Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 21 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.

ПАТЕРИКИ

Кіево-Печерскій патерикъ.

Собор Киево-Печерских преподобных отцовКіево-Печерскій патерикъ  (греч. πατερικόν — отечникъ, т. е. книга объ отцахъ) — собраніе краткихъ, исполненныхъ чудесъ, повѣстей о подвижникахъ Печерскаго монастыря и о самомъ монастырѣ. Въ основу патерика положены повѣсти епископа Владимірскаго Симона и монаха Печерскаго монастыря Поликарпа. Четырнадцать сказаній Симона написаны въ формѣ посланія къ Поликарпу. Девять изъ нихъ повѣствуютъ о чудотворцахъ Печерскихъ и пять о чудесахъ, сопровождавшихъ построеніе главной Печерской церкви. Собраніе сказаній Симона по его же разсказамъ дополнилъ Поликарпъ, написавшій одиннадцать повѣстей также въ формѣ посланія къ архимандриту Печерскому Акиндину. Къ этимъ основнымъ частямъ патерика присоединены впослѣдствіи вмѣстѣ съ нѣкоторыми позднѣйшими статьями и произведенія болѣе ранняго времени: поставленное во главѣ патерика житіе преп. Ѳеодосія, написанное Несторомъ, и сказанія, «что ради прозвася Печерскій монастырь» и о первыхъ черноризцахъ Печерскихъ, взятыя изъ Начальной лѣтописи и приписанныя въ патерикѣ тому же Нестору... Многочисленность дошедшихъ до насъ списковъ Печерскаго патерика свидѣтельствуетъ, что онъ былъ любимою книгою нашихъ предковъ.

Кіево-Печерскій патерикъ.

КІЕВО-ПЕЧЕРСКІЙ ПАТЕРИКЪ.
Полное собраніе житій святыхъ въ Кіево-Печерской Лаврѣ подвизавшихся.
(Переводъ Е. Поселянина.)

Житіе преподобнаго отца нашего Исаіи чудотворца.
(15 мая).

Онъ изъ Печерскаго монастыря сперва взятъ былъ на игуменство монастыря св. великомученика Димитрія, потомъ на епископство Ростовское. Здѣсь, приводя народъ къ вѣрѣ, сотворилъ онъ много чудесъ и перенесенъ былъ ангелами на освященіе церкви Печерской.


Поэтому благовѣрный князь Изяславъ Ярославичъ, слышавъ о богоугодной жизни его, молилъ преп. Ѳеодосія, чтобъ онъ благословилъ преп. Исаію принять игуменство въ монастырѣ св. великомученика Димитрія, ибо преп. Варлаамъ, бывшій тамъ игуменомъ, принялъ кончину временнаго житія.

Преп. же Ѳеодосій, преклонясь къ просьбѣ благовѣрнаго князя, — благословилъ преп. Исаію и послалъ его на игуменство въ тотъ монастырь. Блаженный, не желая ослушаться преподобнаго, волѣ котораго подчинилъ всѣ свои желанія, — принялъ начальническій санъ и сталъ опытнымъ наставникомъ братіи, и добрымъ пастыремъ, мудро пасшимъ врученное ему стадо. Если измѣнился его санъ, то не измѣнилъ онъ вниманія своего и дѣланія, но всегда имѣя умъ, направленный къ Богу, прилежалъ обычному смиренію и тѣлеснымъ трудамъ. Чтобъ быть полезнымъ братіи, онъ приходилъ первымъ на послушанія и, что приказывалъ другимъ, то сперва исполнялъ самъ, подавая собою примѣръ всѣмъ, чтобъ ввести всѣхъ на гору добродѣтелей. А обучаемые обыкновенно слѣдуютъ не столько словамъ, сколько дѣламъ учителя.

Благовѣрый князь Изяславъ, видя, что пріобрѣлъ для монастыря своего такого святаго мужа, — радовался и благодарилъ за него преп. Ѳеодосія.

Всесильный же Богъ, строющій все по мановенію Своему, чтобъ еще больше прославить угодника Своего (какъ и тотъ прославилъ Зиждителя своего добрыми дѣлами), почтилъ его саномъ святительства. Когда отошелъ къ Богу блаженный Леонтій чудотворецъ, епископъ Ростовскій, преп. игуменъ Исаія судомъ Божіимъ и общимъ избраніемъ поставленъ былъ во епископа Ростовскаго.

Принявъ такой великій санъ, онъ перешелъ на свой престолъ въ богохранимый городъ Ростовъ, и видя тамъ своихъ свирѣпѣющихъ овецъ, т.-е. новокрещенныхъ людей, не утвержденныхъ еще твердо въ вѣрѣ, — содрогался сердцемъ, помышляя, что долженъ дать за нихъ отвѣтъ въ день суда Начальнику пастырей Іисусу. Итакъ, съ опасеніемъ приступилъ онъ къ пастырскимъ трудамъ, уча и моля христоименитое стадо быть утвержденнымъ въ вѣрѣ и подражать жизнію Христу. «Всѣ вы, — говоритъ онъ, — во Христа крестившіеся, во Христа облеклись (Гал. 3, 27), потому должны вы во всемъ слѣдовать Христу и ученію Его, чтобъ имя Христово похваляемо, а не хулимо было среди христіанъ».

Обходилъ онъ и другіе города и селенія въ Ростовской и Суздальской области, распаляемый рвеніемъ къ благочестію. И гдѣ находилъ идоловъ и капище, раззорялъ ихъ и предавалъ огню, а людей училъ и наставлялъ вѣровать православно во Святую и Единосущную Троицу. Принимающихъ вѣру, онъ крестилъ во имя Отца и Сына и Святаго духа, а не хотящихъ вѣровать удивлялъ многими знаменіями, чтобъ и ихъ могъ приклонить къ вѣрѣ. Итакъ, благодатію Божіею, вскорѣ привлекъ всѣхъ ко Христу.

Былъ онъ милостивъ къ убогимъ, сирымъ и вдовамъ, былъ голодныхъ питатель, печальнымъ утѣшитель, бѣднымъ помощникъ и заступникъ, по Іову — глазъ слѣпымъ и нога хромымъ (Іов. 29, 15), такъ что всѣ радовались имъ и повсюду прославляли Бога, даровавшаго такого отца, учителя и наставника той странѣ.

Въ годы благочестивой державы благовѣрнаго князя Кіевскаго Всеволода Ярославича, когда Богъ благоволилъ устроить освященіе небесиподобной Печерской церкви, и преосвященный Іоаннъ, митрополитъ Кіевскій былъ удрученъ великою печалью, что пришло время освященія, а онъ не успѣлъ собрать для сослуженія боголюбивыхъ епископовъ, изъ-за далекаго разстоянія до ихъ каѳедръ; — тогда Богомъ посланные юноши, святые ангелы, возвѣстили время освященіи епископамъ и собрали ихъ на это освященіе, какъ апостоловъ, собранныхъ на погребеніе Пресвятой Богородицы. Подобно прочимъ, и преп. епископу Исаіи, находившемуся въ престольномъ городѣ своемъ, Ростовѣ, предстали въ видѣ юношей Божественные ангелы и, возвѣстя ему ту же вещь, — подняли его, и, несомый ими какъ на облакахъ, преподобный очутился вмѣстѣ съ прочими архіереями въ чинѣ освященія.

Эту дивную вещь открыто самъ отъ себя съ благодареніемъ повѣдалъ преп. отецъ нашъ Исаія и преосвященному митрополиту въ богоспасаемомъ городѣ Кіевѣ, и когда, по освященіи небесиподобной Печерской церкви, возвратился на свою каѳедру, и весь церковный клиръ и христоименитые люди вышли съ радостью къ нему навстрѣчу изъ Ростова.

Послѣ того онъ пробылъ на престолѣ своемъ одинъ годъ и, благостно пасши свое стадо, обративъ къ Богу много невѣрныхъ, воздвигши много церквей и сотворивъ много чудесъ, въ добромъ исповѣданіи кончилъ временную жизнь, въ годъ отъ созданія міра 6598, отъ Рождества же Христова 1090, мѣсяца Мая 15 дня.

И такъ онъ, восхищенный раньше на время святыми ангелами къ небесиподобной церкви — перенесенъ былъ теперь ими душою въ самыя небеса на вѣчность. Туда и мы да будемъ перенесены молитвами преп. отца нашего Исаіи, ходатайствомъ Пречистой Богоматери, благодатію Самого Творца Небеснаго, Единаго въ Троицѣ Бога, Ему же слава нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Источникъ: Кіево-Печерскій патерикъ. Полное собраніе житій святыхъ въ Кіево-Печерской Лаврѣ подвизавшихся. (Составленъ тремя печерскими святыми: Несторомъ, лѣтописцемъ Печерскимъ, Симономъ, епископомъ Владимірскимъ и Суздальскимъ, и Поликарпомъ, архимандритомъ Печерскимъ.) — Изданіе второе, въ новомъ полномъ переводѣ Е. Поселянина. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1900. — С. 195-198.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0