Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 20 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.

О СТАРОМЪ СТИЛѢ ПРАВОСЛАВНАГО КАЛЕНДАРЯ

Константинопольскій Соборъ 1583 г. о новомъ стилѣ.

Кто не слѣдуетъ обычаямъ Церкви и тому, какъ приказали семь святыхъ Вселенскихъ соборовъ о святой Пасхѣ и мѣсяцесловѣ и добре законоположили намъ слѣдовать а желаетъ слѣдовать григоріанской пасхаліи и мѣсяцеслову, тотъ съ безбожными астрономами противодѣйствуетъ всѣмъ опредѣленіямъ св. соборовъ и хочетъ ихъ измѣнить и ослабить — да будетъ анаѳема, отлученъ отъ Церкви Христовой и собранія вѣрныхъ.

Вы же, православные и благочестивые христіане, пребывайте въ томъ, въ чемъ научились, въ чемъ родились и воспитались, и когда вызоветъ необходимость и самую кровь вашу пролейте, чтобы сохранить отеческую вѣру и исповѣданіе. Хранитесь и будьте внимательны отъ сихъ, дабы и Господь нашъ Іисусъ Христосъ помогъ вамъ и молитвы нашей мѣрности да будутъ со всѣми вами. Аминь.

† Константинопольскій патріархъ Іеремія II. — † Александрійскій патріархъ Сильвестръ. — † Іерусалимскій патріархъ Софроній и прочіе архіереи собора, бывшаго 20 ноября 1583 г.

Статьи, документы, проповѣди

Б. А. Тураевъ († 1920 г.)
Отношеніе проф. В. В. Болотова къ грегоріанскому календарю.

<...>Въ самое послѣднее время Болотову пришлось участвовать въ качествѣ представителя отъ Церкви въ комиссіи по реформѣ календаря. Василій Васильевичъ былъ глубокимъ знатокомъ календарныхъ вопросовъ и изысканія въ этой области принадлежали къ числу наиболѣе любимыхъ имъ; поэтому лучшаго выбора не могло быть. Но взгляды его на грегоріанскій календарь были вполнѣ опредѣленны. Въ одномъ мѣстѣ онъ назвалъ его «искалѣченнымъ», въ другомъ, говоря о томъ, что догматъ непогрѣшительности провозглашенъ въ Ватиканѣ 18-го іюля 1871 г., онъ добавляетъ, «конечно, по грегоріанскому стилю, такъ какъ этотъ "очаровательный" календарь вполнѣ достоинъ того, чтобы по нему датировать документъ такого сорта, какъ constitutio Pastor aeternus”» [1]. Такимъ же убѣжденнымъ противникомъ западнаго счисленія былъ онъ и въ комиссіи. Не будучи въ состояніи принять личное участіе въ обсужденіи принципіальнаго вопроса о желательности календарной реформы въ Россіи, онъ подалъ затѣмъ особое мнѣніе, сущность котораго сводилась къ слѣдующимъ заключительнымъ строкамъ: «думаю, что культурная миссія Россіи по этому вопросу состоитъ въ томъ, чтобы еще нѣсколько столѣтій удерживать въ жизни юліанскій календарь и чрезъ то облегчить и для западныхъ народовъ возвращеніе отъ ненужной никому грегоріанской реформы» [2]. Комиссіи Василій Васильевичъ оказалъ огромныя услуги не только, какъ богословъ, но и какъ историкъ. Такъ онъ посвятилъ цѣлое изслѣдованіе вопросу о годѣ Рождества Христова и пришелъ къ выводу, что эта «проблема слагается изъ цѣлаго ряда неизвѣстныхъ, которыя ставятъ ее въ разрядъ неразрѣшимыхъ» [3]; другое изслѣдованіе касающееся вопроса о первомъ днѣ года [4], наконецъ, третье — самое большое — посвящено пасхаліи [5]. Кромѣ того въ засѣданіи 29-го сентября 1899 г. ему представился случай сдѣлать заявленіе, что мнѣніе, будто въ XIV вѣкѣ монахъ Матѳей Властарь написалъ сочиненіе о реформѣ календаря, ложно. «Всѣ эти проекты, — говорилъ онъ, — не были проектами реформы календаря. И Григора, и Властарь, и Аргиръ находили, что календарь останется прежній (въ Византіи никому и въ голову не могла прійти безумная грегоріанская мысль о реформѣ календаря), а измѣнить слѣдовало только пасхальныя границы... Пасху стали бы празновать 2-мя или 3-мя днями раньше, но стиль бы остался бы прежній. Изъ всего сказаннаго ясно, что грегоріанская реформа не имѣетъ подъ собой никакого научнаго основанія. По принципу... она была только реформой пасхаліи... Юліанскій календарь оказался неприспособленнымъ къ грегоріанской пасхаліи, и потому долженъ былъ превратиться въ грегоріанскій. Грегоріанская реформа не имѣетъ для себя не только оправданія, но даже извиненія, если мы не допускаемъ, что такую реформу повелѣлъ произвести именно Вселенскій Никейскій Соборъ 325 г. Никейскій Соборъ не постановилъ ничего подобнаго, и удерживать равноденствіе на вѣчныя времена на 21-е марта нѣтъ никакихъ научныхъ побужденій». Наконецъ 13-го декабря 1899 г., когда уже различные проекты были выслушаны, Василій Васильевичъ [снова] высказался «какъ принципіальный сторонникъ юліанскаго календаря». <...>

Примѣчанія:
[1] Христ. Чтеніе, 1892, I, стр. 349, прим. 67.
[2] Постановленія комиссіи по реформѣ календаря въ Россіи, стр. 34.
[3] Ibid., прилож. II (стр. 7-18).
[4] Ibid., прилож. IV (стр. 27-30).
[5] Ibid., стр. 31-49.

Источникъ: Современная лѣтопись: Б. А. Тураевъ. Василій Васильевичъ Болотовъ. // Журналъ Министерства народнаго просвѣщенія. —Часть CCCXXX. Августъ 1900 года. — СПб.: Типографія «В. С. Балашевъ и К°», 1900. — С. 98-99. [ос. паг.]

/ Къ оглавленію раздѣла /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0