Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 26 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 22.

ПАТЕРИКИ

АѲОНСКІЙ ПАТЕРИКЪ
или жизнеописаніе святыхъ, на Святой Аѳонской горѣ просіявшихъ.

Сентября 22.
Житіе преподобнаго и богоноснаго отца нашего Космы, отшельника Зографскаго
[1].

Послѣ того, по прошествіи нѣкотораго времени, онъ рукоположенъ былъ въ діакона, а потомъ удостоенъ и пресвитерства, что было для него новымъ побужденіемъ къ большимъ подвигамъ и къ безусловному исполненію священнаго своего долга и прочихъ послушаній монастырскихъ.

Какъ-то разъ, оставшись одинъ въ церкви, святый Косма молитвенно обратился къ святой иконѣ Пресвятыя Богородицы и возопилъ: «Пресвятая Богородице! помолись къ Твоему Сыну и Богу, да наставитъ меня на путь спасенія!» Едва произнесъ онъ это, какъ услышалъ голосъ Богоматери: «Сыне и Боже мой! научи раба Твоего, какъ спастись ему». И былъ на это отвѣтъ: «пускай удалится изъ монастыря на безмолвіе». Вслѣдствіе такой воли Божіей, по благословенію настоятеля, святый Косма удалился въ одну изъ сосѣдственныхъ пустынь и изсѣкъ себѣ пещеру въ скалѣ, которая видна изъ оконъ монастыря на западъ. Какъ тамъ подвизался святый Косма, видѣлъ только Богъ, — однако могли заключать отчасти и люди, потому что дивный отшельникъ, конечно за чистоту жизни и строгіе подвиги, наконецъ получилъ даръ предвѣдѣнія и прозорливости.

Разъ къ святому Космѣ пришли два священника Хиландарскаго монастыря, изъ любопытства — взглянуть и на него самого, и на самый образъ его жизни. Между тѣмъ, на пути скрыли они въ лѣсу тыквицу еъ лознымъ виномъ, въ намѣреніи взять ее на обратномъ пути своемъ къ дому: но это не утаилось отъ отшельника. При разставаніи съ гостями, святый Косма замѣтилъ имъ: «тыквицу съ виномъ, скрытую вами на пути, разбейте, потому что въ вино тайно вползла змія и пустила въ него свой ядъ». Удивленные такимъ предвѣдѣніемъ, хиландарцы сокрушили тыквицу и дѣйствительно нашли тамъ гнѣздившуюся змію. Прославляя Бога за избавленіе ихъ отъ смертельнаго яда, они благодарили и столь дивнаго своею прозорливостію святаго Косму.

Такъ же точно, просвѣтленными, въ опытахъ созерцательной жизни, очами души своей, видѣлъ онъ и дѣйствія демоновъ на пространствѣ воздушныхъ мытарствъ, которыми проносились души на небо. Нѣкогда, въ великій четвертокъ, рано утромъ, онъ увидѣлъ въ воздухѣ борющуюся съ демонами душу хиландарскаго игумена, и послалъ въ тотъ монастырь ученика своего, съ извѣстіемъ и просьбою, чтобъ помолились Богу за почившаго. Когда посланный объявилъ въ Хиландарѣ слова Космы и его видѣніе, старцы того монастыря съ недовѣрчивостію отвѣчали: «Мы только что, по отходѣ утрени, видѣли нашего игумена, который сейчасъ хочетъ служить литургію, съ чего же взялъ твой старецъ такую нелѣпость? Помѣшанный! выдаетъ себя за святаго!» Впрочемъ, изъ любопытства, пошли они въ келлію къ игумену, чтобъ передать ему слова прельщеннаго пустынника, и дѣйствительно увидѣли, что игуменъ ихъ скоропостижно скончался.

Близъ Есфигменскаго монастыря, съ сѣверозапада, возвышается гора, такъ называемая Самарія. Тамъ уединялся инокъ Даміанъ, между прочимъ имѣвшій заповѣдь отъ своего духовнаго старца — «никогда не оставаться на ночь и не спать въ чужой келліи». Случилось, что, по собственной какой-то надобности, онъ отправился къ сосѣднему брату, и такъ какъ тотъ былъ въ отсутствіи, то Даміанъ долженъ былъ дожидаться его до самаго вечера. Наконецъ является братъ, и Даміанъ, исполнивъ свою надобность, торопился на ночь въ свою пустынную келлію. Напрасно другъ его просилъ остаться у него на ночь, представляя ему опасность ночнаго пути и начинавшагося дождя. Даміанъ, вѣрный старческой заповѣди, остался непреклоненъ. Опасенія его друга не прошли даромъ. Даміанъ, по причинѣ чрезвычайной темноты и проливнаго дождя, дѣйствительно сбился съ дороги и не зналъ, гдѣ онъ находится, куда идетъ. Въ этой крайности, воззвалъ онъ къ Господу: «Господи! спаси меня, я погибаю!» — и вдругъ видитъ, что онъ стоитъ у своей келліи. Пораженный такимъ чудомъ, онъ немедленно отправился къ преподобному и разсказалъ о случившемся съ нимъ. «Братъ, храни заповѣдь старческую,» замѣтилъ тогда святый Косма, «и Богъ сохранитъ тебя отъ смерти».

Однажды преподобный сильно заболѣлъ, и въ болѣзни, по человѣческой немощи, ему крайне захотѣлось рыбы. Что же? Богъ, питавшій Илію чрезъ врановъ, утѣшилъ и святаго Косму отеческимъ Своимъ промышленіемъ. Святый Косма вдругъ видитъ пустыннаго орла, который, спустившись съ высоты, положилъ у его пещеры свѣжую рыбу. А надобно сказать, что въ сосѣдственной пустынѣ, близъ святаго Космы, подвизался духовный старецъ Христофоръ, который, для собствепной трапезы, приготовляя доставленную ему рыбу, мылъ ее въ водѣ; но, во время самаго мытья, налетѣлъ орелъ, восхитилъ изъ рукъ его рыбу и скрылся съ нею изъ виду. Тогда какъ святый Косма, поблагодаривши Бога за чудесное о немъ попеченіе, изготовилъ для себя рыбу, и только что хотѣлъ было ѣсть, вдругъ доносится до него таинственный голосъ: «оставь часть изготовленной рыбы для Христофора, потому что это — его собствевность». На слѣдующій день Христофоръ дѣйствительно является къ святому, и едва только сотворилъ молитву предъ его пещерною дверью, преподобный сказалъ ему: «добро пожаловать, отецъ, — я ожидалъ тебя, и часть рыбы, тобою изготовленной, оставлена для подкрѣпленія постническихъ твоихъ силъ». Когда Косма разсказалъ Христофору, какимъ образомъ Богъ даровалъ ему рыбу, и когда взаимно Христофоръ передалъ ему о хищничествѣ орла, они возвеселились духовно и прославили Бога, такъ дивно пекущагося о нихъ.

Предсмертные дни святаго Космы были для него послѣднимъ и самымъ тяжелымъ изъ всѣхъ земныхъ искусовъ, потому что сатана, попущеніемъ Божіимъ, окружилъ его своимъ полчищемъ и до такой степени избилъ и изранилъ, что страдалецъ едва могъ прійти въ себя. Впрочемъ, и въ самомъ страдальческомъ своемъ положеніи отшельникъ имѣлъ утѣшеніе и залоги будущаго блаженства: незадолго предъ тѣмъ являлся ему Самъ Господь, предсказавъ то, что съ нимъ сдѣлаетъ сатана и, между прочимъ, обѣщалъ ему за то вѣнецъ Своего царствія. И это явленіе ему Господа онъ передалъ своему другу, сосѣдственному пустыннику Христофору. Христофоръ, пришедши разъ къ его пещерѣ, слышитъ, что кто-то бесѣдуетъ съ нимъ. Когда кончилась бесѣда святаго Космы съ таинственнымъ посѣтителемъ, Христофоръ, съ обычною молитвою, постучалъ въ дверь. Отворилась пещерная дверь, и друзья взаимно привѣтствовали другъ друга, вошли въ пещеру и, помолившись, сѣли. Христофоръ, не видя никого у преподобнаго, спросилъ его, съ кѣмъ онъ разговаривалъ. По нѣкоторомъ раздумьѣ, святый Косма, возбуждаясь чувствомъ дружескаго расположенія къ старцу и не имѣя возможности скрыть отъ него посѣщеніе Господне, смиренно отвѣчалъ: «Меня посѣтилъ Христосъ, Богъ нашъ, и между прочимъ, подкрѣпляя немощь мою, извѣстилъ, что, по Его попущенію и по тайнымъ судьбамъ спасенія, вѣдомымъ Ему единому, нападетъ на меня сатана съ своими полчищами, измучитъ мою грѣшную плоть, и это будетъ предвѣстіемъ и залогомъ скораго моего отшествія въ наслѣдіе царствія Его. Для этого собственно ты и посланъ ко мнѣ. Итакъ, мы теперь разстанемся, потому что я чувствую необходимость въ уединеніи и тишинѣ, а въ такой-то день ты навѣсти меня». Тронутый этимъ извѣщеніемъ, Христофоръ печально удалился отъ преподобнаго Космы, въ ожиданіи назначеннаго дня, когда ему будетъ можно посѣтить его. Когда же наступило то время, старецъ Христофоръ приходитъ къ святому Космѣ и находитъ его полумертвымъ. На вопросъ: «что это значитъ?» святый Косма отвѣчалъ: «Съ вечера, на нынѣшній день, явился сюда сатана со множествомъ демоновъ и, дыша злобою и неистовствомъ, рыкая отъ зависти и неудачъ, грозно вопіялъ къ полчищамъ своимъ: безпечные и немощные! и до сего времени никто изъ васъ не могъ низложить и сокрушить этого врага моей державы и силы! такъ ли поступаютъ съ низложителемъ нашимъ, столь многократно и постоянно побѣждавшимъ и посрамлявшимъ насъ? Неистовствуя такимъ образомъ, сатана напалъ на меня и избилъ меня чрезвычайно, какъ видишь по оставшимся на тѣлѣ моемъ ранамъ». Но недолго страдалъ божественный Косма. На третій день послѣ сатанинскихъ побой, пріобщившись пречистыхъ Таинъ, онъ, въ славословіи и съ молитвою на устахъ, мирно предалъ Господу духъ свой, — мѣсяца сентября 22 дня, 1323 года отъ Рождества Христова.

Когда по окрестнымъ пустынямъ и по обителямъ сосѣдственнымъ разнеслась вѣсть о кончинѣ Космы, для погребенія священныхъ останковъ его собралось множество отцовъ и братій. Въ то же время Богъ, прославляющій славящихъ Его, чуднымъ образомъ прославилъ по смерти и преподобнаго Косму. Когда совершалось погребеніе преподобнаго, къ пещерѣ его стеклись пустынные звѣри, со всѣхъ сторонъ слетѣлись пернатые птицы, — и всѣ эти безсловесныя творенія, какъ будто бы понимавшія общую потерю Святой горы, молча окружали отпѣваемаго праведника, не сводя съ него очей своихъ; а когда тѣло опустили въ могилу и стали засыпать землею, каждое изъ животныхъ издало почальный свой голосъ, и, по отданіи столь дивной почести угоднику Божію, разсыпались они по пустыннымъ мѣстамъ своимъ. Потомъ, когда протекло сорокодневное поминовеніе по усопшемъ праведникѣ, зографскіе братія собрались въ его пещеру, совершили тамъ всенощное бдѣніе и рѣшились открыть святые останки, чтобъ перенесть ихъ съ честью въ обитель: но останковъ не нашлось. Что сдѣлалось съ ними, никто не знаетъ донынѣ; это вѣдаетъ только Богъ, царствующій надъ всѣми и во всѣхъ во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Изъ Νέον Ἐκλόγιον.

Источникъ: Аѳонскій патерикъ или жизнеописаніе святыхъ, на Святой Аѳонской горѣ просіявшихъ. Часть II-я. — Изданіе седьмое, исправленное и переработанное, иждивеніемъ Русскаго Пантелеимонова монастыря на Аѳонѣ. — М.: Типо-Литографія И. Ефимова, 1897. — С. 192-199.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0