Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - суббота, 27 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.

ТРІОДІОНЪ

Сергѣй Васильевичъ Булгаковъ.

Булгаковъ, Сергѣй Васильевичъ — духовный писатель, родился въ 1859 г., воспитанникъ Московской духовной академіи. Состоялъ преподавателемъ въ Харьковской духовной семинаріи; съ 1901 по 1911 годы былъ инспекторомъ классовъ Харьковскаго института благородныхъ дѣвицъ. Труды Булгакова: «Образцы святоотеческой и русской проповѣди» (опытъ гомилетической хрестоматіи; Харьковъ, 1887); «Практическое руководство къ совершенію богослуженія Православной Церкви» (Харьковъ, 1893), «Мѣсяцесловъ и Тріодионъ Православной Церкви» (5 вып., Харьковъ, 1898), «Настольная книга для священно-церковно-служителей» (1-е изд., Харьковъ, 1892; 2-е изд., Харьковъ, 1900; 3-е изд., Кіевъ, 1913).

Мѣсяцесловъ С. В. Булгакова

С. В. Булгаковъ.
Тріодіонъ.

Постная Тріодь.
Страстная седмица.

Великая суббота.

Въ Великую субботу св. Церковь воспоминаетъ: погребеніе Іисуса Христа, пребываніе Его тѣломъ во гробѣ, сошествіе душею во адъ, введеніе разбойника въ рай, пребываніе на престолѣ со Отцемъ и Духомъ и вмѣстѣ съ тѣмъ предуказываетъ наступленіе великаго событія Воскресенія Христова. Въ исключительныхъ, особенныхъ службахъ Великой субботы св. Церковь, проливая слезы любви и благодарности къ Положившему жизнь Свою за други и враги Своя и тѣломъ Почившему во гробѣ, призываетъ всѣхъ и все къ святѣйшему и драгоцѣннѣйшему гробу этому — чаянію всѣхъ языковъ, созываетъ къ нему и небо и землю, и ангеловъ и человѣковъ; окружаетъ его свѣтлымъ облакомъ древнихъ свидѣтелей, за тысячелѣтія его провидѣвшихъ, и соборомъ новозавѣтныхъ провозвѣстниковъ, здѣсь предъ Распятымъ какъ бы дающихъ отчетъ въ своей всемірной проповѣди объ искупительныхъ Его крестѣ, смерти и воскресеніи. Все Богослуженіе Великой субботы представляетъ чудное, безпримѣрное сочетаніе самыхъ противопноложныхъ чувствованій — скорби и отрады, горя и радости, слезъ и свѣтлаго ликованія [1]. Церковныя Богослуженія начинаются въ этотъ день съ начала его, съ самаго глубокаго утра, и продолжаются преемственно до конца его, такъ что послѣднія пѣсни субботнія сливаются съ воскресными и замираютъ только при начинающихся уже звукахъ торжественнѣйшаго «Христосъ воскресе!».

Тропари́, гла́съ 2:

Благообра́зный Іо́сифъ съ дре́ва сне́мъ пречи́стое тѣ́ло Твое́, плащани́цею чи́стою обви́въ, и воня́ми во гро́бѣ но́вѣ покры́въ положи́.

Сла́ва: Егда́ снизше́лъ еси́ къ сме́рти, Животе́ безсме́ртный, тогда́ а́дъ умертви́лъ еси́ блиста́ніемъ Божества́. Егда́ же уме́ршія отъ преиспо́днихъ воскреси́лъ еси́, вся́ си́лы небе́сныя взыва́ху: Жизнода́вче Христе́ Бо́же на́шъ, сла́ва Тебѣ́.

И ны́нѣ: Мѵроно́сицамъ жена́мъ при гро́бѣ предста́въ а́нгелъ вопія́ше: мѵ́ра ме́ртвымъ су́ть прили́чна, Христо́съ же истлѣ́нія яви́ся чу́ждь.

Конда́къ, гла́съ 6:

Бе́здну заключи́вый, ме́ртвъ зри́тся, и смѵ́рною и плащани́цею обви́вся, во гро́бѣ полага́ется, я́ко сме́ртный Безсме́ртный; жены́ же пріидо́ша пома́зати Его́ мѵ́ромъ, пла́чущія го́рько и вопію́щія: сія́ суббо́та е́сть преблагослове́нная, въ не́йже Христо́съ усну́въ, воскре́снетъ тридне́венъ.

Тропа́рь (вмѣ́сто Херуви́мскія пѣ́сни), гла́съ 8:

Да молчи́тъ вся́кая пло́ть человѣ́ча, и да стои́тъ со стра́хомъ и тре́петомъ, и ничто́же земно́е въ себѣ́ да помышля́етъ: Ца́рь бо ца́рствующихъ, и Госпо́дь госпо́дствующихъ, прихо́дитъ закла́тися и да́тися въ снѣ́дь вѣ́рнымъ; предхо́дятъ же Сему́ ли́цы а́нгельстіи со вся́кимъ нача́ломъ и вла́стію, многоочи́тіи херуви́ми и шестокрила́тіи серафи́ми, ли́ца закрыва́юще, и вопію́ще пѣ́снь: аллилу́ія, аллилу́ія, аллилу́ія.

Примѣчаніе:
[1] «Всѣ дни, — говорится въ Сѵнаксарѣ Великой субботы, — превосходитъ святая и великая Четыредесятница, но больше святой Четыредесятницы — святая и великая Седмица (страстная), и больше самой великой седмицы — сія великая и святая Суббота. Называется эта седмица великою не потому, что ея дни или часы больше (другихъ), но потому, что въ эту седмицу совершились великія и преестественныя чудеса и чрезвычайныя дѣла нашего Спасителя, а особенно сегодня. Ибо какъ при первомъ міротвореніи Богъ, создавши всѣ твари и напослѣдокъ превосходнѣйшую, — въ шестой день сотворивши человѣка, — въ седьмой почилъ отъ всѣхъ дѣлъ Своихъ и освятилъ его, наименовавъ «субботою», что́ значитъ «покой»: такъ и въ дѣланіи умнаго порядка, дивно совершивъ все (дѣло искупленія), и въ шестой день (пятокъ) возсоздавши опять истлѣвшаго человѣка и обновивъ его живоноснымъ крестомъ и смертію, — Господь въ настоящій, опять седьмый, день упокоился совершеннымъ успокоеніемъ отъ дѣлъ, почивъ животоестественнымъ и спасительнымъ сномъ. Богъ Слово плотію снисходитъ во гробъ; снисходитъ же и во адъ съ Своею безсмертною и Божественною душею, чрезъ смерть отдѣлившеюся отъ тѣла и преданною Имъ въ руки Отца, Которому Онъ добровольно принесъ и кровь Свою, сдѣлавшуюся нашимъ избавленіемъ. Но душа Господа не была удержана во адѣ, подобно душамъ другихъ святыхъ. Почему же? Да потому, что прародительская клятва ничего не причинила ей, какъ тѣмъ. Не коснулся врагъ нашъ діаволъ и крови, которою мы искуплены, хотя и владѣлъ нами, ибо какъ могъ хищникъ — діаволъ захватить не только посланнаго отъ Бога, но и Самого Бога? Впрочемъ, Господь нашъ Іисусъ Христосъ вселился во гробѣ тѣлесно съ Божествомъ, совершенно соединившимся съ плотію, но (въ то же время) былъ Онъ и въ раю съ разбойникомъ и, какъ сказано, во адѣ съ обоженною Своею душею, преестественно же былъ со Отцемъ и Святому Духу соприсутствовалъ, — вездѣ былъ, какъ Богъ неописанный (неограниченный), и Божество отнюдь не пострадало ни во гробѣ, ни на крестѣ. Испытало Господне тѣло и тлѣніе, т. е. разрѣшеніе души отъ тѣла, но отнюдь не истлѣніе, т. е. не разрушеніе плоти и совершенную порчу членовъ». (С.-Пет. Дух. В. 1896, 12-13). — «Сходилъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ, — говоритъ преосвященный Ѳеогностъ, архіепископъ Новгородскій, — во адъ душею Своею, соединенною съ Божествомъ, въ то время, когда Онъ, по снятіи Его со креста, тѣломъ Своимъ почивалъ во гробѣ. Во адѣ страдали до крестной смерти Іисуса Христа души всѣхъ скончавшихся людей. Не одинъ лучъ небеснаго свѣта не проникалъ къ нимъ, онѣ чужды были всякой отрады, удѣломъ ихъ была непрерывная печаль. Діаволъ вполнѣ властвовалъ надъ ними и, какъ неумолимый тиранъ, терзалъ ихъ разными свойственными ему способами. Но вотъ вдругъ озаряетъ адъ чудный свѣтъ, въ немъ является Вседержитель неба и земли и преисподней, Царь царствующихъ, Господь и Спаситель нашъ. Предъ Его Божествомъ діаволъ повергся въ прахъ, сила его падаетъ, у него отнимается всякая власть надъ душами, заключенными во адѣ. Тѣ изъ нихъ, которыя увѣровали въ Іисуса Христа, какъ Спасителя міра, всѣ освобождаются изъ адскаго плѣна; снимается съ нихъ тяготѣвшая надъ ними печать осужденія и отверженія, спадаютъ съ нихъ узы вѣчнаго мрака, и онѣ вслѣдъ за Спасителемъ веселыми ногами исходятъ изъ ада въ область свѣта и блаженства, въ Царство небесное. Изведши изъ ада заключенныя въ немъ души людей, Господь Іисусъ Христосъ въ то же время далъ полную возможность на будущее время, до скончанія вѣка, душамъ умирающихъ освобождаться отъ плѣна и мучительства адскаго. До крестной смерти Спасителя души всѣхъ умершихъ низводимы были во адъ. Этой участи не избѣгли даже ветхозавѣтные праведники — Авраамъ, Исаакъ, Іаковъ, Давидъ. Но послѣ того, какъ Спаситель сошедъ въ адъ и сокрушилъ силу діавола, души умирающихъ въ вѣрѣ и благочестіи христіанъ уже не исходятъ во адъ, а возносятся ангелами прямо на небо въ блаженныя обители Отца Небеснаго. Побѣдивъ діавола сошествіемъ Своимъ во адъ, Спаситель отнялъ у него прежнюю власть и надъ людьми, живущими на землѣ. До крестной смерти Спасителя діаволъ имѣлъ полную власть надъ людьми, сѣялъ ихъ, какъ пшеницу, бросалъ ихъ съ одного погибельнаго пути на другой, всѣ люди, такъ сказать, связаны были имъ по рукамъ и по ногамъ и не имѣли никакихъ средствъ освобождаться отъ его ужасной власти. Бѣсноватые, изображаемые въ Евангеліи, могутъ служить примѣромъ того, какъ страшно діаволъ мучилъ людей. Послѣ же побѣдоноснаго сошествія Іисуса Христа во адъ и славнаго Его воскресенія изъ мертвыхъ, вліяніе діавола на людей ослабѣло и стало уже далеко не таково, каково было въ ветхозавѣтныя времена. Правда, и теперь оставлена діаволу власть искушать людей, т. е. разными хитрыми дѣйствіями доводить ихъ до грѣховъ и беззаконій; но иное дѣло состоять въ плѣну у діавола, находиться, такъ сказать, въ челюстяхъ его, и иное дѣло испытывать его жало, или подвергаться искушеніямъ отъ него. Во времена Ветхаго Завѣта — люди были совершенными плѣнниками діавола, теперь же онъ можетъ только уязвлять насъ своимъ грѣховнымъ жаломъ или искушать насъ. Но и отъ самыхъ уязвленій діавола намъ дана возможность ограждать себя. «Противитеся діаволу и бѣжитъ отъ васъ», взываетъ къ христіанамъ св. ап. Іаковъ (Іак. 4, 7). Итакъ, христіанину нужно только твердо стоять подъ знаменіемъ креста Господа нашего Іисуса Христа, нужно только противиться діаволу крѣпкою и сердечною вѣрою въ распятаго и воскресшаго Господа, и — діаволъ удалится отъ него. «Именемъ Моимъ бѣсы ижденутъ» (Марк. 16, 17), — такое обѣтованіе преподалъ Господь Іисусъ Христосъ относительно вѣрующихъ въ Него. Сладчайшее имя Іисуса Христа, съ твердою и искреннею вѣрою и съ знаменіемъ креста произносимое нами, служитъ сильнымъ противъ діавола оружіемъ; оно устрашаетъ его и заставляетъ бѣжать отъ насъ». (Новг. Еп. Вѣд. 1894, 9).

Источникъ: С. В. Булгаковъ. Настольная книга для священно-церковно-служителей. (Сборникъ свѣдѣній, касающихся преимущественно практической дѣятельности отечественнаго духовенства). — Изданіе третье, исправленное и дополненное. — Кіевъ: Типографія Кіево-Печерской Лавры, 1913. — С. 611-613.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0