Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 20 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.

ТРІОДІОНЪ

Сергѣй Васильевичъ Булгаковъ.

Булгаковъ, Сергѣй Васильевичъ — духовный писатель, родился въ 1859 г., воспитанникъ Московской духовной академіи. Состоялъ преподавателемъ въ Харьковской духовной семинаріи; съ 1901 по 1911 годы былъ инспекторомъ классовъ Харьковскаго института благородныхъ дѣвицъ. Труды Булгакова: «Образцы святоотеческой и русской проповѣди» (опытъ гомилетической хрестоматіи; Харьковъ, 1887); «Практическое руководство къ совершенію богослуженія Православной Церкви» (Харьковъ, 1893), «Мѣсяцесловъ и Тріодионъ Православной Церкви» (5 вып., Харьковъ, 1898), «Настольная книга для священно-церковно-служителей» (1-е изд., Харьковъ, 1892; 2-е изд., Харьковъ, 1900; 3-е изд., Кіевъ, 1913).

Мѣсяцесловъ С. В. Булгакова

С. В. Булгаковъ.
Тріодіонъ.

Постная Тріодь.
Страстная седмица.

О Страстной седмицѣ.

Послѣдняя седмица предъ Пасхою посвящена воспоминанію послѣднихъ дней земной жизни Спасителя, Его страданій, смерти и погребенія, почему и называется Страстною. Она называется также Великою по знаменательности и великости совершившихся въ ней событій. «Въ эту седмицу, — какъ учитъ св. Іоаннъ Златоустъ, — разрѣшена древняя тиранія діавола, попрана смерть, связанъ сильный и расхищены его оружія, заглаженъ грѣхъ, снята клятва и отверстъ рай, небо перестало быть недоступнымъ, люди сблизились съ ангелами, преграда раздѣленія отнята, границы взяты; Богъ мира примирилъ небесное и земное». Богослуженіе этой великой по ея внутреннему знаменованію и смыслу седмицы св. Церковь обставила и соотвѣтственнымъ внѣшнимъ величіемъ, украсивъ его мудро расположенными пророческими, апостольскими и евангельскими чтеніями, возвышеннѣйшими, вдохновенными пѣснопѣніями и цѣлымъ рядомъ глубокознаменательныхъ, благоговѣйныхъ обрядовъ. Все, что только въ Ветхомъ Завѣтѣ предъизображено или предсказано, а въ Новомъ изображено или сказано о послѣднихъ дняхъ и часахъ земной жизни Богочеловѣка, — все это св. Церковь сводитъ въ одинъ живой и величественный образъ, который постененно и раскрывается предъ нами въ Богослуженіи Страстной седмицы. Уже на вечернѣ въ недѣлю Ваій св. Церковь приглашаетъ вѣрныхъ отъ торжественнаго праздника Ваій стекаться на Божественный праздникъ таинства страстей Господнихъ. Потомъ, съ наступленіемъ Страстной седмицы, св. Церковь, воспоминая въ Богослуженіи событія послѣднихъ дней земной жнани Спасителя, внимательнымъ окомъ любви и благоговѣнія слѣдитъ, такъ сказать, за каждымъ шагомъ, вслушивается въ каждое слово, даже входитъ и насъ хочетъ ввести въ самыя душевныя расположенія грядущаго на вольную страсть Христа Спасителя, постепенно ведетъ насъ по стопамъ Господа на протяженіе всего Его крестнаго пути, отъ Виѳаніи до Лобнаго мѣста, отъ царственнаго входа Его въ Іерусалимъ и до послѣдняго момента Его искупительныхъ за людскіе грѣхи страданій на крестѣ, и далѣе — до свѣтлаго торжества Христова воскресенія. Въ первые три дня св. Церковь усиленно приготовляетъ вѣрующихъ къ страстямъ Христовымъ. Въ эти дни на шестомъ часѣ положены чтенія о таинственныхъ видѣніяхъ пророка Іезекіиля, предвозвѣстившихъ основаніе на землѣ Церкви Іисусомъ Христомъ, Который, Самъ испивъ всю горесть нашихъ бѣдствій, сдѣлалъ всѣ эти бѣдствія для истинныхъ Своихъ послѣдователей сладкими, спасительными. Положенное на вечерняхъ чтеніе изъ книги Исходъ посвящено воспоминанію бѣдственнаго положенія народа Іудейскаго въ рабствѣ Египетскомъ, изъ котораго народъ этотъ былъ избавленъ послѣ того, какъ вкусилъ агнца — прообразованіе Пасхи. Этимъ воспоминаніемъ св. Церковь внушаетъ вѣрующимъ, что гораздо тяжелѣе рабства Египетскаго рабство діаволу, отъ котораго избавлены мы новою Пасхою — Христомъ, за насъ пострадавшимъ. Второе чтеніе за вечернями заимствуется изъ книги Іова. Безропотное перенесеніе всѣхъ тяжкихъ бѣдствій и испытаній, ниспосланныхъ по волѣ Отца Небеснаго на этого праведнаго мужа, служитъ прообразованіемъ страданій Христа за грѣхи наши, а также даетъ намъ урокъ безропотнаго перенесенія скорбей и несчастій въ нашей жизни. Въ соотвѣтствіе съ тѣмъ, что Іисусъ Христосъ предъ страданіями всѣ дни проводилъ въ храмѣ, уча народъ, св. Церковь отличаетъ эти дни особенно продолжительнымъ Богослуженіемъ. Стараясь собрать и сосредоточить вниманіе и мысли вѣрующихъ вообще на всей Евангельской исторіи воплощенія Богочеловѣка и Его служенія роду человѣческому, св. Церковь въ первые три дня Страстной седмицы прочитываетъ на часахъ все Четвероевангеліе. Этимъ благовѣствованіемъ св. Церковь также имѣетъ въ виду показать, что Іисусъ Христосъ во всѣхъ событіяхъ Своей земной жизни открылся, какъ истинный Богъ и истинный человѣкъ, и что только поэтому и страданія Его спасительны для насъ. Такъ какъ въ первые три дня Страстной седмицы совершились различныя многознаменательныя событія, которыя имѣютъ самое близкое отношеніе къ страстямъ Христовымъ, то и эти событія благоговѣйно воспоминаются св. Церковію въ тѣ самые дни, въ которые они совершались. Въ положенныхъ въ первые три дня Страстной седмицы на утрени и Литургіи преждеосвященныхъ Даровъ особо избранныхь Евангельскихъ чтеніяхъ св. Церковь просвѣщаетъ вѣрующихъ Евангельскими повѣствованіями о событіяхъ каждаго дня и назидаетъ произнесенными въ эти дни рѣчами Спасителя и Его бесѣдами. Такимъ образомъ, св. Церковь въ эти дни неотступно ведетъ насъ за Божественнымъ Учителемъ, съ Его учениками, то въ храмъ, то къ народу, то къ мытарямъ, то къ фарисеямъ, и всюду просвѣщаетъ насъ тѣми именно словами, которыя предлагалъ Самъ Онъ непосредственнымъ слушателямъ Своимъ въ эти дни. Подготовляя вѣрующихъ къ достойному созерцанію и сердечному соучастію въ крестныхъ страданіяхъ Спасителя, св. Церковь всему вообще Богослуженію первыхъ трехъ дней Страстной седмицы придаетъ характеръ преимущественной печали и трогательнаго сокрушенія о нашей грѣховности. Съ вечеромъ среды оканчивается великопостное Богослуженіе и начинается рядъ службъ особеннаго знаменованія и совсѣмъ иного состава; въ церковныхъ пѣснопѣніяхъ замолкаютъ звуки плача и сѣтованій грѣшной души человѣческой и наступаютъ дни иного плача, наполняющаго сердца вѣрующихъ и отселѣ проникающаго все Богослуженіе церковное, — плача отъ созерцанія ужасающихъ мученій и крестныхъ страданій Самого Сына Божія. Въ то же время и другія чувства — неописуемой радости за свое спасеніе, безпредѣльной благодарности Божественному Искупителю — восторгаютъ сердце, переполняютъ душу вѣрующаго христіанина. Оплакивая безвинно страждущаго, поруганнаго и распятаго, проливая горькія слезы подъ крестомъ своего Спасителя, мы испытываемъ и невыразимую радость отъ сознанія, что распятое на крестѣ Святѣйшее Слово совоскреситъ съ Собою и насъ, погибающихъ. Полнотою священныхъ повѣствованій, глубоко-содержательныхъ пѣснопѣній и, наконецъ, цѣлымъ рядомъ благоговѣйныхъ обрядовъ и священныхъ обычаевъ св. Церковь въ дни страстей Христовыхъ осѣняетъ душу христіанина такимъ избыткомъ чувствъ горестныхъ и радостныхъ, безгранично умилительныхъ и животворныхъ, что религіозное одушевленіе и вдохновенный восторгъ вѣрующей души христіанской въ эти дни не поддается никакому описанію, его не въ состояніи выразить никакое слово. Послѣдовательно развертывая поразительно-величественную повѣсть страстей Господнихъ, Богослуженіе Страстной седмицы даетъ намъ полную возможность мысленно переноситься въ эти дни то въ Іерусалимъ, то на гору Елеонскую, то въ горницу Сіонскую, то въ Геѳсиманію, то на Голгоѳу, то въ вертоградъ Іосифа Аримаѳейскаго, то подобно женамъ мѵроносицамъ «зѣло рано» тещи ко гробу Спасителя, чтобы видѣть Его живоносное воскресеніе. Тѣснѣйшимъ образомъ сближая насъ съ понесшимъ вольныя страсти Спасителемъ нашимъ, Богослуженіе Страстной седмицы доставляетъ намъ безцѣнную возможность мысленно созерцать потоки Его святѣйшей крови, пролитой за насъ, и слышать какъ бы непосредственно изъ самыхъ пречистыхъ Его устъ послѣднія предсмертныя рѣчи и Божественныя Его наставленія. Словомъ, присутствуя въ Страстную седмицу на службахъ церковныхъ, живо представляющихъ всѣ событія послѣднихъ дней Спасителя какъ бы совершающимися предъ нами, мы проходимъ мысленно всю величественно трогательную и безмѣрно назидательную, такъ близкую сердцу христіанина исторію страданій Христовыхъ, мыслію и сердцемъ своимъ «сшествуемъ Ему и сораспинаемся Ему». Вслѣдствіе этого Страстная недѣля является знаменательнѣйшимъ временемъ въ году, несравненно возвышающимъ душу христіанина и настраивающимъ ее къ принятію самыхъ высокихъ идей и впечатлѣній, — временемъ, доставляющимъ обильную пищу для религіозной христіанской мысли и небесное наслажденіе и восторги вѣрующему сердцу [1].

Примѣчаніе:
[1] По свидѣтельству св. Златоуста, первенствующіе христіане, горя желаніемъ неотступно быть съ Господомъ въ послѣдніе дни Его жизни, въ Страстную седмицу усиливали моленія и усугубляли обыкновенные подвиги поста; они, подражая Господу, претерпѣвшему единственно по любви къ падшему человѣчеству безпримѣрныя страданія, старались быть добрыми и снисходительными къ немощамъ братій своихъ и больше творить дѣлъ любви и милосердія; считая неприличнымъ произносить осужденіе во дни нашего оправданія пречистою кровію Непорочнаго Агнца, прекращали всѣ тяжбы, судопроивводства въ присутственныхъ мѣстахъ, споры и наказанія и даже освобождали на это время отъ цѣпей узниковъ темничныхъ, виновныхъ не въ уголовныхъ преступленіяхъ.

Источникъ: С. В. Булгаковъ. Настольная книга для священно-церковно-служителей. (Сборникъ свѣдѣній, касающихся преимущественно практической дѣятельности отечественнаго духовенства). — Изданіе третье, исправленное и дополненное. — Кіевъ: Типографія Кіево-Печерской Лавры, 1913. — С. 587-590.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0