Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 25 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.

ПАТЕРИКИ

Кіево-Печерскій патерикъ.

Собор Киево-Печерских преподобных отцовКіево-Печерскій патерикъ  (греч. πατερικόν — отечникъ, т. е. книга объ отцахъ) — собраніе краткихъ, исполненныхъ чудесъ, повѣстей о подвижникахъ Печерскаго монастыря и о самомъ монастырѣ. Въ основу патерика положены повѣсти епископа Владимірскаго Симона и монаха Печерскаго монастыря Поликарпа. Четырнадцать сказаній Симона написаны въ формѣ посланія къ Поликарпу. Девять изъ нихъ повѣствуютъ о чудотворцахъ Печерскихъ и пять о чудесахъ, сопровождавшихъ построеніе главной Печерской церкви. Собраніе сказаній Симона по его же разсказамъ дополнилъ Поликарпъ, написавшій одиннадцать повѣстей также въ формѣ посланія къ архимандриту Печерскому Акиндину. Къ этимъ основнымъ частямъ патерика присоединены впослѣдствіи вмѣстѣ съ нѣкоторыми позднѣйшими статьями и произведенія болѣе ранняго времени: поставленное во главѣ патерика житіе преп. Ѳеодосія, написанное Несторомъ, и сказанія, «что ради прозвася Печерскій монастырь» и о первыхъ черноризцахъ Печерскихъ, взятыя изъ Начальной лѣтописи и приписанныя въ патерикѣ тому же Нестору... Многочисленность дошедшихъ до насъ списковъ Печерскаго патерика свидѣтельствуетъ, что онъ былъ любимою книгою нашихъ предковъ.

Кіево-Печерскій патерикъ.

КІЕВО-ПЕЧЕРСКІЙ ПАТЕРИКЪ.
Полное собраніе житій святыхъ въ Кіево-Печерской Лаврѣ подвизавшихся.
(Переводъ Е. Поселянина.)

Житіе преп. отца нашего Стефана, бывшаго игуменомъ Печерскимъ, послѣ преп. Ѳеодосія.
(27 апрѣля).

Онъ довершилъ построеніе святой Печерской церкви; претерпѣвъ изгнаніе, основалъ монастырь на Кловѣ, и потомъ былъ епископомъ во Владимірѣ.


«Тотъ, кто стяжалъ терпѣніе, достигаетъ всякой добродѣтели: радуется въ скорбяхъ, искусенъ въ бѣдахъ, веселится въ напасти», — говоритъ боговдохновенный Ефремъ Сиринъ. Такимъ явился преп. отецъ нашъ Стефанъ, который, хотя и поскорбѣлъ, пострадавъ чрезъ свою братію, — но Богъ его много возвеселилъ. Ибо преподобный вспоминалъ слова пророка и царя Давида: «При умноженіи скорбей моихъ въ сердцѣ моемъ, утѣшенія Твои услаждаютъ душу мою» (Псал. 93, 19).

Поэтому онъ съ радостью принималъ все скорбное, какъ посылаемое Богомъ.

Онъ привыкъ и прошелъ искусъ всякой добродѣтели, ибо съ дѣтства своего возросъ подъ рукою достохвальнаго во игуменахъ преп. отца нашего Ѳеодосія Печерскаго, и былъ его постояннымъ ученикомъ, всегда наслаждаясь и питаясь боговдохновенными его словами, отъ его медоточивыхъ устъ, какъ младенецъ отъ сосца, и сроднился съ нимъ, какъ сынъ съ отцомъ, подражаніемъ во всѣхъ добродѣтеляхъ.

Потому любили его вся братія. Сперва онъ былъ избранъ ими «доместикомъ» — или распорядителемъ церковнаго устава, и, когда самъ игуменъ преп. Ѳеодосій поучалъ братію въ церкви, духовными словами, достойно училъ ее и онъ. Потомъ, когда преп. Ѳеодосій долженъ былъ принять кончину временной этой жизни, всѣ единогласно молили его: «Стефанъ достоинъ принять послѣ тебя игументво, Стефанъ да будетъ намъ игуменомъ». Преклонился преп. Ѳеодосій къ мольбамъ братіи и, призвавъ любимаго своего ученика блаженнаго Стефана, вручилъ ему предъ всѣми ограду, полную боговдохновенныхъ словесныхъ овецъ, и церковь, стоящую на чудесномъ основаніи, и молилъ его, довершить. Долго онъ поучалъ его хранить монастырскій уставъ, любить братію отъ чистаго сердца, держать очи сердца неусыпаемыми предъ Богомъ, не забывать страннолюбія; и затѣмъ, преставился онъ къ вѣчнымъ обителямъ, обѣщаясь всегда быть въ помощь во своей Печерской обители, врученной этому блаженному Стефану.

По преставленіи преп. Ѳеодосія, принявъ игуменство святой чудотворной лавры Печерской, — блаженный Стефанъ много подвизался, заботясь о построеніи святой Богомъ знаменованной церкви, которую началъ строить преп. Ѳеодосій, и обо всемъ устроеніи монастырскомъ. И благодатію Божіею и молитвою преп. отцовъ нашихъ Антонія и Ѳеодосія, онъ въ немного лѣтъ и довершилъ церковь и воздвигъ новый монастырь и доселилъ туда братію изъ стараго монастыря. А въ старомъ монастырѣ оставилъ изъ нея немногихъ — тѣхъ, которые обыкновенно погребали тамъ умершую братію. И установилъ преп. отецъ нашъ Стефанъ, чтобъ въ монастырѣ его совершалась Божественная литургія за умершую братію и блаженныхъ ктиторовъ. А Богъ неоскудно подавалъ ему все нужное, и такъ процвѣтало то мѣсто благодатію Божіею.

Врагъ же, ненавидящій добро и всегда борющійся съ рабами Божіими — позавидовалъ столь великому попеченію блаженнаго о святой обители и, вооружась противъ него злыми своими кознями — произвелъ такое смущеніе въ нѣкоторыхъ изъ братій, что они не только низложили его изъ игуменства, хотя прежде сами единогласно избрали его, но и неповинно изгнали изъ монастыря.

Все это преп. Стефанъ, сынъ незлобія, доблестно претерпѣлъ отъ своей братіи и не удалялся любовью своею отъ тѣхъ, отъ которыхъ удаленъ былъ тѣломъ, но прилежно молился о нихъ Богу, подражая въ этомъ св. первомученику Стефану, имя котораго носилъ, и говоря: «Господи, не вмѣни имъ грѣха сего!» (Дѣян. 7, 60). Ибо любовь, бывшая въ преп. Ѳеодосіи, привлекла его къ себѣ, какъ желѣзо магнитный камень.

Когда же многіе бояре и вельможи узнали о такой бѣдѣ преп. Стефана, они, будучи его духовными дѣтьми, порученными ему преп. Ѳеодосіемъ, сильно жалѣли его, что такъ пострадалъ духовный отецъ ихъ и, побуждаемые милосердіемъ, оказывали ему изъ имѣнія своего достаточную помощь.

И въ это время преп. Стефанъ, вспоминая тѣ преславныя чудеса, которымъ былъ онъ свидѣтель, — какъ пришли мастера изъ Константинополя къ преп. отцамъ нашимъ Антонію и Ѳеодосію Печерскимъ, принеся икону Пресвятой Богородицы и повѣдали видѣніе Царицы, бывшее во Влахернѣ, — при помощи Божіей и молитвами преп. отцовъ Антонія и Ѳеодосія создалъ себѣ монастырь недалеко отъ Печерскаго, на Кловѣ, и соорудилъ въ немъ каменную церковь во имя Пресвятой Богородицы, въ память положенія честной ризы Ея, праздника, установленнаго въ Константинополѣ, именно въ Влахернѣ. И всякій годъ, торжественно праздновался тотъ праздникъ, во второй день мѣсяца Іюля. Собравъ въ Кловѣ много братіи, преп. Стефанъ жилъ богоугодно. Какой уставъ церковный и весь чинъ устроенія монастырскаго принялъ онъ отъ преп. Ѳеодосія въ монастырѣ Печерскомъ — тотъ же самый повелѣлъ соблюдать и въ своемъ монастырѣ. Явивъ на пользу правовѣрнымъ много подвиговъ, онъ шелъ изъ силы въ силу, такъ что и въ далекихъ странахъ знали и славили его за добродѣтельную жизнь. И потому, когда преставился епископъ славнаго города Владиміра (этотъ городъ своего имени построилъ самъ великій тотъ самодержецъ Владиміръ) — тогда преподобный былъ избранъ на архіерейскій престолъ того города и рукоположенъ преосвященнымъ митрополитомъ Кіевскимъ Іоанномъ. И съ благостью пасъ онъ врученныхъ ему Богомъ овецъ, «подавая примѣръ стаду — словомъ, житіемъ, любовью, духомъ, вѣрою, чистотою (1 Петр. 5, 3; Тит. 2, 2). Когда же, блоговоленіемъ Божіимъ и по рѣшенію блаженнаго Іоанна, игумена Печерскаго и всей братіи, мощи преп. отца нашего Ѳеодосія должны были перенесены изъ пещеры въ Богомъ-зданную церковь — въ то-же время досточудный этотъ епископъ Стефанъ, прибывъ изъ Владиміра, находился въ своемъ монастырѣ. И, видѣвъ ночью черезъ полѣ громадную зарницу, сіяющую надъ пещерою и думая, что уже переносятъ честныя мощи преп. Ѳеодосія (онъ зналъ объ этомъ намѣреніи) — сильно опечалился, что переносятъ ихъ безъ него и сейчасъ же сѣлъ на коня и погналъ къ пещерѣ, взявъ съ собою Климента, котораго онъ поставилъ вмѣсто себя игуменомъ на Кловѣ.

Во время пути, онъ видѣлъ издалека блеснувшую ему надъ пищерою зарницу; приблизившись увидалъ тамъ много свѣчей; но когда подошелъ къ пещерѣ, уже не видѣлъ ничего такого. И понялъ онъ, что воистину сподобился видѣть свѣтъ Божественной славы отъ честныхъ мощей преп. Ѳеодосія — потому что уже прокопали землю надъ честными его мощами и вынесли ихъ ко дверямъ пещеры.

На другой день по видѣніи этомъ, вмѣстѣ съ прочими епископами, послужилъ перенесенію честныхъ мощей отца и учителя своего преп. Ѳеодосія и блаженный Стефанъ.

Возвратившись къ себѣ на Владимірскій престолъ, онъ явилъ многія добродѣтели, къ пользѣ словеснаго своего стада, и ради нихъ удостоился неувядаемаго вѣнца славы, который отъ молодыхъ лѣтъ своихъ онъ знаменовалъ именемъ, и искалъ дѣлами. Итакъ, послѣ многихъ лѣтъ жизни, онъ отошелъ, чтобъ принять тотъ вѣнецъ, ко Христу, Начальнику пастырей, въ годъ отъ сотворенія міра 6602, отъ Рождества же Христова 1094, мѣсяца Апрѣля въ 27 день. Молитвами сего преп. вѣнценосца Стефана и насъ, Христе Боже, сподоби вѣнца славы, во славу Тебѣ самому, со безначальнымъ Твоимъ Отцомъ и единосущнымъ Твоимъ Духомъ, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Источникъ: Кіево-Печерскій патерикъ. Полное собраніе житій святыхъ въ Кіево-Печерской Лаврѣ подвизавшихся. (Составленъ тремя печерскими святыми: Несторомъ, лѣтописцемъ Печерскимъ, Симономъ, епископомъ Владимірскимъ и Суздальскимъ, и Поликарпомъ, архимандритомъ Печерскимъ.) — Изданіе второе, въ новомъ полномъ переводѣ Е. Поселянина. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1900. — С. 173-177.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0