Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 23 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 24.

ПАТЕРИКИ

АѲОНСКІЙ ПАТЕРИКЪ
или жизнеописаніе святыхъ, на Святой Аѳонской горѣ просіявшихъ.

Декавря 5.
Житіе преподобнаго и богоноснаго отца нашего Нектарія, подвизавшагося въ скиту Карейскомъ въ келліи Архангаловъ, именуемой Ягари
[1].

Божественный Нектарій родился въ такъ называемой нынѣ Битоліи и нареченъ былъ при св. крещеніи Николаемъ. Когда турки намѣревались занять это мѣсто, мать преподобнаго, работая на гумнѣ, забылась краткимъ сномъ и видитъ Пресвятую Богородицу, повелѣвающую ей бѣжать тотчасъ съ мужемъ и дѣтьми и скрыться въ какой-нибудь невѣдомой странѣ, объявляя ей, что турки плѣнятъ область ихъ. Лишь только видѣніе кончилось, она объявила о семъ мужу, и они, нимало не медля, взяли дѣтей своихъ, оставили родину и скрывались до тѣхъ поръ, пока агаряне, плѣнивши Битолію, по расхищеніи и разграбленіи ея, не разсыпались для грабежа и неистовствъ по другимъ мѣстамъ. Такъ было спасено то благочестивое семейство предстательствомъ Богородицы, Которой съ того времени оно съ особенною вѣрою, признательностію и любовію поручило себя.

Родитель Нектарія въ это время былъ уже преклонныхъ лѣтъ, а потому, съ согласія жены своей, оставилъ міръ и яже въ мірѣ и, взявъ съ собою Николая и другаго сына, удалился въ монастырь святыхъ Безсребренниковъ, находившійся близъ сосѣдственной горы въ окрестностяхъ Битоліи. Тамъ онъ принялъ ангельскій образъ, подъ именемъ Пахомія, и, благоугождая Господу, прилагалъ всевозможное стараніе о воспитаніи дѣтей, обучая ихъ страху Господню и утверждая въ правилахъ христіанской нравственности.

Такъ мирно текла жизнь его. Между тѣмъ, надобно сказать, что тамошніе христіане имѣли обыкновеніе удѣлять часть плодовъ и всѣхъ произведеній земли, по собственному усердію каждаго, въ пользу монастыря святыхъ Безсребренниковъ, гдѣ подвизался съ дѣтьми Пахомій. Такое приношеніе бывало каждогодно на память святыхъ безсребренниковъ Космы и Даміана. Однажды, когда такимъ образомъ совершалась память ихъ, и предложена была трапеза и приличное угощеніе, истощился запасъ винограднаго вина. Чтобъ очистить и вымыть опорожненный сосудъ, старецъ Пахомій, зажегши свѣчу, пошелъ на это послушаніе съ своими дѣтьми. Но лишь только взялся за сосудъ, чувствуетъ, что онъ еще не тронутъ и полонъ вина. На это чудо сошлись братія и всѣ прилучившіеся чтители памяти святыхъ Безсребренниковъ: вкусивши вина, они нашли, что вино чрезвычайно легко, ароматно и пріятно на вкусъ. Тогда всѣ прославили Бога, прославившаго симъ знаменіемъ святыхъ Безсребренниковъ. Между тѣмъ Николай, назидаясь образцами высокой иноческой жизни въ монастырѣ Безсребрениковъ и видя, что безмолвіе тамъ неудовлетворительно по причинѣ стекающихся мірянъ, удалился оттуда на Святую гору. Здѣсь онъ избралъ старца, именемъ Діонисія, опытнаго въ жизни духовной, и остался при немъ. Этотъ Діонисій, по прозванію Ягарисъ, былъ сынъ одного изъ знаменитыхъ въ свое время вельможъ константинопольскаго двора и, по любви къ Господу, презрѣлъ все, и поселился на Святой горѣ, подчинивъ себя водительству одного изъ аѳонскихъ старцевъ, именемъ Филоѳея.

Впрочемъ, Діонисій не вдругъ принялъ къ себѣ Николая. Онъ прежде представилъ его къ своему старцу Филоѳею, который, имѣя даръ прозорливости, прежде нежели Николай что-либо сказалъ о себѣ, назвалъ его и отца его по имени и съ любовію принялъ къ себѣ въ подвижничество.

Такимъ образомъ Николай, поселившись на Святой горѣ, вскорѣ принялъ иноческій образъ съ именемъ Нектарія и безусловно предалъ себя послушанію старческой волѣ и строгому исполненію великаго своего обѣта.

Напрасно врагъ добра — діаволъ возставалъ на него сначала помыслами, предубѣждая его противу старца и стараясь разлучить его съ нимъ, въ надеждѣ впослѣдствіи сокрушить его безъ огражденія старческихъ молитвъ и совѣтовъ. Вѣдь сатана знаетъ, что, пока послушникъ находится при старцѣ, трудно уловить его въ сѣти, такъ какъ онъ имѣетъ несокрушимый противу сего оплотъ — молитвы и наставлепія отеческія. Впрочемъ, неудача въ одной брани не затрудняетъ врага, неистощимаго въ вымыслахъ злобы: онъ нападаетъ на послушнаго Нектарія съ другой стороны. Старецъ Филоѳей, кромѣ Нектарія, имѣлъ еще ученика. Этого послѣдняго сатана до того озлобилъ и подвигъ на зависть и ненависть противъ Нектарія, что несчастный сталъ явно говорить Филоѳею и Діонисію, чтобъ прогнали Нектарія, иначе онъ или его убьетъ, или самого себя. Старцы трепетали отъ ужаса, слыша такіе демонскіе замыслы. Напрасно вразумляли они несчастнаго, убѣждали и молили его примирить свое сердце и подавить чувство злобы и зависти, напрасно грозили ему судомъ Божіимъ и геенною: онъ ничего не хотѣлъ слышать, но требовалъ исполненія своего желанія. Чтобъ уступить гнѣву, старцы предложили Нектарію удалиться отъ нихъ па малое время, пока завистливый братъ его придетъ въ чувство. Напутствуя Нектарія старческими молитвами, они отправили его къ тогдашнему Проту Святой горы, Даніилу, который принялъ его съ любовію и съ отеческою заботливостію наставлялъ и укрѣплялъ его въ подвигахъ иноческой жизни.

Во время пребыванія Нектарія у Прота, скончался въ глубокой старости боголюбивый Филоѳей. Тогда Діонисій Ягарисъ, не вынося безнравственнаго поведенія своего ученика, пригласилъ къ себѣ Нектарія въ сожитіе, какъ брата по духу, а несчастному предоставилъ искать другаго мѣста и другаго старца. Такимъ образомъ, Діонисій съ Нектаріемъ мирно проводили жизнь, питаясь отъ своего рукодѣлія и по силамъ помогая бѣднымъ; а тотъ несчастный братъ ихъ, не пришедши въ чувство смиренія и раскаянія, переходилъ съ мѣста на мѣсто, потомъ удалился въ міръ и тамъ, предавшись невоздержности, скончался жалкимъ образомъ среди народной площади, даже безъ обычнаго напутствія христіанскаго. Вотъ что значитъ братоненавидѣніе и зависть! Гибельныя слѣдствія ихъ въ полной мѣрѣ испытываетъ человѣкъ еще въ настоящей жизни и часто отходитъ въ вѣчность безъ всякой надежды спасенія! Надобно беречь себя отъ столь богоненавистныхъ пороковъ!

Наконецъ и блаженный Діонисій, послѣ многихъ скорбей и тѣсноты иноческои жизни, достигъ совершенства духовнаго и мирно отошелъ къ Господу. Потеря столь искренняго друга и отца сильно поразили Нектарія. Съ этой поры всѣ мысли его, желанія и надежды перенеслись въ загробный міръ. Желая скорѣе соединиться съ любимымъ и любящимъ его Господомъ и видѣться съ своими старцами, онъ посвятилъ себя всей строгости пустынныхъ подвиговъ: постъ и бдѣнія истощили тѣлесныя его силы, тогда какъ духъ его болѣе и болѣе мужалъ и окрылялся. Врагъ видѣлъ это и терзался. Наконецъ, какъ Іовъ, блаженный Нектарій былъ преданъ на испытаніе и искусъ. Чтобъ возбудить въ немъ чувство малодушія и жалобы, врагъ поразилъ его чрезвычайными болѣзнями тѣлесными: но истинный подвижникъ былъ непоколебимъ и, въ этихъ страдальческихъ искушеніяхъ очистившись, какъ злато въ горнилѣ, мирно предалъ духъ свои Господу. Это было въ 1500 году, 5 декабря. По истеченіи четырехъ лѣтъ, ученики его раскрыли его могилу, и райскій ароматъ разлился отъ святыхъ его мощей. Тогда же былъ устроенъ приличный ковчегъ, въ которомъ положены были мощи преподобнаго, съ изображеніемъ священнаго его лика на лицевой доскѣ, и ковчегъ поставленъ въ келейной церкви. Его молитвами да сподобимся и мы Царствія небеснаго. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Изъ Νέον Ἐκλόγιον.

Источникъ: Аѳонскій патерикъ или жизнеописаніе святыхъ, на Святой Аѳонской горѣ просіявшихъ. Часть II-я. — Изданіе седьмое, исправленное и переработанное, иждивеніемъ Русскаго Пантелеимонова монастыря на Аѳонѣ. — М.: Типо-Литографія И. Ефимова, 1897. — С. 401-405.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0