Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 23 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.

ПАТЕРИКИ

Кіево-Печерскій патерикъ.

Собор Киево-Печерских преподобных отцовКіево-Печерскій патерикъ  (греч. πατερικόν — отечникъ, т. е. книга объ отцахъ) — собраніе краткихъ, исполненныхъ чудесъ, повѣстей о подвижникахъ Печерскаго монастыря и о самомъ монастырѣ. Въ основу патерика положены повѣсти епископа Владимірскаго Симона и монаха Печерскаго монастыря Поликарпа. Четырнадцать сказаній Симона написаны въ формѣ посланія къ Поликарпу. Девять изъ нихъ повѣствуютъ о чудотворцахъ Печерскихъ и пять о чудесахъ, сопровождавшихъ построеніе главной Печерской церкви. Собраніе сказаній Симона по его же разсказамъ дополнилъ Поликарпъ, написавшій одиннадцать повѣстей также въ формѣ посланія къ архимандриту Печерскому Акиндину. Къ этимъ основнымъ частямъ патерика присоединены впослѣдствіи вмѣстѣ съ нѣкоторыми позднѣйшими статьями и произведенія болѣе ранняго времени: поставленное во главѣ патерика житіе преп. Ѳеодосія, написанное Несторомъ, и сказанія, «что ради прозвася Печерскій монастырь» и о первыхъ черноризцахъ Печерскихъ, взятыя изъ Начальной лѣтописи и приписанныя въ патерикѣ тому же Нестору... Многочисленность дошедшихъ до насъ списковъ Печерскаго патерика свидѣтельствуетъ, что онъ былъ любимою книгою нашихъ предковъ.

Кіево-Печерскій патерикъ.

КІЕВО-ПЕЧЕРСКІЙ ПАТЕРИКЪ.
Полное собраніе житій святыхъ въ Кіево-Печерской Лаврѣ подвизавшихся.
(Переводъ Е. Поселянина.)

Житіе преподобнаго отца нашего Даміана пресвитера и цѣлебника Печерскаго.
(5 октября).

Онъ исцѣлялъ больныхъ молитвою и святымъ елеемъ; умирая же, видѣлъ ангела въ образѣ святаго Ѳеодосія, извѣстившаго его о Царствіи небесномъ.


Этотъ достойный удивленія инокъ со всякимъ рвеніемъ, всякими добродѣтелями, подражалъ житію преп. отца и наставника своего Ѳеодосія. Многіе свидѣтельствуютъ о добромъ его житіи, смиреніи и послушаніи, что онъ стяжалъ покорность ко всѣмъ; въ особенности же жившіе съ нимъ въ келліи видѣли кротость его, воздержаніе отъ сна во всю ночь, прилежное чтеніе святыхъ книгъ, частое вставаніе на молитву. И еще много разсказывали о немъ — онъ былъ такой воздержный постникъ, что кромѣ хлѣба и воды ничего не ѣлъ до дня смерти своей.

Потому онъ и сподобился дара чудотворенія отъ Господа, въ особенности же дара, даннаго древнему Даміану, котораго носилъ онъ имя, т.-е. дарованія исцѣленій. Если кто приносилъ дитя, одержимое какимъ-либо недугомъ, или взрослый человѣкъ, страдавшій какою-нибудь болѣзнью, — приходилъ или бывалъ привозимъ въ монастырь къ преп. Ѳеодосію, — онъ повелѣвалъ преп. Даміану творить молитву надъ больнымъ, и тотъ, съ покорностью и смиреніемъ, считая себя недостойнымъ дара чудотворенія, — творилъ молитву надъ больнымъ, помазывалъ его святымъ елеемъ, и благодатію Божіею всѣ получали исцѣленіе и уходили здоровыми.

Когда же блаженный Даміанъ, поживъ довольно лѣтъ богоугодно въ иноческихъ трудахъ и показавъ къ пользѣ душевной свѣтлыя дѣла, — уже былъ достоинъ жизни вѣчной — тогда, достигнувъ конца временной этой жизни, впалъ въ болѣзнь и, близкій къ смерти, молился Богу со слезами: «Господь мой Іисусъ Христосъ, сподоби меня быть сообщникомъ славы святыхъ Твоихъ, и съ ними быть причастнымъ Царствія Твоего, не отлучи меня — молюсь Тебѣ, Владыко — отъ отца и наставника моего, преп. Ѳеодосія, — но съ нимъ вмѣстѣ причти меня къ избраннымъ, въ томъ сіяніи, которое уготовалъ Ты праведнымъ...» Когда онъ молился такъ, внезапно предсталъ у одра его ангелъ во образѣ преп. Ѳеодосія и, наклонившись ко груди его, и давъ ему цѣлованіе, сказалъ ему: «Господь послалъ меня извѣстить тебѣ, что то, о чемъ молишься ты Господу — будетъ тебѣ по твоему прошенію; ты будешь причтенъ съ его святыми и водворишься съ ними въ Царствіи небеснаго Владыки. Когда же Господь Богъ повелитъ тебѣ преставиться отъ этой жизни, и пріити къ Себѣ — тогда мы не разлучимся другъ отъ друга, но будемъ вмѣстѣ въ томъ свѣтѣ». Сказавъ это, онъ сталъ невидимъ для преподобнаго.

Преп. Даміанъ понялъ, что это было явленіе ему отъ Бога, такъ какъ онъ не замѣтилъ, чтобъ говорившій съ нимъ вошелъ чрезъ двери или вышелъ чрезъ двери, но онъ сталъ невидимъ на томъ мѣстѣ, гдѣ явился. Поэтому немедленно онъ позвалъ келейника и послалъ его къ преп. Ѳеодосію, прося его прійти къ нему. Когда же святой пришелъ, блаженный Даміанъ сказалъ ему съ веселымъ лицомъ: «Отче, будетъ ли такъ, какъ ты обѣщалъ сегодня, явившись мнѣ?» — Преподобный, такъ какъ не зналъ объ этомъ, отвѣтилъ: «Не знаю, чадо, чтó я обѣщалъ тебѣ». Тогда открылъ ему блаженный Даміанъ, какъ онъ молился, и какъ явился къ нему нѣкто съ обѣщаніемъ, въ образѣ преподобнаго. Услыхавъ это, боговдохновенный Ѳеодосій восхвалилъ Бога и, прослезясь, сказалъ блаженному: «Да, чадо, будетъ такъ, какъ онъ тебѣ обѣщалъ — ибо ангелъ Божій явился тебѣ во образѣ моемъ, а я, грѣшный, какъ могу обѣщать такую славу, которая уготована праведнымъ!» Блаженный Даміанъ, получивъ такое извѣщаніе, былъ въ радости и въ благой надеждѣ.

Собралась вся братія; онъ простился со всѣми и въ добромъ исповѣданіи съ миромъ предалъ душу свою въ руки Господа, ангеламъ, пришедшимъ за нимъ, и просвѣтлѣлъ лицомъ, показывая, какъ радостно разлученіе души съ тѣломъ.

Тогда преп. Ѳеодосій приказалъ ударить въ било, чтобъ собралась и прочая братія, — и съ пѣніемъ и великою честью погребли честное тѣло угодника Христова въ пещерѣ, въ честь славимаго въ Троицѣ Бога, Который, молитвами цѣлителя Даміана, да сподобитъ и насъ быть общниками Царствія Своего, гдѣ нѣтъ болѣзни, въ безконечные вѣки. Аминь.

Источникъ: Кіево-Печерскій патерикъ. Полное собраніе житій святыхъ въ Кіево-Печерской Лаврѣ подвизавшихся. (Составленъ тремя печерскими святыми: Несторомъ, лѣтописцемъ Печерскимъ, Симономъ, епископомъ Владимірскимъ и Суздальскимъ, и Поликарпомъ, архимандритомъ Печерскимъ.) — Изданіе второе, въ новомъ полномъ переводѣ Е. Поселянина. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1900. — С. 199-201.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0