Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 20 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.

ПАТЕРИКИ

АѲОНСКІЙ ПАТЕРИКЪ
или жизнеописаніе святыхъ, на Святой Аѳонской горѣ просіявшихъ.

Октября 6.
Страданіе святаго преподобномученика Макарія Новаго
[1].

Однажды Мануилъ, по порученію своего хозяина, пришелъ въ Бруссу за покупкою вещей, относящихся къ его ремеслу. Въ это время онъ встрѣтился на рынкѣ случайно съ отцемъ своимъ, который, схвативъ его насильно, повлекъ въ судилище, гдѣ заявилъ, что въ то время, когда онъ принималъ магометанскую вѣру, то и сей сынъ его обѣщался будто бы послѣдовать его примѣру; почему онъ и просилъ судью теперь присоедивить сына его къ магометанской вѣрѣ. Мануилъ, слыша столь дерзостную клевету своего отца, утверждалъ, что онъ не только не давалъ своему отцу такого обѣщанія, но и въ помыслѣ никогда не имѣлъ намѣренія отречься отъ истинной христіанской вѣры и принять ложную магометанскую. Но, однако, сколько несчастный юноша ни силился доказать свою правоту и нежеланіе принять мусульманскую вѣру, усердные слуги Магомета избили его и насильственнымъ образомъ совершили надъ нимъ обрѣзаніе.

Чрезъ нѣсколько дней послѣ обрѣзанія, Мануилъ скрылся изъ Бруссы и удалился на св. Аѳонскую гору, гдѣ, обошедши всѣ монастыри и скиты, онъ возлюбилъ скитъ св. Анны и здѣсь, подчинившись одному добродѣтельному и искусному въ иноческихъ подвигахъ старцу, началъ проводить жизнь въ постѣ, бдѣніи и молитвахъ, ревнуя во всемъ своему наставнику.

Проживши нѣсколько времени подъ руководствомъ старца, Мануилъ сталъ просить его постричь въ ангельскій образъ, на что старецъ охотно согласился и постригъ его съ именемъ Макарія. По принятіи ангельскаго образа, Макарій усугубилъ и иноческіе свои подвиги. Но сколько онъ ни удручалъ себя подвигами, душа его не была покойна: она страдала и приходила въ содроганіе отъ совершеннаго надъ нимъ турками гнуснаго обряда. Вслѣдствіе этой душевной скорби онъ проливалъ горькія слезы и невольное свое паденіе считалъ какъ бы происшедшимъ отъ собственнаго произволенія, а потому, при крайнемъ своемъ послушаніи старцу, онъ прилагалъ труды къ трудамъ и сокрушеннымъ сердцемъ въ смиренной молитвѣ просилъ милосердаго Бога простить ему невольное его паденіе.

И такимъ образомъ Макарій прожилъ въ скиту 12-ть лѣтъ, но сердце его все-таки не было покойно, ибо въ тайникахъ онаго гнѣздилось смущеніе, вслѣдствіе котораго не царилъ въ немъ вожделѣнный миръ и радость, которые посылаются отъ Бога истивнымъ подвижникамъ. Смущеніе, какъ бы густая туча, тяжелымъ слоемъ лежала въ его сердцѣ, чрезъ который не могъ проникнуть радостный лучъ примиренія его съ небеснымъ Творцемъ. Какъ видно, Промыслъ Божій благоволилъ даровать блаженному миръ совѣсти и радость чрезъ мученическій вѣнецъ, почему и вложилъ ему мысль вдать себя на мученіе, и мученическою кончиною примирить себя съ Нимъ.

Вслѣдствіе этого онъ сталъ просить у своего старца благословенія отпустить его въ Бруссу, гдѣ онъ невольно принялъ обрѣзаніе, и тамъ всенародно исповѣдать себя христіаниномъ, а Іисуса Христа истиннымъ Богомъ, и потомъ мученическою кончиною смыть мрачное пятно съ души своей. Но старецъ и слышать не хотѣлъ о его намѣреніи, выставляя ему на видъ то, что, не вдавая себя въ мученическій подвигъ, онъ можетъ и здѣсь, въ уединеніи, измыть всѣ свои нечистоты покаяніемъ, которое имѣетъ силу божественнаго крещенія.

Нѣтъ, честный отче, смиренно отвѣчалъ Макарій старцу, все то, что ты говоришь, истинно, и я вѣрю, что покаяніемъ заглаждаются грѣхи, но мой грѣхъ несравненно больше всѣхъ тѣхъ грѣховъ, для которыхъ положено долготерпѣливымъ Богомъ покаяніе. Мой грѣхъ такой, который только и возможно загладить мученіемъ. Притомъ меня устрашаютъ словá, сказанныя Спасителемъ въ Божественномъ Его Евангеліи: «кто отречется Меня предъ людьми, отрекусь отъ того и Я предъ Отцемъ Моимъ небеснымъ» (Матѳ. 10, 33). Итакъ, съ какимъ стыдомъ, я, несчастный, предстану на всемірномъ судѣ Христовомъ, имѣя на себѣ печать (обрѣзаніе) отреченія моего отъ вѣры въ Него? О, отче! трепещетъ во мнѣ сердце при мысли, съ какимъ безчестіемъ я буду отринутъ отъ лица Божія?!.. Да наконецъ, могу ли я, окаянный, быть увѣреннымъ, что я съ этой скверною печатью сопричтенъ буду съ избранниками Божіими! Нѣтъ, отче, увѣряю тебя, что я не буду покоенъ во всю мою жизнь, если не совершу моего намѣренія. Итакъ, умоляю тебя, окажи твою любовь: благослови меня на мученическіи подвигь и пролей твою теплую молитву ко Господу, дабы Онъ укрѣпилъ меня среди различныхъ мученій отъ враговъ Христовой Церкви, и сподобилъ бы мужественно скончать теченіе въ прославленіе христіанской вѣры, въ посрамленіе же лживаго пророка Магомета съ его послѣдователями.

Старецъ, видя непреклонность мысли святаго, и что въ душѣ его возжегся Божественный пламень, посовѣтовался съ другими опытными отцами, которые послѣ общаго совѣта рѣшили, отпустить Макарія на мученическій подвигъ. А потому, сотворивши объ немъ усердную молитву и напутствовавъ благословеніями, отпустили его въ путь.

Когда святый Макарій пришелъ въ Бруссу, въ это время встрѣтились тамъ съ нимъ турки, когда-то его знавшіе, которые, не смотря на то, что онъ былъ одѣтъ въ иноческую одежду, все-таки его узнали и, смотря на него, начали переговариваться между собою: кажется, этотъ монахъ тотъ самый человѣкъ, который назадъ тому нѣсколько лѣтъ отрекся христіанской вѣры и принялъ нашу, а теперь, какъ видно, обратился въ первую свою вѣру и сдѣлался монахомъ? Подозрѣніе ихъ вполнѣ оправдалось, когда они, подошедши къ нему, спросили его объ этомъ самого. — Да, отвѣчалъ святый, вы не ошиблись въ вашемъ предположеніи: я тотъ самый, который назадъ тому 12 лѣтъ вѣроломнымъ и насильственнымъ образомъ пріобщенъ въ вашу магометанскую вѣру, но такъ какъ я понялъ, что вѣра ваша ложная и скверная, то оставилъ ее и принялъ снова мою прежнюю истинную. Вѣрую всѣмъ сердцемъ моимъ въ Спасителя моего Іисуса Христа, вашего же пророка Магомета, обольстителя и обманщика, проклинаю, какъ виновника погибели многихъ народовъ, которые, по слѣпотѣ своей, увѣровали въ него и вмѣсто свѣта ринулись во тьму. Поэтому совѣтую и вамъ выйти изъ той непроницаемой тьмы вашей ложной вѣры въ Магомета и увѣровать въ истинный свѣтъ Іисуса Христа, дабы избѣгнуть вѣчныхъ мукъ и наслѣдовать вѣчную жизнь.

Нечестивцы, слыша хулу своей вѣры, схватили святаго Макарія и, нанося ему побои, повлекли въ судилище, гдѣ, представивши его предъ судьею, начали съ шумомъ и крикомъ обвинять его въ томъ, что онъ нѣсколько лѣтъ тому назадъ добровольно принялъ мусульманскую вѣру, найдя оную лучшею христіанской, но теперь опять увѣровалъ въ Распятаго, а великаго пророка нашего Магомета клянетъ и всячески поноситъ. Судья, выслушавши обвинителеи, ласково спросилъ святаго: другъ мой! вѣдь ты позналъ, что наша вѣра есть самая лучшая и принялъ ее добровольно, а теперь вдругъ отрекся отъ нея и сдѣлался монахомъ? Чтó это заставило тебя оставить нашу вѣру? Если тебя къ этому привела бѣдность, то увѣряю, что мы обогатимъ и предоставимъ тебѣ великія почести, только ты опять увѣруй въ великаго пророка Магомета; въ противномъ случаѣ предамъ тебя тяжкимъ мукамъ и на части раздроблю плоть твою.

Святый Макарій безбоязненно отвѣчалъ судьѣ: вѣры вашей я всегда гнушался, и теперь гнушаюсь и проклинаю; добровольно же оную я никогда не принималъ, а что вы насильственнымъ образомъ обрѣзали меня, то это знаютъ всѣ турки, бывшіе причастные этому дѣлу, и если ихъ заставить, чтобы они сказали истину, то увѣряю тебя, что они засвидѣтельствовали бы предъ всѣмъ міромъ, что меня насильно обрѣзали и что я не отрекался отъ вѣры въ Искупителя моего Господа Іисуса Христа и никогда не отрекусь отъ Источника жизни, чрезъ Котораго все живетъ и движется.

Судья видѣлъ, что къ обвиненію святаго Макарія нѣтъ ясныхъ доказательствъ, притомъ и самый внѣшній видъ его показывалъ, что онъ говоритъ истинно, а потому, посовѣтовавшись съ муллою, хотѣлъ отпустить его. Но приведшіе его турки никоимъ образомъ не соглашались выпустить его изъ своихъ рукъ, а потому съ безчинными криками и угрозами приступили къ судьѣ и сказали: куда же дѣвалось правосудіе? и какой же ты послѣ этого судья и послѣдователь великаго пророка Магомета? Ты долженъ распространять магометанскую вѣру и строго преслѣдовать тѣхъ, которые, принявши оную, опять обращаются къ бывшей своей вѣрѣ; а ты этимъ всѣмъ пренебрегаешь и отпускаешь этого отступника безъ всякаго наказанія. Итакъ, за твое нерадѣніе и бездѣятельность мы вынуждены будемъ донести на тебя царю.

Судья, убоявшись на себя доноса, сробѣлъ и, перемѣнивши милосердіе на свирѣпость, приказалъ святаго мученика повѣсить на висѣлицѣ подъ мышки такъ, чтобы одни только концы пальцевъ ногъ его могли касаться земли, и потомъ однажды въ день снимать его съ висѣлицы и бить палками. И такимъ образомъ страдалецъ Христовъ провелъ въ мукахъ 40 дней. Послѣ этого онъ позванъ былъ къ судьѣ, который, обратившись къ мученику, сказалъ: одумался ли ты послѣ столь жестокаго наказанія или продолжаешь стоять въ своемъ упорствѣ? Совѣтую тебѣ послушаться меня и увѣровать въ великаго пророка Магомета, за что получишь отъ насъ великія почести, иначе я вынужденъ буду предать тебя тягчайшимъ мукамъ.

Одного только и прошу у тебя, нечестивый судья, — отвѣчалъ святый мученикъ, — собери всѣ твои мучилищныя орудія, какія только тебѣ внушитъ навѣтникъ злобы — діаволъ, и прикажи меня мучить ими, но и тогда знай, что помыслъ мой будетъ твердъ и непоколебимъ въ моемъ вѣрованіи въ Іисуса Христа. Между тѣмъ увидишь, какое мужество и терпѣніе подаетъ Онъ рабамъ Своимъ, которые за исповѣданіе имени Его предъ вами, обольщенными, вступили въ борьбу съ отцемъ вашимъ діаволомъ!

Мучитель послѣ этихъ словъ пришелъ въ ярость и приказалъ св. мученика, связавши у него ноги, опустить внизъ головою въ сухой и мрачный колодезь и однажды въ день вытаскивать его, и послѣ наложенія довольныхъ ударовъ опять опускать въ оный. Въ такомъ мученіи доблестный воинъ Христовъ пробылъ 90 дней.

Господь, видя терпѣніе св. мученика Макарія, восхотѣлъ его утѣшить въ его страданіяхъ Своею благодатію. Такъ, въ одну ночь внезапно явился въ колодцѣ необычайный свѣтъ и затѣмъ разлилось райское благоуханіе и ангельское невидимое пѣніе. Въ то самое время при устьѣ колодца находился его отецъ отверженникъ, который наклонился посмотрѣть на столь необычайное чудо, видѣнное и слышанное имъ въ колодцѣ; но въ то самое мгновеніе, когда онъ наклонился, у несчастнаго выпали глаза изъ своихъ орбитъ, и онъ за свое вѣроломство получилъ достойное наказаніе, оставшись слѣпымъ на всю свою жизнь. Видя это чудо, находившійся вмѣстѣ съ св. мученикомъ Макаріемъ, одинъ турокъ, томившійся въ томъ же колодцѣ за какую-то вину, увѣровалъ во Христа, который впослѣдствіи за свое исповѣданіе былъ замученъ въ мѣстечкѣ Кютагіяхъ или Котіяхи.

Мучитель судья, узнавъ о чудѣ, случившемся въ колодцѣ, велѣлъ привести къ себѣ святаго. Когда приведенъ былъ узникъ Христовъ къ жестокому мучителю, тогда онъ спросилъ его:

Правду ли говорятъ, что въ нынѣшнюю ночь въ колодезь сходилъ свѣтъ, слышалось въ немъ пѣніе и исходило оттуда благоуханіе?

Да, правда, отвѣчалъ святый мученикъ. Кто вѣруетъ во Христа, тотъ не только можетъ увидѣть то, что случилось въ колодцѣ, но и другое гораздо большее сего, — и началъ было приводить ему примѣры отъ Св. Писанія, которому научился онъ на Святой горѣ, — что съ большимъ вниманіемъ слушали находившіеся въ судилищѣ магометане. Коварный мучитель, замѣтя общее вниманіе къ повѣствованію святаго, убоялся, чтобы и они не увѣровали во Христа, а потому приказалъ немедленно его обезглавить, чтó и было исполнено палачами, которые вывели мученика изъ Бруссы въ оврагъ, предварительно побили его камнями и затѣмъ отсѣкли ему голову. И такимъ образомъ мученикъ Христовъ Макарій чрезъ мечное посѣченіе получилъ вѣнецъ побѣдный отъ десницы Христа Бога, Емуже слава со Отцемъ и Святымъ Духомъ во вѣки, аминь.

Мощи св. преподобномученика Макарія оставались въ оврагѣ непогребенными нѣсколько дней. Во все это время по ночамъ сходилъ на св. мощи Божественный свѣтъ, который удостоились видѣть многіе благочестивые христіане, жившіе въ Бруссѣ. Нѣкоторые же изъ нихъ, движимые ревностію, пренебрегши страхомъ и опасностью, рѣшились въ одну ночь взять оныя изъ рва и тайпо погребли, а потомъ раздѣлили: честную главу мученика послали на св. Аѳонскую гору, въ скитъ св. Анны, гдѣ онъ приготовлялъ себя къ страдальческому подвигу; часть св. мощей взяла его родная мать и унесла на свою родину, гдѣ и положена она въ церкви Св. Троицы; остальную часть св. мощей оставили Брусскіе христіане, въ освященіе и храненіе себя ходатайственными его молитвами предъ престоломъ Божіимъ отъ нападеній враговъ Креста Христова, которая честно и съ благоговѣніемъ была положена въ церкви, въ особомъ ковчегѣ.

Святый преподобномученикъ Макарій пострадалъ 1590 года, октября 6 дня.

Примѣчаніе:
[1] Изъ Νέον Λειμονάριον.

Источникъ: Аѳонскій патерикъ или жизнеописаніе святыхъ, на Святой Аѳонской горѣ просіявшихъ. Часть II-я. — Изданіе седьмое, исправленное и переработанное, иждивеніемъ Русскаго Пантелеимонова монастыря на Аѳонѣ. — М.: Типо-Литографія И. Ефимова, 1897. — С. 219-227.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0