Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 23 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.

ПАТЕРИКИ

АѲОНСКІЙ ПАТЕРИКЪ
или жизнеописаніе святыхъ, на Святой Аѳонской горѣ просіявшихъ.

Октября 10.
Страданіе двадцати шести святыхъ преподобномучениковъ Зографскихъ — игумена Ѳомы и съ нимъ 21-го инока и 4 мірянъ.

Византійскій Импораторъ Михаилъ Палеологъ въ 1261 году успѣлъ неожиданно отнять у латинянъ Константинополь, завоеванный ими, но, какъ бы по роковой неизбѣжности, отъ нихъ же чаялъ спасенія уже небольшаго слабаго государства своего, которое громили турки, сербы и болгары; въ этомъ чаяніи рѣшился онъ соединить церкви восточную и западную такъ, чтобы первая подчинилась второй въ лицѣ папы, какъ главы всего христіанскаго міра. Ошибочно полагая, что только въ этомъ соединеніи онъ найдетъ спасеніе, Палеологъ съ ревностію старался привлечь къ своему безумному плану своихъ подданныхъ и убѣжденіями и крутыми насильственными мѣрами, но онъ встрѣтилъ сильное сопротивленіе со стороны своего народа и клира, а наипаче монастырей св. горы Аѳонской, въ которыхъ въ это время спасались, кромѣ грековъ, иноки грузинскіе, сербскіе, болгарскіе и русскіе. Святогорскіе отцы всѣ сообща отправили къ нему свое посланіе, въ которомъ основательно доказали, что ни первенство и главенство папы, ни поминовеніе его въ церквахъ, ни служеніе Евхаристіи на опрѣснокахъ, ни прибавленіе къ сѵмволу вѣры «и отъ Сына», не могутъ быть терпимы и, назвавъ Михаила еретикомъ, умоляли его оставить многотревожное и опасное предпріятіе. Они, между прочимъ, писали: «мы ясно видимъ, что ты еретикъ, но умоляемъ тебя: оставь все это и пребывай въ томъ ученіи, которое ты принялъ и которое ввѣрено тебѣ, зная, кѣмъ ты наученъ. Храни добрый залогъ и отринь не святыя новоученія ложнаго вѣдѣнія, прибавляющаго къ вѣрѣ догадки, да чрезъ тебя, съ тобою и съ Совѣтомъ твоимъ и мы со всѣми христіанами явимся въ день пришествія Господня, какъ православные и Богу любезные, и сподобимся вѣчнаго наслѣдія царствія небеснаго» [1].

Михаилъ Палеологъ, какъ извѣстно, не слушался Аѳонскихъ отцевъ. Напротивъ, не отступая ни передъ какими мѣрами къ утвержденію уніи, онъ особенно свирѣпствовалъ противъ монаховъ. Послѣ объявленія Ліонской уніи въ 1274 году послѣдовали казни на осуждавшихъ оную, а въ 1278 году былъ изданъ указъ вводить унію всѣми мѣрами насилія.

Римъ не довѣрялъ Михаилу, ибо и тамъ хорошо знали его двуличность и неискренность. Папы предъявляли ему требованія за требованіями съ цѣлію совершенно подчинить себѣ восточное православіе и, наконецъ, объявили Михаила отлученнымъ отъ церкви. Желая убѣдить папскихъ посланцевъ въ своей приверженности къ римской церкви, Михаилъ показывалъ имъ заключенныхъ въ темницу и содержимыхъ въ оковахъ за твердость въ православіи, своихъ родственниковъ, Андроника и Іоанна Палеологовъ, Мануила и Исаака Раулей. Послѣднихъ онъ даже ослѣпилъ вмѣстѣ съ другими подвижниками благочестія. Жестокость Михаила усиливалась подозрѣніемъ, что всѣ противники уніи готовы покуситься на низложеніе его съ престола, на который онъ восшелъ чрезъ преступленіе. Но всѣ его старанія и звѣрства были напрасны: онъ ни въ чемъ не успѣлъ.

Во время похода противъ Іоанна Дуки, князя Епирскаго, Михаилъ заболѣлъ и умеръ (въ декабрѣ 1282 г.) въ лагерѣ близъ города Верріи, не присоединенный къ церкви западной и отлученный отъ церкви восточной. Общее негодованіе за его жестокости и отвращеніе были такъ велики, что находившійся при немъ сынъ его Андроникъ не посмѣлъ совершить надъ нимъ царскаго погребенія, а велѣлъ ночью похоронить его въ близъ лежащемъ монастырѣ. А вдовствующая Царица Ѳеодора принуждена была обнародовать исповѣданіе, которымъ обѣщалась предъ Церковію никогда не поминать усопшаго супруга своего Михаила [2].

Такъ закончились старанія императора Михаила Палеолога. Къ этому времени относится и помѣщаемая ниже повѣсть о нашествіи на Аѳонъ папистовъ.

Примѣчанія:
[1] Посланіе аѳонцевъ къ Императору Михаилу Палеологу находятся въ рукописяхъ во многихъ библіотекахъ святогорскихъ обителей. Оно напечатано въ изд. Имп. Акад. Наукъ «Исторіи Аѳона» еп. Порфирія (см. ч. III, отд. 2, № 5, стр. 622-633), Спб. 1892. — Еп. Порфирій относитъ это посланіе къ 1272 году. Съ болѣе исправнымъ текстомъ помѣщено оно въ книгѣ: Δοκίμιον ἱστορικόν περὶ τοῦ σχίσματος τῆς Δυτικῆς Ἐκκλησίας ἀπὸ τῆς Ὀρθοδόξου Ἀνατολικῆς Καλλίστου Βλαστοῦ ἁγιορείτου Ἀθῆναι. 1896, стр. 97-111.
[2] Исповѣданіе это напечатано еп. Порфиріемъ въ его книгѣ: «Исторія Аѳона», изд. Имп. Акад. Наукъ (см. ч. III, отд. 2, стр. 644-645), Спб. 1892. А русскій переводъ его см. тамже, ч. III, отд. 1, стр. 113-114. См. также въ помянутой книгѣ — Δοκίμιον ἱστορικόν... Καλλίστου. Ἀθῆναι. 1896. стр. 113-114. О смерти Михаила см. «Странникъ» 1889 г., т. 2, стр. 179-181.

Источникъ: Аѳонскій патерикъ или жизнеописаніе святыхъ, на Святой Аѳонской горѣ просіявшихъ. Часть II-я. — Изданіе седьмое, исправленное и переработанное, иждивеніемъ Русскаго Пантелеимонова монастыря на Аѳонѣ. — М.: Типо-Литографія И. Ефимова, 1897. — С. 230-232.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0