Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 24 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.

ПАТЕРИКИ

АѲОНСКІЙ ПАТЕРИКЪ
или жизнеописаніе святыхъ, на Святой Аѳонской горѣ просіявшихъ.

Сентября 13.
Житіе преподобнаго и богоноснаго отца нашего Іероѳея
[1].

Когда Іероѳей достигъ совершеннаго возраста, тогда родители пожелали сочетать его законнымъ бракомъ, для чего пріискана была достойная невѣста, но у Іероѳея не было намѣренія сочетаться бракомъ, а напротивъ, душа его горѣла желаніемъ посвятить себя иноческой жизни; высказать же родителямъ свое намѣреніе онъ не рѣшился потому, что не хотѣлъ оскорбить ихъ своимъ отказомъ; его доброе и цѣломудренное сердце страдало; онъ видѣлъ, съ какой заботливостью родители старались доставить ему земное счастье. Итакъ, не находя въ своемъ горѣ никакого исхода, онъ съ молитвою обратился къ сердцевѣдцу Богу, прося Его отклонить намѣреніе родителей сочетать его бракомъ, вмѣсто же онаго удостоить его иноческой пустынной жизни.

Небесный Творецъ услышалъ молитву и, по премудрому Своему Промыслу, устроилъ спасеніе его такимъ образомъ: въ то время, когда уже все было готово къ браку, до котораго оставалось не болѣе двухъ недѣль, родители Іероѳея скончались мирною христіанскою кончиною и отошли на вѣчный покой.

Похоронивъ родителей, Іероѳей тайно оставилъ родину и поселился въ Закинѳѣ, гдѣ проживали нѣкоторые изъ его родственниковъ, которые посовѣтовали ему отправиться въ западную Европу для дальнѣйшаго своего образованія; но онъ пожелалъ сперва побывать на св. Аѳонской горѣ, которая въ то время славилась многими учеными мужами, а потомъ уже ѣхать и въ Европу. И такимъ образомъ, простившись съ родственниками, отправился на Святую гору, гдѣ и поступилъ въ ученики къ одному отшельнику при келліи св. Артемія. Здѣсь юный подвижникъ со всею пылкостью принялся за чтеніе душеполезныхъ книгъ, особенно тѣхъ, въ которыхъ описывались подвиги и равноангельская жизнь пустынниковъ, по 40 и по 60 лѣтъ подвизавшихся въ уединеніи и въ совершенномъ удаленіи отъ сообщеній человѣческихъ, — съ другой стороны несчастныя послѣдствія тѣхъ подвижниковъ, которые, возмечтавши о себѣ и свое исправленіе приписывая не благодати Божіей, а самимъ себѣ, впадали въ руки искусителя.

Итакъ, разсматривая различныя пути иноческаго житія, онъ пожелалъ избрать болѣе безопасный, т. е. средній или царскій путь. Поэтому оставивши отшельническую жизнь, онъ поступилъ въ братство Иверскаго монастыря, гдѣ вскорѣ былъ постриженъ въ иноческій образъ. Здѣсь у него родилась мысль: избрать мученическій подвигъ, и этимъ путемъ получить мученическій вѣнецъ, но въ то же время другая мысль отклоняла его намѣреніе и приводила въ робость. Какъ бы для осуществленія его желанія представился и случай, ибо, вскорѣ послѣ постриженія, онъ по какому-то дѣлу отправился съ однимъ старцемъ изъ Иверской обители въ Константинополь. Здѣсь его юное и неопытное сердце, подъ вліяніемъ одной лишь начитанности о томъ, какъ страдали св. Христовы мученики и какую они получили славу послѣ страдальческой своей кончины, сильно возгоралось ревностью пострадать за Христа, почему онъ и началъ ходить по многолюднымъ константинопольскимъ улицамъ съ цѣлію, чтобы его турки схватили и потомъ замучили, о чемъ въ тайнѣ своего сердца просилъ Бога — сподобить его сей благодати. Но Промыслитель не внималъ его дѣтскому прошенію, несообразному Его святой волѣ, хранилъ его для пользы другихъ, ибо, по премудрому строенію судебъ Божіихъ, ему назначенъ былъ другой путь.

Изъ Константинополя Іероѳей отправился въ Валахію; здѣсь онъ началъ продолжать прерванное свое образованіе, у одного ученаго мужа Марка кипрянина, который былъ наставникомъ тамошняго училища. Проживая у своего наставника, онъ своею скромностью и добронравіемъ обратилъ на себя вниманіе софійскаго митрополита Авксентія, который, за его благочестіе, рукоположилъ его въ діакона.

По окончаніи у Марка своего образованія, онъ изъ Валахіи отправился въ Венецію, а отсюда, по окончаніи образованія, какъ обремененный корабль драгоцѣнными сокровищами, возвратился обратно на Святую гору съ обширными философскими познаніями и въ совершенномъ владѣніи латинскимъ и греческимъ языками.

По прибытіи на Аѳонъ, онъ поселился близъ Иверскаго монастыря въ пустынѣ Хаги. Здѣсь онъ началъ проводить жизнь самую суровую, изнуряя свое тѣло постомъ, бдѣніемъ и молитвою. Добродѣтельная жизнь подвижника Христова привлекала къ нему посѣтителей, которые съ душевною пользою возвращались отъ него, будучи услаждены высокимъ даромъ его мудрой и назидательной бесѣды. А игуменъ Иверскаго монастыря съ братіею, желая поставить на видъ скрывающійся подъ спудомъ свѣтильникъ, представилъ его неокесарійскому митрополиту Іакову, жившему въ Иверской обители на покоѣ, и просилъ рукоположить Іероѳея въ санъ іеромонаха, какъ достойнаго предстоять престолу Божію и совершать безкровную жертву.

По принятіи священства, Іероѳей усугубилъ и труды подвижнической жизни, притомъ наложилъ на себя усиленный постъ, такъ что по три, а иногда и по четыре дня не вкушалъ пищи, а если и случалось когда либо вкушать, то вмѣсто хлѣба ѣлъ чечевицу. Во св. же четыредесятницу, онъ вкушалъ пищу однажды въ недѣлю, а иногда и черезъ двѣ. Между прочимъ постящагося его, кромѣ его ученика, другой никто не видѣлъ, ибо онъ при своемъ постѣ строго соблюдалъ заповѣдь Спасителя, Который въ священномъ Своемъ Евангеліи сказалъ: Когда постишься помажь голову твою и умой лице твое; чтобы явиться постящимся не предъ людьми, но предъ Отцемъ твоимъ, который втайнѣ; и Отецъ твой, видящій тайное, воздастъ тебѣ явно (Матѳ. 6, 17-18). Поэтому, когда случалось ему раздѣлять трапезу съ другими, то онъ вкушалъ всѣ предлагаемыя брашна, не подавая никакого вида выдѣлиться чѣмъ либо оть прочихъ; въ келліи же строго хранилъ свой пость, имѣя въ умѣ непрестанную Іисусову молитву. Строгъ былъ онъ и въ отношеніи сна. Основываясь на словахъ великаго Арсенія, что «подвижнику довольно для сна въ теченіе сутокъ и одного часа», — старался слѣдовать сему правилу. Вслѣдствіе этихъ великихъ подвиговъ, тѣло его изсушилось и ослабло на столько, что онъ едва передвигалъ ногами и съ большимъ трудомъ могъ пройти нѣсколько десятковъ саженей. Но за то, по слову Апостола Павла: аще внѣшній человѣкъ тлѣетъ, обаче внутренній обновляется по вся дни (2 Кор. 4, 16), духъ его былъ бодръ и простирался еще къ большему подвигу, а Господь, видя труды Своего угодника, даровалъ ему высокую любовь къ ближнимъ и радостотворный плачъ.

Любовь его къ ближнимъ была такъ велика, что онъ дѣлился съ нищими иногда даже тѣмъ, что самому было необходимо. Такъ, иногда случалось, когда какой нибудь нищій просилъ у него милостыни, между тѣмъ у старца ничего не было такого, что бы подать ему, тогда онъ снималъ съ себя рясу и отдавалъ ее нищему, самъ же вмѣсто рясы окутывалъ себя одѣяломъ и такимъ образомъ оставался до тѣхъ поръ, пока въ Иверской обители узнавши о поступкѣ блаженнаго, присылали ему другую рясу, которая при первомъ же случаѣ переходила въ руки нищимъ.

Онъ по любви къ ближнимъ согласился по просьбѣ жителей острова Скопело оставить уединеніе и отправиться на ихъ островъ, гдѣ, по случаю великой смертности и неимѣнію священнослужителей при тамошней церкви, отправлялъ 8 лѣтъ церковное богослуженіе, постоянно бесѣдуя съ народомъ разными духовными поученіями; притомъ съ отеческою заботою занимался образованіемъ тамошняго юношества. Эти великіе труды раздѣляли съ нимъ его ученики: іеромонахъ Мелетій и монахи Іоасафъ и Симеонъ, которые вмѣстѣ съ нимъ прибыли сюда изъ Аѳона.

Наконецъ всеблагій Богъ, видя блаженнаго Іероѳея уже преуспѣвшимъ во всѣхъ добродѣтеляхъ, и какъ зрѣлый пшеничный плодъ, восхотѣлъ переселить его въ небесную Свою житницу, почему и открылъ ему скорую его кончину.

Блаженный Іероѳей, послѣ сего божественнаго откровенія, ожиданіе смертнаго часа пожелалъ встрѣтить въ ничѣмъ невозмутимой тишинѣ, а потому, взявъ съ собою вышепомянутыхъ трехъ своихъ учениковъ, удалился съ ними на необитаемый островъ Юра, куда обыкновенно ссылались на вѣчное заточеніе преступники. Здѣсь блаженный вскорѣ заболѣлъ и тихо отошелъ ко Господу, 13-го сентября, 1745 года, на 59 году отъ рожденія.

Іеромонахъ Мелетій съ другими учениками блаженнаго Іероѳея, погребши честно тѣло его, возвратились на Святую гору, а по прошествіи трехъ лѣтъ, по восточному обычаю, Мелетій отправился опять на островъ Юру за останками блаженнаго, изъ коихъ честную главу съ челюстями принесъ въ Иверскій монастырь, которыя и понынѣ хранятся и съ любовію почитаются въ сей обители.

Чрезъ нѣсколько времени, всесильный Богъ восхотѣлъ прославить чудесами Своего угодника, который отъ юности своей служилъ Ему въ преподобіи и правдѣ. Такъ, одинъ инокъ Иверской обители, именемъ Каллиникъ, въ бытность свою въ Константинополѣ, имѣлъ съ собою часть св. мощей преподобнаго Іероѳея. Въ томъ домѣ, въ которомъ остановился Каллиникъ, была больная женщина, которая, вслѣдствіе сильнаго воспаленія глазъ, лишилась совершенно зрѣнія, между тѣмъ боль продолжалась, и несчастная женщина отъ сильной боли приходила въ отчаяніе, но лишь только она больными глазами прикоснулась св. мощамъ, тотчасъ получила исцѣленіе. А другая женщина одержима была разслабленіемъ всего тѣла и три года лежала въ постелѣ, когда же поднесены были къ ней св. мощи преподобнаго и она съ вѣрою ихъ облобызала, немедленно получила совершенное здравіе. На самой же Святой горѣ многіе, страдавшіе различными болѣзнями, особенно зубною болью, и боримые плотскою страстію, чрезъ прикосновеніе къ св. мощамъ получали исцѣленіе, славяще Отца и Сына и Святаго Духа, единаго въ Троицѣ Бога, Емуже и отъ насъ грѣшныхъ буди честь, слава, поклоненіе и благодареніе, нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ, аминь.

Примѣчаніе:
[1] Изъ ΝέονἘκλόγιον.

Источникъ: Аѳонскій патерикъ или жизнеописаніе святыхъ, на Святой Аѳонской горѣ просіявшихъ. Часть II-я. — Изданіе седьмое, исправленное и переработанное, иждивеніемъ Русскаго Пантелеимонова монастыря на Аѳонѣ. — М.: Типо-Литографія И. Ефимова, 1897. — С. 160-166.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0