Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 21 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 22.

ПАТЕРИКИ

Кіево-Печерскій патерикъ.

Собор Киево-Печерских преподобных отцовКіево-Печерскій патерикъ  (греч. πατερικόν — отечникъ, т. е. книга объ отцахъ) — собраніе краткихъ, исполненныхъ чудесъ, повѣстей о подвижникахъ Печерскаго монастыря и о самомъ монастырѣ. Въ основу патерика положены повѣсти епископа Владимірскаго Симона и монаха Печерскаго монастыря Поликарпа. Четырнадцать сказаній Симона написаны въ формѣ посланія къ Поликарпу. Девять изъ нихъ повѣствуютъ о чудотворцахъ Печерскихъ и пять о чудесахъ, сопровождавшихъ построеніе главной Печерской церкви. Собраніе сказаній Симона по его же разсказамъ дополнилъ Поликарпъ, написавшій одиннадцать повѣстей также въ формѣ посланія къ архимандриту Печерскому Акиндину. Къ этимъ основнымъ частямъ патерика присоединены впослѣдствіи вмѣстѣ съ нѣкоторыми позднѣйшими статьями и произведенія болѣе ранняго времени: поставленное во главѣ патерика житіе преп. Ѳеодосія, написанное Несторомъ, и сказанія, «что ради прозвася Печерскій монастырь» и о первыхъ черноризцахъ Печерскихъ, взятыя изъ Начальной лѣтописи и приписанныя въ патерикѣ тому же Нестору... Многочисленность дошедшихъ до насъ списковъ Печерскаго патерика свидѣтельствуетъ, что онъ былъ любимою книгою нашихъ предковъ.

Кіево-Печерскій патерикъ.

КІЕВО-ПЕЧЕРСКІЙ ПАТЕРИКЪ.
Полное собраніе житій святыхъ въ Кіево-Печерской Лаврѣ подвизавшихся.
(Переводъ Е. Поселянина.)

Житіе преподобнаго отца нашего Матѳея прозорливаго.
(5 октября).

Онъ ясно видѣлъ бѣсовскія мечты и помышленія человѣческія.


Этотъ блаженный старецъ, стоя однажды въ церкви на своемъ мѣстѣ, — обвелъ глаза свои и посмотрѣлъ на братію, которая стояла по всѣмъ сторонамъ и пѣла. И онъ увидѣлъ бѣса, который обходилъ ихъ въ образѣ воина; онъ на воскриліи ризъ своихъ носилъ липкіе цвѣты — и, кладя на цвѣтокъ что-то злое, — бросалъ его на кого-нибудь. И, если цвѣтокъ приставалъ къ кому-нибудь изъ поющей братіи, въ томъ послѣ малаго стоянія разслабѣвало вниманіе и, найдя себѣ какой-нибудь предлогъ, онъ выходилъ изъ церкви, и шелъ въ келлію, гдѣ спалъ, не возвращаясь больше въ церковь на пѣніе. Если же бросалъ на кого, но цвѣтокъ не приставалъ, — тотъ стоялъ крѣпко на пѣніи, пока не отпѣвали утреню, и тогда отправлялся въ свою келлію. Видѣвъ это, старецъ разсказалъ о томъ братіи, и всѣ остерегались выходить изъ церкви.

У этого старца былъ обычай, что, когда, послѣ утрени, братія расходилась по келліямъ, онъ послѣднимъ выходилъ изъ церкви. Однажды, когда онъ вышелъ такъ, онъ сѣлъ подъ церковнымъ биломъ, желая немного уснуть, потому что келлія его было далеко отъ церкви. И онъ увидалъ, что большая толпа идетъ отъ монастырскихъ воротъ и, присмотрѣвшись, увидалъ одного бѣса, съ гордостью сидящаго на свиньѣ, и множество другихъ, идущихъ вокругъ него. И сказалъ имъ старецъ: «куда идете вы?» Бѣсъ, сидящій на свиньѣ — отвѣчалъ: «За Михаиломъ Тоболковичемъ». Старецъ же, осѣнивъ себя крестомъ, пошелъ въ келлію; уже былъ разсвѣтъ дня, — и, уразумѣвъ видѣніе, старецъ сказалъ ученику своему: «Пойди спросить, въ келліи ли Михаилъ». Тотъ пошелъ спросить, и ему отвѣчали: «Сегодня послѣ утрени вышелъ онъ за монастырскую ограду». Старецъ повѣдалъ видѣніе игумену и старѣйшей братіи. Призвавъ брата, игуменъ разспросилъ брата о его поведеніи и, наставивъ его словомъ назиданія, отпустилъ его въ его келлію. Преп. же Матѳей, будучи прозорливъ, и прочію братію съ любовью научалъ сидѣть въ келліи, постоянно поминать Бога и молиться о своихъ грѣхахъ.

При этомъ преп. Матѳею преставился блаженный игуменъ Ѳеодосій, — и Стефанъ сталъ игуменомъ на его мѣсто, а послѣ Стефана Никонъ. При немъ случилось Матѳею такое видѣніе. Однажды, стоя за утренею, онъ поднялъ глаза, желая видѣть игумена, блаженнаго Никона, и увидѣлъ осла, стоящаго на игуменскомъ мѣстѣ; онъ понялъ, что игуменъ не пришелъ къ утренѣ, и разсказалъ ему о томъ. Игуменъ принявъ это откровеніе, какъ наказаніе, много каялся и съ тѣхъ поръ, отлагая не только лѣность, но и всякое нужное дѣло монастырское, старался имѣть обычай прежде всѣхъ быть въ церкви, такъ что послѣ этого вразумленія онъ скорѣе достигъ блаженной святости.

Также и много другихъ видѣній провидѣлъ этотъ блаженный старецъ и разсказывалъ ихъ на пользу братіи. Достигнувъ доброй старости, онъ почилъ о Господѣ въ добромъ исповѣданіи; его честныя мощи лежатъ нетлѣнно въ пещерѣ со святыми отцами, а самъ онъ молится о насъ, предстоя престолу Владыки, чтобъ избавиться намъ отъ навѣтовъ вражіихъ и получить вѣчную жизнь, во Христѣ Іисусѣ Господѣ нашемъ Ему же слава со Отцемъ и Святымъ Духомъ нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Источникъ: Кіево-Печерскій патерикъ. Полное собраніе житій святыхъ въ Кіево-Печерской Лаврѣ подвизавшихся. (Составленъ тремя печерскими святыми: Несторомъ, лѣтописцемъ Печерскимъ, Симономъ, епископомъ Владимірскимъ и Суздальскимъ, и Поликарпомъ, архимандритомъ Печерскимъ.) — Изданіе второе, въ новомъ полномъ переводѣ Е. Поселянина. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1900. — С. 204-206.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0