Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - пятница, 22 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.

ТРІОДІОНЪ

Сергѣй Васильевичъ Булгаковъ.

Булгаковъ, Сергѣй Васильевичъ — духовный писатель, родился въ 1859 г., воспитанникъ Московской духовной академіи. Состоялъ преподавателемъ въ Харьковской духовной семинаріи; съ 1901 по 1911 годы былъ инспекторомъ классовъ Харьковскаго института благородныхъ дѣвицъ. Труды Булгакова: «Образцы святоотеческой и русской проповѣди» (опытъ гомилетической хрестоматіи; Харьковъ, 1887); «Практическое руководство къ совершенію богослуженія Православной Церкви» (Харьковъ, 1893), «Мѣсяцесловъ и Тріодионъ Православной Церкви» (5 вып., Харьковъ, 1898), «Настольная книга для священно-церковно-служителей» (1-е изд., Харьковъ, 1892; 2-е изд., Харьковъ, 1900; 3-е изд., Кіевъ, 1913).

Мѣсяцесловъ С. В. Булгакова

С. В. Булгаковъ.
Тріодіонъ.

Постная Тріодь.
Страстная седмица.

Великій четвертокъ.

Въ Богослуженіи этого дня воспоминаются событія, предварившія шествіе Спасителя на вольную страсть: совершеніе Іисусомъ Христомъ послѣдней пасхальной вечери съ умовеніемъ ногъ и установленіемъ таинства Евхаристіи [1] и предательство Іуды. Въ апостольскомъ чтеніи изображены какъ установленіе таинства, такъ и цѣль его и достойный образъ приготовленія къ нему и принятія его [2]. Евангеліе повѣствуетъ объ обстоятельствахъ, предшествовавшихъ, сопровождавшихъ и послѣдовавшихъ за Тайной вечерею, и выбрано изъ повѣствованій свв. евангелистовъ Матѳея, Луки и Іоанна. Разнообразію воспоминаемыхъ въ этотъ день поразительныхъ Евангельскихъ событій соотвѣтствуетъ и обильное разнообразіе трогательныхъ чувствованій и мыслей, изображаемыхъ въ церковныхъ пѣснопѣніяхъ этого дня. Созерцая Спасителя уже въ послѣднія предъ страданіями минуты, св. Церковь въ своихъ пѣснопѣніяхъ глубоко соскорбитъ и сострадаетъ Ему въ такъ понятной сердцу человѣческому скорби Его духа; но, зная, Кто этотъ Страдалецъ и зачѣмъ и за кого Онъ идетъ на смерть, св. Церковь даетъ не менѣе мѣста и чувству благоговѣйной любви къ Грядущему на вольныя страсти и благодарнаго прославленія Его. Съ особенною силою желая выразить негодованіе къ кознямъ іудейскимъ и вѣроломству Іудину, съ одной стороны, и благоговѣйное преклоненіе предъ долготерпѣніемъ Спасителя — съ другой, — св. Церковь восклицаетъ: «стекается прочее соборище іудейское, да Содѣтеля и Зиждителя всяческихъ Пилату предастъ; о беззаконныхъ! о невѣрныхъ! яко Грядущаго судити живымъ и мертвымъ, на судъ готовятъ: исцѣляющаго страсти, ко страстемъ уготовляютъ: Господи долготерпѣливе! велія Твоя милость, слава Тебѣ!» Прославляя безконечную любовь Спасителя, подъемлющаго всю тяжесть грѣховъ человѣческихъ, и невыразимое смиреніе Его, умывающаго ноги рабамъ Своимъ, св. Церковь благоговѣетъ предъ чашею жизни вѣчной, предложенной Создателемъ, славословитъ кровавую молитву Геѳсиманскую Спасителя, подающую и намъ святой, высокій урокъ — въ молитвѣ именно искать утѣшенія и укрѣпленія среди скорбей въ несеніи нашего жизненнаго креста и въ часъ приближенія смерти.

Тропа́рь, гла́съ 8:

Егда́ сла́вніи ученицы́ на умове́ніи ве́чери просвѣща́хуся, тогда́ Іу́да злочести́вый, сребролю́біемъ неду́говавъ, омрача́шеся, и беззако́ннымъ судія́мъ Тебе́ Пра́веднаго Судію́ предае́тъ. Ви́ждь, имѣ́ній рачи́телю, си́хъ ра́ди удавле́ніе употреби́вша! бѣжи́ несы́тыя души́, Учи́телю такова́я дерзну́вшія; Иже о всѣ́хъ благíй, Го́споди, сла́ва Тебѣ́.

Конда́къ, гла́съ 2:

Хлѣ́бъ пріе́мъ въ ру́цѣ преда́тель, сокрове́нно ты́я простира́етъ и пріе́млетъ цѣ́ну Созда́вшаго Свои́ма рука́ма человѣ́ка, и неиспра́вленъ пребы́сть Іу́да, ра́бъ и льсте́цъ.

Ексапостила́рій:

Черто́гъ Тво́й ви́жду, Спа́се мо́й, украше́нный, и оде́жды не и́мамъ, да вни́ду въ о́нь: просвѣти́ одѣя́ніе души́ моея́, Свѣтода́вче, и спаси́ мя.

Тропа́рь (вмѣ́сто Херуви́мскія пѣ́сни), гла́съ 6:

Ве́чери Твоея́ та́йныя дне́сь, Сы́не Бо́жій, прича́стника мя́ пріими́, не бо́ враго́мъ Твои́мъ та́йну повѣ́мъ, ни лобза́нія Ти́ да́мъ я́ко Іу́да, но я́ко разбо́йникъ исповѣ́даю Тя́: помяни́ мя́, Го́споди, во Ца́рствіи Твое́мъ.

Примѣчанія:
[1] По сохранившемуся у восточныхъ христіанъ преданію, чаша служившая для причащенія на Тайной вечери, была сдѣлана изъ коры растенія. Съ благоговѣніемъ и старательно сохраняемая апостолами и ихъ преемниками, эта св. чаша Господня впослѣдствіи была перенесена изъ Іерусалима въ Константинополь, а затѣмъ сдѣлалась достояніемъ Аѳонскаго Иверскаго монастыря, получившаго эту святыню въ даръ отъ одного изъ Византійскихъ императоровъ. Иноки этого монастыря нерѣдко переносили св. чашу для поклоненія вѣрующимъ въ свое подворье въ г. Салоникахъ, носившее названіе Влатесъ. Въ началѣ XV в. это подворье было обращено въ самостоятельный монастырь, и св. чаша осталась въ немъ навсегда. Сохраненная почти безъ всякихъ поврежденій, св. чаша для большей безопасности ея была вдѣлана въ другую серебряную чашу такого же вида. Возставшій въ началѣ XIX в. противъ султана начальникъ салоникскихъ янычаръ, Ализотъ-бей, напалъ и на монастырь Влатесъ и похитилъ изъ него всѣ драгоцѣнности, а въ числѣ ихъ и св. чашу. Иноки монастыря выкупили эту святыню у похитителя, но уже разбитою на нѣсколько кусковъ. Были сдѣланы три серебряныя чаши, имѣющія двойное дно, и въ каждое изъ нихъ вложены драгоцѣнные остатки св. чаши. Въ 1850 г. братія монастыря Влатесъ изъявила желанія поднести Государынѣ Императрицѣ Александрѣ Ѳеодоровнѣ самую бо́льшую изъ означенныхъ трехъ чашъ, которая по Высочайшему соизволенію была доставлена въ 1852 г. въ С.-Петербургскій Большой Придворный соборъ, гдѣ эта святыня и хранится (см. Церк. Вѣд. 1904, 43).
[2] Въ этотъ день св. Церковь по преимуществу призываетъ вѣрующихъ къ причащенію тѣла и крови Спасителя — въ часъ установленія сего святѣйшаго таинства и какъ бы изъ рукъ Самого Божественнаго Учредителя онаго. Даже торжественная Херувимская пѣснь на этой Литургіи опускается и замѣняется трогательною пѣснію («Вечери Твоея тайныя...»), обличительною Іудѣ и подражагощею исповѣданію благоразумнаго разбойника. Также и обычная похвальная пѣснь Богородицѣ замѣняется ирмосомъ канона, въ которомъ приглашаются вѣрующіе на вечерю Христову къ воспріятію на ней предложенной Христомъ безсмертной трапезы.

Источникъ: С. В. Булгаковъ. Настольная книга для священно-церковно-служителей. (Сборникъ свѣдѣній, касающихся преимущественно практической дѣятельности отечественнаго духовенства). — Изданіе третье, исправленное и дополненное. — Кіевъ: Типографія Кіево-Печерской Лавры, 1913. — С. 595-596.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0