Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 23 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.

ПАТЕРИКИ

АѲОНСКІЙ ПАТЕРИКЪ
или жизнеописаніе святыхъ, на Святой Аѳонской горѣ просіявшихъ.

Ноября 12.
Житіе преподобнаго отца нашего Нила Мѵроточиваго
[1].

Cвятый и блаженный Нилъ, возсіявъ въ позднія времена, подвигами своими превзошелъ многихъ даже и древнихъ подвижниковъ. Новое доказательство, что добродѣтель, благочестіе и любовь къ Богу не опредѣляются временами и годами, но имѣютъ свое основаніе въ нашей волѣ и произволеніи.

Святый Нилъ былъ сынъ благочестивыхъ и православныхъ родителей, имѣвшихъ свое жительство въ Мореѣ или нынѣшней Греціи, въ селеніи, именуемомъ «святаго Петра», Законійской епархіи. Воспитаніе его ограничивалось предѣлами мѣста его рожденія. Въ раннихъ еще лѣтахъ лишился онъ своихъ родителей, но нашелъ ихъ въ дядѣ своемъ іеромонахѣ Макаріи. Этотъ дядя былъ бдительнымъ и искреннимъ надзирателемъ за всѣми движеніями ума и сердца сего будущаго сосуда благодати Святаго Духа. И нетщетными оказывались многозаботныя попеченія пѣстуна надъ его воспитанникомъ. Племянникъ, обладая прекрасными природными дарованіями, при неусыпномъ и искреннемъ о немъ стараніи дяди, оказывалъ быстрые успѣхи въ умственномъ и нравственномъ отношеніяхъ. Поэтому юный Нилъ, достигнувъ законнаго возраста, принялъ монашеское постриженіе и удостоенъ былъ рукоположенія во іеродіакона, а потомъ и во іеромонаха. Такимъ образомъ достопочтенный дядя и достойный его племянникъ единодушно подвизались подвигомъ добрымъ. Но сіи высокія и дѣвственныя души, бывъ уязвлены пламенною и всецѣлою любовію къ пресладкому Небесному Жениху, во славу Его, возгорѣли желаніемъ подвиговъ большихъ. Нашедши настоящее свое мѣстопребываніе недостаточнымъ для осуществленія такого пламепнаго своего желанія, они удалились изъ своего отечества и пришли на святую Аѳонскую гору. Посѣтивъ здѣшніе обители, скиты и пустыни, съ цѣлію обрѣсти мѣсто, удобное для безмолвія и высокихъ подвиговъ, наконецъ пришли они въ одно мѣсто, издревле называемое Святые Камни. Это мѣсто тогда было еще пусто и не заселено, такъ какъ отличалось чрезвычайною дикостію и безводностію. Блаженный Макарій и божественный Нилъ, нашедши его однакожъ весьма удобнымъ для глубокаго безмолвія и совершенно соотвѣтствующимъ святымъ намѣреніямъ, исполнились тою радостію, какую ощущаютъ обрѣтшіе многоцѣнное сокровище. Полные этой неподдѣльной радости, они явились въ Лавру и просили благословенія на владѣніе этимъ мѣстомъ [2] и на устроеніе тамъ келлій. Игуменъ Лавры [3] съ своею старшею братіею, видя чистоту и божественное желаніе просителей, которые и самою своею наружностію впушали къ себѣ почтеніе и уваженіе, съ радостію согласились на ихъ прошеніе и, въ знакъ своего согласія на то, дали имъ письменное увѣреніе. А священный Макарій, по обыкновенію Святой горы [4], внесъ въ Лавру небольшой денежный вкладъ, какъ дань дружбы. Получивъ такимъ образомъ право на владѣніе мѣстомъ, блаженные труженики приступили къ расчищенію его. Какихъ же стоило имъ это трудовъ; сколько при этомъ пролито ими поту! Но души, разженныя ревностію по Богѣ, не замѣчали своихъ трудовъ, и вскорѣ восталъ, какъ бы фениксъ, святый храмъ въ честь и славу Царя небеснаго, съ помѣщеніями при немъ для земныхъ ангеловъ, имѣющихъ славословить Его во дни и въ нощи. Скоро, по устроеніи келлій, божественный Макарій мирно почилъ о Бозѣ отъ бремени праведныхъ трудовъ своихъ, сдѣлавъ племянника своего наслѣдникомъ во всемъ и достойнымъ преемникомъ и правителемъ келлій.

Послѣ сего блаженный Нилъ, болѣе и болѣе разжигаясь пламенемъ любви къ Виновнику своего бытія, желая совершенной неразвлекаемости въ занятіи высочайшимъ предметомъ своей любви, какъ бы сказать, стремясь слить свою любовь съ превѣчною Любовію, находитъ и это мѣсто не совсѣмъ соотвѣтствующимъ святымъ стремленіямъ пламенной его души. Посему онъ отыскиваетъ другое, болѣе способное удовлетворить его стремленію, и поселяется въ немъ. Мѣсто это въ то время, по своей дикости, суровости и обилію наводящихъ ужасъ исполинскихъ скалъ и стремнинъ, было недоступно не только для людей, но и для имѣющихъ обыкновеннымъ прибѣжищемъ высокіе горы и камни (Псал. 103, 18) [5]. Отсюда само собою разумѣется, что для истинной любви къ Богу собственно нѣтъ опасностей и трудностей. Она ихъ вовсе не замѣчаетъ, если только всецѣло занята своимъ высокимъ предметомъ. Примѣръ тому — безчисленное множество мучениковъ, великомучениковъ и подвижниковъ, удивившихъ своими подвигами не только человѣковъ, но и Ангеловъ. Опасенія трудностей на стезѣ любви къ Богу выражаютъ еще неискренность и неполноту ея. Проникнутые ею всецѣло, предъ лицемъ неба и земли, они свидѣтельствовали, что ихъ ничто ни въ семъ, ни въ будущемъ вѣкѣ не можетъ разлучить отъ предмета пламеннои ихъ любви (Рим. 8, 38-39). Такъ и сего божественнаго труженика, блаженнаго Нила, что заставило презрѣть всѣ трудности и непріятности, даже самую опасность жизни? Всецѣлая любовь души его къ Богу.

Истинно любящіе Бога и живущіе по Богу всячески стараются скрывать свои добродѣтели, плачъ и слезы, опасаясь стрѣлъ тщеславія и похвалы людской, желаютъ, чтобъ умъ ихъ не былъ стѣсняемъ заботами о суетномъ и мірскомъ, но чтобы былъ постоянно устремленъ къ Богу. Такъ точно и божественный Нилъ, желая, чтобы и самые сподвижники не слышали сердечныхъ его воздыханій и молитвъ къ Богу, и не видѣли подвиговъ и слезъ, чтобы умъ его и сердце постоянно заняты были Богомъ, чтобы можно было всегда себя посвятить Богу и чтобы никто не могъ прерывать небесныхъ его упражненій, нашелъ мѣсто для своего уединенія, неприступное почти ни для какого живаго существа, нашелъ и, не обращая вниманія на невыразимыя трудности и даже опасности жизни, поселился въ немъ. А поселившись, мужественно терпѣлъ онъ до конца своей жизни всякую тѣсноту и бѣдствіе, презрѣвъ всякое тѣлесное упокоеніе и человѣческое утѣшеніе. Какіе же подвиги видѣла пещера, вмѣстившая сего мужественнѣйшаго подвижника! Коликимъ она оросилась изліяніемъ теплыхъ слезъ плакавшаго по Богѣ день и ночь! Какой борьбы съ демонами и какихъ побѣдъ надъ ними была она свидѣтельницею! И послѣ побѣдъ надъ темными силами, коликими она освятилась небесными видѣніями и ликостояніями Ангеловъ, являвшихся сюда для утѣшенія равноангельскаго подвижника! Всего этого хорошо мы не знаемъ; это извѣстно только Всевѣдцу. Но для насъ и одно мѣсто его подвиговъ есть безмолвный и громогласный проповѣдникъ о величіи ихъ; не менѣе того свидѣтельствуетъ о томъ же и прославленіе потомъ мертвенныхъ священныхъ его останковъ.

Вотъ настало время и окончанія земныхъ злостраданій сего славнаго подвижника, и упокоенія его тамъ, гдѣ ни плача, ни вопля, ни болѣзни не будетъ ктому (Апок. 21, 4). Умерщвлявшій по вся дни свое тѣло безболѣзненно отдаетъ общій долгъ смертности и отходитъ къ Тому, Коего душа его желала отъ юности, возносясь на небеса въ пѣснопѣніяхъ и дориношеніи Ангеловъ. Въ тѣснѣйшей своей пещерѣ, ознаменованной и освященной столькими дивными подвигами, онъ мирно предалъ въ руцѣ Божіи мирный свой духъ. При ней же братія его келліи благоговѣйно предали землѣ многопобѣдное и многотерпѣливѣйшее его тѣло. А чудный во святыхъ Своихъ великодаровитый Мздовоздаятель, славно прославляющій славящихъ Его, въ вѣрное и ясное свидѣтельство чистой и божественной жизни сего высокаго подвижника, прославилъ его тѣмъ, что изъ гроба его впослѣдствіи начало истекать благовонное мѵро съ цѣлительными силами. Мѵро это, какъ свидѣтельствуетъ преданіе, текло въ такомъ обиліи, что стекало внизъ по стремнинѣ даже до самаго моря [6]. И когда разнеслась о семъ слава всюду, стали во множествѣ стекаться сюда христіане отъ самыхъ отдаленныхъ странъ Востока, приставая своими каиками (лодками) ниже и прямо пещеры, чтобъ получить сего священнаго мѵра во исцѣленіе и освященіе души и тѣла. Отъ этого самого, говорятъ, и мѣсто, находящееся ниже пещеры Ниловой, названо καραβοστάσιον (кораблестояніе). Преподобный же съ того времени нареченъ мѵроточивымъ. При этомъ разсказываютъ, что ученикъ, оставшійся послѣ святаго Нила и бывшій очевидцемъ скромности и глубокаго смиренія своего старца при земной его жизни, не вынося молвы отъ множества стекающихся мірянъ, тревожившихъ покой Святой горы, будто бы рѣшился жаловаться своему прославленному старцу на него самого, что онъ, вопреки своимъ словамъ — не искать и не имѣть славы на землѣ, а желать ея только на небесахъ, — весь міръ скоро наполнитъ славою своего имени и нарушитъ чрезъ то спокойствіе Святой горы, когда во множествѣ начнутъ приходить къ нему для исцѣленіи: и это такъ подѣйствовало на святаго мѵроточца, что тогда же мѵро изсякло. Въ недавнее время нѣкоторые изъ кавсокаливскихъ отцевъ, получившіе исцѣленіе отъ различныхъ болѣзней чрезъ благоговѣйное молитвенное призываніе святаго въ помощь себѣ, по чувству святой благодарности рѣшились построить при его пещерѣ храмъ. 1815 года отъ Р. X. 7-го мая, было приступлено къ постройкѣ. Копая мѣсто для основаній храма, открыли незамѣчаемый дотолѣ сводъ, и вдругъ вышло изъ онаго неизреченное благоуханіе. Надрбно сказать, что до того времени, хотя всѣ были увѣрены, что гробъ преподобнаго и мощи его находятся при его пещерѣ, но никто не зналъ опредѣленно, въ какомъ именно мѣстѣ. Для непытливой вѣры достаточно было только знать, что тамъ находится чтимая ею святыня. Итакъ, разломавъ этотъ сводъ, нашли подъ нимъ безцѣнное сокровище — священныя мощи святаго, благоухавшія неизъяснимымъ райскимъ ароматомъ. Тотчасъ же сообщили объ этомъ Лаврѣ. Лавра немедленно послала туда іереевъ. Іереи, взявъ съ величайшимъ благоговѣніемъ изъ подъ свода святыя мощи, перенесли ихъ въ Лавру, гдѣ въ то время находился константинопольскій патріархъ блаженный Григорій V и участвовалъ при встрѣчѣ святыхъ мощей. Лавра, прилично украсивъ черепъ и челюсть святой главы, первый оставила у себя, положивъ его во святомъ алтарѣ вмѣстѣ съ другими святыми мощами, вторую же отослала въ келлію святаго Нила, во освященіе пребывающихъ тамъ и приходящихъ туда ради благоговѣнія къ святому и почитанія его памяти. Между тѣмъ оконченъ былъ устройствомъ и священный храмъ при пещерѣ святаго Нила. Онъ, сообразно съ пространствомъ мѣста, можетъ вмѣстить не болѣе 10 или 15 человѣкъ. Позади алтаря сего храма означено мѣсто, гдѣ былъ гробъ святаго.

Вотъ краткое описаніе жизни преподобнаго отца нашего Нила, который, какъ вѣрный рабъ и благодарный дѣлатель, послужилъ Владыкѣ и Богу нашему въ привременной жизни и прославилъ Его въ тѣлеси своемъ, умертвивъ душевредныя страсти и злыя похоти плоти, презрѣвъ всякое временное упокоеніе тѣла и даже самыя необходимыя его нужды. За что и всещедрый дародатель Богъ и прославилъ его здѣсь на землѣ, освятивъ временно злострадавшее его тѣло и давъ мертвеннымъ его останкамъ благодать исцѣленія недуговъ душевныхъ и тѣлесныхъ съ вѣрою къ нимъ притекающихъ; паче же онъ прославляется нынѣ на небесахъ, веселясь своимъ духомъ со всѣми святыми и съ Ангелами и наслаждаясь невечернимъ свѣтомъ и неизреченною красотою Тріѵпостаснаго Божества. Молитвами и ходатайствомъ преподобнаго отца нашего Нила да достигнемъ и мы въ мѣру возраста и исполненія Христова, и да сподобимся наслаждаться купно съ нимъ блаженною и не старѣющеюся жизнію. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Съ рукописи Лаврской келліи Нила преподобнаго.
[2] Оно находится въ области Лавры.
[3] Въ настоящее время Лавра идіоритмъ.
[4] Желающаго имѣть ясное понятіе объ обыкновеніи, соблюдаемомъ на Святой горѣ при покупкѣ кѣмъ-либо мѣстъ или келлій, также объ условіяхъ здѣшней келейной жизни и о различіи келлій отъ каливы и кавьи, просимъ прочитать объ этомъ въ «письмахъ Святогорца къ друзьямъ своим» (См. ч. I, письмо 13).
[5] Оно не болѣе было отрадно и во время посѣщенія Святой горы знаменитымъ нашимъ паломникомъ Барскимъ въ 1744 году. Вотъ что пишетъ онъ объ немъ: «отъ жилища, именуемаго Келія Безбрадаго, нижае мало, яко на верженіе камени, или далѣе, обрѣтается пещера, надъ великимъ, глубокимъ и ужаснымъ удоліемъ, въ ней же скиташеся нѣкій преподобный отецъ святогорскій Нилъ, идѣже и до нынѣ самая оная пещера, и храмъ во имя его именуется, и мощи его повѣствуютъ быти тамо предъ пещерою, подъ зѣло великимъ каменемъ, иже нерукосѣчно самъ сверху паде Промысломъ Божіимъ, во время, егда хотяху понести его мощи на иное мѣсто; путь же къ нему толь зѣло страшный и бѣдный, яко унываетъ сердце грядущаго по немъ. Поклонившися убо азъ тамо, умилися и помыслихъ, яко тѣснымъ и прискорбнымъ путемъ ходящіе спасаются, широкимъ же шествующіе погибаютъ, ибо по реченному: тѣсенъ есть путь и прискорбенъ вводяй въ животъ вѣчный; келій же или колибки тамо отнюдь нѣсть, жестокости ради и тѣснаго мѣста» (см. книгу новаго изданія: «Второе посѣщеніе св. Аѳонской горы Барскимъ», стр. 57). Мѣсто это и теперь необитаемо, и посѣщается съ довольною затруднительностію только чтущими памать высокаго Аѳонскаго подвижника XVI вѣка. Сто четырнадцать ступеней сводятъ пришельцевъ къ церкви, которяя воздвигнута въ небольшомъ объемѣ надъ могилою преподобнаго Нила. Отъ нея, близъ сѣверной стѣны, начинается подъемъ по 27 ступенямъ въ самую пещеру святаго Нила, изсѣченную въ отвѣсной скалѣ, надъ небольшимъ заливомъ. А на четверть часа ходу отъ этого мѣста, стоитъ келлія во имя всѣхъ святыхъ, называемая обыкновенно Ниловою, по храненію въ ней мощей преподобнаго Нила и по безмолвствованію тамъ сего угодника.
[6] Это будетъ въ отвѣсѣ сажень по крайней мѣрѣ 60.

Источникъ: Аѳонскій патерикъ или жизнеописаніе святыхъ, на Святой Аѳонской горѣ просіявшихъ. Часть II-я. — Изданіе седьмое, исправленное и переработанное, иждивеніемъ Русскаго Пантелеимонова монастыря на Аѳонѣ. — М.: Типо-Литографія И. Ефимова, 1897. — С. 349-356.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0