Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 23 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.

ПАТЕРИКИ

Кіево-Печерскій патерикъ.

Собор Киево-Печерских преподобных отцовКіево-Печерскій патерикъ  (греч. πατερικόν — отечникъ, т. е. книга объ отцахъ) — собраніе краткихъ, исполненныхъ чудесъ, повѣстей о подвижникахъ Печерскаго монастыря и о самомъ монастырѣ. Въ основу патерика положены повѣсти епископа Владимірскаго Симона и монаха Печерскаго монастыря Поликарпа. Четырнадцать сказаній Симона написаны въ формѣ посланія къ Поликарпу. Девять изъ нихъ повѣствуютъ о чудотворцахъ Печерскихъ и пять о чудесахъ, сопровождавшихъ построеніе главной Печерской церкви. Собраніе сказаній Симона по его же разсказамъ дополнилъ Поликарпъ, написавшій одиннадцать повѣстей также въ формѣ посланія къ архимандриту Печерскому Акиндину. Къ этимъ основнымъ частямъ патерика присоединены впослѣдствіи вмѣстѣ съ нѣкоторыми позднѣйшими статьями и произведенія болѣе ранняго времени: поставленное во главѣ патерика житіе преп. Ѳеодосія, написанное Несторомъ, и сказанія, «что ради прозвася Печерскій монастырь» и о первыхъ черноризцахъ Печерскихъ, взятыя изъ Начальной лѣтописи и приписанныя въ патерикѣ тому же Нестору... Многочисленность дошедшихъ до насъ списковъ Печерскаго патерика свидѣтельствуетъ, что онъ былъ любимою книгою нашихъ предковъ.

Кіево-Печерскій патерикъ.

КІЕВО-ПЕЧЕРСКІЙ ПАТЕРИКЪ.
Полное собраніе житій святыхъ въ Кіево-Печерской Лаврѣ подвизавшихся.
(Переводъ Е. Поселянина.)

Житіе преп. отца нашего Никона, игумена Печерскаго.
(23 марта).

Онъ сперва при св. Антоніи постригалъ братію въ пещерѣ, затѣмъ основалъ монастырь въ Тмутаракани; потомъ же принялъ послѣ святаго Стефана игуменство Печерское и чудотворно украсилъ иконами святую Печерскую церковь.


Когда Господь благоволилъ сдѣлать многоплодною насажденную въ Россіи вѣтвь житія иноческаго, Онъ привелъ къ искусному и трудолюбивому насадителю, копающему землю, этого добраго сотрудника прежде другихъ, то есть ко святому первоначальнику Антонію, начавшему подвизаться въ пещерѣ — преп. Никона. Успѣшно проходя степени иноческихъ добродѣтелей, онъ такъ подражалъ во всемъ наставнику и учителю своему, что преп. Антоній нашелъ его достойнымъ быть поставленнымъ вождемъ, вводящимъ прочихъ дѣлателей въ мысленный виноградъ постническаго подвижничества.

Когда кто приходилъ, желая подражать ихъ равноангельскому житію, самъ преп. Антоній поучалъ ихъ добродѣтелямъ, преп. же Никону повелѣвалъ постригать, какъ іерею и опытному черноризцу. И можно было видѣть тогда Моисея и Аарона въ мысленномъ виноградѣ, приносящемъ плоды покаянія, достойные перенесенія изъ Египта здѣшняго міра въ небесную обѣтованную землю. Ибо преп. Антоній принесъ законъ со св. Аѳонской горы, какъ Моисей съ Синайской, а преп. Никонъ дѣйствовалъ отъ имени его, какъ Ааронъ, почтенный саномъ священства. Дѣйствовалъ же онъ со всякою покорностью, получая отъ дѣлъ своихъ не только радостное, но терпя мужественно и скорби, благодаря за все Бога.

Онъ сподобился великой духовной радости, когда постригъ преп. отца нашего Ѳеодосія, который вскорѣ явился великимъ наставникомъ иноческаго житія въ Россіи. Возрадовался духомъ и тогда, когда постригъ родовитаго боярина, блаженнаго Варлаама; также и завѣдывавшаго всѣмъ у князя, имъ очень любимаго, блаженнаго Ефрема. Но за нихъ обоихъ претерпѣлъ онъ и немалую скорбь. Когда князь Изяславъ узналъ объ ихъ постриженіи, онъ разгнѣвался на преподобныхъ и повелѣлъ привести къ себѣ того изъ нихъ, кто дерзнулъ постричь ихъ. И слуги вскорѣ привели къ нему блаженнаго Никона. Оъ гнѣвомъ посмотрѣвъ на святого, князь сказалъ ему: «ты ли постригъ боярина и Ефрема безъ позволенія моего?» Преп. Никонъ мужественно отвѣчалъ: «благодатію Божіей я постригъ ихъ, по повелѣнію небеснаго Царя Іисуса Христа, призвавшаго ихъ на такой подвигъ». Князь же, разгнѣвавшись еще больше, сказалъ: «Или убѣди ихъ вернуться домой, или я тебя съ монахами пошлю въ заточеніе и велю раскопать вашу пещеру». Блаженный Никонъ отвѣчалъ: «Сдѣлай все то, что угодно тебѣ; а мнѣ не подобаетъ отвлекать воиновъ отъ небеснаго Царя». Послѣ этого событія св. Антоній и его иноки вышли изъ пещеры, собираясь идти въ иную область, такъ какъ князь продолжалъ гнѣваться и укорять блаженнаго Никона. И одинъ отрокъ повѣдалъ то князю; слышала это и княгиня. Она напомнила князю о гнѣвѣ Божіемъ, бывшемъ въ отечествѣ ея, землѣ Ляховъ, когда черноризцы были изгнаны отцомъ ея, Болеславомъ Храбрымъ, за постриженіе преп. Моисея Угрина и сказала ему: «Послушай меня, господинъ мой, и не гнѣвайся; ибо также были изгнаны изъ страны нашей вотъ такіе же черноризцы, и изъ-за того произошло много зла. Смотри, чтобъ не было того же и въ твоей области». Слыша это, князь побоялся гнѣва Божія и отпустилъ блаженнаго Никона, велѣвъ ему идти въ пещеру. А за покинувшими пещеру послалъ вслѣдъ, съ мольбою, чтобъ вернулись назадъ; едва упросили ихъ чрезъ три дня, и тогда они вернулись въ свою пещеру, — какъ о томъ было разсказано въ житіи преп. Антонія. Послѣ такой напасти преп. отецъ нашъ Никонъ жилъ въ пещерѣ жестокою жизнію и показалъ много побѣдъ надъ злыми духами, молитвою и постомъ, единонравно съ преп. отцами Антоніемъ и Ѳеодосіемъ, такъ что были они тремя Троическими свѣтилами, сіяющими въ томъ темномъ мѣстѣ и разгоняющими тьму бѣсовскую.

Такъ какъ братія въ пещерѣ умножалась, блаженный Никонъ пожелалъ отойти въ уединеніе и безмолвствовать наединѣ съ собою. Поэтому, по совѣту преп. Антонія, сговорясь съ другимъ черноризцемъ (болгариномъ, со Святой горы, изъ монастыря святого Мины) — онъ ушелъ съ нимъ, и, дойдя до моря, они разстались. Болгаринъ, направясь къ Константинополю, — нашелъ островъ посреди моря и поселился на немъ, прожилъ тамъ много лѣтъ, терпя стужу и голодъ, и съ миромъ почилъ, — и донынѣ называется тотъ островъ Болгаровъ.

Великій же Никонъ удалился на островъ Тмутараканскій — и, найдя чистое мѣсто у города, поселился тамъ, безмолвствуя и нелѣностно служа Богу, прибавляя труды къ трудамъ, и удивляя народъ строгою своею жизнью, такъ что слава его протекала повсюду, и приходили къ нему граждане и многіе другіе и дивились. Ибо они не были еще утверждены въ вѣрѣ, и о монашеской жизни даже не слыхали. Но, наставляемые Богомъ, они хотѣли послѣдовать иноческому благонравію и молили преп. Никона, постричь ихъ. Онъ же поучалъ ихъ и постригалъ, и соорудилъ тамъ церковь Пресвятой Богородицы, и такъ, благодатію Божіею и молитвами преп. Никона возрасло то мѣсто, и образовался тамъ славный монастырь во всемъ подобный Печерскому.

Когда же умеръ Ростиславъ Владиміровичъ, князь острова того и люди той страны умолили преп. отца нашего Никона, пойти къ Святославу Ярославичу, князю Черниговскому и просить его, чтобъ онъ отпустилъ къ нимъ сына своего Глѣба на престолъ Тмутараканскій. И когда онъ, дойдя до Чернигова, — благополучно и хорошо исполнилъ порученное ему дѣло — онъ вернулся въ Кіевъ и пришелъ въ Печерскій монастырь ко блаженному игумену Ѳеодосію. Когда они увидались, оба упали и поклонились до земли, потомъ, вставъ, обнялись и много плакали, что долго не видались. Потомъ преп. Ѳеодосій молилъ, чтобъ блаженный Никонъ не разлучался съ нимъ, пока они оба живы, и обѣщался тотъ игумену, говоря: «Я только пойду, устрою мой монастырь и потомъ, съ изволенія Божія, вернусь назадъ!» Такъ онъ и сдѣлалъ. Дойдя до острова Тмутараканска, съ княземъ Глѣбомъ Святославичемъ, который и занялъ престолъ, — онъ, какъ обѣщался, устроилъ монастырь свой и возвратился назадъ. Придя въ Печерскій монастырь, онъ отдалъ всего себя преп. Ѳеодосію и съ радостью покорялся ему. Преп. же Ѳеодосій очень любилъ его и почиталъ его, какъ отца. Когда самъ преп. Ѳеодосій уходилъ куда, — поручалъ братію блаженному Никону, чтобъ поучать ихъ и соблюдать, такъ какъ онъ былъ старѣйшій изъ всѣхъ. И, какъ самъ преп. Ѳеодосій поучалъ братію духовными словами; также приказывалъ блаженному Никону, читая книги, дѣлать братіи поученіе.

Часто, когда блаженный Никонъ сшивалъ и переплеталъ книги, — онъ былъ искусенъ въ томъ ремеслѣ — самъ преп. Ѳеодосій, сидя около него, дѣлалъ веревки для этого дѣла. Такое было въ нихъ смиреніе и обоюдная любовь.

Потомъ блаженный безмолвникъ этотъ, видя смуту между князьями Россійскими, наступившую послѣ того какъ Изяславъ былъ изгнанъ изъ Кіева, и братъ его Святославъ сѣлъ тамъ — тяготился тѣмъ и не могъ переносить молвы житейской, боясь нарушить духовное трезвеніе свое, и пожелалъ снова отойти на вышеназваиный островъ. Преп. же Ѳеодосій много молилъ его, какъ и прежде, не разлучаться съ нимъ, пока они живы; но блаженный Никонъ, испросивъ прощеніе, (говоря, что молва больше всего вредитъ уму его, привыкшему къ уединенію) — отошелъ съ двумя черноризцами и прожилъ тамъ нѣсколько лѣтъ въ обычныхъ своихъ подвигахъ.

Когда же, по преставленіи преп. Ѳеодосія, — блаженный Стефанъ принялъ игуменство, опять пришелъ преп. Никонъ, побуждаемый братолюбіемъ, чтобъ посѣтить преп. Ѳеодосія, и, пожалѣвъ, что не засталъ въ живыхъ любимаго своего друга, — рѣшилъ прочее время жизни своей, до смерти, провести въ его монастырѣ. И, часто приходя къ его гробу, онъ плакалъ радостными слезами, и скорбя о разлученіи съ любимымъ своимъ братомъ и благодаря Бога, что просіялъ въ Россіи равноангельскою жизнью такой свѣтильникъ, на котораго онъ руками своими возложилъ святый ангельскій иноческій образъ. Послѣ блаженнаго игумена Стефана, братія, зная, что преп. Никонъ старше всѣхъ, и что преп. Ѳеодосій принялъ постриженіе отъ его рукъ — изволеніемъ Божіимъ, по общему рѣшенію, избрали его себѣ игуменомъ, какъ единонравнаго преп. отцамъ Антонію и Ѳеодосію. Въ немъ одномъ видѣли они образъ тѣхъ двухъ, и съ любовью покорялись ему, и во всемъ слушали его, какъ отца и наставника. Часто покушался врагъ-ненавистникъ добра, какъ и блаженному игумену Стефану, помѣшать въ попеченіи его о душахъ Богомъ врученнаго ему стада, и хотѣлъ возмутить его гнѣвомъ на преподобнаго, но ничего не успѣлъ онъ, и, посрамленный, бѣжалъ. Не одолѣла его тьма свѣта добрыхъ дѣлъ блаженнаго.

Такъ угодилъ Богу этотъ блаженный игуменъ, который былъ стаду своему образцомъ чудныхъ добродѣтелей, что, во время трудовъ его, чудотворно украсилась образами святая Богомъ созданная Печерская церковь. Къ земной молитвѣ этого блаженнаго строителя присоединились други его, преп. отцы, Антоній и Ѳеодосій, своими небесными молитвами и прислали къ нему иконописцевъ, изъ Константинополя, и дали имъ при наймѣ золота. Блаженный игуменъ показалъ тѣмъ иконописцамъ образъ любимыхъ друговъ своихъ, преп. отцовъ Антонія и Ѳеодосія, — преставившихся за десять лѣтъ до того, — и иконописцы признали, что именно они явились, наняли и послали ихъ къ игумену. Вмѣстѣ съ тѣмъ повѣдали они и другія дивныя чудеса: какъ, когда они хотѣли вернуться, — имъ явилась святая Печерская церковь и икона Пресвятой Богородицы, отъ которой они слышали запрещеніе не возвращаться, и какъ, направляя веслами ладью внизъ по теченію — они силою неслись вверхъ, противъ теченія воды.

Иконописцы, явившіеся послѣ такого чудотворенія, поспѣшно, при усердіи блаженнаго игумена, приступили тогда къ дѣлу украшенія святой церкви, и чудеса все не оскудѣвали. Сама икона Пресвятой Богородицы изобразилась въ алтарѣ мусіею, просіяла ярче солнца, изъ устъ ея вылетѣлъ голубь, какъ подробно описано въ сказаніи о церкви Печерской. Все это было по небеснымъ молитвамъ преп. отцовъ Антонія и Ѳеодосія и — еще тогда по земнымъ — блаженнаго игумена Никона.

Когда и самъ приснопамятный игуменъ, преп. отецъ нашъ Никонъ, — различными подвигами равноангельскаго житія своего украсилъ уже всю Печерскую обитель, онъ, по долговременныхъ трудахъ, почилъ въ Господѣ — въ годъ отъ созданія міра 6596, отъ Рождества же Христова 1088, при великомъ князѣ Кіевскомъ Всеволодѣ Ярославичѣ. И былъ онъ положенъ тѣломъ въ той же своей святой Печерской обители, въ пещерѣ, гдѣ чудотворнымъ нетлѣніемъ мощей своихъ свидѣтелствуетъ о блаженствѣ своемъ, которымъ и по смерти чудотворно украшаетъ свою святую обитель. А духомъ переселился онъ къ обителямъ небеснымъ, чтобъ наслаждаться пречуднымъ зрѣлищемъ Бога, уже не во образахъ, но лицомъ къ лицу, съ единонравными своими друзьями, преп. отцами Антоніемъ и Ѳеодосіемъ, гдѣ они, какъ три свѣтильника, предстоятъ престолу трисіятельнаго Божества, просвѣщаемые вѣчною славою — и молятся о насъ, чадахъ своихъ, какъ отцы, да сподобимся мы быть наслѣдниками ихъ благодати и славы, будучи угодны Господу, — Ему же слава, честь и поклоненіе, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Источникъ: Кіево-Печерскій патерикъ. Полное собраніе житій святыхъ въ Кіево-Печерской Лаврѣ подвизавшихся. (Составленъ тремя печерскими святыми: Несторомъ, лѣтописцемъ Печерскимъ, Симономъ, епископомъ Владимірскимъ и Суздальскимъ, и Поликарпомъ, архимандритомъ Печерскимъ.) — Изданіе второе, въ новомъ полномъ переводѣ Е. Поселянина. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1900. — С. 178-184.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0