Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - пятница, 18 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.

ПАТЕРИКИ

АѲОНСКІЙ ПАТЕРИКЪ
или жизнеописаніе святыхъ, на Святой Аѳонской горѣ просіявшихъ.

Предисловіе.

Всему христіанскому міру извѣстно, что святая Аѳонская гора находится подъ особеннымъ покровительствомъ Пресвятыя Госпожи Дѣвы Богородицы, и что сіе мѣсто наречено Ея жребіемъ, какъ жребій Евангельскаго Ея слова. Истину эту всегда признавали православные; но ее признаютъ не только православные, но и иновѣрные и даже невѣрные. И безчисленные опыты доказывали и доказываютъ Богоматернюю любовь и нѣжный промыслъ о посвятившихъ себя на Аѳонѣ трудамъ подвижнической жизни. Всѣ также знаютъ, что, по державной Ея волѣ, это мѣсто остается и останется, какъ говорятъ мѣстныя преданія, до скончанія міра исключительнымъ жребіемъ мужескаго иночества. Съ давнихъ временъ Аѳонъ, и по законамъ царей земныхъ, державствовавшихъ въ православной Греціи до ея паденія, обреченъ исключительно пребыванію на немъ отшельниковъ [1]. Даже и послѣ разгрома Востока отъ нечестивыхъ сыновъ Агари, Святая гора грозными ихъ повелителями оставлена въ прежнихъ ея правахъ [2]. И съ тѣхъ поръ даже донынѣ, во всѣ дни пребыванія Востока подъ сокрушительнымъ игомъ магометанства, она остается собственностью иночества, и есть какъ-бы отдѣльный иноческій міръ, съ своими законоположеніями въ отношеніи къ нравственной и внѣшней его жизни, посреди господствующаго изувѣрнаго деспотизма чтителей ложнаго пророка Магометанскія власти, не касаясь правъ и преимуществъ Святой горы, обременяли и обременяютъ ея Обители только налогами. Такимъ образомъ, Святая гора, пребывая предметомъ материнской заботливости Приснодѣвы, какъ Ея наслѣдіе, и по человѣческимъ законамъ — достояніемъ иноческимъ, была во всѣ времена оплотомъ, убѣжищемъ и свѣточемъ православія, вертоградомъ, разсадникомъ, средоточіемъ православнаго монашества, училищемъ подвижвичества. И эта-то, столь знаменитая и достопамятная Гора почти по сю пору не имѣла отдѣльной, полной о себѣ исторіи; скажемъ болѣе, — ученые не только не написали о ней исторіи, но даже не согласились еще между собою о началѣ поселенія на ней иноковъ. Изъ грековъ, блаженной памяти славный и ученый святогорецъ Никодимъ [3], въ концѣ изданнаго имъ Номоканона (изд. въ листъ, въ Лейпцигѣ, 1800 года, стр. 549), сдѣлалъ о Святой горѣ нѣсколько замѣчаній: но какъ это только замѣчанія, то они мало объясняютъ бытъ Горы. По его изысканіямъ, Аѳонъ уже 15 почти вѣковъ продолжаетъ быть особымъ мѣстомъ, посвященнымъ исключительно на славословіе Божіе, и служитъ училищемъ благочестія и добродѣтели съ тѣхъ временъ, когда христіанская вѣра сдѣлалась на земномъ шарѣ господствующею. Напротивъ, другой ученый Святой горы, епитропъ Филоѳея, Ѳеодоритъ, въ своихъ запискахъ объ Аѳонѣ, начертанныхъ около двадцатыхъ годовъ настоящаго вѣка, основываясь на житіи преподобнаго Евѳимія (жившаго въ девятомъ вѣкѣ), видитъ на Святой горѣ до девятаго вѣка совершенную пустыню. Изъ нашихъ соотечественниковъ, писавшихъ о Востокѣ, знаменитый паломникъ Барскій, высказавъ довольно много подробностей объ Аѳонѣ, ничего не написалъ опредѣленнаго о первоначальномъ его бытѣ. Блаженной памяти святогорецъ, въ своихъ письмахъ о св. Аѳонской горѣ (см. письмо 4-е 1-й части), сдѣлавъ о ней нѣсколько замѣчаній, обѣщалъ составить впослѣдствіи полную исторію Аѳона, но обѣщанія свои унесъ съ собою во гробъ. А. П..., въ предисловіи къ своему указателю аѳонскихъ актовъ, могъ только сказать, что дѣловые свитки аѳонскіе уцѣлѣли съ десятаго вѣка; другіе изъ ученыхъ русскихъ, посѣтившихъ Аѳонскую гору, основываясь тоже на житіи преподобнаго Евѳимія, и соглашаясь съ рукописью помянутаго Ѳеодорита, до девятаго вѣка видятъ на Аѳонѣ тоже пустыню. Они говорятъ, что святой Евѳимій, пришедши съ Олимпа на Аѳонскую гору, нашелъ въ ней одного только подвижника, именемъ Іосифа. Одинъ Аѳонскій любитель «поминать дни древніе» (Псал. 142, 5), Іаковъ [4], не соглашаясь съ рукописью Ѳеодорита, дѣлаетъ на житіе святаго Евѳимія нѣсколько замѣчаній, опровергающихъ мнѣнія сего ученаго и доказывающихъ существованіе всельниковъ на Аѳонѣ еще прежде святаго Евѳимія, слѣдовательно до девятаго вѣка. Но такъ какъ, и безъ этихъ замѣчаній, изъ житія святаго Евѳимія ясно видно, что во время сего преподобнаго Аѳонская гора не была пустынею, и что подвизался въ ней не одинъ только Іосифъ, то мы, для краткости, при изложеніи жизнеописанія преподобнаго Евѳимія (смотр. его житіе) опустили замѣчанія Іакова. Кромѣ этихъ замѣчаній, въ запискахъ Іакова мы видѣли намеки, упоминающіе о ктиторствѣ на Аѳонѣ равноапостольнаго Константина, и свидѣтельствующіе о существованіи здѣсь иночества даже во время Ѳеодосія Великаго. Въ Νέον λειμονάριον встрѣтилось намъ житіе преподобныхъ Варнавы, Софронія и Христофора (память ихъ по греческому синаксарю, авг. 17). Изъ нихъ Варнава и Софроній, скончавшіеся въ началѣ пятаго вѣка, при посѣщеніи разныхъ святыхъ мѣстъ, были и на Аѳонской горѣ, видѣли въ ней монастырь Ватопедскій и другія обители. Это-то вышеизложенное несходство мнѣній ученыхъ касательно Святой горы и побуждало насъ всѣми способами убѣждать покойн. Іакова, или любаго изъ ученыхъ настоящаго времени здѣшнихъ грековъ, чтобъ они занялись составленіемъ полной, основательной исторіи Аѳона, и такимъ образомъ оставили полную по себѣ память, а не какъ другіе, — переселялись въ жизнь будущую, сдѣлавъ лишь нѣсколько замѣчаній о Святой горѣ. Однако, въ послѣднее время появилось въ литературѣ греческой и иностранной не мало сочиненій, относящихся къ исторіи Святой горы [5]. Также и въ русской литературѣ есть не мало сочиненій касающихся исторіи Святой горы [6]. Можно бы даже сказать, что и Святая гора дождалась наконецъ своей спеціальной исторіи, если бы сочиненіе преосвящ. Порфирія оказалось вполнѣ удовлетворительнымъ. Трудолюбивый и многоплодный авторъ «Христіанскаго Востока» — (покойный уже нынѣ) епископъ Порфирій (Успенскій) предпринялъ благодарный трудъ, написать такую исторію Святой горы въ поученіе всѣмъ почитателямъ Аѳона. Еп. Порфирій умѣлъ собрать и вывезъ съ Востока, и въ частности со Святой горы, много историческаго матеріала, частью помѣщеннаго въ изданныхъ имъ сочиненіяхъ, а частью ждущаго еще появленія въ свѣтъ. За обнародованный имъ сырой историческій матеріалъ наука будетъ ему всегда благодарна. Но въ тоже время надо съ сожалѣніемъ сказать, что и указанія покойнаго автора, а равно и предлагаемые имъ историческіе выводы, дѣлаемые будто-бы на основаніи несомнѣнныхъ фактовъ, часто страдаютъ неточностью, и, отличаясь большою оригинальностью, часто имѣютъ подъ собой не факты, а только богатую фантазію автора; почему и не могутъ быть признаны весьма близкими къ истинѣ. Неточность эта невыгодно рекомендуетъ сочиненія покойнаго епископа. «Древности» — по выраженію приснопамятнаго Московскаго святителя Филарета — «любятъ свидѣтельства, а не догадочныя заключенія» [7].

Еп. Порфирій († 1886 г.), начавъ свое изданіе «Исторіи Аѳона» еще въ 1877 году, довелъ ее при жизни только до тринадцатаго вѣка; оставался не обнародованнымъ самый интересный матеріалъ, относящійся къ исторіи «монашескаго» Аѳона. Этому своему труду самъ покойный авторъ придавалъ весьма важное значеніе, почему завѣщалъ Императорской Академіи Наукъ тщательно издать послѣ смерти приготовленныя имъ самимъ сочиненія. Такимъ образомъ, въ 1892 году Академія Наукъ выпустила въ превосходномъ изданіи этотъ посмертный трудъ покойнаго преосвященнаго Порфирія: — окончаніе «Исторіи Аѳона». Однако ожиданія и надежды какъ наши, такъ и всѣхъ интересующихся исторіей Святой горы, далеко не были удовлетворены этимъ окончаніемъ [8]. Вѣроятно и годы и здоровье покойнаго трудолюбиваго автора, а можетъ быть даже и недостатокъ матеріаловъ, не позволили должнымъ образомъ разработать предположенную имъ себѣ и, надо сказать, благодарную тему. Такъ что и опять Аѳону приходится ждать еще своей исторіи. А напечатанная Еп. Порфиріемъ, «аѳонская энциклопедія», — какъ называютъ нѣкоторые ученые сочиненія Еп. Порфирія объ Аѳонѣ, — будетъ служить подготовительной работой, сборникомъ матеріаловъ.

Не имѣя о себѣ вполнѣ удовлетворительной исторіи, Аѳонъ не имѣетъ и собранія жизнеописаній, въ которыхъ изображалось бы житіе просіявшихъ въ немъ святыхъ отцевъ, по крайней мѣрѣ болѣе извѣстныхъ [9]; по сю пору никто еще не занялся этимъ дѣломъ и не потрудился составить патерикъ, подобный нашему печерскому. Изъ нашихъ соотечественниковъ брался-было за это дѣло покойный святогорецъ, но предпріятіе его сошло съ нимъ въ могилу. Впрочемъ, обѣщанія его относительно аѳонскаго патерика отчасти оправдались и самымъ дѣломъ: изъ представляемыхъ теперь нами читающей публикѣ житій, нѣкоторыя принадлежатъ дѣйствительно его перу. Хотя эти труды оставлены намъ безъ окончательной отдѣлки, однако мысль и начало всякаго дѣла цѣнится высоко. Мало того, что на Святой горѣ нѣтъ собранія этихъ сельныхъ криновъ, въ разныя времена процвѣтавшихъ на пустынныхъ высотахъ заоблачнаго Аѳона, а теперь благоухающихъ въ обителяхъ Отца небеснаго, Святая гора скудна и историческими о нихъ записками. Даже и въ безцѣнныхъ для Церкви минеяхъ святителя ростовскаго, святаго Димитрія, мы видимъ только трехъ насельниковъ Аѳона: св. Аѳанасія, Петра и столь славно и полезно потрудившагося для Церкви, знаменитаго Паламу. Поэтому много нужно было трудовъ, чтобы собрать и эти скудныя крохи изъ обильнаго святогорскаго аскетическаго вертограда. Гдѣ будемъ искать причины такого важнаго недостатка? Ее можно, кажется, полагать частію въ простотѣ первоначальныхъ насельниковъ-иноковъ Святой горы, не обращавшихъ вниманія на важность и цѣну памяти о своихъ отцахъ-подвижникахъ для послѣдующихъ родовъ, и потому сохранявшихъ оную болѣе въ устныхъ преданіяхъ, нежели въ запискахъ; частію — въ особенномъ смиреніи здѣшнихъ святыхъ подвижниковъ, которые, какъ и всѣ ставшіе на истинную стезю подвижничества, не желали и не желаютъ быть славимыми отъ людей (см. житіе Нила Мѵроточиваго); частію — въ неоднократномъ разореніи Святой горы набѣгами варваровъ и латиновъ, когда библіотеки монастырей доходили до такой растраты, что рукописи и книги были разбираемы не томами, а выносились цѣлыми кипами [10]. Миръ и спокойствіе, или перевороты державъ много значатъ не только для политическаго значенія народовъ, но и для быта иноческаго; поэтому судьбы Аѳона всегда болѣе или менѣе соединены были съ судьбами Востока, и особенно Константинополя. Есть много и другихъ причинъ такого важнаго упущенія. Но намъ извѣстно, что Аѳонъ, съ его аскетами, всегда милъ и дорогъ всякому русскому сердцу. Поэтому, желая познакомить своихъ соотечественниковъ съ прославленными святою Церковію подвижниками Аѳона, мы рѣшились сообщить имъ нѣсколько сихъ криновъ изъ небеснаго сада, могущихъ благотворно облагоухать ихъ. Говоримъ: нѣсколько, — ибо всѣ ли жизнеописанія святыхъ подвижниковъ Аѳона помѣстили мы въ своемъ патерикѣ, за то хорошо не ручаемся. Патерикъ сей, въ первыхъ его изданіяхъ, мы излагали въ хронологическомъ порядкѣ, по вѣкамъ отъ Р. X. И, такъ какъ печальная для Церкви эпоха взятія Константинополя агарянами сама собою раздѣляетъ весь соборъ описанныхъ нами святыхъ на два, рѣзко различающихся періода, (что можно сказать не только объ аѳонскихъ, но и о всѣхъ святыхъ Церкви восточной); изъ которыхъ первый періодъ можно и должно назвать преподобническимъ, а второй — мученическимъ, то это давало намъ поводъ раздѣлить свой патерикъ на двѣ части, сообразно съ указанными періодами. Теперь однако, желая дать книгу болѣе удобную для постояннаго чтенія, мы рѣшились распредѣлить памяти святыхъ не по вѣкамъ, а по днямъ и мѣсяцамъ на цѣлый годъ. А въ концѣ книги, для любителей исторіи мы прилагаемъ «хронологическій указатель», и азбучный (алфавитный) списокъ именъ святыхъ нашего патерика. Касательно же памяти святыхъ, на Аѳонской горѣ просіявшихъ, надобно замѣтить, что, кромѣ дней, помѣчаемыхъ нами, или, что то же, празднуемыхъ всею православною Церковію, всѣ аѳонскіе преподобные прославляются Святою горою еще въ 1-ю недѣлю по недѣлѣ всѣхъ святыхъ; во 2-ю же по ней Аѳонская гора празднуетъ всѣмъ новымъ мученикамъ. Святымъ, на Аѳонѣ просіявшимъ, есть у насъ отдѣльная служба, составленная блаженной памяти Никодимомъ и отпечатанная въ Ермополѣ (въ 1847 году, и потомъ въ Аѳинахъ, въ 1869 г.). Служба эта переведена и на славянскій языкъ и отпечатана въ Будинѣ (въ 1810 г., а потомъ въ Царь-градѣ, въ 1862 г.). Есть также отдѣльная служба и святымъ новомученикамъ. И эта служба составлена тѣмъ же Никодимомъ святогорцемъ и помѣщена въ изданой имъ книгѣ: «Νέον Μαρτυρολόγιον», или «Новое собраніе повѣствованій о мученикахъ» (издана въ Венеціи, въ 1799 г., потомъ въ Аѳинахъ, въ 1856 г., см. стр. 219-270). Службы эти находятся на Востокѣ въ обще-церковномъ употребленіи, равно какъ и житія, помѣщенныя въ нашемъ патерикѣ. Почти всѣ они офиціально одобрены Вселенскою Константинопольскою Церковью. Въ «Собраніе синаксарей», или краткихъ житій святыхъ (Συναξαριστής Βενετία. 1819 г.), переведенное на новогреческій языкъ, исправленное и дополненное упомянутымъ уже нами святогорцемъ Никодимомъ, включены имена всѣхъ бывшихъ извѣстными ему новыхъ мучениковъ. Въ минеяхъ греческихъ, изданныхъ въ 1842-43 гг. въ Константинополѣ, послѣ тщательнаго разсмотрѣнія особою Коммиссіею и по благословенію святѣйшаго патріарха Германа и его синода, также поставлены имена сихъ мучениковъ на ряду съ именами древнихъ подвижниковъ вѣры и благочестія [11].

Нѣтъ сомнѣнія, что собранія эти не обнимаютъ сказанія о всѣхъ, запечатлѣвшихъ кровію истину своей вѣры въ сіи тяжкія для восточной Церкви времена ига агарянскаго, но и тѣхъ сказаній, какія сохранила благочестивая ревность боголюбивыхъ мужей, достаточно для того, чтобы свидѣтельствовать о крѣпости и силѣ благодатной жизни въ Церкви, столько вѣковъ томящейся подъ игомъ иновѣрнымъ и всегда представляющей новыхъ поборниковъ вѣры, готовыхъ стоять за нее до крове. Общеніе Церкви россійской съ Церквами Востока, составляющими вкупѣ съ нею единую, святую, соборную, Апостольскую Церковь дѣлаетъ и насъ причастниками славы мученичества, которою украшаются собратія наши на Востокѣ.

Сватая Аѳонская гора, Русскій монастырь,
                     1896 года, іюля 5.

Примѣчанія:
[1] Указат. аковъ св. горы Аѳонской, стат. 4, 1. 4.
[2] Смотри «Письма Святогорца о святой Аѳонской горѣ, ч. 1, письмо 5, и «Очеркъ путешествія по европейской Турціи» Григоровича, стр. 92, Каз. 1848.
[3] Издатели, въ началѣ составленнаго Никодимомъ собранія синаксарей, приложили краткое жизнеописаніе сего великаго мужа, принесшаго столько пользы Церкви греческой своими прекрасными произведеніями. Этотъ великій аскетъ, глубокій богословъ и славный писатель, свѣтило новѣйшихъ временъ для Церкви православной, былъ уроженецъ одного изъ Кикладскихъ острововъ, Наксоса (Νάξος). Въ юности своей, Николай воспитывался въ Смирнѣ и получилъ приличное образованіе въ эллинскомъ языкѣ; потомъ, бѣгая мірскихъ суетъ и смятеній, и имѣя пламенное стремленіе къ жизни иноческой, удалился на святую Аѳонскую гору, въ 1765 году. Здѣсь вступилъ онъ сначала въ братство обители сватаго Діонисія, гдѣ скоро удостоенъ былъ иноческаго ангельскаго образа, съ именемъ Никодима, и возведенъ на степень чтеца и писмоводителя обители; затѣмъ уединенно подвизался въ двухъ келліяхъ (послѣдняя его келлія, близъ Кареи, и донынѣ стоитъ, напоминая собою о знаменитомъ своемъ насельникѣ). При постоянныхъ подвижническихъ трудахъ и злостраданіяхъ, онъ, весь преданный занятію Божественнымъ Писаніемъ, чтенію святыхъ отцевъ и составленію душеспасительныхъ произведеній, не зналъ почти покоя ни днемъ, ни ночью. Наконецъ, истощившись въ силахъ отъ постоянныхъ и безмѣрныхъ аскетическихъ и ученыхъ трудовъ, знаменитый сей мужъ, послѣ кратковременной болѣзни, мирно отошелъ ко Господу въ 1809 году, іюля 14-го, будучи 60 лѣтъ отъ роду. Изданныхъ и неизданныхъ еще книгъ Никодима въ жизнеописаніи его помѣчается 47. Кромѣ того, имъ написано было безчисленное множество тропарей, икосовъ, цѣлыхъ службъ, или только каноновъ, похвальныхъ словъ различнымъ святымъ и другихъ мелкихъ сочиненій.
[4] Это тотъ самый Іаковъ, о которомъ говоритъ авторъ «Писемъ съ Востока» (см. ч. 1 стр. 412), что онъ отыскалъ въ мѣстныхъ аѳонскихъ источникахъ имя игумена, къ которому приходилъ основатель нашего русскаго иночества, святый Антоній. Іаковъ скончался въ 1875 г.
[5] Главнѣйшіе изъ нихъ: Μ. Ι. Γεδεὼν. Ὁ Ἄθως. Κωνσταντινούπολις. 1885 г. Die haupturkunden für die Geschichte der Athosklöster, von Meyeer. Leipzig. 1894.
[6] Нельзя умолчать объ этихъ трудахъ. И хотя нѣкоторые изъ нихъ, много обѣщая своими заглавіями, даютъ мало удовлетворительныхъ историческихъ свѣдѣній, но, какъ-бы то ни было всѣ эти писанія знакомятъ любознательныхъ съ Аѳономъ болѣе и болѣе. Изъ нихъ для интересующихся современною исторіею Святой горы можемъ рекомендовать недавно изданную книгу А. А Дмитріевскаго: «Русскіе на Аѳонѣ». Спб., 1895.
[7] Приб. къ Твор. св. отц. 1884 г. I. 330-333.
[8] См. обстоятельную рецензію на этотъ посмертный трудъ Еп. Порфирія, помѣщенную опытнымъ византинистомъ А. А. Дмитріевскимъ въ «Византійскомъ Временникѣ», т. I. 413-429. Спб. 1894 г.
[9] Можемъ указать съ благодарностью на недавно изданныя по древнимъ рукописямъ московской синодальной библіотеки, въ подлинномъ изложеніи, профес. И. В. Помяловскимъ житія свв. — Григорія Синаита, Спб. 1894 г. и Аѳанасія Аѳонскаго, Спб. 1895 г.
[10] Смотри «Письма съ Востока въ 1849-50 годахъ», ч. I, стр. 213. Утраты книгъ и рукописей отъ стороннихъ для Аѳона причинъ г. Григоровичъ не принимаетъ. См. его «Очеркъ путешествія по европейской Турціи», стр. 96; но на стр. 94-98 онъ говоритъ нѣсколько иначе.
[11] Въ честь всѣхъ преподобныхъ аѳонскихъ, въ русскомъ монастырѣ сооруженъ благолѣпный храмъ, при больничномъ корпусѣ.

Источникъ: Аѳонскій патерикъ или жизнеописаніе святыхъ, на Святой Аѳонской горѣ просіявшихъ. Часть I-я. — Изданіе седьмое, исправленное и переработанное, иждивеніемъ Русскаго Пантелеимонова монастыря на Аѳонѣ. — М.: Типо-Литографія И. Ефимова, 1897. — С. III-XI.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0