно молиться, говоря: «Господи, явися мнѣ Самъ, чтобъ я увидѣлъ Тебя!» Тогда былъ къ нему голосъ: «Не явлюся я тебѣ, потому что ты юнъ, чтобъ ты не ниспалъ превознесшись». Затворникъ же со слезами сказалъ: «Не прельщусь я, потому что игуменъ научилъ меня не внимать прелести бѣсовской; я сдѣлаю все то, что ты велишь!» Тогда душегубительный змѣй, получивъ власть надъ нимъ, сказалъ: «Невозможно человѣку, находящемуся въ тѣлѣ, видѣть меня. Но я посылаю ангела моего, чтобъ онъ былъ съ тобою, а ты твори волю его». И предъ нимъ сталъ бѣсъ въ образѣ ангела. Никита же палъ ницъ и поклонился ему, какъ ангелу, и сказалъ ему бѣсъ: «Съ этихъ поръ ты уже больше не молись, но читай книги, и такъ ты будешь бесѣдовать съ Богомъ, — и подавай полезныя слова приходящимъ къ тебѣ. Я же всегда буду молить Творца всѣхъ о спасеніи твоемъ». Повѣривъ этимъ словамъ, еще больше прельстился затворникъ, и уже больше не молился, но прилежалъ чтенію книгъ и видѣлъ постоянно бѣса, молящагося о немъ, и радовался, думая, что ангелъ творитъ за него молитву. Много онъ бесѣдовалъ съ приходящими къ нему, изъ Писаній, о пользѣ души. Началъ онъ и пророчествовать, и шла о немъ великая слава, такъ что всѣ дивились, какъ сбываются слова его.

Однажды послалъ онъ къ князю Изяславу, говоря: «Сегодня въ Зоволочьи убитъ князь Глѣбъ Святославичъ. Скорѣй пошли сына своего Святополка на престолъ Новгородскій». И какъ онъ сказалъ, такъ и случилось — чрезъ нѣсколько дней пришла вѣсть объ убіеніи князя Глѣба. И оттого еще сильнѣе прослылъ онъ за пророка, и много слушали его князь и бояре. Если бѣсъ и не знаетъ того, что будетъ; но, что сдѣлалъ онъ самъ, или чему научилъ злыхъ людей, убить или украсть — то онъ можетъ указать; также, когда приходили къ затворнику за словомъ утѣшенія, — тогда бѣсъ, мнимый ангелъ, разсказывалъ ему все случившееся съ ними, а онъ пророчествовалъ, и такъ сбывалось.

Никто не могъ состязаться съ нимъ въ книгахъ Ветхаго Завѣта, ибо онъ зналъ наизусть: Бытіе, Исходъ, Левитъ, Числъ, Судей, Царствъ и всѣ пророчества по порядку, и хорошо зналъ всѣ еврейскія книги, евангельскихъ же и апостольскихъ святыхъ книгъ, преданныхъ намъ благодатію, чтобъ исправиться и утвердиться намъ — никогда не хотѣлъ видѣть, или слышать, не только что читать, и не позволялъ бесѣдовать съ собою изъ Новаго Завѣта. Потому всѣ понимали, что онъ прельщенъ врагомъ.

Встревоженные тѣмъ, пришли къ прельщенному преп. отцы Никонъ игуменъ, Іоаннъ, который былъ послѣ него игуменомъ, — Пименъ постникъ, Исаія, который былъ епископомъ Ростовскимъ, Матѳей прозорливый, Исаакій, затворникъ пещерный, Агапитъ врачъ, Григорій чудотворецъ, Николай, который былъ епископомъ Тмутараканскимъ, Несторъ лѣтописецъ, Григорій, творецъ каноновъ; Ѳеоктистъ, который былъ епископомъ Черниговскимъ, Онисифоръ прозорливый. Всѣ они, сіяющіе добродѣтелями, придя, сотворили молитву къ Богу о Никитѣ и отогнали отъ него бѣса, такъ что онъ больше не видалъ его.

Выведя его изъ пещеры, они просили его сказать имъ что-нибудь изъ Ветхаго Завѣта; онъ же клялся, что не читалъ никогда тѣхъ книгъ, которыя прежде зналъ наизусть. А не зналъ онъ ни одного слова, потому что едва былъ обученъ грамотѣ.

Тогда, придя въ себя молитвами преп. отцовъ, онъ исповѣдалъ великій свой грѣхъ и горько оплакивалъ его, и принялъ на себя великое воздержаніе и послушаніе, начавъ чистое и смиренное житіе, такъ что онъ превзошелъ всѣхъ добродѣтелью. Человѣколюбивый же Господь, видя такое подвижничество блаженнаго и не презирая прежнихъ его добродѣтелей, — къ которымъ пріучалъ онъ себя въ юности, — принялъ его истинное покаяніе. И, какъ принимая покаяніе Петра три раза отвергшагося отъ Него, сказалъ ему: «Паси агнцевъ Моихъ, паси овецъ Моихъ, паси избранныхъ Моихъ (Іоан. 21, 15. 16), — то же знаменіе благопріятнаго покаянія подалъ и блаженному этому Никитѣ. За многую любовь къ храненію всѣхъ заповѣдей, Онъ сдѣлалъ его пастыремъ словеснаго Своего стада, возведя на престолъ епископства Новгородскаго. И тамъ, въ увѣреніе и ясное доказательство прощенія святому того, бывшаго раньше, паденія — прославилъ его добродѣтельную жизнь дарами чудотворенія. Разъ, во время бездождія, помолился онъ, и свелъ дождь съ неба. Также угасилъ онъ пожаръ въ городѣ, и творилъ много другихъ чудесъ. И, упасши мудро словесную свою паству, преставился ко Господу. И, такъ какъ искушенъ онъ былъ, какъ золото, оказался достоинъ вѣнца вѣчной жизни. Да сподобимся его и мы, молитвами преп. отца нашего Никиты, благодатію Господа Бога и Спаса нашего Іисуса Христа, Которому со безначальнымъ Его Отцемъ и со Пресвятымъ, благимъ и животворящимъ Духомъ — честь, хвала и слава подобаетъ, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Источникъ: Кіево-Печерскій патерикъ. Полное собраніе житій святыхъ въ Кіево-Печерской Лаврѣ подвизавшихся. (Составленъ тремя печерскими святыми: Несторомъ, лѣтописцемъ Печерскимъ, Симономъ, епископомъ Владимірскимъ и Суздальскимъ, и Поликарпомъ, архимандритомъ Печерскимъ.) — Изданіе второе, въ новомъ полномъ переводѣ Е. Поселянина. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1900. — С. 219-223.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0