Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - суббота, 27 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.

МѢСЯЦЕСЛОВЪ

Сергѣй Васильевичъ Булгаковъ.

Булгаковъ, Сергѣй Васильевичъ — духовный писатель, родился въ 1859 г., воспитанникъ Московской духовной академіи. Состоялъ преподавателемъ въ Харьковской духовной семинаріи; съ 1901 по 1911 годы былъ инспекторомъ классовъ Харьковскаго института благородныхъ дѣвицъ. Труды Булгакова: «Образцы святоотеческой и русской проповѣди» (опытъ гомилетической хрестоматіи; Харьковъ, 1887); «Практическое руководство къ совершенію богослуженія Православной Церкви» (Харьковъ, 1893), «Мѣсяцесловъ и Тріодионъ Православной Церкви» (5 вып., Харьковъ, 1898), «Настольная книга для священно-церковно-служителей» (1-е изд., Харьковъ, 1892; 2-е изд., Харьковъ, 1900; 3-е изд., Кіевъ, 1913).

Мѣсяцесловъ С. В. Булгакова

С. В. Булгаковъ.
Мѣсяцесловъ Православной Церкви.

Мѣсяцъ Сентябрь.
День двадцатый.

Св. великомуч. Евстаѳія (Плакиды, воеводы Римскаго, — по X.М.) и иже съ нимъ; по М. В. С. и X. М.: подружія (т. е. супруги) его Ѳеопистіи и чадъ ихъ — Агапія и Ѳеописта.

Св. Евстаѳій, въ язычествѣ Плакида, отличавшійся добротою, милосердіемъ и справедливостію, былъ знаменитымъ римскимъ полководцемъ при императорахъ Титѣ и Траянѣ. По особому внушенію свыше, полученному имъ однажды во время охоты, онъ принялъ св. крещеніе вмѣстѣ со всѣмъ своимъ семействомъ. Просвѣщенный свѣтомъ Христовой вѣры, св. Плакида съ женою жили благочестиво и въ полномъ благополучіи. Но Богу угодно было испытать вѣру св. Евстаѳія. Въ домѣ св. Евстаѳія водворяется болѣзнь и смерть: сначала погибаютъ слуги, потомъ весь скотъ; воры похищаютъ все, что только возможно было унести, и св. Евстаѳій неожиданно лишается всего имущества. Богатые люди отворачиваются отъ него и ему приходится трудами рукъ своихъ кормить себя и семейство. Оставивъ Римъ, онъ странствовалъ въ рубищѣ изъ селенія въ селеніе, нанимаясь на поденныя работы. Наконецъ, онъ рѣшается совсѣмъ покинуть отечество и садится съ семьею на корабль, отправляющійся въ Египетъ. Коварный и жадный до наживы хозяинъ корабля, задумавъ продать супругу св. Евстаѳія и получить за ея красоту большую сумму денегъ, высадилъ св. Евстаѳія съ дѣтьми на берегахъ Африки, а самъ съ его супругою отплылъ въ море. Тяжело было для св. Евстаѳія это насильственное ужасное отнятіе у него супруги; но, укрѣпляемый молитвою и упованіемъ на Бога, онъ «супружницы плѣненіе претерпѣлъ доблественно». Вполнѣ покоряясь волѣ Божіей и во всемъ полагаясь на помощь Господа, св. Евстаѳій вмѣстѣ съ своими дѣтьми отправился въ глубь невѣдомой ему страны, чтобы найти себѣ мѣсто жительства и работу. Но Господь уготовляетъ ему еще бóльшее испытаніе. На пути встрѣчается св. Евстаѳію не глубокая, но быстрая рѣка, и онъ, оставивъ старшаго сына на берегу, переноситъ младшаго и сажаетъ его на траву. Когда отецъ доходитъ до средины рѣки, левъ уноситъ старшаго сына его въ пустыню, а волкъ увлекаетъ младшаго въ кустарники. И св. Евстаѳій лишается всего, что было для него такъ дорого въ жизни, и остается одинокимъ, безъ семьи, отечества и дома. Претерпѣвая все это, онъ не возропталъ, смиренно преклонился предъ Промысломъ Божіимъ, пошелъ далѣе и въ встрѣтившемся селеніи нанялся стеречь житницы. Въ скудости и нищетѣ жилъ онъ здѣсь, непрестанно подвизаясь въ подвигахъ молитвы. И Господь не оставилъ безъ награды св. Евстаѳія. Явилась нужда въ хорошемъ военачальникѣ, способномъ защитить Римъ отъ враговъ, и имп. Траянъ посылаетъ воиновъ отыскать Плакиду. Найденный воинами, св. Евстаѳій былъ возстановленъ въ званіи военачальника, славно отразилъ враговъ и прославился многими побѣдами. Между тѣмъ оба сына его, похищенные хищными звѣрьми, были спасены пастухами, воспитаны ими и поступили въ военную службу. Оба они находились въ войскѣ Плакиды, отличались красотой, благородствомъ и мужествомъ. Сдружившись между собою, они, однажды открывъ другъ другу свое прошлое, насколько оно было имъ извѣстно, убѣдились, что они единокровные братья. Ихъ рѣшимость отыскать своихъ родителей и обращеніе за помощію въ этомъ дѣлѣ къ славному побѣдами и добротою сердца Плакидѣ привели къ открытію, что онъ и есть ихъ отецъ, а они его дѣти. Вскорѣ, по милости Божіей, нашлась и супруга Плакиды. «Божественною дланію сохраншися отъ мучительства вражія» она была продана въ рабство, усердно работая своимъ господамъ и живя въ строгомъ благочестіи, «цѣломудрія хранящи», а, по смерти господъ, получила свободу и проживала въ томъ селеніи, гдѣ на возвратномъ пути въ Римъ послѣ своихъ славныхъ побѣдъ, остановился Плакида. Желая возвратиться въ Римъ, св. Ѳеопистія обратилась за разрѣшеніемъ отправиться туда вмѣстѣ съ войскомъ къ Плакидѣ и, узнавъ въ немъ своего мужа, открылась ему. Св. Евстаѳій съ неописуемой радостію возвратился въ Римъ, получивъ черезъ 15 лѣтъ высокія почести и богатство, жену и сыновей и прославившись великими побѣдами. Но вскорѣ послѣ сего имп. Адріанъ, снѣдаемый завистію къ славѣ побѣдоноснаго полководца, подвергъ его вмѣстѣ съ его семействомъ мукамъ за то, что они не хотѣли принять участія въ языческомъ торжествѣ, устроенномъ въ Римѣ по поводу одержанныхъ побѣдъ. Свв. исповѣдниковъ бросили на растерзанія звѣрямъ, но звѣри не коснулись ихъ. Тогда разъяренный императоръ повелѣлъ бросить свв. мучениковъ въ раскаленнаго мѣднаго быка, гдѣ они и скончались (въ 118 г.). Однако свв. тѣла ихъ нисколько не были повреждены жаромъ и нынѣ почиваютъ въ Римѣ въ церкви его имени. Въ службѣ св. Евстаѳій прославляется, какъ «вторый Іовъ», «столпъ терпѣнія», «вѣрный въ житіи, и неколебленъ во искушеніихъ, и во страданіи побѣдоносецъ»; вмѣстѣ съ нимъ въ службѣ прославляются его супруга и дѣти, хотя поименно и не называются.

Источникъ: С. В. Булгаковъ. Настольная книга для священно-церковно-служителей. (Сборникъ свѣдѣній, касающихся преимущественно практической дѣятельности отечественнаго духовенства). — Изданіе третье, исправленное и дополненное. — Кіевъ: Типографія Кіево-Печерской Лавры, 1913. — С. 373-374.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0