Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 25 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.

ПАТЕРИКИ

Кіево-Печерскій патерикъ.

Собор Киево-Печерских преподобных отцовКіево-Печерскій патерикъ  (греч. πατερικόν — отечникъ, т. е. книга объ отцахъ) — собраніе краткихъ, исполненныхъ чудесъ, повѣстей о подвижникахъ Печерскаго монастыря и о самомъ монастырѣ. Въ основу патерика положены повѣсти епископа Владимірскаго Симона и монаха Печерскаго монастыря Поликарпа. Четырнадцать сказаній Симона написаны въ формѣ посланія къ Поликарпу. Девять изъ нихъ повѣствуютъ о чудотворцахъ Печерскихъ и пять о чудесахъ, сопровождавшихъ построеніе главной Печерской церкви. Собраніе сказаній Симона по его же разсказамъ дополнилъ Поликарпъ, написавшій одиннадцать повѣстей также въ формѣ посланія къ архимандриту Печерскому Акиндину. Къ этимъ основнымъ частямъ патерика присоединены впослѣдствіи вмѣстѣ съ нѣкоторыми позднѣйшими статьями и произведенія болѣе ранняго времени: поставленное во главѣ патерика житіе преп. Ѳеодосія, написанное Несторомъ, и сказанія, «что ради прозвася Печерскій монастырь» и о первыхъ черноризцахъ Печерскихъ, взятыя изъ Начальной лѣтописи и приписанныя въ патерикѣ тому же Нестору... Многочисленность дошедшихъ до насъ списковъ Печерскаго патерика свидѣтельствуетъ, что онъ былъ любимою книгою нашихъ предковъ.

Кіево-Печерскій патерикъ.

КІЕВО-ПЕЧЕРСКІЙ ПАТЕРИКЪ.
Полное собраніе житій святыхъ въ Кіево-Печерской Лаврѣ подвизавшихся.
(Переводъ Е. Поселянина.)

Житіе преп. отца нашего Варлаама, игумена Печерскаго.
(19 ноября).

Онъ былъ игуменомъ въ пещерѣ еще прежде сложенія монастыря Печерскаго, а потомъ игуменомъ монастыря св. великомученика Димитрія. Онъ много потерпѣлъ отъ родителей своихъ за иночество и былъ странникомъ ко святымъ мѣстамъ.


На другой же день послѣ бесѣды со старцемъ, онъ оставилъ не только родителей, но и обрученную уже съ нимъ жену; одѣтый въ свѣтлую и богатую одежду, сѣлъ на коня и, окруженный шедшими вокругъ него многочисленными слугами, ведшими коней, нагруженныхъ добромъ, въ великой славѣ подъѣхалъ къ пещерѣ. Когда преподобные вышли и поклонились ему, какъ кланяются вельможамъ, онъ также поклонился имъ до земли. И тогда, снявъ съ себя боярскую одежду, положилъ ее предъ ногами преп. Антонія и также поставилъ предъ нимъ нагруженныхъ коней, говоря: «Это, отче, все сокровища, прелесть міра этого, дѣлай съ ними, что хочешь, а я отъ всего отказался и все — считаю за соръ, чтобъ пріобрѣсть Христа (Флп. 3, 8), и хочу жить съ вами въ этой пещерѣ, и уже не возвращусь въ мой домъ. Преп. же Антоній сказалъ ему: «Подумай, чадо, кому обѣщаешься ты и чьимъ хочешь быть воиномъ. Ибо невидимо предстоятъ ангелы Божіи, принимая обѣщанія твои. Смотри, какъ бы отецъ твой, придя сюда съ великой силою, не увелъ бы тебя противъ воли, и мы не будемъ въ состояніи тебѣ помочь; ты же явишься предъ Богомъ лжецомъ, отметникомъ Его». Отвѣчалъ ему блаженный: «Вѣрую Богу моему, отче, что, если мой отецъ захочетъ и мучить меня, я не вернусь къ мірской жизни, и только прошу тебя, скорѣе постричь меня».

Тогда преп. Антоній приказалъ блаженному Никону постричь его и облечь въ монашескую одежду; и тотъ, сотворивъ обычныя молитвы, постригъ блаженнаго Варлаама и облекъ его въ монашескія одежды.

Когда бояринъ Іоаннъ узналъ, что его любимый сынъ постригся въ иночество, въ пещерѣ, — онъ разгнѣвался на преподобныхъ и, взявъ много слугъ, — напалъ въ пещерѣ на то святое стадо и всѣхъ разогналъ, и онъ выволокъ оттуда сына своего Варлаама, сорвалъ съ него святую мантію и бросилъ. Также снялъ и бросилъ шлемъ спасенія, бывшій на головѣ его.

Онъ одѣлъ его въ свѣтлую и дорогую одежду, какъ одѣваются вельможи; но блаженный снова скинулъ ее на землю, не хотя и видѣть ея, и сдѣлалъ это много разъ. Тогда отецъ приказалъ связать ему руки и одѣть его въ ту одежду, и такъ идти ему чрезъ городъ въ его домъ. А онъ, горя истинною любовью къ Богу, по пути увидѣлъ навозную кучу и, сейчасъ же войдя въ нее, — съ помощью Божіею сбросилъ съ себя одежду и своими ногами попиралъ ее въ навозѣ, попирая съ нею и злые помыслы лукаваго врага. Когда они вошли въ домъ, отецъ велѣлъ ему сѣсть съ собою за столъ, а онъ, хотя и сѣлъ поневолѣ, но не ѣлъ ничего отъ блюдъ и сидѣлъ, поникнувъ головой и смотря внизъ. По окончаніи ѣды, отецъ отпустилъ его въ его покои, приставивъ слугъ сторожить его, чтобъ онъ не ушелъ и женѣ его велѣлъ убрать себя всякими украшеніями, чтобъ прельстить блаженнаго, и служить предъ нимъ. Истинный же угодникъ Христовъ Варлаамъ, войдя въ одну изъ комнатъ, сѣлъ въ углу. А жена его, какъ было ей приказано, расхаживала предъ нимъ и просила его сѣсть на ложѣ своемъ. Онъ, видя неистовство жены и понявъ, что отецъ поручилъ ей прельстить его, началъ молиться непереставая, втайнѣ сердца своего, всемилостивому Богу, чтобъ Онъ спасъ его отъ этого искушенія. Онъ пробылъ на томъ мѣстѣ три дня, не вставая съ него, не принимая отца, не надѣвая одежду и терпя на себѣ власяницу. Преп. же Антоній и бывшіе съ нимъ въ пещерѣ сильно печалились о немъ и молились за него Богу.

Богъ же услышалъ молитву ихъ («Взываютъ — сказалъ Онъ, — праведные, и Господь слышитъ ихъ, и отъ всѣхъ скорбей ихъ избавляетъ ихъ») (Псал. 33, 18) — и, видя терпѣніе и смиреніе блаженнаго, обратилъ жестокое сердце отца его на милость къ сыну своему. Когда слуги доложили отцу, что уже четвертый день блаженный не вкушаетъ пищи и не одѣвается въ одежду — сжалился надъ нимъ отецъ, и, боясь, чтобъ не умеръ онъ отъ голода и холода, — призвалъ его, и, нѣжно простившись съ нимъ, отпустилъ въ пещеру. И было тогда удивительное явленіе — слышался великій плачъ, рыданіе и вопль какъ по мертвомъ. Отецъ и мать плакали горько по сынѣ, такъ какъ лишились его, жена неутѣшно рыдала по мужѣ, что разлучилась съ нимъ; рабы и рабыни съ воплемъ стонали по господинѣ, что онъ покинулъ ихъ, — и такъ всѣ со слезами провожали его. Блаженный же Варлаамъ, избавившись, какъ птица изъ сѣти ловцовъ, вскорѣ дошелъ до пещеры. Увидѣвъ его, преподобные отцы возрадовались великою радостью и прославили Бога, что Онъ услышалъ ихъ молитвы о немъ.

Когда число братіи въ пещерѣ умножилось до двѣнадцати, преп. Антоній, зная великую душу Варлаама и превосходныя его добродѣтели, благодарилъ Бога, что въ цвѣтущей юности являлись старческіе плоды, и столь великая благодать, что онъ могъ быть вождемъ и другимъ. Потому по рѣшенію всей пещерной братіи, онъ поставилъ его имъ вмѣсто себя игуменомъ; а самъ, такъ какъ привыкъ жить одинъ, не вынося суеты и молвы, — пересилился на другой холмъ, который подъ новымъ монастыремъ и, выкопавъ тамъ пещеру, поселился въ ней, упражняясь въ безмолвіи и бесѣдуя всегда съ единымъ Богомъ. Тамъ и теперь лежитъ его честное тѣло. Преп. же отецъ нашъ Варлаамъ, принявъ начальствованіе, сталъ подвизаться еще въ большихъ трудахъ. Такъ какъ братіи собралось уже до двадцати, и они не могли вмѣщаться во время соборнаго славословія въ пещерѣ, то онъ, принявъ благословеніе отъ преп. Антонія, построилъ надъ пещерою маленькую деревянную церковь Успенія Пресвятой Богородицы, чтобъ братія, безмолвствующая въ пещерѣ, собиралась въ ней на Божественыое пѣніе. И съ тѣхъ поръ было открыто ихъ мѣсто, а прежнее житіе ихъ въ пещерѣ было никому не вѣдомо.

Чрезъ нѣсколько лѣтъ великій князь Изяславъ Ярославичъ, названный во святомъ крещеніи Димитріемъ, создалъ во имя ангела своего, святого великомученика Димитрія, каменную церковь и при ней устроилъ монастырь. А преп. отца нашего Варлаама, какъ человѣка близкаго и искуснаго въ добродѣтеляхъ иноческихъ, взялъ изъ пещеры и поставилъ игуменомъ въ своемъ монастырѣ, гдѣ преподобный хорошо и Богоугодно пасъ стадо Христово, не оставляя своего прежде начатаго правила, къ которому привыкъ въ пещерѣ. Въ особенности поучалъ онъ и молилъ всѣхъ, подвизаться и заботиться о спасеніи души, со всякимъ прилежаніемъ, и имѣть всегда совѣсть непорочную предъ Богомъ и ближними. И Богъ, видя стараніе и попеченіе преподобнаго о братіи; обогащалъ ихъ всѣми добродѣтелями.

Ко многимъ подвигамъ своимъ, преп. отецъ нашъ Варлаамъ предпринялъ и то, что пожелалъ посѣтить святый градъ Іерусалимъ. И, выбравъ удобное время, поѣхалъ туда и, посѣтивъ святыя мѣста, возвратился въ свой монастырь.

И снова чрезъ нѣсколько времени отправился онъ въ Константинополь, и, обойдя тамъ всѣ монастыри и купивъ все для нуждъ монастырскихъ, — возвращался назадъ. По пути, находясь уже на родинѣ, впалъ онъ въ тяжкій недугъ, и, достигнувъ города Владиміра, вошелъ въ монастырь находящійся около того города и называемый Святая Гора, — и тамъ съ миромъ уснулъ въ Господѣ и принялъ кончину жизни, заповѣдавъ предъ концомъ спутникамъ своимъ, отвезти тѣло его въ Печерскій монастырь и тамъ положить, а иконы и все, что купилъ онъ для монастыря, передать въ руки преподобному Ѳеодосію. Такъ они и сдѣлали по заповѣди преподобнаго. Честныя мощи его лежатъ донынѣ нетлѣнными въ пещерѣ.

Его молитвами да сподобимся и мы на путяхъ жизни этой, творя все по заповѣди Господней, — быть наслѣдниками нашего небеснаго отечества; во Христѣ Іисусѣ Господѣ нашемъ. Ему же слава со Отцемъ и Святымъ Духомъ, во вѣки. Аминь.

Источникъ: Кіево-Печерскій патерикъ. Полное собраніе житій святыхъ въ Кіево-Печерской Лаврѣ подвизавшихся. (Составленъ тремя печерскими святыми: Несторомъ, лѣтописцемъ Печерскимъ, Симономъ, епископомъ Владимірскимъ и Суздальскимъ, и Поликарпомъ, архимандритомъ Печерскимъ.) — Изданіе второе, въ новомъ полномъ переводѣ Е. Поселянина. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1900. — С. 185-190.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0