Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 23 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.

ПАТЕРИКИ

АѲОНСКІЙ ПАТЕРИКЪ
или жизнеописаніе святыхъ, на Святой Аѳонской горѣ просіявшихъ.

Октября 5.
Обрѣтеніе святыхъ мощей преподобнаго отца нашего Евдокима Ватопедскаго
[1].

Изъ нижеприведеннаго событія, бывшаго въ Ватопедскомъ монастырѣ, каждый долженъ убѣдиться, что дѣйствительно Богъ чудодѣйствовалъ и чудодѣйствуетъ чрезъ святыхъ Своихъ.

Въ сентябрѣ мѣсяцѣ 1841 года, при епитропѣ архимандритѣ Филаретѣ въ Ватопедскомъ монастырѣ производилась поправка обветшавшей братской усыпальницы, въ которой хранились кости отшедшихъ на вѣчный покой отцовъ и братій. Когда стали разбирать кровлю усыпальницы, то, по неосторожности рабочихъ, кровля обрушилась и завалило мусоромъ одинъ уголъ усыпальницы. Когда стали очищать усыпальницу, то вдругъ изъ мусора разнеслось необыкновенное благоуханіе, и чѣмъ болѣе разрывали мусоръ, тѣмъ сильнѣе разливалось благоуханіе. Вслѣдъ затѣмъ глазамъ работниковъ представился человѣческій остовъ, у котораго черепъ былъ обнаженъ и ничѣмъ не покрытъ, прочее же тѣло обвито хитономъ изъ бумажной матеріи. При дальнѣйшемъ разрытіи оказалось, что этотъ остовъ находился въ колѣнопреклоненномъ положеніи и лѣвымъ бокомъ прислоненъ къ стѣнѣ усыпальницы, руки были крестообразно сложены на груди, и подъ правою находилась небольшая икона Пресвятыя Богородицы. Всѣ кости остова плотно соединялись между собою сухими жилами и надкожною плевою. Это произошло въ среду, 1-го октября.

Объ этомъ открытіи тотчасъ дано было знать архимандриту Филарету и двумъ іерархамъ: митрополиту Адріанопольскому Григорію и архіепископу Смирнскому Хрисанфу, которые въ то время находились въ Ватопедскомъ монастырѣ на покоѣ. При видѣ остова, отъ котораго исходило благоуханіе, всѣ пришли въ удивленіе и хранили глубокое молчаніе. Наконецъ архіепископъ Хрисанфъ, обращаясь къ митрополиту Григорію и прочимъ братіямъ, собравшимся въ усыпальницѣ, сказалъ: «отцы святые и братія, что мы стоимъ и удивляемся тому, что видимъ и что обоняемъ! Внимайте, други, и благоговѣйте предъ десницею Всевышняго, который и изъ сухихъ костей угодника Своего источаетъ неоскудное райское благоуханіе! Кто другой кромѣ Бога нашего такъ помазалъ ихъ?! Отъ кого другаго это божественное благоуханіе?! Какъ могутъ кости и сгнившее тѣло сами по себѣ источать его?! Изъ Евангелія мы знаемъ, что Лазарь, пробывъ только четыре дня во гробѣ, издавалъ зловонія: смердитъ, сказано, четверодневенъ бо есть (Іоан. 11, 39). Такъ и быть должно, ибо самыя кости наши, по разрѣшеніи отъ плоти, отдаютъ землѣ нѣкую дань зловоніемъ, а сіи мощи неизвѣстнаго намъ угодника Божія источаютъ райское благоуханіе. Изъ этого не слѣдуетъ ли заключить то, что Духъ Божій, какъ при жизни обиталъ въ семъ угодникѣ, такъ точно и по смерти не оставилъ его. Итакъ, прославимъ Бога дивнаго во святыхъ Своихъ и почтимъ святаго Его угодника». Послѣ этого мощи святаго перенесли въ церковь святыхъ Апостоловъ, находящуюся при усыпальницѣ, и на другой день архимандритъ Филаретъ собралъ старшую братію и съ ними сталъ разсуждать о имени святаго, также и о томъ, какъ святыя сіи мощи обрѣлись въ усыпальницѣ среди множества другихъ костей.

Изыскивая имя святаго, всѣ желали наименовать его какъ нибудь сообразно съ обстоятельствами. Итакъ, общимъ мнѣніемъ рѣшили назвать святаго Евдокимомъ [2]. Если же святый угодникъ Божій считаетъ неприличнымъ прославиться подъ именемъ Евдокима, то да благоволитъ самъ объявить свое имя. И такимъ образомъ подъ сѵмволическимъ именемъ Евдокима и понынѣ чествуется и ублажается сей угодникъ Божій. — Касательно же того, какимъ образомъ обрѣлись въ усыпальницѣ мощи святаго, были разныя мнѣнія, изъ коихъ мнѣніе одного изъ братій, ученаго мужа Никифора, было одобрено всѣми. Онъ говорилъ такъ: «Святый угодникъ Божій предвидѣлъ часъ своей кончины и, никому ничего въ монастырѣ о томъ не сказавши, взялъ въ свои объятія икону Богоматери, и тайно исшедши изъ обители, вошелъ въ темное мѣсто усыпальницы, гдѣ думалъ лучше скрыться. Тамъ онъ, преклонивши колѣна, сказалъ: Господи! въ руцѣ Твои предаю духъ мой, и — отошелъ въ вѣчный покой». Это мнѣніе совершенно сообразно съ обстоятельствами: они убѣждаютъ, что дѣйствительно угодникъ Божій скончался такъ, какъ говоритъ Никифоръ. Ибо, если бы святый погребенъ былъ сначала внѣ усыпальницы, то неужели въ то время, когда его выкапывали изъ земли и переносили въ усыпальницу никто не ощущалъ отъ мощей благоуханія! Наконецъ, если видѣли его одѣтымъ и притомъ съ иконою, неужели бы умолчали о столь необычайномъ обстоятельствѣ?

Если же допустить, что святый былъ положенъ въ темномъ мѣстѣ усыпальницы, то для чего съ иконою, и почему онъ одинъ положенъ тамъ, тогда какъ всѣ усопшіе зарываются въ землю? Въ усыпальницу же складываются только однѣ кости почившихъ отцовъ, которыя вырываются изъ земли по прошествіи трехъ лѣтъ со дня погребенія усопшихъ [3]. Но изъ всего этого видно глубокое смиреніе святаго, который скрытно проводилъ добродѣтельную жизнь, не показывая своихъ добродѣтелей предъ людьми, а потому пожелалъ скрыть и свою праведническую кончину. Мало того, онъ и по смерти не захотѣлъ быть почитаемымъ отъ людей. Но Всемогущій Богъ, предъ Которымъ безъ награды не остается и чаша холодной воды, поднесенная жаждущему, не восхотѣлъ оставить въ совершенной неизвѣстности Своего раба, всю жизнь работавшаго Ему со страхомъ и трепетомъ, но прославилъ его и противъ его воли, и явилъ его добродѣтельную жизнь на пользу многимъ. Что же касается до времени, когда именно святый скончался, то съ точностію опредѣлить весьма трудно; но если взять во вниманіе количество костей, лежащихъ около святыхъ мощей, то надобно предполагать, что немного времени почивали тутъ мощи святаго, такъ какъ костей было не слишкомъ много. Между тѣмъ и зданіе усыпальницы, а равно и одежда святаго, судя по матеріалу и работѣ, относятся не далѣе, какъ къ первой половинѣ XVII столѣтія.

Общимъ также совѣтомъ положено совершить и бдѣніе, по случаю обрѣтенія сихъ святыхъ мощей, и тѣмъ воздать славу Богу, явившему Себя намъ въ этомъ чудѣ. Итакъ, въ вечеръ субботы, 4-го октября, мощи святаго Евдокима съ подобающею честію, благоговѣніемъ и приличнымъ псалмопѣніемъ были перенесены въ соборную церковь и, послѣ всенощнаго богослуженія и литургіи, съ честью положены въ святомъ алтарѣ 5-го октября въ день недѣльный [4].


Кратко описавъ обрѣтеніе святыхъ мощей преподобнаго Евдокима, мы не должны умолчать и о чудесахъ его. Изъ числа многихъ разскажемъ здѣсь только о двухъ, которыя совершились въ Ватопедѣ, и которыхъ мы были очевидцами (говоритъ составитель сказанія): У одного монаха, страдавшаго чахоткою, болѣзнь развилась на столько, что врачебныя средства уже не имѣли никакого дѣйствія. Вслѣдствіе безнадежнаго своего положенія больной обратился съ усердною молитвою къ преподобному Евдокиму. Когда онъ окончилъ молитву и немного забылся сномъ, вдругъ видитъ подошедшаго къ нему боголѣпнаго и сѣдинами украшеннаго монаха, который, давши ему малый сосудецъ, наполненный какою-то врачебною жидкостію, приказывалъ оную выпить. Когда больной выпилъ жидкость, явившійся налилъ ему во второй разъ той же самой жидкости. Послѣ этого больной обратился къ небесному посѣтителю и сказалъ: благодарю тебя, отче, за твое усердіе и любовь, которую ты оказалъ мнѣ и напоилъ жаждущаго. Въ это время онъ пробудился отъ сна и на самомъ дѣлѣ почувствовалъ себя, какъ бы только что сейчасъ пившимъ прохладительный напитокъ, отъ котораго получилъ совершенное исцѣленіе. Между тѣмъ онъ вспомнилъ и о своей молитвѣ къ святому и, приписывая свое исцѣленіе преподобному Евдокиму, бывшій больной принесъ ему достойное благодареніе и тотчасъ разсказалъ всей ватопедской братіи о бывшемъ чудѣ. Братія, видя предъ своими глазами здравымъ того, котораго назадъ тому нѣсколько часовъ обрекли на смерть, прославили Бога и Его святаго угодника.

Другое чудо было надъ ватопедскимъ же монахомъ Гавріиломъ, весьма искуснымъ врачемъ, у котораго случилось страданіе сѣдалищнаго нерва. Боль до того была нестерпима, что онъ не могъ ни сидѣть, ни повернуться на другой бокъ, а лежалъ въ постели безъ всякаго движепія; при этомъ были испытаны всѣ врачебныя средства, отъ которыхъ больной не получилъ облегченія. Видя жестокое страданіе больнаго, братія посовѣтовали ему обратиться съ молитвою къ преподобному Евдокиму и попросить его помощи. Больной согласился и сказалъ: если истинно, что святый Евдокимъ чудотворецъ и исцѣлитъ меня отъ жестокой болѣзни, — я для священной его главы устрою серебряную раку. Послѣ этого онъ погрузился въ тонкій сонъ и видитъ подошедшаго къ нему боголѣпнаго старца, походившаго на образъ св. Евѳимія Великаго, который, коснувшись рукою его бедръ, сказалъ: «твоя болѣзнь нисколько не опасна, а потому будь покоенъ, она скоро пройдетъ». — Что ты, старче, шутишь надо мною, отвѣчалъ Гавріилъ, развѣ не видишь, какъ я страдаю, и нахожусь въ безнадежномъ положеніи?

«Ну, будь же отъ сего часа здоровъ», сказалъ явившійся, и пошелъ отъ больнаго.

По пробужденіи, Гавріилъ увидѣлъ себя исцѣленнымъ отъ тяжкой болѣзни, но не могъ понять: во снѣ ли все то было или наяву, а потому спросилъ прислуживающаго ему брата: откуда тотъ старецъ, который сейчасъ разговаривалъ со мною? Когда же прислужникъ сказалъ: что онъ никого не видѣлъ и никто въ келлію не приходилъ, тогда Гавріилъ вспомнилъ, какъ онъ обращался съ молитвою къ преподобному Евдокиму, а равно и о своемъ обѣтѣ. А потому немедленно пожелалъ въ знакъ благодарности святому исполнить данный имъ обѣтъ; для этого вызванъ былъ мастеръ, которому и заказана серебряная рака на главу преподобнаго. А чтобы не утратилась память сего чудеснаго исцѣленія, то на ракѣ вырѣзали слѣдующія слова: «устроена сія рака для честной главы преподобнаго Евдокима монахомъ Гавріиломъ, котораго сей преподобный исцѣлилъ отъ тяжкой болѣзни». Молитвами преподобнаго отца нашего Евдокима, да избавимся и мы всѣ отъ встрѣчающихся съ нами недуговъ, душевныхъ и тѣлесныхъ, и да наслѣдуемъ Царствіе небесное. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Съ рукописи Ватопедскаго монастыря.
[2] Евдокимъ слово греческое, оно означаетъ «прославленный», или «данный по благоволенію», чтó ближе всего подходитъ къ этому событію, въ которомъ Богъ благоволилъ прославить сокровеннаго Своего угодника.
[3] На Аѳонѣ, какъ извѣстно, каждое тѣло, по истеченіи трехъ лѣтъ, вырывается изъ земли; оставшіяся кости отъ сгнившаго трупа омываются и потомъ складываются въ особо устроенное зданіе, которое и называется усыпальницею или гробницею. При усыпальницѣ всегда бываетъ церковь.
[4] Въ Ватопедѣ тогда же составлена и отдѣльная служба сему святому угоднику Божію, которая и совершается ежегодно 5-го октября.

Источникъ: Аѳонскій патерикъ или жизнеописаніе святыхъ, на Святой Аѳонской горѣ просіявшихъ. Часть II-я. — Изданіе седьмое, исправленное и переработанное, иждивеніемъ Русскаго Пантелеимонова монастыря на Аѳонѣ. — М.: Типо-Литографія И. Ефимова, 1897. — С. 212-218.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0