Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 21 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.

ПАТЕРИКИ

Кіево-Печерскій патерикъ.

Собор Киево-Печерских преподобных отцовКіево-Печерскій патерикъ  (греч. πατερικόν — отечникъ, т. е. книга объ отцахъ) — собраніе краткихъ, исполненныхъ чудесъ, повѣстей о подвижникахъ Печерскаго монастыря и о самомъ монастырѣ. Въ основу патерика положены повѣсти епископа Владимірскаго Симона и монаха Печерскаго монастыря Поликарпа. Четырнадцать сказаній Симона написаны въ формѣ посланія къ Поликарпу. Девять изъ нихъ повѣствуютъ о чудотворцахъ Печерскихъ и пять о чудесахъ, сопровождавшихъ построеніе главной Печерской церкви. Собраніе сказаній Симона по его же разсказамъ дополнилъ Поликарпъ, написавшій одиннадцать повѣстей также въ формѣ посланія къ архимандриту Печерскому Акиндину. Къ этимъ основнымъ частямъ патерика присоединены впослѣдствіи вмѣстѣ съ нѣкоторыми позднѣйшими статьями и произведенія болѣе ранняго времени: поставленное во главѣ патерика житіе преп. Ѳеодосія, написанное Несторомъ, и сказанія, «что ради прозвася Печерскій монастырь» и о первыхъ черноризцахъ Печерскихъ, взятыя изъ Начальной лѣтописи и приписанныя въ патерикѣ тому же Нестору... Многочисленность дошедшихъ до насъ списковъ Печерскаго патерика свидѣтельствуетъ, что онъ былъ любимою книгою нашихъ предковъ.

Кіево-Печерскій патерикъ.

КІЕВО-ПЕЧЕРСКІЙ ПАТЕРИКЪ.
Полное собраніе житій святыхъ въ Кіево-Печерской Лаврѣ подвизавшихся.
(Переводъ Е. Поселянина.)

Объ иконномъ украшеніи [святой чудотворной церкви Печерской].

Чрезъ десять лѣтъ отъ пришествія мастеровъ церковныхъ зодчихъ, изъ того же богохранимаго Константина града пришли мастера иконнаго писанія къ блаженному Никону, тогда бывшему игуменомъ Печерскимъ, и сказали: «Дай намъ видѣть тѣхъ, которые уговаривались съ нами о работахъ по иконному писанію; хотимъ мы съ ними счесться — они показали намъ для росписанія малую церковь, и мы уговорились съ ними предъ многими свидѣтелями, а эта церковь очень велика. Или возьмите ваше золото, а мы возвратимся въ Царьградъ».

Слышавъ это, усумнился игуменъ и сказалъ иконописцамъ: «Каковы на видъ были уговаривавшіеся съ вами?» Иконописцы разсказали ему о ихъ внѣшности и лицахъ, и объ ихъ именахъ — одинъ Антоній, другой Ѳеодосій. И сказалъ имъ игуменъ: «О чада, невозможно вамъ ихъ показать, ибо болѣе десяти лѣтъ отошли они къ Богу, и непрестанно молятся за насъ, храня эту церковь, соблюдая свой монастырь и заботясь о живущихъ въ немъ».

Иконописцы ужаснулись этому отвѣту. Они привели многихъ купцовъ, пришедшихъ съ ними оттуда же, и сказали игумену: «Предъ ними сговаривались мы съ тѣми иноками и приняли золото изъ рукъ ихъ; а ты не хочешь намъ показать ихъ. Если же они преставились, покажи намъ образъ ихъ — чтобъ и купцы могли видѣть, тѣ ли это были». Тогда игуменъ предъ всѣми вынесъ икону преп. отцовъ нашихъ Антонія и Ѳеодосія Печерскихъ.

Греки, видя образъ ихъ, поклонились со словами: «Это были воистину они, и мы вѣруемъ, что они живы и по смерти, и могутъ помогать, заступать и спасать прибѣгающихъ къ нимъ». И купцы дали мусію, привезенную ими на продажу и украшавшую впослѣдствіи святой алтарь.

Иконописцы же стали каяться въ своемъ согрѣшеніи и повѣдали слѣдующее.

«Когда, — говорили они, — приплыли мы на ладьѣ въ Каневъ, мы увидѣли эту великую церковь на высотѣ и спросили бывшихъ тамъ людей, какая это церковь. Они отвѣчали — Печерская, которой вы — украсители. Мы, недовольные тѣмъ, что она такъ велика, хотѣли плыть назадъ, внизъ. И въ ту ночь была сильная буря на рѣкѣ. Вставъ же поутру, мы очутились близъ Треполя.

Ладья сама шла вверхъ, противъ воды, какъ будто какая-то сила влекла ее; съ трудомъ мы удержали ее и стояли весь день, размышляя, что это значитъ, что за одну ночь, не гребя, проѣхали мы такой путь, который другіе съ трудомъ совершаютъ въ три дня. Въ слѣдующую ночь мы видѣли въ видѣніи эту церковь и въ ней намѣстную чудотворную икону Пресвятой Богородицы, говорящую намъ: «Люди, что вы мятетесь всуе, не покоряясь волѣ Сына Моего и Моей. Если ослушаетесь Меня и задумаете плыть внизъ, — Я возьму всѣхъ васъ и поставлю у церкви Моей; и знайте, что вы не выйдете оттуда, но постригшись тамъ въ монастырѣ, кончите свою жизнь, — и Я вамъ дамъ милость въ будущемъ вѣкѣ, ради этихъ строителй Антонія и Ѳеодосія...» Вставъ поутру, мы опять хотѣли плыть внизъ, и много потрудились надъ веслами, но ладья шла вверхъ, наперекоръ намъ. Тогда, покорившись, предали мы себя волѣ и силѣ Божіей и скоро ладья пристала сама подъ монастыремъ».

Когда они кончили разсказъ, тогда всѣ вмѣстѣ, черноризцы и греческіе зодчіе и иконописцы, прославили великаго Бога и Пречистую Его Матерь, и чудотворную Ея икону, и преподобныхъ отцовъ Антонія и Ѳеодосія.

Иконописцы принялись за дѣло украшенія святой церкви, а Господь помогалъ имъ прочими, послѣдовавшими затѣмъ дивными знаменіями, какъ можно видѣть изъ слѣдующаго.

Когда эти мастера украшали мусіею алтарь Богомъ созданной этой церкви, тогда образъ Пресвятой Владычицы нашей Богородицы самъ изобразился въ алтарѣ, въ то время, какъ всѣ иконописцы находилисъ внутри алтаря (тогда имъ помогалъ, учась у нихъ, и преп. Алипій), и всѣ видѣли то дивное и страшное чудо. И, когда смотрѣли они на образъ, внезапно образъ просіялъ ярче солнца, такъ что не могли они вынести и въ ужасѣ пали ницъ. Поднявшись немного, они хотѣли видѣть то чудо, и вотъ, изъ устъ того образа Пресвятой Богородицы вылетѣлъ бѣлый голубь, взлетѣлъ высоко къ образу Спасителя и тамъ скрылся. Всѣ находившіеся въ церкви смотрѣли, не изъ церкви ли онъ вылетѣлъ, и, въ виду всѣхъ, голубь опять вылетѣлъ изъ устъ Спасителя и леталъ по всей церкви, подлетая къ каждому образу святыхъ и садясь — одному на руку, другому же — на голову. Потомъ, слетѣвъ внизъ, онъ сѣлъ за намѣстною чудотворною иконою Пресвятой Богородицы. Стоявшіе внизу хотѣли поймать голубя, и приставили лѣстницу, но не нашли его ни за иконою, ни за завѣсою. Осмотрѣвъ всюду, они не отыскали, гдѣ скрылся голубь. И всѣ стояли, взирая на икону, явившуюся въ алтарѣ, и снова предъ ними вылетѣлъ голубь изъ устъ того образа Пресвятой Богородицы и полетѣлъ вверхъ, къ образу Спасителя. Стоявшіе же внизу закричали къ расписывавшимъ верхъ храма: «Ловите его!» И тѣ вытянули руки, чтобъ поймать его, а голубь снова влетѣлъ въ уста Спасителя. И вотъ, свѣтъ ярче солнца осіялъ ихъ, и они, падши ницъ, поклонились Господу, что сподобились видѣть дѣйство Пресвятаго Духа, пребывающаго въ той святой церкви Печерской. Украшая, среди такихъ чудотвореній, святую небеси подобную церковь, мастера иконнаго писанія украшали и самихъ себя различными добродѣтелями и, богоугодно поживъ въ иноческомъ образѣ, окончили жизнь свою въ томъ же святомъ Печерскомъ монастырѣ, какъ и мастера каменнозодчіе; и тѣ и другіе были положены въ своемъ притворѣ въ пещерѣ преп. Антонія, гдѣ и донынѣ лежатъ нетлѣнно.

Итакъ, исполнилось предсказаніе, которое слышали тѣ блаженные иконописцы, когда они хотѣли идти въ Царьградъ, и имъ явилась святая Печерская церковь и ея Пречестная икона, и сказала: «Не уйдете оттуда, но, постригшись тамъ, окончите свою жизнь».


Замѣчательно и другое чудо, надъ тою же святой, Богомъ созданной и Богомъ украшенной каменной Печерской церковью Успенія Пресвятой Богородицы и надъ пречестной Ея чудотворной иконой, бывшее въ тѣ времена, о чемъ намъ слѣдуетъ вспомнить.

Были двое славныхъ мужей въ городѣ Кіевѣ, друзья между собою, Іоаннъ и Сергій. Придя въ Богомъ нареченную Печерскую церковь, они увидѣли свѣтъ ярче солнца на чудотворной иконѣ Пресвятой Богородицы, и предъ нею заключили духовное братство. Чрезъ много лѣтъ Іоаннъ заболѣлъ къ смерти. Оставляя сына своего Захарію пятилѣтнимъ, онъ призвалъ игумена Печерскаго, блаженнаго Никона, и, въ его присутствіи раздавъ имѣніе свое нищимъ, сыновнюю часть — тысячу гривенъ серебра и сто гривенъ золота — далъ Сергію, ему же поручилъ ростить юнаго сына своего Захарію, какъ другу своему и брату вѣрному, заповѣдавъ ему, когда сынъ его выростетъ, тогда отдать ему серебро и золото. Распорядившись такъ, онъ вскорѣ умеръ.

Когда Захаріи исполнилось 15 лѣтъ, онъ захотѣлъ взять у Сергія свое серебро и золото. Но Сергій, уязвленный дьяволомъ и разсчитывая пріобрѣсти богатство, рѣшилъ погубить и жизнь и душу свою. Онъ отвѣчалъ юношѣ: «Твой отецъ все имѣніе отдалъ Богу, у Него проси серебра и золота, Онъ долженъ тебѣ, если сжалится; я же неповиненъ ни твоему отцу, ни тебѣ ни въ одной златницѣ. Это сдѣлалъ отецъ твой своимъ безуміемъ, роздалъ все имѣніе свое на милостыню, тебя же оставилъ нищимъ и убогимъ».

Слыша это, юноша началъ плакать о своей бѣдности. Онъ послалъ къ Сергію и предложилъ: «дай мнѣ хоть половину наслѣдія моего, а тебѣ да будетъ равная часть». Но Сергій жестокими словами укорялъ отца его и его самого. Захарія сталъ просить третью часть, даже десятую, и, увидавъ себя лишеннымъ всего, сказалъ Сергію: «Если ты ничего не принималъ — иди, клянись мнѣ въ церкви Печерской, предъ чудотворной иконою Пресвятой Богородицы, гдѣ заключилъ ты съ моимъ отцомъ союзъ братолюбія». Сергій, не отказываясь, пошелъ въ церковь и, ставъ предъ иконою Пресвятой Богородицы, сказалъ съ клятвою: «Не бралъ я тысячи гривенъ серебра, ни ста гривенъ золота». Онъ намѣревался поцѣловать икону, но не могъ приблизиться къ ней. Выходя изъ дверей, онъ началъ вопить: «Преподобные отцы Антоній и Ѳеодосій, запретите этому немилостивому ангелу губить меня, молитесь Пресвятой Госпожѣ Богородицѣ, чтобъ отогнала Она отъ меня многихъ бѣсовъ, которымъ я преданъ, — и пусть возьмутъ серебро и золото, скрытое въ клѣти моей...» На всѣхъ напалъ страхъ.

И съ тѣхъ поръ не давали никому клясться предъ иконою Пресвятой Богородицы. Послали въ домъ Сергія и взяли запечатанный сосудъ, и нашли въ немъ двѣ тысячи гривенъ серебра и двѣсти гривенъ золота. Такъ усугубилъ Богъ, воздаятель милостивымъ. Захарія же отдалъ все игумену — тогда былъ уже Іоаннъ, — чтобъ израсходовать ихъ, какъ хочетъ; а самъ постригся и кончилъ жизнь свою въ святомъ Печерскомъ монастырѣ. На это серебро и золото была устроена церковь святаго Іоанна Предтечи — тамъ, гдѣ находится лѣстница на хоры святой великой церкви Печерской, въ память боярина Іоанна и сына его Захаріи, которымъ принадлежало серебро и золото.

Изложивъ все это о чудесахъ при иконномъ расписаніи, разскажемъ, какъ Вышній освятилъ селеніе Матери Своей.


Въ первый годъ игуменства, носившаго имя благодати, блаженнаго Іоанна, при митрополитѣ того же имени, благодать Божія благоволила освятить при такихъ чудесахъ чудотворно созданную и чудотворно украшенную Печерскую церковь.

Когда дѣлали приготовленія къ чину освященія, — не было каменной доски для устроенія святаго престола; много хлопотали о томъ, чтобъ сдѣлать каменную доску, но не нашлось тогда ни одного мастера, и потому сдѣлали деревянную доску. Преосвященный же митрополитъ Іоаннъ не захотѣлъ, чтобъ на святомъ престолѣ въ такой великой церкви была деревянная доска; и игуменъ съ братіею были въ сильной печали; прошло нѣсколько дней, и освященія все не было.

Въ тринадцатый день августа иноки вошли въ церковь пѣть по обычаю вечерню. И увидѣли они наложенную у алтарной перегородки каменную доску и столбы для устроенія святаго престола, и немедленно извѣстили о томъ митрополита. Онъ же похвалилъ Бога и приказалъ, чтобъ вечерня служилась, какъ предъ освященіемъ. Много искали повсюду, по водѣ и по сушѣ, откуда и кѣмъ могла быть привезена такая доска, и какъ внесена была въ запертую церковь, но не нашли никакого слѣда. Послали туда, гдѣ дѣлались такіе предметы, три гривны серебра за труды тому мастеру, но, при повсемѣстныхъ поискахъ, не оказалось на землѣ человѣка, сработавшаго эту вещь. Но Самъ небесный Дѣлатель и Промыслитель всего благого сдѣлалъ ее и положилъ ее тамъ, гдѣ должны были предлагаться Его Пречистое Тѣло и честная Кровь, благоволя быть заколаемъ всякій день за весь міръ на той трапезѣ, которую Самъ даровалъ, — въ домѣ Матери Своей. Но не конецъ еще чудесамъ.

На слѣдующій по чудотворномъ обрѣтеніи той доски день преосвященный митрополитъ Іоаннъ былъ въ великой печали, что приспѣло время освященію церкви Печерской, и съ нимъ не было на освященіи ни одного епископа, потому что разстояніе между ними было далекое. И вотъ, внезапно силою Божіею предстали епископы Іоаннъ Черниговскій, Исаія Ростовскій, Антоній Юрьевскій, Лука Бѣлгородскій, не званные никѣмъ изъ людей, — и были какъ разъ къ чину освященія. Преосвященный митрополитъ Іоаннъ сильно удивился тому, потому что не посылалъ никого за епископами, и спросилъ ихъ: «Отчего вы пришли, не будучи званы?» Они отвѣчали: «Посланный отъ тебя, владыко, юноша пришелъ къ намъ и сказалъ: «Въ четырнадцатый день августа будетъ освящаться Печерская церковь. Будьте тогда готовы къ литургіи». Мы, услышавъ это приглашеніе, теперь пришли сюда.

Антоній, епископъ Юрьевскій, отвѣчалъ: «Я былъ боленъ. Въ эту ночь вошелъ ко мнѣ черноризецъ и сказалъ мнѣ: «3аутра будетъ освящаться Печерская церковь. Будь тамъ!» — и какъ только услыхалъ я это — сдѣлался здоровъ, — и вотъ я здѣсь по повелѣнію вашему». Митрополитъ хотѣлъ найти людей, которые звали ихъ, и тогда внезапно раздался гласъ: «Дѣлаютъ разслѣдованіе за разслѣдованіемъ» (Псал. 63, 7). Онъ поднялъ рука къ небу и сказалъ: «О, Пресвятая Госпожа Богородица! какъ къ Своему преставленію Ты собрала апостоловъ изъ концовъ вселенной, для честнаго погребенія Твоего, такъ и нынѣ для освященія церкви Своей собрала Ты ихъ намѣстниковъ и нашихъ сослужебниковъ. Благослови насъ на дѣло это и помоги намъ ради славы Сына Твоего и Твоей». Тогда всѣ были въ ужасѣ отъ столь великихъ чудесъ, которыя тѣмъ еще не кончаются.

Трижды обошли церковь, и, придя къ дверямъ, начали пѣть: «Поднимите, врата, верхи ваши и поднимитесь» (Псал. 23, 7), и некому было въ отвѣтъ пропѣть въ церкви: «Кто сей Царь славы?» — потому что въ ней не оставили никого. И было общее молчаніе, вдругъ извнутри церкви послышался голосъ, какъ ангельскій, говорящій: «Кто есть сей Царь славы?» Стали искать этихъ пѣвцовъ, откуда и какъ вошли они въ церковь; когда всѣ двери были затворены; но никого въ церкви не нашлось. И поняли всѣ, что все устраивается Божіимъ о той святой церкви Промысломъ, такъ что всѣ говорили о ней съ апостоломъ: «О, бездна богатства и премудрости и вѣдѣнія Божія! Какъ непостижимы судьбы Его и неизслѣдимы пути Его! Ибо кто позналъ умъ Господень или кто былъ Ему совѣтникомъ» (Рим. 11, 33-34). И такъ совершилось освященіе святой Печерской церкви въ годъ отъ созданія міра 6597, а отъ Рождества Христова 1089, въ 14 день августа, при благовѣрномъ князѣ кіевскомъ Всеволодѣ Ярославичѣ, при помощи во всемъ Господа Бога и чудесахъ Его, молитвами Пречистой Его Матери и преп. отецъ нашихъ Антонія и Ѳеодосія Печерскихъ.

Чтó же, братіе, удивительнѣе этого сказать? Прочтя книги Ветхаго и Новаго Завѣта, нигдѣ не найдешь такихъ чудесъ, бывшихъ надъ святыми церквами, какъ надъ этою. Еще прежде начала своего она была предзнаменована и въ землѣ Варяжской Самимъ Господомъ, Который прислалъ ей вѣнецъ и поясъ отъ честнóго Своего образа, и показалъ подобіе ея, и въ землѣ Греческой Пресвятою Богородицею, Которая прислала ей икону Свою и мощи св. мучениковъ, и тоже показала подобіе ея. Въ началѣ и во всемъ сооруженіи ея, которое состояло изъ трехъ частей — построенія, украшенія и освященія — всюду явилось дѣйствіе Св. Троицы, и здѣсь ясно видна скинія, которую сооружалъ Господь, а не человѣкъ. Такъ, въ началѣ созданія этой церкви, Самъ Богъ Отецъ, Который называется Ветхій деньми, знаменовалъ мѣсто сушью, потому что сухость слѣдъ ветхости или старости; Сынъ, Который сошелъ какъ роса на руно, низвелъ росу; Духъ Святый, Который сошелъ огненными языками, — ниспослалъ огонь съ неба. Также и во время украшенія — Отецъ, Который по образу Своему создалъ человѣка, изобразилъ въ алтарѣ мусіею образъ Пресвятой Богородицы безъ руки иконописцевъ; Сынъ, Который есть Солнце Правды, наполнилъ тогда церковь сіяніемъ; Духъ Святый, Который явился во образѣ голубя, показалъ видѣиіе голубя, вылетѣвшаго изъ устъ образа. Наконецъ, во время освященія, Отецъ, Который нѣкогда наскрижаляхъ каменныхъ передалъ законъ, — даровалъ камень на Святой Престолъ; Сынъ, Который есть Архіерей превысшій небесъ — собралъ архіереевъ вышеестественнымъ образомъ; Духъ Святый, Который есть языкъ, изглаголавшій вѣщаніе во всю землю, произнесъ отвѣтъ изъ середины церкви, когда тамъ никого не было.

Если же, среди столь великихъ знаменій Богъ, въ Троицѣ покланяемый, возлюбилъ соорудить Себѣ здѣсь пречестную церковь эту во имя любимой Имъ Царицы Небесной, ясно, что Богъ и пребываетъ въ ней съ любовью, а съ Нимъ и Царица, предстоящая одесную Его, заступница и прибѣжище всѣхъ христіанъ, Пресвятая Богородица, какъ Сама Она обѣщала то во Влахернѣ, говоря мастерамъ: «Приду Сама видѣть церковь, и хочу въ ней вселиться». А святые Божіи, честныя мощи которыхъ подъ всѣми стѣнами лежатъ неподвижнымъ основаніемъ, пребываютъ тоже неотступно въ этой церкви. Чтó же скажемъ о ней? Поистинѣ дивная церковь эта свята, и не одолѣютъ Ея врата адовы, потому что во всемъ она подобна небесамъ... Посему должно намъ похвалять прежде отошедшихъ благовѣрныхъ князей и христолюбивыхъ бояръ, честныхъ иноковъ и всѣхъ православныхъ, которые сподобились погребенія въ этой святой чудотворной церкви Печерской и вокругъ церкви. Блаженъ и преблаженъ всякій изъ нихъ, потому что сподобился онъ отъ Господа великой благодати и милости. Блаженъ и преблаженъ и тотъ, кто сподобился быть здѣсь вписанъ, чтобъ творилась о немъ молитва въ этой святой небесамъ подобной церкви, потому что получитъ онъ оставленіе грѣховъ, не лишится небеснаго воздаянія, но услышитъ гласъ Господень къ Себѣ: «Радуйтеся, яко имена ваша написана суть на небесехъ». Слышать это и всѣмъ намъ, чадамъ всей православной церкви, за молитвы преподобныхъ и богоносныхъ отецъ нашихъ Антонія и Ѳеодосія Печерскихъ, да подастъ благодатію Своею Глава Церкви, Христосъ, Ему же подобаетъ честь и слава со безначальнымъ Его Отцомъ и съ Пресвятымъ и Благимъ и Животворящимъ Духомъ, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Источникъ: Кіево-Печерскій патерикъ. Полное собраніе житій святыхъ въ Кіево-Печерской Лаврѣ подвизавшихся. (Составленъ тремя печерскими святыми: Несторомъ, лѣтописцемъ Печерскимъ, Симономъ, епископомъ Владимірскимъ и Суздальскимъ, и Поликарпомъ, архимандритомъ Печерскимъ.) — Изданіе второе, въ новомъ полномъ переводѣ Е. Поселянина. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1900. — С. 163-172.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0