Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 23 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 22.

ПАТЕРИКИ

АѲОНСКІЙ ПАТЕРИКЪ
или жизнеописаніе святыхъ, на Святой Аѳонской горѣ просіявшихъ.

Августа 19.
Житіе преподобнаго и богоноснаго отца нашего Ѳеофана
[1].

Божественный Ѳеофанъ, такъ подвизаясь и свято управляя ввѣренною ему отъ Бога словесною паствою, долженъ былъ однако, по судьбамъ и цѣлямъ, вѣдомымъ только Верховному Распорядителю нашихъ судебъ, испытать посѣщеніе его однимъ злоключеніемъ. Онъ имѣлъ племянника — сына сестры своей. Племянника этого нечестивые агаряне плѣнили, отвезли въ Константинополь и тамъ обратили въ исламизмъ. Горько было святой душѣ Ѳеофана переносить это бѣдствіе; потому онъ немедленно отправился въ Константинополь и, при помощи Божіей, успѣлъ исхитить изъ рукъ нечестивцевъ несчастную жертву изувѣрства ихъ. Счастливо совершивъ это святое дѣло, онъ возвратился въ свой монастырь вмѣстѣ съ юнымъ своимъ племянникомъ, скоро послѣ того удостоилъ его иноческаго образа и сопричислилъ къ братству обители. Но отцы монастыря, боясь, чтобы не огласилось это дѣло и чтобы имъ не потерпѣть какихъ-нибудь бѣдствій отъ лютыхъ варваровъ — сыновъ погибели, за обращеніе людей изъ ихъ вѣры въ христіанскую, стали роптать на своего пастыря и питать негодованіе какъ на него, такъ и па племянника его. Святый, видя происходящее изъ-за него въ обители нестроеніе и подражая подвигоположнику — Христу, далъ мѣсто неправосудному гнѣву, и вмѣстѣ съ племянникомъ своимъ, бывшимъ для неразумныхъ камнемъ претыканія, удалился не только изъ обители Дохіарской, но даже со Святой горы, и прибылъ въ Веррію. Здѣсь, въ скитѣ Предтечи, онъ создалъ храмъ въ честь Богоматери, собралъ довольное число иноковъ, далъ имъ правила жизни, утвердилъ ихъ въ чинъ и ввелъ у нихъ прекрасный порядокъ. Послѣ сего божественный Ѳеофанъ, оставивъ здѣсь своего племянника, удалился одинъ въ Наусу. Тоже и въ Наусѣ, обрѣтши благоприличное мѣсто, воздвигъ онъ превосходный храмъ во имя и честь Архангеловъ и, построивъ монастырь, собралъ довольное число иноковъ, сдѣлался ихъ пастыремъ и отцомъ и, мудро руководя ихъ по труднымъ стезямъ подвижничества, велъ къ небесной нашей отчизнѣ. Проживъ здѣсь довольно времени, онъ возвратился въ созданную имъ въ Верріи первую обитель; ибо эти, созданныя имъ обители, считали его однимъ общимъ своимъ отцомъ. Достигши же наконецъ глубокой старости, долженъ былъ онъ, подобно всѣмъ смертнымъ, отдать необходимую дань природѣ. Предузнавъ по откровенію о своей кончинѣ, онъ созвалъ къ себѣ всѣхъ своихъ иноковъ, объявилъ имъ объ этомъ и вмѣстѣ утѣшалъ много плакавшихъ братій, обѣщая имъ никогда не разлучаться съ ними духомъ своимъ, и наконецъ мирно и покойно предалъ въ руцѣ Божіи мирный духъ свой.

Создатель и Промыслитель нашъ, Господь Богъ обѣщалъ прославлять прославляющихъ Его (1 Цар 2, 30): по неложному сему обѣщанію, Онъ благоволилъ прославить и сего, прославившаго Его своими ангельскими подвигами, богоносца нашего Ѳеофана, многими знаменіями и чудесами, какъ въ жизни его, такъ особенно по смерти. Скажемъ о нѣкоторыхъ изъ нихъ хотя кратко. Когда святый возвращался изъ Константинополя на Святую гору, случилось всѣмъ находившимся съ нимъ въ кораблѣ, за недостаткомъ прѣсной воды, терпѣть жажду; тогда онъ молитвою своею къ Богу соленую морскую воду превратилъ въ сладкую и сдѣлалъ ее годною для питья, — чѣмъ спасъ всѣхъ, бывшихъ на кораблѣ, отъ неминуемой смерти. Во время этого же плаванія онъ молитвою своею укротилъ разсвирѣпѣвшее и угрожавшее кораблю потопленіемъ море, — и вмѣсто разъяренной бури наступила тогда на морѣ невозмутимая тишина.

А по смерти святаго, силою молитвъ его совершались и теперь совершаются безчисленныя чудеса для всѣхъ, которые съ вѣрою приходятъ къ мощамъ его (и донынѣ находящимся въ Наусѣ) и съ любовію призываютъ его на помощь. Одинъ, мучимый бѣсомъ, бывъ при погребеніи святаго, отъ одного только благоговѣйнаго и съ вѣрою лобзанія честныхъ ногъ его избавился отъ этого лютаго мучителя. И потомъ не разъ лукавые эти мучители человѣка выходили изъ мучимыхъ ими отъ одного лишь благоговѣйнаго прикосновенія страдальцевъ къ мощамъ сего святаго.

Притомъ удивительно, что святый благоволитъ оказывать благодатную свою помощь не только вѣрнымъ, по и невѣрнымъ. Одинъ агарянинъ страдалъ проказою на головѣ. Много истратилъ онъ уже денегъ на врачей, въ надеждѣ исцѣленія, но не видѣлъ отъ нихъ никакой помощи: почему, оставивъ ихъ, пришелъ въ монастырь безплотныхъ (т. е. Ѳеофановъ) и попросилъ тамъ воды съ мощей святаго, и, — о чудо! — лишь только сею водою вымылъ свою голову, — проказа, какъ чешуя, спала съ головы его. И еще: одинъ изъ Битоліи, имѣя сухую правую руку, почти все свое имѣніе истощилъ на врачей для уврачеванія ея, но не получилъ отъ нихъ никакой пользы. Между тѣмъ одно только благоговѣйное его прикосновеніе къ мощамъ безмезднаго врача, преподобнаго отца Ѳеофана, сдѣлало больную его руку здравою, какъ и другая.

Нѣсколько разъ Науса спасалась отъ моровой язвы, а однажды отъ бездождія, благоговѣйнымъ призываніемъ на помощь святаго Ѳеофана. Избавленіе отъ моровой язвы получали и другія селенія чрезъ принесеніе туда мощей святаго.

Одна кровоточивая жена, много лѣтъ страдавшая этою лютою болѣзнію, безъ пользы истощивъ на врачей все свое состояніе, пришла въ монастырь святаго, — и лишь только выпила немного воды съ мощей его, тотчасъ же освободилась отъ несносной своей болѣзни.

Одинъ іеромонахъ въ обители безплотныхъ, видя великое множество притекающихъ къ мощамъ святаго Ѳеофана и досадуя на это, хотѣлъ скрыть мощи нѣгдѣ въ тайномъ мѣстѣ. Но, — о чудо! — за такое его намѣреніе тотчасъ же разслабѣли у него и лишились движенія руки и ноги. Ясно видя неблаговоленіе святаго быть мощамъ его отъ людей сокровенными, онъ раскаялся въ своемъ замыслѣ и тогда же получилъ исцѣленіе. А другой монахъ той же обители хотѣлъ было изъ честной главы святаго вынуть зубъ и имѣть его при себѣ изъ благоговѣнія: но и это было неугодно святому; ибо монахъ наказанъ былъ за то слѣпотою, — почему, раскаявшись въ своемъ замыслѣ, онъ оставилъ его, за что и получилъ отъ святаго исцѣленіе. Въ 1451 году въ крѣпости Веррійской одинъ христіанинъ принявъ вѣру агарянскую и бывъ облеченъ за то отъ не честивцевъ саномъ властительскимъ, сдѣлался неукротимымъ звѣремъ для чадъ Христовой Церкви. Христіане и особенно монастыри христіанскіе много претерпѣли отъ него бѣдъ. Всюду распространяя страхъ и трепетъ и злодѣяніямъ своимъ нигдѣ не встрѣчая препоны, преступный отверженникъ грозилъ напасть и на Наусу, преимущественно же разрушить монастырь Ѳеофана, а монаховъ въ немъ погубить. Въ самомъ дѣлѣ, онъ, окаянный, въ безумной своей злобѣ, дѣйствительно разграбилъ обитель его и многое въ ней разрушилъ; но тогда же насталъ и конецъ его звѣрству: — по молитвамъ оскорбленнаго имъ святаго, злой злѣ извергъ отступническую свою душу.

Безчисленное множество и другихъ преславныхъ чудесъ совершилось и теперь совершается святыми мощами преподобнаго этого отца для всѣхъ, съ вѣрою и благоговѣніемъ къ нимъ притекающихъ, во славу Бога и въ доказательство богоугодной жизни преподобнаго. — Посильнымъ подражаніемъ равноапостольному житію богоноснаго отца нашего Ѳеофана да сподобимся и мы всѣ вселиться и веселиться въ царствѣ неизреченнои славы и вѣчнаго блаженства. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Изъ книги, заключающей въ себѣ службу сему святому и жизнь его и отпечатанной въ Венеціи 1654 года.

Источникъ: Аѳонскій патерикъ или жизнеописаніе святыхъ, на Святой Аѳонской горѣ просіявшихъ. Часть II-я. — Изданіе седьмое, исправленное и переработанное, иждивеніемъ Русскаго Пантелеимонова монастыря на Аѳонѣ. — М.: Типо-Литографія И. Ефимова, 1897. — С. 153-158.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0