Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 25 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.

ПАТЕРИКИ

Кіево-Печерскій патерикъ.

Собор Киево-Печерских преподобных отцовКіево-Печерскій патерикъ  (греч. πατερικόν — отечникъ, т. е. книга объ отцахъ) — собраніе краткихъ, исполненныхъ чудесъ, повѣстей о подвижникахъ Печерскаго монастыря и о самомъ монастырѣ. Въ основу патерика положены повѣсти епископа Владимірскаго Симона и монаха Печерскаго монастыря Поликарпа. Четырнадцать сказаній Симона написаны въ формѣ посланія къ Поликарпу. Девять изъ нихъ повѣствуютъ о чудотворцахъ Печерскихъ и пять о чудесахъ, сопровождавшихъ построеніе главной Печерской церкви. Собраніе сказаній Симона по его же разсказамъ дополнилъ Поликарпъ, написавшій одиннадцать повѣстей также въ формѣ посланія къ архимандриту Печерскому Акиндину. Къ этимъ основнымъ частямъ патерика присоединены впослѣдствіи вмѣстѣ съ нѣкоторыми позднѣйшими статьями и произведенія болѣе ранняго времени: поставленное во главѣ патерика житіе преп. Ѳеодосія, написанное Несторомъ, и сказанія, «что ради прозвася Печерскій монастырь» и о первыхъ черноризцахъ Печерскихъ, взятыя изъ Начальной лѣтописи и приписанныя въ патерикѣ тому же Нестору... Многочисленность дошедшихъ до насъ списковъ Печерскаго патерика свидѣтельствуетъ, что онъ былъ любимою книгою нашихъ предковъ.

Кіево-Печерскій патерикъ.

КІЕВО-ПЕЧЕРСКІЙ ПАТЕРИКЪ.
Полное собраніе житій святыхъ въ Кіево-Печерской Лаврѣ подвизавшихся.
(Переводъ Е. Поселянина.)

Житіе преп. отца нашего Ефрема.
(28 января).

Онъ, странствуя до святыхъ мѣстъ, принесъ уставъ Студійскій по желанію преп. Ѳеодосія, потомъ же былъ епископомъ Переяславскимъ.


Какую же скорбь навелъ на преподобнаго ненавистникъ добра дьяволъ за постриженіе этого блаженнаго Ефрема, какъ и за блаженнаго Варлаама, — было сказано въ житіи преп. Антонія и Никона. Князь тьмы, видя себя побѣждаемымъ тѣмъ святымъ стадомъ, которое собиралось въ темной пещерѣ, и понявъ, что тѣмъ будетъ прославлено святое то мѣсто, плакался о своей погибели и началъ злыми своими кознями раздражать сердце князя Изяслава противъ преподобныхь, чтобъ искоренить то святое мѣсто. Но не смогъ онъ этого, былъ самъ прогнанъ молитвами преподобныхъ и упалъ въ яму, которую копалъ. И постригшій этого блаженнаго, преп. Никонъ, который былъ приведенъ къ князю и имъ укоряемъ, и самъ первоначальникъ, преп. Антоній, изгнанный съ братіею гнѣвомъ княжьимъ изъ пещеры — въ скоромъ времени, по ходатайству княгини предъ княземъ Изяславомъ, — больше же, скажу, моленіемъ небесной Царицы Пресвятой Богородицы къ Царю славы, Христу Богу — возвратились въ пещеру свою, какъ храбрые воины съ битвы, побѣдивъ супостата своего, дьявола, и пребыли въ пещерѣ, хваля и благославляя Бога.

Преп. отецъ нашъ Ефремъ, видя, что за его постриженіе такое смущеніе врагъ навелъ на святое стадо, — вооружился на него богоугодною жизнію въ пещерѣ, молитвами, постомъ и всенощнымъ бдѣніемъ.

Повинуясь во всемъ наставленіямъ отца и руководителя своего, преп. Антонія, онъ съ великимъ рвеніемъ подражалъ всѣмъ его добродѣтелямъ. И какъ преп. Антоній странствовалъ и ходилъ изъ Россіи ко Святой горѣ: такъ и преп. отецъ нашъ Ефремъ горѣлъ духомъ видѣть святыя мѣста, чтобъ тамъ, бывъ свидѣтелемъ равноангельской жизни святыхъ отцовъ, понудить себя съ любовью на добродѣтельные ихъ труды. И онъ молилъ преп. Антонія дать ему благословеніе, идти въ Греческую страну — и тотъ, не желая лишать его мзды подвига странничества, — отпустилъ его съ благословеніемъ и молитвою, какъ нѣкогда Ной голубя изъ ковчега, чтобъ она принесла вѣтку маслины. Тогда преп. отецъ нашъ Ефремъ, принявъ, какъ два крила, молитву и благословеніе старца, — отправился въ путь и, достигнувъ Константинополя, посѣщалъ и приглядывался повсюду къ жилищамъ небесныхъ людей, земныхъ ангеловъ, — и насыщался богатою духовною пищею, душеполезными словами и наставленіями тѣхъ святыхъ отцовъ, такъ что онъ и замедлилъ тамъ нѣкоторое время. Когда же любовь къ отечеству призвала его опять назадъ — тогда, чтобъ не возвратиться къ мысленному своему ковчегу безъ масличной вѣтви, — онъ списалъ уставъ святаго Студійскаго монастыря, и принесъ въ Печерскій монастырь, за которымъ посылалъ къ нему отъ имени преп. Антонія, — блаженный игуменъ Ѳеодосій.

По возвращеніи отъ святыхъ мѣстъ, онъ прожилъ въ Печерскомъ монастырѣ немного, но былъ образцомъ многихъ добродѣтелей, къ душевной пользѣ братіи, такъ что всѣ за него благодарили Бога.

Въ то время преставился блаженный епископъ Переяславскій Петръ; по благословенію Божію и общему рѣшенію, и по желанію великаго князя Всеволода Ярославича, преп. отецъ нашъ Ефремъ былъ поставленъ, преосвященнымъ митрополитомъ Кіевскимъ Іоанномъ во епископа Переяславскаго.

Принявъ этотъ великій санъ святительства, онъ сталъ прилагать особую заботу къ дѣлу церковнаго строительства въ епископіи своей, считая долгомъ лучшимъ и самымъ дорогимъ для себя — умножать хваленіе пресвятому имени Божію. Богъ помогалъ ему въ томъ дѣлѣ. Въ немного лѣтъ воздвигъ онъ великую прекрасную церковь святаго архистратига Михаила, которую сдѣлалъ престольною Переяславской епископіи. Также выстроилъ церковь св. Ѳеодора на вратахъ и св. апостола Андрея первозваннаго при вратахъ, изъ каменныхъ стѣнъ.

И различными зданіями церковными онъ украсилъ городъ Переяславль, все каменными, чего прежде тамъ не было. Но все это впослѣдствіи исчезло, когда попущеніемъ Божіимъ, въ наказаніе за грѣхи наши, — вся Россійская земля была предана злочестивому царю Батыю. Тогда палъ жребій и на славный городъ Переяславль.

Этотъ преподобный, во время епископства своего, присутствовалъ при перенесеніи честныхъ мощей преп. отца нашего Ѳеодосія Печерскаго.

Поживъ праведно и богоугодно, принялъ онъ конецъ временной жизни. Честное тѣло его положили съ честію въ созданной имъ церкви, въ которой установилъ онъ быть каѳедрѣ Переяславской епископіи; душою-же взошелъ онъ къ нерукотворенному престолу Владыки. Да будемъ тамъ и мы, собранные какъ овцы гласомъ пастырскихъ молитвъ преп. отца нашего Ефрема, чтобъ съ нимъ вмѣстѣ прославить Начальника пастырей Іисуса, и съ Нимъ и въ Немъ Бога Отца и Святаго Духа въ безконечные вѣки. Аминь.

Источникъ: Кіево-Печерскій патерикъ. Полное собраніе житій святыхъ въ Кіево-Печерской Лаврѣ подвизавшихся. (Составленъ тремя печерскими святыми: Несторомъ, лѣтописцемъ Печерскимъ, Симономъ, епископомъ Владимірскимъ и Суздальскимъ, и Поликарпомъ, архимандритомъ Печерскимъ.) — Изданіе второе, въ новомъ полномъ переводѣ Е. Поселянина. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1900. — С. 191-194.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0