Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 20 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.

ПАТЕРИКИ

Кіево-Печерскій патерикъ.

Собор Киево-Печерских преподобных отцовКіево-Печерскій патерикъ  (греч. πατερικόν — отечникъ, т. е. книга объ отцахъ) — собраніе краткихъ, исполненныхъ чудесъ, повѣстей о подвижникахъ Печерскаго монастыря и о самомъ монастырѣ. Въ основу патерика положены повѣсти епископа Владимірскаго Симона и монаха Печерскаго монастыря Поликарпа. Четырнадцать сказаній Симона написаны въ формѣ посланія къ Поликарпу. Девять изъ нихъ повѣствуютъ о чудотворцахъ Печерскихъ и пять о чудесахъ, сопровождавшихъ построеніе главной Печерской церкви. Собраніе сказаній Симона по его же разсказамъ дополнилъ Поликарпъ, написавшій одиннадцать повѣстей также въ формѣ посланія къ архимандриту Печерскому Акиндину. Къ этимъ основнымъ частямъ патерика присоединены впослѣдствіи вмѣстѣ съ нѣкоторыми позднѣйшими статьями и произведенія болѣе ранняго времени: поставленное во главѣ патерика житіе преп. Ѳеодосія, написанное Несторомъ, и сказанія, «что ради прозвася Печерскій монастырь» и о первыхъ черноризцахъ Печерскихъ, взятыя изъ Начальной лѣтописи и приписанныя въ патерикѣ тому же Нестору... Многочисленность дошедшихъ до насъ списковъ Печерскаго патерика свидѣтельствуетъ, что онъ былъ любимою книгою нашихъ предковъ.

Кіево-Печерскій патерикъ.

КІЕВО-ПЕЧЕРСКІЙ ПАТЕРИКЪ.
Полное собраніе житій святыхъ въ Кіево-Печерской Лаврѣ подвизавшихся.
(Переводъ Е. Поселянина.)

Похвала преподобному и богоносному отцу нашему Ѳеодосію, игумену, начальнику иноческаго устава въ Россіи.

«Когда умножаются праведники, веселится народъ» (Прит. 29, 2), говоритъ премудрый Соломонъ о преставившихся святыхъ. Ибо — день радости и веселія, когда праведный и преподобный мужъ приходитъ къ послѣднему дню своему, ибо окончены труды, и начинается для него покой, отвержены печали, и находитъ онъ веселіе: оставивши землю, идетъ на небо; разлученный съ людьми и лишенный ихъ временнаго видѣнія, вселяется съ ангелами и сподобляется видѣть Бога.

Въ этотъ день вспоминаемъ мы, что учитель нашъ, наставникъ и пастырь преставился въ вѣчную жизнь — великій во отцахъ отецъ Ѳеодосій, неугасающій свѣтильникъ, трудоположникъ и чудотворецъ земли Россійской. Гдѣ же радость больше той, что мы сподобились видѣтъ отца и учителя нашего отошедшимъ къ Господу и принявшимъ вѣнецъ нетлѣнія, стоящимъ всегда у престола Владыки и имѣющимъ дерзновеніе молить о насъ Владыку.

Не только сынъ, но и рабы радуются тому, что господинъ ихъ приближенъ къ земному царю послѣ многихъ трудовъ и побѣдъ надъ врагами царскими. И мы, какъ сыновья и рабы, ликуемъ и весело празднуемъ, зная, что преподный отецъ и господинъ нашъ получилъ великую честь у Господа Вседержителя и исходатайствовалъ многимъ вѣчную жизнь. Возвеличимъ же похвалами подвиги его и побѣды надъ духами непріязни.

Но кто изъ земныхъ людей достойно восхвалитъ или возвеличитъ этого небеснаго человѣка и земного ангела, чиноначальника инокамъ, ведущимъ ангельскую жизнь. Мы, люди русскіе, сидѣвшіе во тьмѣ, увидѣли свѣтъ вѣры и начало пути къ Богу, то-есть святое крещеніе — чрезъ апостола, посланнаго намъ отъ Бога, благовѣрнаго князя Владиміра, который самъ позналъ Бога, и, указавъ намъ на него, снялъ покровъ невидѣнія съ глазъ нашихъ, и мы были озарены свѣтомъ Тріѵпостаснаго Божества. Другой же путь къ Богу есть ближайшій, и это святой ангельскій иноческій чинъ. На него показалъ Христосъ ученикамъ Своимъ, говоря: «Всякій, кто оставитъ домъ или братьевъ, или сестеръ, или отца, или мать, или жену, или дѣтей, или земли ради имени Моего, получитъ во сто кратъ и наслѣдуетъ жизнь вѣчную» (Матѳ. 19, 29). Чрезъ кого же въ землѣ Русской узнали мы объ этомъ ближайшемъ къ Богу пути, и кто тотъ, кто показалъ намъ, какъ подъять бремя легкое и послѣдовать тѣмъ путемъ Христу? Кто, какъ не преп. отецъ нашъ Ѳеодосій, наставленный учителемъ своимъ, преп. Антоніемъ? И прежде него были люди, уходившіе отъ міра, чтобъ идти узкимъ путемъ; но чрезъ него переданъ всѣмъ русскимъ монастырямъ чинъ и уставъ. И никто другой не показалъ прежде въ такомъ совершенствѣ умерщвленіе земного человѣка, какъ онъ съ учителемъ своимъ преп. Антоніемъ, ибо онъ исполнилъ притчу Господа, сказавшаго: «Если зерно пшеничное, падши въ землю не умретъ, то останется одно, а если умретъ, то принесетъ много плода» (Іоан. 12, 24). Онъ умеръ для міра и былъ въ пещерѣ какъ зерно въ землѣ — ожилъ же во Христѣ и принесъ много плодовъ — иноковъ, порожденныхъ имъ духомъ и упасенныхъ въ благочестіи и правдѣ. Онъ умножилъ талантъ, данный ему отъ Бога, и слышитъ слова: «Добрый и вѣрный рабъ! въ маломъ ты былъ вѣренъ; надъ многимъ тебя поставлю» (Матѳ. 25, 21).

Объ этомъ воистину сказалъ Господь: «Многіе послѣдніе будутъ первыми» (Матѳ. 19, 30). И хотя онъ жилъ въ послѣднія времена, но крѣпостію и любовію Божіею, сіявшими въ немъ, онъ превзошелъ многихъ, жившихъ прежде него.

Еще въ юности своей онъ отвращался отъ всего земного и думалъ о небесномъ; отъ чрева матери былъ чистымъ сосудомъ Святому Духу, не возлюбилъ славу міра этого и принялъ вольную нищету, подражая Господу своему; ни во что вмѣнилъ сокровища мимотекущія, желая одного только того, чтобъ стать предъ лицомъ Божіимъ и въ уединенной молитвѣ бесѣдовать съ Нимъ Единымъ.

Много тяжкихъ ранъ принялъ онъ отъ матери, навожденіемъ злого нашего врага, который хотѣлъ отвратить его отъ добрыхъ помысловъ, зная, что имъ онъ будетъ побѣжденъ. Но благодать Божія вела святаго отрока, и, какъ солнце на тверди небесной, онъ дѣлами и ученіемъ своимъ просвѣтилъ весь міръ, изо дня въ день становясь все лучшимъ, по Апостолу: «забывая прошедшее, и простираясь впередъ» (Флп. 3, 13).

Былъ онъ твердъ въ послушаши матери, но больше всего исполнялъ Божественныя повелѣнія, понявъ, мудростью Святаго Духа, что трудно заботящимся о мірѣ исполнить заповѣди Господни. Потому, отвергнувъ все, онъ бѣжалъ, думая, что лучше на недолго оскорбить мать, — чрезъ то Господь вразумилъ ее покинуть суетный міръ, — чѣмъ лишиться царства Господня.

Придя въ Кіевъ, онъ искалъ руководителя, который бы показалъ ему путь незаблуждающихся, путь ангельскій и, много поискавъ, нашелъ, такъ какъ не оставляетъ Господь ищущихъ полезнаго — чуднаго мужа, совершеннаго смысломъ и многоразумнаго, имѣющаго даръ пророчества: Антонія.

Придя къ нему, блаженный Ѳеодосій, юный возрастомъ и старый разумомъ, творилъ усердно приказанное имъ, исполнялъ же многое и сверхъ того. Служа немощнымъ, онъ былъ, по Іову, «глазами слѣпому и ногами хромому» (Іов. 29, 15). Всегда держалъ онъ въ сердцѣ апостольское слово: «Носите бремена другъ друга и такимъ образомъ исполните законъ Христовъ» (Гал. 6, 2). И онъ понесъ тяготу не одного или двухъ, но, взявъ на себя служеніе всей братіи, всѣмъ собою подавалъ облегченіе, и всѣ чрезъ него получали немалое успокоеніе его подвигами, и Богъ помогалъ ему и подавалъ тѣлесную крѣпость. И исполняя все это ежедневно, онъ никогда не пропускалъ общей службы, не нарушилъ никогда келейнаго правила и смиренно прилежалъ исполненію устава отеческаго, который былъ написанъ для приходящихъ къ доброму труду и благому послушанію.

Потому и превознесъ его Богъ, и тѣмъ, на которыхъ онъ работалъ, вмѣняя себя за послѣдняго и худшаго изо всѣхъ и за слугу всѣмъ: надъ тѣми онъ былъ поставленъ пастыремъ, отцомъ и учителемъ. Когда игуменъ Варлаамъ былъ взятъ изъ монастыря княземъ и устроенъ вь другомъ мѣстѣ, Ѳеодосій много отказывался отъ этого сана. Но не будучи въ состояніи ослушаться учителя своего преп. Антонія и уразумѣвъ, что такъ рѣшилъ Богь, былъ избранъ, хотя и по неволѣ. Тогда онъ предался еще бóльшимъ трудамъ, думая въ себѣ: если много было заботъ о спасеніи себя одного, насколько больше о спасеніи многихъ. И говорилъ себѣ: «Ѳеодосій, прибавь къ трудамъ труды, и къ подвигамъ подвиги; какъ явишься ты къ своему Владыкѣ, не управивъ хорошо Его стадомъ, какъ скажешь: «Вотъ я и дѣти, которыхъ далъ мнѣ Господь» (Ис. 8, 18). Поэтому проводилъ онъ безъ сна всѣ ночи, отчасти стоя на молитвѣ, отчасти ходя по келліямъ и будя братію на молитву. И, будучи старшимъ, не оставлялъ добраго обычая быть первымъ на работахъ; иногда носилъ воду, иногда рубилъ дрова, подавая собою образецъ всей братіи.

Когда начинался святый великій постъ, тогда храбрый Христовъ воинъ, гнушавшійся всѣхъ земныхъ вещей и отлучаясь отъ общенія съ людьми, отходилъ отъ братіи и затворялся одинъ въ пещерѣ, гдѣ проводилъ всю святую четыредесятницу и одинъ бесѣдовалъ въ молитвѣ съ единымъ Богомъ. Кто разскажетъ о томъ, какіе онъ тамъ претерпѣвалъ труды и болѣзни, рыданія и слезы, постъ крѣпкій и брань съ лукавыми духами! Когда же приближался свѣтлый день воскресенія Господа нашего Іисуса Христа, тогда преподобный приходилъ, какъ Моисей съ горы Синайской, сіяя сильнѣе чѣмъ лицо Моисея. И никогда не нарушилъ онъ этого устава своего. Потому и сподобился тамъ откровенія Божія и узналъ объ исходѣ своемъ, что изъ этого свѣта повелѣно ему перейти въ безконечный. Не утаилъ онъ этого отъ друзей и учениковъ своихъ. Но обѣщался молить Бога объ обители Пречистой Богоматери и о чадахъ своихъ до пришествія Господня. И какъ обѣщалъ онъ, такъ и сдѣлалъ. И, чѣмъ бóльшаго сподобился онъ дерзновенія къ Богу, тѣмъ бóльшую милость Господню подаетъ намъ во всякое время и всякій годъ, посѣщая и заступая, сохраняя и соблюдая стадо свое отъ враговъ душъ нашихъ. Ибо когда кто-нибудь просилъ у честной его раки полезнаго къ спасенію, и былъ посрамленъ въ упованіи своемъ или кто призывалъ съ вѣрою его святое имя, и не былъ избавленъ отъ душевной язвы и тѣлесной болѣзни? Онъ намъ апостолъ и проповѣдникъ, онъ намъ вождь и правитель, онъ намъ стѣна и огражденіе, онъ намъ похвала предъ Богомъ и дерзновеніе къ Богу.

Днесь, братіе, нужно намъ веселиться духовно и праздновать всею душою, имѣя предъ глазами своими честную раку преп. отца нашего Ѳеодосія, въ которой положено было утружденное святое его тѣло, изводящее лучи чудесъ во всѣ концы Россійской земли. Эта рака приняла въ себя сокровище некрадомое, сосудъ Святаго Духа и органъ божественный, честное тѣло отца нашего и учителя. Всматриваясь въ нее, увидѣли какъ бы самого преподобнаго, неразлученнаго духомъ отъ тѣла, ибо въ гробѣ положенъ онъ тѣломъ, а съ нами всегда пребываетъ духомъ. И если видитъ, что мы живемъ по завѣту его, радуется и милостиво приближается къ намъ, хранитъ и соблюдаетъ, какъ возлюбленныхъ дѣтей; если же начнемъ нерадѣть о своемъ спасеніи, и не хранить наставленій его, тогда лишаемся его помощи.

Но, о святый отче Ѳеодосіе, самъ восполни недостатки наши добродѣтелями своими: безъ твоей помощи не можемъ мы сотворить ничего добраго. И вотъ, въ день преставленія твоего, собравшись въ одинъ ликъ, съ любовью взываемъ тебѣ:

Радуйся, просвѣщеніе Россійской земли, просіявшее какъ десница съ востока и просвѣтившее всѣхъ насъ свѣтомъ дѣлъ добрыхъ.

Радуйся, описатель и образъ, путь и вождь, правитель и наставникъ иноческому житію.

Радуйся, начальникъ и поборникъ, помощникъ и пособникъ хотящимъ спастись.

Радуйся, умножившій стадо словесныхъ овецъ во дворѣ Божіей Матери, какъ ни одинъ ни прежде, ни послѣ тебя, по всей Россійской землѣ.

Радуйся, насадитель винограда Христова; вѣтви твои простерлись до моря и отросли до рѣкъ.

Радуйся тому, что тебѣ открыты были откровенія Божіи, и что ты былъ строитель обители Пречистой Божіей Матери, которую создалъ ты въ величественной красотѣ и принесъ въ даръ Божіей Матери.

Радуйся, умножившій талантъ Господину своему, получилъ ты десять и пріобрѣлъ тысячу.

Радуйся, пажить Христова, напитавшая до избытка словесное стадо; и вкусившіе чужестранныхъ ученій, затворясь во дворѣ Матери Божіей, соединились вмѣстѣ съ твоими чадами.

Радуйся, сладкій источникъ, пивъ изъ котораго, монашескіе полки чувствовали Божественную прохладу и безъ труда прошли тѣсный путь и вселились при ключахъ высокихъ водъ.

Радуйся, пастырь и учитель, сохранившій стадо Христово отъ мысленнаго волка непорочно и невредимо, и приведшій къ начальнику пастырей, Христу.

Радуйся, огненный столпъ, свѣтящій ярче того, который былъ при Моисеѣ, ибо тотъ свѣтилъ тѣлесно, а ты духовно: тотъ вывелъ Израиля изъ пустыни, а ты вѣрныхъ изъ соблазновъ суетной жизни; тотъ устрашилъ Амалика, а ты — діавола; тотъ ввелъ въ землю обѣтованную, а ты въ райскія пажити, гдѣ твои ученики ликуютъ.

Радуйся, земной ангелъ и небесный человѣкъ, рабъ и слуга Пречистой Божіей Матери, ибо Она не нашла иного строителя обители своей, какъ тебя, котораго возлюбила, и обѣщала посѣщать благодатію даровъ, чтó и сбылось.

Радуйся, отче Ѳеодосіе, наша похвала и велелѣпіе.

Лавра твоя хвалится тобою, и въ концахъ вселенной славно имя твое.

Страны дивятся отцамъ, бывшимъ въ ней, что просіяли они, какъ звѣзды на тверди небесной, явились исполнителями заповѣдей Божіихъ, прославились чудотворцами, приняли отъ Святаго Духа даръ прозрѣнія и были учителями Божественнаго слова. Стеклись цари, поклонились князья, припали вельможи, вострепетали сильные, ужаснулись иноязычные, видя въ твоей лаврѣ небесныхъ жителей, ходящихъ по землѣ и собирающихся въ домъ Божіей Матери, какъ къ Престолу Господню, непрестанно поющихъ ангельскую пѣснь и водворяющихся вмѣстѣ съ ангелами. Одни изъ нихъ видѣли ясно ангеловъ, другіе же бесѣдовали съ ними мысленно и душевно и знали духомъ, когда бываетъ приходъ благихъ ангеловъ, иные же чувственно прогоняли лукавыхъ духовъ. Таковы отрасли твоего винограда, таковы вѣтви твоего корня, таковы столпы твоей храмины, таковы чада твоего порожденія, таковы отцы твоей лавры, и подобало такимъ ученикамъ произойти отъ такого учителя.

По истинѣ рѣка Святаго Духа истекла изъ устъ твоихъ, о которой училъ Самъ Христосъ Сынъ Божій, говоря іудеямъ: «Кто вѣруетъ въ Меня, у того изъ чрева потекутъ рѣки воды живой». Сіе сказалъ Онъ о Духѣ, котораго имѣли принять вѣрующіе въ Него» (Іоан. 7, 38-39). Та рѣка течетъ и поитъ чадъ твоихъ до вѣка. Изведя ту рѣку, апостолы привели всѣ народы къ Богу. Ту рѣку пили мученики и небрегли о тѣлѣ своемъ и давали себя на раны и различныя муки. Пивъ этой рѣки, отцы оставили города и села, богатства и дома и поселились въ горахъ и въ вертепахъ и въ пещерахъ земныхъ. Пили этой рѣки ученики твои, и небрегли о земномъ, но вперили весь умъ къ небу, пріобрѣли, чтó желали и вселились въ Божественномъ свѣтѣ, гдѣ лики безплотныхъ. Послѣдуя имъ, прибѣгли мы въ обитель Божіей Матери, въ твою надежду и огражденіе, возложивъ все упованіе наше на Пречистую Дѣву Богородицу и на тебя, преблаженный отче Ѳеодосіе.

Если и не достигнемъ мы того, чтобъ идти путемъ прежнихъ учениковъ твоихъ, то мы поминаемъ, что обѣщали неложныя твои уста, что всякій, кого постигнетъ смерть въ обители Пречистой Богоматери и въ надеждѣ на тебя, если и несовершенъ будетъ въ подвигахъ — ты восполнишь это и умолишь о немъ Бога. Надѣясь на то слово, молитвенно призываемъ тебя.

Самъ знаешь ты, преподобный, если и молчимъ мы о томъ, что дни наши прошли въ пустотѣ міра сего, и, опомнясь немного, прибѣгли мы въ обитель Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и въ твою святую ограду и приняли на себя иго Христово. Не предай же насъ врагамъ душъ нашихъ, ибо они вооружились на насъ и плѣняютъ насъ всякій часъ и порождаютъ различными помыслами сердца наши, и отводятъ насъ отъ Божія разумѣнія и принуждаютъ насъ любить мимотекущее, тлѣнное и погружаютъ насъ до конца въ глубину грѣховную. Но мы обрѣли въ тебѣ кормчаго, направь насъ къ пристанищу тихому, и утиши мысленную бурю, и умоли о насъ общаго Владыку, чтобъ подалъ намъ мысль, слово и дѣло, творить все по Его и по твоему завѣту.

Если же уклонимся съ пути заповѣдей его и не соблюдемъ тобою переданнаго устава, то ради вѣры нашей къ Пречистой Дѣвѣ и къ тебѣ, отче святый, да причтетъ насъ милосердый Владыка къ лику чадъ твоихъ, ходившихъ безъ порока по стезямъ правды, и не отлучитъ насъ отъ зрѣнія свѣтообразнаго своего лица, когда возьметъ насъ отсюда. Но прежде, отче святый, посѣщай насъ, находящихся въ жизни этой, и соблюди отъ козней непріязни и отъ дѣлъ, отводящихъ насъ отъ Бога; подай намъ молитвами твоими житіе чистое и богоугодное, воздвигни умъ нашъ, падшій лѣностно къ землѣ, и испроси бодрость и стражу духовную и прощеніе прежнимъ грѣхамъ. Если одолѣла насъ разсѣянность ума нашего, мы, имѣя въ тебѣ пособника и помощника, пребывая въ твоей лаврѣ, надѣемся чрезъ тебя явиться свободными предъ Богомъ и не быть подъ властью враговъ видимыхъ и невидимыхъ. Ты самъ сказалъ ученикамъ твоимъ: если по отшествіи твоемъ къ Богу, въ этомъ мѣстѣ будутъ умножаться иноки, и станетъ оно изобиловать всѣмъ нужнымъ — изъ этого будетъ извѣстно намъ, что ты имѣешь дерзновеніе къ Богу и что молитва твоя къ Нему благопріятна. Мы же, преподобный отче, знаемъ по равноапостольному житію и по страстотерпческому подвигу твоему, что и прежде исхода твоего имѣлъ ты дерзновеніе ко Вседержителю Богу, а тѣмъ болѣе по исходѣ. Но ты сказалъ пророчество, указывая, что мѣсто Пресвятой Богородицы и святая твоя лавра возвеличатся и возрастутъ славою и силою, и предзнаменовывая, что безпрестанно будешь молиться о святой оградѣ твоей, какъ и совершилось истинное твое и неложное обѣщаніе. Ибо по преставленіи твоемъ твое мѣсто не принадлежало никому и не было никѣмъ разрушено, но росло и возвышалось изъ года въ годъ. Но вотъ, умножились грѣхи наши, совершились беззаконія наши и злоба наша прогнѣвала Бога и Божіимъ посѣщеніемъ, ради человѣческихъ грѣховъ, многіе храмы Божіи были разрушены, монастыри разорены и города покорены, и села опустѣли отъ набѣга народа незнаемаго, народа немилостиваго, народа ни людей не стыдящагося, ни Бога не боящагося, не имѣющаго въ себѣ человѣколюбія. И мы, будучи повинны этой казни, и уже наказанные многими бѣдами и томленіемъ, припадаемъ къ тебѣ, принося мольбу — воздвигни руки твои отъ насъ ко Владычицѣ нашей Богородицѣ и присно Дѣвѣ Маріи, чтобъ воспомянула она свои древнія милости къ монастырю этому, который данъ былъ ей въ достояніе. И да подастъ Она намъ облегченіе въ горькой печали нашей, отженетъ лукавыхъ враговъ и хулителей православной нашей вѣры, и сотворитъ святую церковь Свою, которую Сама воздвиглавъ жилище Себѣ — необоримою, и да умножитъ стадо монастыря Своего, и посѣщаетъ какъ прежде, соблюдая и утверждая, заступая и храня отъ враговъ видимыхъ и невидимыхъ, чтобъ, свободные душею и тѣломъ, въ этомъ мірѣ жить богоугодно; какъ и прежніе отцы наши, не зная надъ собою никакой власти, развѣ воли Пресвятой Владычицы и твоей, преподобне отче Ѳеодосіе.

Вѣдая, отче, твое благосердіе, мы дерзнули, отче, направить языкъ нашъ на похвалу тебѣ, не потому что приносимъ тебѣ достойную хвалу, но надѣясь пріобрѣсти отъ тебя помощь, прощеніе грѣховъ нашихъ и сохраненіе отъ прочихъ дурныхъ увлеченій.

Прославили тебя безплотныя силы, приняли тебя апостолы, прославили тебя пророки, обняли тебя мученики, срадуются тебя святители, встрѣтили тебя лики черноризцевъ, возвеличила тебя сама Царица Пречистая Матерь Господня и превознесла тебя, и сдѣлала тебя извѣстнымъ по всей землѣ и въ концахъ вселенной.

Какъ же достойно можемъ восхвалить тебя, вѣрный рабъ Господень, мы, имѣя скверныя уста и нечистый языкъ. Но, не имѣя, что принесть тебѣ въ день преставленія твоего, приносимъ тебѣ эту малую похвалу, какъ малый и смердящій потокъ, вливающійся въ широту морскую, — не для того, чтобъ наполнить море, но чтобъ избавиться отъ своего смрада. Итакъ, о честная глава, преподобне отче нашъ Ѳеодосіе, не прогнѣвайся, но моли о насъ, грѣшныхъ рабахъ твоихъ, чтобъ не осудилъ насъ въ день пришествія Своего Господь нашъ Іисусъ Христосъ, Которому слава со безначальнымъ Отцомъ и съ единосущнымъ Духомъ нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Источникъ: Кіево-Печерскій патерикъ. Полное собраніе житій святыхъ въ Кіево-Печерской Лаврѣ подвизавшихся. (Составленъ тремя печерскими святыми: Несторомъ, лѣтописцемъ Печерскимъ, Симономъ, епископомъ Владимірскимъ и Суздальскимъ, и Поликарпомъ, архимандритомъ Печерскимъ.) — Изданіе второе, въ новомъ полномъ переводѣ Е. Поселянина. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1900. — С. 141-151.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0