Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 26 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.

ПАТЕРИКИ

АѲОНСКІЙ ПАТЕРИКЪ
или жизнеописаніе святыхъ, на Святой Аѳонской горѣ просіявшихъ.

Августа 4.
Подвиги и страданія священномученика Космы Равноапостольнаго
[1].

Будучи еще міряниномъ, блаженный издавна имѣлъ въ сердцѣ своемъ сильное желаніе, всѣмъ тѣмъ, чему учился, послужить на пользу братій своихъ христіанъ, и часто говаривалъ: какую великую нужду въ Божіемъ словѣ имѣютъ братія мои, христіане! Поэтому, ученые должны стремиться не въ господскіе домы, не ко двору вельможъ и не для богатства и знаменитости расточать свою ученость, но, чтобы пріобрѣсти небесную награду и неувядающую славу, всего болѣе обязаны учить простой народъ, живущій въ великомъ невѣжествѣ и грубости. Но при всемъ такомъ желаніи, при всей пламенной ревности, горѣвшей въ его сердцѣ, о пользѣ многихъ, онъ съ другой стороны представлялъ и всю трудность дѣла Апостольской проповѣди и, какъ мужъ смиренномудрый и скромный, не отваживался самъ собою на это предпріятіе, не уразумѣвъ прежде Божія на то изволенія. Почему, желая извѣдать, угодно ли намѣреніе его Богу, онъ открылъ Божественное Писаніе и тотчасъ встрѣтилъ Апостольское изреченіе: никтоже своего си да ищетъ, но еже ближняго кійждо (1 Кор. 10, 24), то есть, пусть каждый ищетъ не того, что полезно для него самого, но что принесло бы пользу брату его.

Основавшись на этомъ, открылъ онъ свое намѣреніе духовнымъ отцамъ и, получивъ отъ нихъ позволеніе, отправился въ Константинополь для свиданія съ роднымъ своимъ братомъ, учителемъ Хрисанѳомъ, у котораго сталъ учиться особенному риторскому искусству правильнаго собесѣдованія. Здѣсь объявилъ онъ мысль свою благоговѣйнымъ архіереямъ и дидаскаламъ и, слыша, что всѣ единогласно побуждаютъ его приступить къ этому дѣлу Божію, онъ взялъ письменное дозволеніе у патріарха Серафима II. Блаженный началъ проповѣдывать Евангеліе Царствія небеснаго сперва въ церквахъ и селеніяхъ константинопольскихъ, потомъ отправился въ Навпактъ, въ Врахори, въ Мисолонги и въ другія мѣста, а оттуда снова пришелъ въ Константинополь. Затѣмъ, испросивъ совѣта у тогдашняго патріарха Софронія и, получивъ отъ него снова дозволеніе и благословеніе, началъ еще съ бóльшею горячностію и ревностію проповѣдывать слово Евангелія. Обошелъ почти всѣ придунайскія княжества и, научивъ христіанъ приносить покаяніе и творить дѣла достойныя покаянія, возвратился на Святую гору въ лѣто 1775-е. Посѣщая тамошніе монастыри и скиты, онъ говорилъ поученія отцамъ и провелъ нѣсколько времени въ чтеніи божественныхъ отеческихъ книгъ. Но такъ какъ отъ любви, какою сердце его (какъ самъ онъ неоднократно говорилъ о томъ многимъ отцамъ) пламенѣло къ пользѣ христіанъ, не могъ онъ медлить долѣе; то удалился со Святой горы и, начавъ съ селеній въ окрестностяхъ ея, продолжалъ проповѣдывать въ Ѳессалоникѣ, въ Верріи и во всей почти Македоніи, прошелъ области Химару, Акарнанію, Этолію до самой Арты и Привезы, а оттуда отплылъ на острова: святую Мавру и Кефалонію. И гдѣ ни проходилъ блаженный, вездѣ было великое стеченіе христіанъ, которые съ умиленіемъ и благоговѣніемъ внимали благодати и сладости словесъ его, а это сопровождалось исправленіемъ нравовъ и духовною пользою. Ученіе его, подобно ученію рыбарей, было весьма просто, спокойно и кротко, чѣмъ и доказывалось несомнѣнно, что оно исполнено благодати кроткаго Утѣшителя Святаго Духа. Особливо же на островѣ Кефалоніи священный этотъ учитель сѣяніемъ божественнаго ученія произвелъ великій душеполезный плодъ.

Между тѣмъ и Богъ свыше споспѣшествовалъ ему и утверждалъ слово его знаменіями и чудесами, какими утверждалъ нѣкогда проповѣдь и святыхъ Своихъ Апостоловъ. На островѣ томъ былъ одинъ бѣдный портной, у котораго съ давнихъ лѣтъ правая рука была суха и не дѣйствовала. Притекши къ святому, этотъ мастеровой просилъ исцѣлить его. Блаженный далъ ему такой совѣтъ, чтобы онъ приходилъ и съ благоговѣніемъ слушалъ проповѣдь, и тогда Богъ умилосердится надъ нимъ. Сухорукій послушался сего совѣта и едва выслушалъ проповѣдь святаго, на другой же день совершенно исцѣлился. Другой разслабленный, услышавъ о такомъ необычайномъ происшествіи, велѣлъ, чтобы во время проповѣди блаженнаго приносили его туда на одрѣ, и чрезъ нѣсколько дней сталъ совершенно здоровъ, славя Бога и благодаря святаго. И въ крѣпости Ассѣ былъ одинъ благородный человѣкъ, страдавшій жестокимъ недугомъ въ ушахъ, такъ что съ давнихъ лѣтъ почти лишенъ былъ слуха. Съ благоговѣніемъ и вѣрою пришедши туда, гдѣ училъ святый, онъ скоро сталъ ясно слышать и съ того времени не чувствовалъ уже болѣзни. Въ Кефалоніи есть селеніе, называемое Куруни. Проходя этимъ селеніемъ въ лѣтнее время, святый ощутилъ на пути жажду и попросилъ воды изъ находившагося тамъ по близости безводнаго колодезя; жители говорили, что въ колодезѣ воды нѣтъ, но ради послушанія пошли, достали со дна колодезя нѣсколько грязи и земли съ водою и принесли ее. Святый, взявъ ее въ уста свои, испилъ немного и съ того времени колодезь тотъ, къ удивленію, сталъ источать чистую воду и всегда былъ полонъ зимою и лѣтомъ, даже содѣлался цѣлебнымъ отъ многихъ недуговъ.

По причинѣ множества народа, не вмѣщавшагося ни въ какой церкви, Косма по необходимости проповѣдывалъ внѣ селеній въ полѣ. Посему имѣлъ онъ обычай напередъ объявлять, гдѣ хотѣлъ остановиться и говорить проповѣдь: въ томъ мѣстѣ приготовляли и ставили большой деревянный крестъ; потомъ, при древѣ креста утвердивъ каѳедру, Косма восходилъ на нее и училъ; по окончаніи же проповѣди, каѳедру бралъ онъ съ собою, куда шелъ далѣе, а крестъ оставался на мѣстѣ во всегдашнее напоминаніе о его проповѣди. И гдѣ были поставлены эти кресты, тамъ Богъ являлъ впослѣдствіи много чудесъ. Такъ, среди аргостольскаго торжища, на томъ же островѣ Кефалоніи, у одного креста, оставленнаго святымъ, открылся чудесный источникъ, никогда не оскудѣвающій водою.

Съ Кефалоніи блаженный переправился на островъ Закинѳъ, въ сопровожденіи болѣе нежели десяти судовъ, наполненныхъ благоговѣйными кефалонянами. Но здѣсь благословенный сей проповѣдникъ не умѣлъ успѣха и потому преподавалъ ученіе недолго. Отсюда возвратился онъ опять на Кефалонію и пошелъ въ Корифы, гдѣ съ честію былъ принятъ всѣми, особенно же тамошнимъ княземъ. А такъ какъ собралось туда великое множество и изъ прочихъ селеній слушать проповѣдь святаго, то начальники города, боясь, какъ бы въ иныхъ не возбудилась зависть къ нему, стали просить его скорѣе удалиться. Поэтому, чтобы не быть причиною соблазновъ и смятеній въ народѣ, Косма перешелъ оттуда на материкъ въ Албанію, въ селеніе, называемое «Сорокъ святыхъ», и тамъ сталъ учить христіанъ, посѣщая мѣста, гдѣ было болѣе грубаго невѣжества, гдѣ благочестіе и жизнь христіанская подвергались опасности совершенно утратиться, гдѣ люди предавались множеству худыхъ дѣлъ: убійствамъ, татьбѣ и тысячамъ другихъ беззаконій, и своими пороками постепенно дѣлались иногда хуже нечестивыхъ. Въ такихъ одичавшихъ и огрубѣвшихъ сердцахъ христіанскихъ священный Косма посѣвалъ сѣмя слова Божія и, при содѣйствіи Божіей благодати, стяжалъ много великихъ плодовъ: свирѣпыхъ сдѣлалъ кроткими, разбойниковъ добрыми, безжалостныхъ и немилосердыхъ милосердыми, неблагоговѣйныхъ благоговѣйными, невѣжественныхъ и непонимавшихъ ничего божественнаго обучилъ и побудилъ ходить къ святымъ службамъ, однимъ словомъ, закоснѣвавшихъ въ грѣхахъ привелъ къ искреннему покаянію и исправленію. Потому всѣ стали говорить, что въ ихъ время явился новый Апостолъ.

По наставленію его, вездѣ, и въ большихъ и въ малыхъ селеніяхъ, заводимы были училища, въ которыхъ дѣти даромъ обучались священнымъ письменамъ, чрезъ что утверждались въ вѣрѣ и благочестіи и руководились къ добродѣтельной жизни. По его же убѣжденію, богатые купили болѣе четырехъ тысячъ большихъ мѣдныхъ купелей, и во всегдашнее по себѣ поминовеніе роздали ихъ по церквамъ, для благоприличнаго крещенія въ нихъ христіанскихъ дѣтей. Подобно сему Косьма и всѣхъ, кто имѣлъ способы, убѣждалъ покупать отеческія книги, христіанскія поученія, четки, малые кресты, головныя покрывала, гребни. Книги раздавалъ онъ въ подарокъ тѣмъ, которые знали грамоту, или обѣщались учиться; покрывалами (которыхъ было куплено свыше сорока тысячъ) надѣлялъ женщинъ, чтобы они ходили съ покрытыми головами; гребни давалъ людямъ, обѣщавшимся не брить волосъ на головѣ [3] и жить добродѣтельно, по-христіански; четками и крестами (которыхъ куплено болѣе пятидесяти тысячъ) обдѣлялъ простой народъ, приказывая всякому молиться за вкладчиковъ.

Блаженнаго Косму сопровождали до сорока или пятидесяти іереевъ. Когда намѣревался онъ изъ одной области перейти въ другую, тогда приказывалъ христіанамъ прежде исповѣдываться, поститься, совершать бдѣніе при множествѣ горящихъ свѣтильниковъ. Для сего были у него устроены деревянные подсвѣчники, изъ которыхъ на каждомъ можно было поставить до ста свѣчъ; подсвѣчники эти разбирались, и онъ переносилъ ихъ съ собою съ одного мѣста на другое. Свѣчи всѣмъ раздавались даромъ; іереи совершали освященіе елея; всѣ христіане были помазуемы; въ заключеніе же Косма говорилъ проповѣдь. А такъ какъ народъ слѣдовалъ за нимъ во множествѣ, по двѣ и по три тысячи человѣкъ, то съ вечера приказывалъ онъ приготовлять по нѣскольку мѣшковъ съ хлѣбомъ и котловъ съ вареною пшеницею тамъ, гдѣ надлежало собраться народу; потомъ отправлялись туда въ путь, и такимъ образомъ всѣ пользовались приготовленною пищею, и молились за живыхъ и за умершихъ.

Богъ и въ Албаніи, какъ въ другихъ мѣстахъ, совершилъ чрезъ блаженнаго много чудесъ. Одинъ чиновный турокъ, побуждаемый или евреями, или бѣсомъ, возымѣлъ такую ненависть къ святому, что однажды, сѣвъ на коня, пустился за нимъ вслѣдъ, съ намѣреніемъ догнать и сдѣлать ему зло, но конь на бѣгу сбросилъ турка на землю, и онъ расшибъ себѣ правую ногу; воротившись же домой, нашелъ онъ умершимъ своего сына: поэтому, раскаялся, послалъ къ святому письмо и просилъ у него прощенія. Первые аги изъ филіатовъ отправились видѣть святаго и слышать его проповѣдь: тогда было лѣто, и они остановились на ночлегъ среди поля; вотъ, около пяти часовъ ночи видятъ, что небесный свѣтъ, подобно облаку, покрываетъ то мѣсто, гдѣ пребывалъ святый, о чемъ сами разсказывали христіанамъ. Поэтому утромъ, пришедши къ святому, аги не устами только, но отъ всего сердца просили его помолиться о нихъ. Еще одинъ чиновный турокъ страдалъ жестокою каменною болѣзнію. Услышавъ о святомъ, послалъ онъ раба своего пригласить Косму, чтобы пришелъ онъ и помолился о немъ, ибо надѣялся, что по молитвѣ святаго Богъ исцѣлитъ его. Святый не соглашался идти, отзываясь, что онъ человѣкъ грѣшный. Турокъ въ другой разъ прислалъ раба съ сосудомъ воды и велѣлъ просить святаго, чтобы благословилъ воду. Тогда святый, видя великое благоговѣніе турка, далъ ему двѣ заповѣди: не пить водки и раздать бѣднымъ десятую часть своего богатства; турокъ обѣщалъ исполнить это. Косма благословилъ воду, больной сталъ пить ее и въ сорокъ дней совершенно исцѣлился, а послѣ того подавалъ великія милостыни.

Противъ Фанари, на мѣстѣ называемомъ Лукуриси, владѣвшій тѣмъ мѣстомъ, турокъ, видя крестъ, поставленный святымъ по сказанному выше обычаю, что, то есть, онъ говорилъ тамъ проповѣдь, взялъ его и понесъ къ себѣ въ домъ съ намѣреніемъ въ сторожкѣ своего виноградника сдѣлать изъ него двѣ ножки къ кровати. Вдругъ, о чудо! съ туркомъ дѣлается страшное какое-то потрясеніе: не въ силахъ онъ устоять на ногахъ, падаетъ на землю, долгое время бьется, точитъ пѣну, скрежещетъ зубами, какъ бѣснующійся. Наконецъ, подняли его двое проходившихъ мимо турокъ и, когда пришелъ онъ въ себя, тотчасъ понялъ, что пострадалъ отъ Божія гнѣва за дерзкое покушеніе взять и унести честный крестъ. Поэтому онъ пошелъ и поставилъ его опять на томъ же мѣстѣ, гдѣ стоялъ прежде, и каждый день приходилъ лобызать его съ великимъ благоговѣніемъ. Впослѣдствіи же, когда священный учитель Косма проходилъ тѣмъ мѣстомъ въ другой разъ, турокъ пришелъ къ нему на поклоненіе, въ присутствіи всѣхъ разсказалъ чудо и смиренно просилъ прощенія.

Такъ какъ святый обличалъ женщинъ, носившихъ на себѣ наряды, и убѣждалъ въ своихъ поученіяхъ отложить всѣ убранства, то нѣкоторыя изъ нихъ стали носить черное платье. Одна богатая женщина въ Корицѣ имѣла у себя сына и убирала ему голову множествомъ серебряныхъ монетъ и другими излишними нарядами. Святый неоднократно совѣтовалъ этой женщинѣ раздѣлить всѣ эти уборы бѣднымъ дѣтямъ, ежели хочетъ, чтобы сынъ ея былъ живъ, но женщина не послушалась. Наконецъ, Косма говоритъ ей: если не снимешь съ ребенка нарядовъ, то вскорѣ лишишься его. Но какъ она и въ этотъ разъ не повиновалась святому, то на слѣдующій день нашла сына своего въ постели и тогда только поняла, что Богъ наказалъ ее за непослушаніе.

Святый, куда ни приходилъ, вездѣ училъ христіанъ — по воскреснымъ днямъ не дѣлать торговъ, не заниматься работами, но ходить въ церковь и слушать тамъ святую службу и Божіе слово, и тѣхъ, которые не слушались въ этомъ святаго, Богъ вразумлялъ различными наказаніями. Такъ, въ мѣстечкѣ, называемомъ Халкіада, на часъ пути отъ Арты, одинъ купецъ осмѣлился торговать въ воскресный день, и вдругъ отнялась у него рука. Пришедши же къ святому и испросивъ у него прощенія въ грѣхѣ своемъ, онъ чрезъ нѣсколько дней исцѣлился. Подобнымъ образомъ, въ Паргѣ, одинъ рабочій захотѣлъ въ воскресный день продать свою работу и лишился за то употребленія руки. Но, исповѣдавъ грѣхъ свой святому и выслушавъ отъ него наставленіе, онъ вмѣстѣ съ прощеніемъ получилъ и исцѣленіе руки.

Блаженный Косма въ поученіяхъ своихъ много разъ говорилъ ясно, что на Евангельскую проповѣдь призванъ онъ Самимъ Іисусомъ Христомъ и что изъ любви къ Господу прольетъ кровь свою. Наконецъ, предсказаніе его приблизилось къ исполненію. И это было слѣдующимъ образомъ: Апостольскій сей учитель ни въ Ѳессаліи, ни въ Кастореи, ни въ Янинѣ, ни въ другихъ странахъ, гдѣ были евреи, никогда не отверзалъ устъ своихъ противъ нихъ, но училъ только христіанъ хранить правду и покорность тѣмъ властямъ, какія далъ Богъ. Сами албанцы, приходя туда, гдѣ святый училъ на открытыхъ поляхъ, слышали это изъ устъ его и провозглашали его человѣкомъ Божіимъ. Посему и Куртъ-паша, когда дошла до него добрая эта молва, потребовалъ Косму къ себѣ, и бесѣда святаго столько понравилась пашѣ, что самую каѳедру, которую, по сказанному выше, устроилъ себѣ святый, чтобы учить съ нея народъ, велѣлъ обить бархатомъ. Но какъ въ предшествовавшіе вѣка лукавый родъ христоненавистниковъ евреевъ обнаруживалъ всегда крайнюю злобу на христіанъ, такъ и теперь жившіе въ Янинѣ богоненавистные евреи, не терпя, что проповѣдуется вѣра и Евангеліе Іисуса Христа, наговорили пашѣ, будто бы священный Косма подосланъ и обольщаетъ турецкихъ подданныхъ, приглашеніемъ ихъ въ Россію. Но Божій Промыслъ на этотъ разъ сохранилъ Косму отъ такого смертоноснаго навѣта, и христіане, по сему случаю, потерпѣли только значительный ущербъ въ имѣніи. Однакожъ, священный Косма съ сего времени началъ обличать лукавство и непримиримую ненависть евреевъ къ христіанамъ. И какъ ясно было доказано, что все, въ чемъ евреи обвиняли предъ пашею святаго, была чистая выдумка и явная клевета, то онъ снова пришелъ въ Янину. Здѣсь, во первыхъ, убѣдилъ онъ христіанъ, чтобы день общаго торга перенесли они съ воскресенья на субботу; а это евреямъ причинило великій убытокъ. Во вторыхъ, провозглашалъ евреевъ явными врагами, готовыми дѣлать христіанамъ всякое зло и во всякое время. Въ третьихъ, запрещалъ христіанамъ носить на головахъ своихъ длинныя кисти и все тому подобное, что покупали они у евреевъ, и внушалъ, что богоубійцы оскверняютъ все, что продаютъ христіанамъ, и потому ничего не должно покупать у евреевъ. Раздраженные этимъ, евреи пошли къ Куртъ-пашѣ, дали ему много денегъ и просили, чтобы лишилъ святаго жизни. Паша, посовѣтовавшись съ своимъ ходжою [4], положилъ въ мысляхъ умертвить Косму при его посредствѣ, что и сдѣлано такимъ образомъ. Святый имѣлъ обычай, какъ скоро приходилъ куда, брать сперва дозволеніе у мѣстнаго архіерея и намѣстниковъ его, а также кого-либо изъ христіанъ посылалъ за дозволеніемъ и къ гражданскимъ начальникамъ, и послѣ сего проповѣдывалъ уже безпрепятственно. Такъ, пришедши въ одно албанское селеніе, называемое Коликонтаси, взялъ онъ дозволеніе у мѣстнаго архіерея; развѣдавъ же о мѣстопребываніи гражданскихъ начальниковъ и узнавъ, что главный мѣстный правитель Куртъ-паша находится въ селеніи, называемомъ Верати, отстоящемъ на двѣнадцать часовъ пути, а ходжа этого паши живетъ близко, послалъ къ послѣднему испросить у него дозволеніе и началъ учить. Однако же, не удовольствовавшись этимъ, искалъ онъ случая самому увидѣть ходжу и удостовѣриться въ его расположеніи. Христіане долго удерживали отъ сего Косму, говоря: ты никогда не дѣлалъ этого прежде и не ходилъ самъ къ агарянскимъ начальникамъ просить у нихъ дозволенія; но не могли удержать его. Сказавъ, что не измѣнитъ своего намѣренія, святый взялъ съ собою четырехъ иноковъ и одного іерея, который могъ бы служить переводчикомъ, и отправился къ ходжѣ. Ходжа притворно сказалъ, что есть у него письмо отъ Куртъ-паши, по которому приказано послать Косму къ пашѣ для собесѣдованія, а между тѣмъ далъ приказъ своимъ держать святаго подъ стражею, и пока не будетъ отосланъ къ пашѣ, не дозволять ему сходить со двора. Тогда благословенный этотъ учитель понялъ, что намѣреваются умертвить его, и за то прославилъ и возблагодарилъ Владыку Христа, дарующаго возможность теченіе Апостольской своей проповѣди увѣнчать мученичествомъ. Обращаясь къ сопутникамъ своимъ инокамъ, онъ говорилъ словами Псалма: проидохомъ сквозѣ огнь и воду, и извелъ еси ны въ покой (Псал. 65, 12), и всю ночь славословя Господа во Псалмахъ, безъ признака скорби о томъ, что долженъ лишиться жизни, онъ показывалъ радостное лице, какъ будто шелъ на веселіе и ликованіе. Какъ скоро наступилъ день, семь человѣкъ агарянъ взяли и посадили его на коня, подъ предлогомъ представить Куртъ-пашѣ. Но когда чрезъ два часа пути подъѣхали къ большой рѣкѣ, то объявили ему приказъ Куртъ-паши предать его смерти. Святый съ радостію выслушалъ такое опредѣленіе и, преклонивъ колѣна, началъ молиться Богу, благодарилъ и прославлялъ Его за то, что Онъ даруетъ ему милость изъ любви ко Господу принести теперь въ жертву Ему жизнь свою, чего всегда желала душа его. Совершивъ молитву, онъ всталъ, крестовидно благословилъ всѣ четыре страны міра и помолился о всѣхъ христіанахъ. Затѣмъ мучители, посадивъ его у одного дерева, хотѣли связать ему руки; но святый не допустилъ ихъ, говоря, что противиться не будетъ, и самъ сложилъ руки крестъ на крестъ, какъ бы связанныя. Потомъ приложилъ онъ священную главу свою къ дереву: мучители обвязали веревкою шею его и удавили, а святая душа его воспарила на небеса. Такъ, блаженный Косма, это достолѣпное украшеніе міра, и какъ равноапостольный, и какъ священномученикъ, сподобился пріять отъ Господа сугубый вѣнецъ на шестьдесятъ пятомъ году жизни, августа 4-го дня, 1779 года.

Обнаживъ честное тѣло его, агаряне повлекли его и съ большимъ камнемъ на шеѣ бросили въ рѣку. Узнавъ объ этомъ, христіане вскорѣ пришли искать мощей святаго, опускали въ рѣку сѣти, употребляли и другіе способы, но найти ихъ не могли. Чрезъ три уже дня одинъ благоговѣйный іерей, по имени Маркъ, изъ находящагося близъ селенія Коликонтаси Ардевузскаго монастыря Введенія Пресвятыя Богородицы, оградившись крестнымъ знаменіемъ, отправился на поиски на маленькой ладьѣ, и вскорѣ — о чудо! видитъ, что святыя мощи плаваютъ поверхъ воды, и преподобный, какъ живой, стоитъ въ прямомъ положеніи. Маркъ немедленно приблизился къ мощамъ, обнялъ и извлекъ ихъ изъ воды. Когда поднялъ онъ мощи, — изъ медоточивыхъ устъ святаго истекло въ рѣку много крови. Прикрывъ мощи своею рясою, іерей перенесъ ихъ въ упомянутый выше Богородичный монастырь и честно предалъ погребенію позади святаго алтаря.

По кончинѣ святаго происходило слѣдующее: Куртъ-паша, раскаявшись глубоко въ томъ, что введенъ былъ въ обманъ и ради суетной корысти умертвилъ человѣка невиннаго и миролюбиваго, велѣлъ отпустить монаховъ, сопровождавшихъ святаго, въ упомянутый выше Богородичный монастырь, гдѣ и назначилъ имъ пребываніе. Монахи, пришедши туда, мощи святаго нашли погребенными, и чтобы болѣе удостовѣриться въ страдальческой его кончинѣ, вмѣстѣ съ другими іереями и христіанами откопали гробъ и нашли, что хотя онѣ три дня были въ рѣкѣ, какъ Іона въ китовомъ чревѣ, однако же не имѣли на себѣ никакихъ признаковъ тлѣнія, но благоухали, и святый казался будто почивающимъ. Облобызавъ благоговѣйно святые останки сіи, иноки снова предали ихъ погребенію.

Въ это время прилучилось находиться тамъ одной бѣсноватой женщинѣ, изъ дальнихъ мѣстъ слѣдовавшей за святымъ при жизни его и желавшей себѣ исцѣленія. Какъ скоро увидѣла она, что гробъ святаго открытъ, — сильно потрясъ ее бѣсъ, и вскорѣ потомъ она совершенно исцѣлилась, славя Бога и святаго. Одинъ изъ тѣхъ агарянъ, кои умертвили святаго, взялъ камилавку его и, возвращаясь къ ходжѣ, надѣлъ ее себѣ на голову, въ насмѣшку надъ святымъ. Въ ту же минуту сталъ онъ бѣсноватымъ, сбросилъ съ себя одежды свои, бѣгалъ и кричалъ, что онъ убилъ подвижника. Узнавъ объ этомъ, паша велѣлъ ввергнуть его въ узы, и тамъ въ мученіи испустилъ онъ духъ.

Въ упомянутомъ выше селеніи Коликонтаси, сказавъ послѣднюю проповѣдь, святый оставилъ тамъ по обычаю, водруженный въ землю крестъ. По кончинѣ его, христіане каждую ночь видѣли сіявшій надъ симъ крестомъ небесный свѣтъ; почему, въ день воздвиженія честнаго креста, іерей и народъ съ крестнымъ ходомъ пришли туда и, взявъ тотъ крестъ, поставили его позади алтаря, близъ гроба святаго, во всегдашнее напоминаніе о чудѣ.

Когда ученики святаго, получивъ совершенную свободу отъ паши, открыли мощи святаго, тогда нѣкоторые изъ нихъ взяли съ собою части сихъ мощей и разнесли ихъ по разнымъ мѣстамъ, и отъ тѣхъ святыхъ мощей многіе недужные получали исцѣленіе. Особливо поразительно это было на островѣ Наксіи, куда два ученика святаго, пришедши съ извѣстіемъ о страданіи его и явившись къ начальнику тамошняго училища священноучителю Хрисанѳу, брату священномученика, принесли съ собою нѣсколько волосъ изъ брады святаго. Въ это время одна женщина, въ такъ называемомъ Новомъ селеніи (Неохори), бывшая въ самомъ тяжкомъ и смертельномъ недугѣ, принявъ съ благоговѣніемъ сіи волосы, вдругъ ощутила въ себѣ сверхъ-естественную силу и вскорѣ, по молитвамъ священномученика Космы, получила совершенное здравіе. Его молитвами да сподобимся и мы небеснаго Царствія! Аминь.

Примѣчанія:
[1] Изъ Νέον Μαρτυρολόγιον.
[2] Булгарисомъ, который впослѣдствіи былъ архіепископомъ Екатеринославскимъ и Херсонскмъ (съ 1775 по 1779 годъ).
[3] Какъ это дѣлаютъ мусульмане.
[4] Домашній учитель вѣры.

Источникъ: Аѳонскій патерикъ или жизнеописаніе святыхъ, на Святой Аѳонской горѣ просіявшихъ. Часть II-я. — Изданіе седьмое, исправленное и переработанное, иждивеніемъ Русскаго Пантелеимонова монастыря на Аѳонѣ. — М.: Типо-Литографія И. Ефимова, 1897. — С. 109-123.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0