Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 27 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.

МѢСЯЦЕСЛОВЪ

Сергѣй Васильевичъ Булгаковъ.

Булгаковъ, Сергѣй Васильевичъ — духовный писатель, родился въ 1859 г., воспитанникъ Московской духовной академіи. Состоялъ преподавателемъ въ Харьковской духовной семинаріи; съ 1901 по 1911 годы былъ инспекторомъ классовъ Харьковскаго института благородныхъ дѣвицъ. Труды Булгакова: «Образцы святоотеческой и русской проповѣди» (опытъ гомилетической хрестоматіи; Харьковъ, 1887); «Практическое руководство къ совершенію богослуженія Православной Церкви» (Харьковъ, 1893), «Мѣсяцесловъ и Тріодионъ Православной Церкви» (5 вып., Харьковъ, 1898), «Настольная книга для священно-церковно-служителей» (1-е изд., Харьковъ, 1892; 2-е изд., Харьковъ, 1900; 3-е изд., Кіевъ, 1913).

Мѣсяцесловъ С. В. Булгакова

С. В. Булгаковъ.
Мѣсяцесловъ Православной Церкви.

Мѣсяцъ Сентябрь.
День двадцать шестой.

Преставленіе св. апостола и евангелиста Іоанна Богослова.

Св. Іоаннъ былъ родомъ изъ галилейскаго селенія Виѳсаиды и былъ сыномъ рыбаря Заведея и Соломіи, меньшимъ братомъ св. ап. Іакова Заведеева (Матѳ. 4, 21; Марк. 15, 40; 16, 1). Семейство, въ которомъ св. Іоаннъ получилъ первоначальное воспитаніе, принадлежало къ немногимъ тогда истинно благочестивымъ израильскимъ семействамъ, полнымъ живыхъ и одушевленныхъ ожиданій явленія Мессіи (Лук. 2, 38). Сначала Іоаннъ былъ ученикомъ св. Іоанна Крестителя. Явленіе Іисуса Христа, въ Которомъ св. Предтеча призналъ Мессію, произвело на Іоанна неотразимое впечатлѣніе, и онъ вмѣстѣ съ ап. Андреемъ послѣдовалъ за Христомъ (Іоан. 1, 35-40). Впослѣдствіи вмѣстѣ съ своимъ братомъ ап. Іаковомъ (см. 30 апр.) призванный Господомъ отъ рыбарскихъ сѣтей на проповѣдь Евангелія (Матѳ. 4, 21), онъ сдѣлался однимъ изъ довѣреннѣйшихъ учениковъ Спасителя, свидѣтелемъ важнѣйшихъ дѣлъ и событій Его жизни (Матѳ. 17, 1; 26, 37; Марк. 5, 37; Марк. 9, 2; Лук. 9, 28; Матѳ. 26, 37; Марк. 14, 23) И особенно предъ всѣми возлюбленнымъ (Іоан. 13, 23; 19, 26; 20, 2; 21, 20), а на тайной вечери возлежалъ на персяхъ своего Учителя (Іоан. 13, 23). За огненную ревность и силу духа Спаситель далъ ему съ братомъ его прозваніе Воанергесъ — сыны грома (Марк. 3, 17). По любви ко Христу онъ одинъ изъ апостоловъ не устрашился слѣдовать за Господомъ, когда Онъ веденъ былъ на судъ, и былъ свидѣтелемъ не только осужденія Его, но и самыхъ крестныхъ страданій. По вознесеніи Спасителя на небо, св. Іоаннъ, вмѣстѣ съ апп. Петромъ и Іаковомъ, трудился надъ проповѣдью слова Божія въ Іерусалимѣ, былъ главнымъ руководителемъ христіанъ, столпомъ Церкви (Гал. 2, 9). Онъ жилъ въ Іерусалимѣ до Успенія Богоматери, ввѣренной Іисусомъ Христомъ его попеченію (Іоан. 19, 26-27), и за проповѣдь о Христѣ не разъ подвергался гоненію отъ синедріона и даже потерпѣлъ бичеваніе (Дѣян. 3, 4, 8, 14, 25; Гал. 2, 9). По успеніи Богоматери, онъ переселился въ г. Ефесъ (въ Малой Азіи), гдѣ имѣлъ попеченіе не только объ Ефесской, но и вообще о Церквахъ Малоазійскихъ, громогласнымъ «языкомъ извѣщая Божія мудрости сокровенное слово», разсѣевая «многобожія тму», изсушая «мутныя нечестія воды» и «еретичествующихъ отрѣвая словеса». При Домиціанѣ св. Іоаннъ былъ въ оковахъ отведенъ въ Римъ и тамъ пострадалъ за Христа. Св. старца заставили выпить отравленное питье, но оно не повредило ему; затѣмъ его повергли въ котелъ съ кипящимъ масломъ, но и здѣсь Господь сохранилъ его невредимымъ, и онъ вышелъ изъ него еще болѣе здоровымъ и юнымъ. Впослѣдствіи «за слово Божіе и за свидѣтельство Іисуса Христа» онъ былъ схваченъ въ Римѣ и сосланъ въ заточеніе на островъ Патмосъ (Апок. 1, 9). Тамъ онъ обратилъ жителей ко Христу и удостоился великаго откровенія о будущихъ судьбахъ Церкви и міра, которое и изложено въ «Апокалипсисѣ» (каковое названіе значитъ — откровеніе). Освобожденный отъ ссылки, онъ поселился въ Ефесѣ, откуда слѣдилъ за жизнію всѣхъ окружающихъ Церквей и часто предпринималъ путешествіе для личнаго обозрѣнія ихъ, охраняя чистоту христіанскаго вѣроученія отъ вторженія умствованій различныхъ еретиковъ. Насколько св. Іоаннъ считалъ для своихъ духовныхъ чадъ опаснымъ общеніе съ еретиками и заботился о предохраненіи истинно вѣрующихъ отъ лжеучителей, — можно судить потому, что онъ однажды въ Ефесѣ, пришедши въ баню и увидѣвъ тамъ еретика Керинѳа, выбѣжалъ вонъ, сказавъ: «убѣжимъ отсюда: можетъ обрушиться баня, когда въ ней Керинѳъ, врагъ истины». Высокая христіанская любовь была главною, отличительною чертою жизни и ученія св. Іоанна, и онъ по преимуществу называется апостоломъ любви. Ни старость, ни слабость тѣлесная — ничего не могло ослабить въ немъ горячей ревности къ апостольскому служенію и пламенной любви къ Богу и къ ближнимъ [1]. Для него не было большей радости, какъ слышать, что его духовныя чада ходятъ въ истинѣ (3 Іоан. 1, 4). До послѣднихъ дней своей жизни онъ собиралъ вокругъ себя учениковъ, постоянно внушая имъ хранить миръ между собою и любить другъ друга. Съ лѣтами онъ сдѣлался уже такъ слабъ, что не могъ самъ ходить на христіанскія собранія, и ученики носили его туда; не могъ уже онъ и поучать, какъ раньше, и бесѣду свою на собраніяхъ ограничивалъ словами: «дѣти, любите другъ друга». Ученики, слыша отъ него постоянно одно и то же, наконецъ, спросили его, почему онъ постоянно повторяетъ имъ это, и св. Апостолъ отвѣтилъ: «это заповѣдь Господа, и если соблюдете ее, то и довольно». И въ своихъ посланіяхъ св. апостолъ учитъ: «кто любитъ Бога, тотъ пусть любитъ и брата своего, потому что кто не любитъ брата, тотъ этимъ показываетъ, что не любитъ и Бога; всякій, ненавидящій брата своего, есть человѣкоубійца; какъ Христосъ положилъ за насъ жизнь Свою, такъ и мы должны полагать жизнь свою за братьевъ; кто любитъ брата своего, тотъ во свѣтѣ, а кто ненавидитъ, тотъ во тьмѣ» (1 Іоан. 4, 20-21; 3, 15-16; 2, 10-11). Св. Апостолъ любви кончилъ жизнь мирно въ глубокой старости въ началѣ II в. (ок. 105-106 г., по инымъ не ранѣе 110 г., по другимъ, около 101 г.). Хотя такую естественную кончину изъ всѣхъ 12 апостоловъ и имѣлъ только одинъ св. ап. Іоаннъ, но онъ испыталъ горшее мученичества томленіе духа, когда стоялъ у креста Господня, претерпѣлъ гоненіе отъ Домиціана и заточеніе на пустынномъ островѣ Патмосѣ, сіялъ славою въ Церкви, какъ возлюбленный ученикъ Спасителя и Его другъ, былъ высоко вознесенъ надъ всѣми сочетаніемъ духовныхъ дарованій, какъ евангелистъ, богословъ и тайновидецъ. По этимъ высокимъ подвигамъ и дарованіямъ, по дѣвственной чистотѣ и святости жизни, по совершенству въ любви, св. ап. Іоаннъ, оставаясь долгое время на землѣ единственнымъ Апостоломъ, еще до кончины былъ высоко чтимъ въ Церкви и, безъ сомнѣнія, вслѣдъ за кончиною уже былъ прославляемъ наравнѣ съ апостолами, пріявшими кончину мучениковъ. Кромѣ Апокалипсиса, ап. Іоанномъ написано Евангеліе и три Соборныхъ Посланія [1-е, 2-е, 3-е]. По высотѣ ученія о предвѣчномъ бытіи Бога Слова св. Іоанну усвоено названіе Богослова. Св. Церковь ублажаетъ его, какъ «дѣвственника», «истиннаго друга и наперсника Учителя Христа», «начальника богословія», «православныхъ догматовъ списателя». См. 8 мая.

Примѣчаніе:
[1] Сохранилось преданіе, изображающее трогательный и умилительный примѣръ отеческой любви св. Апостола къ ближнимъ и пламенной его ревности объ ихъ спасеніи. — Находясь нѣкогда въ одномъ недалекомъ отъ Ефеса городѣ для проповѣди Евангелія и утвержденія вѣрующихъ, св. Апостолъ увидѣлъ юношу, который при здоровомъ и красивомъ тѣлѣ видимо отличался душевными дарованіями. Желая сдѣлать сего юношу полезнымъ членомъ Церкви, св. Іоаннъ взялъ его къ себѣ, научилъ вѣрѣ во Христа и благочестію; но, будучи отвлеченъ другими важнѣйшими дѣлами и оставляя городъ, поручилъ его епископу града. Епископъ воспитывалъ юношу, какъ сына, охранялъ его отъ всѣхъ соблазновъ и искушеній, напоялъ его млекомъ чистаго ученія вѣры и благочестія христіанскаго. Наконецъ, видя постоянно доброе и кроткое поведеніе его и надѣясь еще болѣе утвердить его въ благочестіи, сподобилъ его св. крещенія, а съ тѣмъ вмѣстѣ ослабилъ свой надзоръ за нимъ, какъ совершеннымъ уже христіаниномъ. Оставшись на свободѣ, юноша свелъ знакомство со сверстниками, не обученными страху Божію и преданными порокамъ. Опасные друзья скоро пріучили его къ разнымъ порочнымъ забавамъ, невоздержанію и распутству. Не имѣя средствъ къ удовлетворенію со дня на день усиливающейся страсти къ чувственнымъ наслажденіямъ, онъ привыкъ мало по малу къ обманамъ и воровству. Наконецъ, не находя возможности скрывать долѣе развратныхъ своихъ привычекъ, тяготясь присутствіемъ благочестиваго общества, съ которымъ поневолѣ долженъ былъ участвовать въ подвигахъ благочестія, онъ собралъ нѣсколько распутныхъ товарищей, ушелъ съ ними въ горы, сдѣлался начальникомъ разбойничьей шайки и, проливая кровь человѣческую, думалъ насытить никогда и ничѣмъ ненасыщаемыя страсти. По довольно долгомъ времени св. Іоаннъ прибылъ опять въ этотъ городъ и, узнавъ о порочной жизни юноши, немедленно сѣлъ на коня, взялъ съ собою проводника и отправился въ горы искать заблудшую овцу. Находившіеся въ потаенныхъ мѣстахъ стражи разбойничьей шайки схватили св. Апостола и привели его къ своему начальнику, который, едва завидѣлъ въ плѣнникѣ св. Іоанна, бросился бѣжать отъ него. Тогда св. старецъ, забывъ свою старость и безсиліе, съ быстротою юноши пустился преслѣдовать бѣгущаго, крича вслѣдъ ему: «сынъ мой, зачѣмъ бѣжишь отъ меня, отца твоего? Зачѣмъ напрасно утруждаешь меня? Остановись, — помилуй меня, слабаго и немощнаго старца; остановись, не бойся, ты имѣешь еще надежду спасенія. Я буду отвѣчать за тебя предъ Богомъ, я душу свою положу за тебя, какъ Христосъ положилъ Свою душу за насъ. Не бойся, сынъ мой, остановись, не бойся. Христосъ послалъ меня даровать тебѣ отпущеніе грѣховъ твоихъ. Я буду страдать за тебя, пусть кровь, которую ты пролилъ, будетъ на мнѣ, пусть бремя грѣховъ твоихъ отяготѣетъ на моей выи!» Тронутый слезами и словами св. Апостола, разбойникъ остановился, бросилъ съ презрѣніемъ свое оружіе, въ страхѣ и трепетѣ предсталъ предъ св. старцемъ, обливаясь слезами и скрывая отъ стыда правую руку, обагренную кровію. Что же дѣлаетъ св. Іоаннъ? Онъ упадаетъ къ ногамъ злодѣя, лобызаетъ окровавленную руку его, умоляетъ его пощадить свою душу, возвратиться на лоно св. Церкви, къ Премилосердому Господу Іисусу Христу. Такимъ образомъ, погибшая овца возвращается избранному стаду Небеснаго Пастыря. Любвеобильный Апостолъ самъ раздѣлялъ съ кающимся строгіе подвиги церковнаго покаянія — постъ и молитву, бдѣнія и колѣнопреклоненія, и не оставлялъ его дотолѣ, пока не уврачевалъ совершенно грѣховныя язвы его, доколѣ не утвердилъ его совершенно на правомъ пути благочестія.

Источникъ: С. В. Булгаковъ. Настольная книга для священно-церковно-служителей. (Сборникъ свѣдѣній, касающихся преимущественно практической дѣятельности отечественнаго духовенства). — Изданіе третье, исправленное и дополненное. — Кіевъ: Типографія Кіево-Печерской Лавры, 1913. — С. 384-387.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0