Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 23 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.

МѢСЯЦЕСЛОВЪ

Сергѣй Васильевичъ Булгаковъ.

Булгаковъ, Сергѣй Васильевичъ — духовный писатель, родился въ 1859 г., воспитанникъ Московской духовной академіи. Состоялъ преподавателемъ въ Харьковской духовной семинаріи; съ 1901 по 1911 годы былъ инспекторомъ классовъ Харьковскаго института благородныхъ дѣвицъ. Труды Булгакова: «Образцы святоотеческой и русской проповѣди» (опытъ гомилетической хрестоматіи; Харьковъ, 1887); «Практическое руководство къ совершенію богослуженія Православной Церкви» (Харьковъ, 1893), «Мѣсяцесловъ и Тріодионъ Православной Церкви» (5 вып., Харьковъ, 1898), «Настольная книга для священно-церковно-служителей» (1-е изд., Харьковъ, 1892; 2-е изд., Харьковъ, 1900; 3-е изд., Кіевъ, 1913).

Мѣсяцесловъ С. В. Булгакова

С. В. Булгаковъ.
Мѣсяцесловъ Православной Церкви.

Мѣсяцъ Сентябрь.
День четырнадцатый.

Всемірное воздвиженіе Честнаго и Животворящего Креста.

Первоначально этотъ праздникъ установленъ Церковію въ воспоминаніе обрѣтенія креста Господня. Событіе это, по описанію древнихъ христіанскихъ историковъ, представляется въ такомъ видѣ. Константинъ Великій, по чувству благоговѣнія къ кресту Господню, благодаря которому онъ одержалъ многія побѣды, и въ благодарность Богу за согласіе Церкви, установленное на I Вселенскомъ Соборѣ, возъимѣлъ желаніе соорудить храмъ на Голгоѳѣ. Для исполненія этого желанія благочестивая мать Константина, Елена, отправилась въ 326 г. въ Іерусалимъ, имѣя также, по особенному внушенію Божію, пламенное желаніе найти крестъ Господень. По соображенію обычая зарывать орудія казни близъ мѣста совершенія ея и по указанію одного престарѣлаго іудея (см. 28 окт.), крестъ былъ найденъ, но съ нимъ и другіе два креста [1]. Узнать крестъ Господень было трудно, такъ какъ дощечка съ надписью: Іисусъ Назарянинъ царь Іудейскій, — лежала отдѣльно. Нужно было высшее свидѣтельство о крестѣ Господнемъ, нежели какое могло быть во власти человѣческой, — и это свидѣтельство было явлено въ чудодѣйственной силѣ креста Господня. По распоряженію патріарха Макарія, найденные кресты были принесены къ одру одной болящей благочестивой женщины, и патріархъ, въ присутствіи благочестивой царицы и множества народа, началъ возлагать кресты на болящую. Прикосновеніе двухъ крестовъ не произвело никакого дѣйствія, но отъ прикосновенія третьяго креста больной чудесно было возвращено здравіе. На возвратномъ пути было получено еще болѣе чудесное доказательство, что исцѣлившій болящую есть истинный крестъ Христовъ. Патріархъ Макарій, встрѣтивъ несшихъ для погребенія тѣло умершаго, снова началъ возлагать одинъ за другимъ кресты на умершаго, — и умершій воскресъ отъ прикосновенія того же креста, который показалъ свою чудодѣйственную силу надъ болящей. Слава чудесъ отъ креста Господня привлекла къ Голгоѳѣ великое множество народа. Такъ какъ для многихъ, за тѣснотою, не было возможности не только приблизиться и облобызать честный крестъ, но и видѣть его, то патріархъ, ставъ на возвышенномъ мѣстѣ и воздвигая честный крестъ, показывалъ его и въ отдаленіи стоящимъ, и весь народъ въ радостномъ восторгѣ взывалъ «Господи помилуй»! Установленіе празднованія Воздвиженія относятъ ко времени освященія храма Воскресенія Христова, каковое освященіе было совершено 13 сент. 335 г. (см. 13 сент.), а праздникъ Воздвиженія былъ отнесенъ къ 14 сент. Въ томъ (335) году 13 ент. приходилось въ субботу, а Воздвиженіе — въ воскресенье и потому вдвойнѣ прилично было воспѣть въ Іерусалимѣ: «кресту Твоему поклоняемся Владыко и святое воскресеніе Твое славимъ». Такъ какъ празднованіе Воздвиженія было установлено соборомъ епископовъ, прибывшихъ на освященіе храма изъ всѣхъ странъ имперіи, при чемъ было положено праздновать его повсюду, то оно распространилось во всемъ христіанскомъ мірѣ, и праздникъ сдѣлался всемірнымъ въ собственномъ смыслѣ [2]. — Въ VII в. съ воспоминаніемъ обрѣтенія креста Господня было соединено другое воспоминаніе о возвращенін креста Господня изъ плѣна персидскаго. Въ 614 г. Хозрой, царь персидскій, во время войны съ греческимъ императоромъ Фокою, овладѣлъ Іерусалимомъ и его святыней, въ томъ числѣ и крестомъ Господнимъ, который и пребывалъ въ плѣну въ Персіи. Честное древо креста Христова привело въ движеніе и изумленіе всю Персію. Пребываніе его въ языческой странѣ сопровождалось поразительными знаменіями и чудесами (сн. 22 янв.). Въ Персіи повсюду заговорили: «Богъ христіанскій къ намъ пришелъ, и что съ нами будетъ»? Самъ Хозрой оказывалъ христіанской святынѣ честь и уваженіе: онъ не осмѣливался вынуть честнаго древа изъ запечатаннаго ковчега, въ которомъ оно хранилось, и во все время пребыванія въ Персіи оно оставалось неприкосновеннымъ. Въ 628 г. животворящее древо креста Господня было возвращено преемникомъ Хозроя, Сироесомъ, по заключеніи мира съ имп. Иракліемъ. Императоръ встрѣтилъ крестъ Господень въ Іерусалимѣ и, по внушенію патр. Зосимы, въ смиренной одеждѣ и босой, внесъ его въ храмъ [3], откуда онъ былъ похищенъ. Крестъ возвращенъ изъ плѣна 14 сент. Такимъ образомъ въ праздникѣ этого дня соединились два воспоминанія — объ обрѣтеніи и возвращеніи креста Господня изъ плѣна [4]. Въ церковныхъ пѣснопѣніяхъ этого дня святый «всечестный и живоносный» крестъ воспѣвается, какъ «ангеловъ слава», «апостоловъ удобреніе», «крѣпость праведныхъ», «вѣрныхъ похвала», «священниковъ благолѣпіе», «благочестія непобѣдимая побѣда», «дверь райская», «пристанище спасенія», «христіанъ упованіе, заблудшихъ наставникъ, обуреваемыхъ пристанище», «слѣпыхъ наставникъ, немощныхъ врачъ, воскресеніе всѣхъ умершихъ», «бѣсовъ сопротивоборецъ», «хранитель всея вселенныя», «оружіе мира», «въ бранехъ побѣда», «царей держава», «красота церкве», «оружіе непобѣдимое», «имже тля разорися и упразднися, и попрася смертная держава, и вознесохомся отъ земли къ небеснымъ». Воспѣвая силу креста Господня и спасеніе, на немъ содѣянное, св. Церковь призываетъ насъ цѣловать св. крестъ «радостію и страхомъ: страхомъ грѣха ради, яко недостойніи суще, радостію же спасенія ради, еже подастъ міру на томъ пригвоздивыйся Христосъ Богъ, имѣяй велію милость» (сн. 3 нед. Вел. поста). Самый обрядъ воздвиженія креста Господня имѣетъ глубокое духовное значеніе. Такъ какъ крестъ Христовъ есть орудіе и вмѣстѣ символъ нашего спасенія, священная хоругвь нашей вѣры, знаменіе христіанина и христіанства; то и въ совершающемся въ сей день воздвиженіи св. креста мы должны усматривать изображеніе всего образа нашего спасенія, всей сущности нашей св. вѣры, всей прошедшей и настоящей судьбы нашей и всей будущей нашей участи. Крестъ низводится долу и паки возносится горѣ: это образъ нашего горькаго паденія въ Адамѣ и нашего превознесенія во Христѣ отъ глубины ада къ царствію Божію и отъ смерти къ вѣчноблаженной жизни въ Богѣ. Для разумѣвающаго и вѣрующаго въ священнодѣйствіи воздвиженія креста Христова — неизсякаемый источникъ духовнаго утѣшенія, сильное побужденіе къ умиленной молитвѣ и благоговѣйному изліянію сердца своего предъ Богомъ, высшее поощреніе къ дѣламъ благочестія и любви христіанской, предметъ богомысленнаго размышленія и благодаренія Богу на всю вѣчность [5].

Примѣчаніе:
[1] Форма креста, на которомъ былъ распятъ Спаситель, до настоящаго времени точно не опредѣлена археологами. У западныхъ христіанъ почти исключительно и повсемѣстно крестъ имѣетъ четырехконечную форму. Наши старообрядцы признаютъ правильной осьмиконечную форму креста. Православная Церковь одинаково допускаетъ обѣ эти формы, а также и шестиконечную (см. ниже, 4-я седм. Вел. поста и Вел. пят.).
[2] Св. царица Елена большую часть животворящаго древа креста Господня оставила въ Іерусалимѣ (гдѣ эта часть впослѣдствіи, по сооруженіи храма Воскресенія Христова, и была поставлена въ серебряномъ ковчегѣ для поклоненія вѣрнымъ), а другую, вмѣстѣ съ гвоздями, найденными въ св. гробѣ, послала сыну своему Константину въ Константинополь. Часть крестнаго древа, находившаяся въ Іерусалимскомъ храмѣ Воскресенія, ежегодно, въ праздникъ Пасхи, въ память первоначальнаго обрѣтенія, была торжественно воздвизаема и предлагаема для поклоненія народу, стекавшемуся во множествѣ на этотъ праздникъ изъ разныхъ странъ. Для многихъ единственною и самою высшею наградою за трудъ пути изъ отдаленныхъ странъ служили частицы животворящаго древа, которыя они, облагая златомъ и сребромъ, носили на груди, такъ что еще св. Кириллъ Іерусалимскій свидѣтельствуетъ, что въ его время, хотя «святое древо креста и было видимо» въ храмѣ, но «розданное отсюда по частямъ цѣлой вселенной, наполнило собою почти уже всю вселенную». Св. Русь тоже не разъ получала съ Востока части Животворящаго Креста Господня (см. 12 окт.), которыя благоговѣйно и хранятся въ разныхъ мѣстахъ нашего отечества (см. ниже, о монастыряхъ, и сн. Ц. Вѣд. 1907, 19, 1908, 20).
[3] Сначала императоръ понесъ было крестъ, облачившись въ порфиру и во всѣ царственные знаки; но у вратъ храма былъ остановленъ невидимою силою. Уже на другой день, онъ, по внушенію патріарха, получившаго откровеніе Божіе чрезъ Ангела, что великолѣпіе несообразно съ уничиженіемъ, въ какомъ Господь шелъ Своимъ крестнымъ путемъ, снявъ съ себя знаки царскаго величія, безпрепятственно внесъ св. крестъ въ храмъ.
[4] Имѣя въ виду конецъ уборки хлѣба, народъ говоритъ: «пришло Здвиженіе — хлѣбъ съ поля сдвинулся», и кромѣ названія «Здвиженія» называетъ этотъ праздникъ «Вдвиженіемъ». Это народное названіе праздника объясняется или простымъ желаніемъ примѣнить къ этому празднику обстоятельства своего быта, или же, вѣрнѣе, прямымъ незнаніемъ исторіи праздника, почему раскрытіе ея съ церковной каѳедры должно быть признано существенно важнымъ. Къ этому же празднику народъ пріурочиваетъ перелетъ птицъ и говоритъ, что онѣ улетаютъ въ какія-то невѣдомыя страны, называемыя ирьемъ, или вырьемъ, соединяя съ этимъ названіемъ нелѣпое представленіе о теплыхъ странахъ, на что пастырямъ Церкви тоже слѣдуетъ обратить вниманіе.
[5] «Господи помилуй!» восклицаетъ многократно св. Церковь, видя воздвизаемый крестъ Господенъ. Такъ надобно молиться и каждому изъ насъ, видя низводимый долу и возвышаемый горѣ крестъ Христовъ. И изъ насъ каждый былъ въ раю невинности, вышелъ изъ купели св. крещенія оправданнымъ и очищеннымъ отъ первороднаго грѣха; бывалъ каждый изъ насъ и еще въ раю духовномъ, когда съ сокрушеніемъ сердца исповѣдалъ грѣхи свои предъ Богомъ и съ благоговѣніемъ причащался божественнаго Тѣла и Крови Христовой во оставленіе грѣховъ. Но какъ первый даръ обновленія и возрожденія въ новую жизнъ мы теряемъ преступленіемъ заповѣдей Господнихъ, такъ и второй даръ оправданія и причащенія въ жизнь вѣчную часто продаемъ за всякую грѣха сладость. Сіе-то униженіе въ насъ небесной чести и славы чадь Божіихъ грѣхами нашими, это грѣховное безчестіе наше, это ниспаденіе съ высоты богоподобія до уподобленія скотомъ немысленнымъ должно воображаться въ умѣ нашемъ при видѣ низводимаго долу креста Христова, и мы должны сокрушаться своимъ сердцемъ и вопіять отъ всего существа своего: «Господи помилуй»! А такъ какъ каждому изъ насъ Господь уготовалъ ту славу, которую Онъ имѣлъ у Отца Своего прежде сложенія міра, если сами, по грѣхамъ своимъ, не лишимъ себя этой славы, и для каждаго изъ насъ уготовалъ Онъ мѣсто въ дому Отца Небеснаго, если сами, своеволіемъ и невоздержаніемъ своимъ, не изгонимъ себя изъ дому Отеческаго, подобно сыну блудному; то и о сей высочайшей славѣ долженъ помышлять умъ нашъ, видя возвышаемый горѣ крестъ Господень, и мы должны возгрѣвать и укоренять въ себѣ рѣшимость стремиться всѣми силами нашей души содѣлаться достойными горнихъ обителей въ дому Отца Небеснаго и изъ глубины сердца вопіять ко Господу и Владыкѣ живота своего: «Господи помилуй»!

Источникъ: С. В. Булгаковъ. Настольная книга для священно-церковно-служителей. (Сборникъ свѣдѣній, касающихся преимущественно практической дѣятельности отечественнаго духовенства). — Изданіе третье, исправленное и дополненное. — Кіевъ: Типографія Кіево-Печерской Лавры, 1913. — С. 363-365.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0