Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 24 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.

ТРІОДІОНЪ

Сергѣй Васильевичъ Булгаковъ.

Булгаковъ, Сергѣй Васильевичъ — духовный писатель, родился въ 1859 г., воспитанникъ Московской духовной академіи. Состоялъ преподавателемъ въ Харьковской духовной семинаріи; съ 1901 по 1911 годы былъ инспекторомъ классовъ Харьковскаго института благородныхъ дѣвицъ. Труды Булгакова: «Образцы святоотеческой и русской проповѣди» (опытъ гомилетической хрестоматіи; Харьковъ, 1887); «Практическое руководство къ совершенію богослуженія Православной Церкви» (Харьковъ, 1893), «Мѣсяцесловъ и Тріодионъ Православной Церкви» (5 вып., Харьковъ, 1898), «Настольная книга для священно-церковно-служителей» (1-е изд., Харьковъ, 1892; 2-е изд., Харьковъ, 1900; 3-е изд., Кіевъ, 1913).

Мѣсяцесловъ С. В. Булгакова

С. В. Булгаковъ.
Тріодіонъ.

Постная Тріодь.
Страстная седмица.

Великая среда.

Ночь на среду Господь провелъ въ Виѳаніи (Матѳ. 26, 6-17). Здѣсь въ домѣ Симона прокаженнаго, въ то время, когда въ совѣтѣ первосвященниковъ, книжниковъ и старѣйшинъ было уже рѣшено взять Іисуса Христа хитростію и убить Его, — нѣкая жена «грѣшница» [1] возлила драгоцѣнное мѵро на главу Спасителя и тѣмъ уготовала Его на погребеніе, какъ судилъ Самъ Онъ объ ея поступкѣ [2]. Здѣсь же, въ противоположность безкорыстному поступку жены грѣшницы, родилось въ неблагодарной душѣ Іуды, одного изъ двѣнадцати учениковъ Спасителя, преступное намѣреніе предать беззаконному совѣту своего Учителя и Господа. Поэтому въ церковной службѣ Великой среды прославляется жена грѣшница и порицается и проклинается сребролюбіе и предательство Іуды. «Егда грѣшная, — воспѣваетъ въ этотъ день св. Церковь, — приношаше мѵро, тогда ученикъ соглашашеся пребеззаконнымъ; овая убо радовашеся, истощающи мѵро многоцѣнное, сей же тщашеся продати Безцѣннаго; сія Владыку познаваше, а сей отъ Владыки разлучашеся; сія свобождашася, а Іуда рабъ бываше врагу»; «о Іудина окаянства, отъ негоже избави, Боже, души наша!» [3].

Тропа́рь, гла́съ 8:

Се́ Жени́хъ гряде́тъ въ полу́нощи, и блаже́нъ ра́бъ, его́же обря́щетъ бдя́ща; недосто́инъ же па́ки, его́же обря́щетъ уныва́юща. Блюди́ у́бо, душе́ моя́, не сно́мъ отяготи́ся, да не сме́рти предана́ бу́деши, и Ца́рствія внѣ́ затвори́шися; но воспряни́ зову́щи: Свя́тъ, Свя́тъ, Свя́тъ еси́ Бо́же, Богоро́дицею поми́луй на́съ.

Конда́къ, гла́съ 4:

Па́че блудни́цы, Бла́же, беззако́нновавъ, сле́зъ ту́чи ника́коже Тебѣ́ принесо́хъ, но молча́ніемъ моля́ся припа́даю ти́, любо́вію облобыза́я пречи́стѣи Твои́ но́зѣ, я́ко да оставле́ніе мнѣ́ я́ко Влады́ка пода́си долго́въ, зову́щу Ти́, Спа́се: отъ скве́рныхъ дѣ́лъ мои́хъ изба́ви мя́.

Ексапостила́рій:

Черто́гъ Тво́й ви́жду, Спа́се мо́й, украше́нный, и оде́жды не и́мамъ, да вни́ду въ о́нь: просвѣти́ одѣя́ніе души́ моея́, Свѣтода́вче, и спаси́ мя.

Примѣчанія:
[1] Въ Евангельскихъ повѣствованіяхъ различаются три жены, удостоившіяся помазать мѵромъ Іисуса Христа на трехъ различныхъ вечеряхъ. Упоминаемая у евангелиста Луки (7, 36-50) жена грѣшница, помазавшая мѵромъ Спасителя на вечери въ Іерусалимѣ, въ домѣ Симона фарисея, была, по преданію, Марія Магдалина, «изъ нея же (Господь) изгна седмь бѣсовъ». Другая жена, помазавшая мѵромъ Спасителя на вечери, бывшей прежде 6-ти дней Пасхи въ Виѳаніи, была Марія, сестра Лазаря (Іоан. 12, 1-11). Третья вечеря была тоже въ Виѳаніи, но за 2 дня до Пасхи, въ домѣ Симона прокаженнаго, и на ней нѣкая жена, отличная отъ первыхъ двухъ, удостоилась помазать мѵромъ Спасителя (Матѳ. 26, 6-13; Марк. 14, 1-9). По толкованію св. Іоанна Златоуста, евангелистъ Матѳей въ своемъ повѣствованіи о вечери въ домѣ Симона прокаженнаго не просто упомянулъ о проказѣ Симона, но съ тѣмъ, дабы показать причину, почему жена съ дерзновеніемъ приступила къ Іисусу. Поелику проказа казалась ей болѣзнію нечистою и гнусною, и между тѣмъ она видѣла, что Іисусъ исцѣлилъ человѣка и очистилъ проказу, — иначе не восхотѣлъ бы остаться у прокаженнаго, — то она возымѣла надежду, что Іисусъ легко очиститъ и душевную ея нечистоту. (См. Сѵнаксарь Великой среды).
[2] Въ обыденной жизни, особенно людьми богатыми, на Востокѣ помазаніе мѵромъ употреблялось очень не рѣдко, что частію требовалось особенностями жаркаго климата, частію относилось къ пріятностямъ и удобствамъ жизни; особенно же помазывались во время пиршествъ, при представленіи высокимъ лицамъ, или когда у себя въ домѣ принимали лицъ, особенно уважаемыхъ. Помазывали обыкновенно волосы на головѣ, лобъ, лицо, бороду, а когда хотѣли выразить особое почтеніе какому-либо лицу, то и ноги; сверхъ того, у Евреевъ былъ обычай намащать благовоніями и мертвыхъ.
[3] «Исполнилось, — учитъ св. Іоаннъ Златоустъ, — то, что Христосъ предсказалъ о женѣ грѣшницѣ. Куда ни пойдешь во вселенной, вездѣ слышишь, что возвѣщаютъ объ этой женѣ; хотя она не знаменита и не имѣла многихъ свидѣтелей. Кто же это возвѣстилъ и проповѣдалъ? Сила Того, Кто предсказалъ сіе. Прошло столько времени, а память о семъ происшествіи не истребилась; и Персы, и Индѣйцы, и Скиѳы, и Ѳракіане, и Сарматы, и поколѣніе Мавровъ, и жители Британскихъ острововъ повѣствуютъ о томъ, что сдѣлада жена грѣшница тайно въ домѣ». «Какъ же Іуда сдѣлался предателемъ, спросишь ты, когда онъ призванъ Христомъ? Богъ, призывая къ Себѣ людей, не налагаетъ необходимости и не дѣлаетъ насилія волѣ тѣхъ, кои не желатотъ избрать добродѣтели; но увѣщеваетъ, подаетъ совѣты, все дѣлаетъ, всячески старается, дабы побудить ихъ содѣлаться добрыми; ежели же нѣкоторые не желаютъ быть добрыми, Онъ не принуждаетъ».

Источникъ: С. В. Булгаковъ. Настольная книга для священно-церковно-служителей. (Сборникъ свѣдѣній, касающихся преимущественно практической дѣятельности отечественнаго духовенства). — Изданіе третье, исправленное и дополненное. — Кіевъ: Типографія Кіево-Печерской Лавры, 1913. — С. 593-594.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0